Проект «Лабораториум. Маленькие исследователи»
проект (подготовительная группа)
Проект «Лабораториум.
Маленькие исследователи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_laboratorium.docx | 63.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка»
Карасукского района Новосибирской области
Подготовила и провела воспитатель:
Мищенко Н. М.
Карасук 2023 г.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
дети дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:
Январь 2023г. – апрель 2023г.
ТИП ПРОЕКТА: творческий.
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: групповой.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 6-7 лет
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Дети по природе своей исследователи. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы деятельности. Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
ПРОБЛЕМА:
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Создание условий для развития у детей дошкольного возраста устойчивого познавательного интереса в поисково – исследовательской деятельности, стремления к самостоятельному размышлению и речевому сопровождению при проведении необычных экспериментов и исследований.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Образовательные:
расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
поддерживать удовлетворять детскую любознательность.
Развивающие:
развивать у детей познавательные способности классификация, сравнение, обобщение);
Развивать наблюдательность;
Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
Воспитательные:
воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Ожидаемые результаты:
У детей:
- Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
- Умение использовать разные способы и приемы познания.
- Интерес к экспериментированию у детей.
- Готовность к логическому познанию.
- Пополнение речевого запаса и развитие связной речи.
У родителей:
- Повысится уровень компетентности в вопросах организации поисково-исследовательской деятельности;
- Проявится интерес к деятельности детей в детском саду.
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, анкетирование родителей, подборка и изучение литературы.
2 этап – основной: Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) включает в себя совершенствование содержания предметно-игровой среды группы, насыщение развивающим материалом по семейному воспитанию. Использование разработанных мероприятий в работе с детьми. Организация работы с родителями.
3 этап – заключительный: Экскурсия в краеведческий музей. Выставка «Мир занимательных наук. Эксперимент и ум», Создание мини музея «Волшебница Вода»
Формы реализации проекта:
формы работы детьми:
- Поисково-исследовательские наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы.
Планирование деятельности по проекту
Дата | Мероприятия | Цель |
Январь 16 -20 | Составление плана работы | Определение актуальности и значимости проекта, подбор методической литературы для реализации проекта; организация развивающей предметно-пространственной среды. |
Январь 23 - 27 | Путешествие в лабораторию «Почемучки» | Уточнить представление о том, кто такие учёные люди, познакомить с понятиями «Наука», о способе познания мира - эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории; дать представление о культуре поведения в детской лаборатории. |
Февраль 30 - 03 | Познавательная беседа «Ходит капелька по кругу» | Расширять знания детей о воде и её свойствах в процессе экспериментирования. Дать возможность применить на практике полученные знания о свойствах воды в процессе экспериментирования. |
Февраль 06 - 10 | Просмотр слайд-шоу «Природные водоёмы: болото, река, водопад» | Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира. |
Февраль 13 -17 | Лепка «Подводный мир» | Продолжать развивать навык лепки, совершенствовать умение использовать разные способы лепки (налеп, углублённый рельеф), применять стеку. Формировать умение создавать из пластилина индивидуальные композиции. Поощрять проявление творчества. |
Февраль 20 - 24 | Виртуальное путешествие «Снег и лёд — это тоже вода» | Формировать представления о свойствах воды, льда и снега. Развивать умение сравнивать, анализировать, находить ответы на вопросы в результате исследовательской деятельности. |
Февраль 27 - 03 | Подвижная игра «Капельки и льдинки» | Воспитывать быстроту и ловкость. |
Март 06 - 10 | Беседа с показом иллюстраций «Воздух и вода - наши лучшие друзья!» | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе и воде. |
Март 13 -17 | Рисование «Капитошка» | Развивать умение детей рисовать в нетрадиционной техникой (мыльные пузыри) |
Март 20 - 24 | «Мы химики – лаборанты» «Секреты соли и соды» (эксперименты с содой и солью) | Развивать умение детей исследовать и воспринимать природу веществ с помощью экспериментирования. |
Апрель 27 - 31 | Нетрадиционное рисование «Космическое пространство» (Солевое рисование) | Продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования. |
Апрель 03 – 07 | Беседа с показом презентации «Тайны бумаги» | Сформировать представление о свойствах бумаги и воды. |
Апрель 10 -14 | Рисование «Волшебный рисунок на салфетке» | Развивать умение детей создавать прекрасное своими руками, фантазировать в процессе рисования. Закрепить свойства воды и бумаги (мягкая, намокает в воде). Отгадать изображение по проявляющемуся рисунку. |
Апрель 10 -21 | Экскурсия в краеведческий музей. Выставка «Мир занимательных наук. Эксперимент и ум» | Развивать познавательный интерес детей. |
Апрель 24 -28 | Создание мини- музея «Волшебница Вода» | Познакомить детей с водой в природе, различными водоемами, водными животными и растениями, разными состояниями воды, показать значение воды в жизни животных растений и человека, научить детей правилам поведения во время отдыха на реке, море, умению и желанию экономить воду. |
Заключение
Занимаясь с дошкольниками познавательно-исследовательской деятельностью, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребёнком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано. Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Даёт предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении
Список литературы:
- В е р а к с а Н. Е., В е р а к с а А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
- ПавловаЛ.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3–7 лет).Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
- Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
- Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
- Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2014 (методическое пособие).
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.
- Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1997.
- Вернадский В.И. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1980.
- Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/сост. Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
- Экспериментальная деятельность в ДОУ.- М.: ТЦ СФЕРА, 2012.
- Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
- Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград, 3-е издание, 2012 г.
- Соломенникова О.А.. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (3–4 года)
Интернет – ресурсы
- http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования.
- http://detsad-kitty.ru/ ДЕТ сад.
- http://www.maam.ru/ МААМ.ру
- http://dohcolonoc.ru/ Дошкольник.
- http://pochemu4ka.ru/ Почемучка - детский развивающий портал.
- https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/skazki-dlja-detei/skazki-o-javlenijah-v-prirode-detjam.html -Сказки о явлениях в природе детям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический проект «Воспитываем юных исследователей»
материалы по реализации проекта...
Проект "Лаборатория маленьких исследователей"
Педагогический проект дополнительного образования детей...
Проект Лаборатория "Маленькие исследователи"
Цель проекта: Создание условий для развития познавательных способностей, элементарно естественно научных представлений детей дошкольного возраста о человеке, животном и растительном мире через эк...
Проект мы маленькие исследователи
Проект поможет проявить интерес младших дошкольников к экспериментированию...
проект Энциклопедия маленького исследователя
Расширение возможностей получения знаний детьми, необходимых для проведения самостоятельных исследований в процессе создания «Энциклопедии маленького исследователя»...
Проект "Мы - маленькие исследователи".
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом....