проект Энциклопедия маленького исследователя
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кузнецова Анастасия Вячеславовна

Расширение возможностей получения знаний детьми, необходимых для проведения самостоятельных исследований в процессе создания «Энциклопедии маленького исследователя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_entsiklopediya_malenkogo_issledovatelya.docx41.68 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

  1. Описание идеи проекта:

2

  1. Нормативно-правовое обоснование
  1. Актуальность проекта
  1. Цель проекта
  1. Задачи проекта
  1. Новизна идеи
  1. Описание механизма реализации проекта:

3

  1. Участники проекта, партнеры
  1. Структура и элементы реализуемого проекта
  1. Механизм модель сетевого взаимодействия
  1. Функциональная модель взаимодействия
  1. Описание ресурсной базы:

3

  1. Успешный опыт
  1. Кадровое обеспечение

4

  1. Материально-техническое обеспечение
  1. Нормативно-правовое обеспечение
  1. Информационно-методическое обеспечение
  1. SWOT-анализ
  1. Содержание этапов реализации проекта

5

  1. Содержание этапов реализации проекта
  1. Дорожная карта реализации проекта
  1. Критерии / параметры мониторинга

6

  1. Планируемые результаты, продукты, эффекты, значения целевых показателей эффективности в результате реализации событий проекта

6

  1. Описание механизма диссеминации результатов реализации проекта

6

  1. Список использованных источников

7


  1. Описание идеи проекта

  1. Нормативно-правовое обоснование.

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155;
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273-ФЗ

  1.  Актуальность проекта.

Популяризация научных знаний среди детей подразумевает, в том числе и повышение заинтересованности подрастающего поколения об устройстве мира и общества. Дошкольный возраст период активного развития к познавательно-интеллектуальной деятельности. В это время происходит становление первых форм обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Дошкольники с развитым интеллектом быстрей запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Знания, полученные в результате самостоятельного исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех представлений об окружающем мире, что получены репродуктивным путём. Создание «Энциклопедии маленького исследователя» обеспечит естественное стремление ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

  1.  Цель проекта.

Превращение процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе создания «Энциклопедии маленький исследователь».

  1.  Задачи проекта.

1.   Развитие познавательных потребностей и способностей дошкольников.

2. Обучение детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

3. Формирование и развитие у детей дошкольного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

4. Развитие умений систематизировать полученных знаний в ходе исследовательской деятельности.

  1. Новизна идеи.

Развитие познавательного интереса через формирование «правильного» исследовательского поведения ребенка.

«Энциклопедия маленького исследователя» - это новая, креативная форма продуктивной деятельности. Так как, продуктивная деятельность позволяет ребенку успешнее осваивать материал, а креативность является качеством личности и развивается в том случае, если она приветствуется окружающими, то создание «Энциклопедии маленького исследователя» является той самой уникальной формой работы с детьми. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления, что позволяет развивать познавательную активность. Так же, при создании «Энциклопедии маленький исследователь» в образовательный процесс привлекаются к активному участию родители при проведении совместных исследовательских мероприятий, конкурсов в реализации проекта, что закрепляет результат «успешности» исследовательского поведения ребенка.

  1. Описание механизма реализации проекта.

  1. Участники проекта, партнеры.

Контингент участников проекта «Энциклопедия маленького исследователя»:

-воспитанники 4-7 лет;

-родители;

-воспитатели.

  1. Структура и элементы реализуемого проекта.

Проект содержит в себе 4 этапа, которые реализуются в тематическом плане (Приложение № 1), который в свою очередь подразделяется на два уровня классификации:

1 уровень - общие направления исследований

2 уровень - основные науки и виды деятельности.

  1.  Механизм (модель) сетевого взаимодействия.

Модель сетевого взаимодействия (Приложение № 2) обеспечивает повышение качества образования и воспитания, поскольку основные характеристики создания «Энциклопедии маленького исследователя» отличаются воспитательным содержанием:

1.наличие общих интересов и стремлением участников к общим показателям, использования единых методов;

2.новыми возможностями для обмена мнениями, взаимного обучения и др.;

3.содействие развития коммуникаций между участниками, как форма сплочения коллектива.

  1. Функциональная модель взаимодействия.

Эффект взаимодействия:

- добиться вместе того, чего нельзя добиться по одиночке;

- усилить взаимопомощь;

- углубить понимание проблемы и расширить границы действий благодаря объединению педагогов и родителей с различными возможностями;

- обеспечить обмен идеями. Опытом и технологиями

  1. Описание ресурсной базы.

  1.  Успешный опыт.

Реализуя кружковую работу по теме: «Маленький исследователь», так же являясь участником муниципальной творческой группы «Формирование естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста через использование цифровой лаборатории «Академик»» стала победителем конкурса «Лучшая технологическая карта» с картой проведения опытов и экспериментов по теме «Аэродинамика», и победителем в ходе голосования общественного жюри в проведении практической недели «Доступная наука» с открытым показом НОД по познавательному развитию «Волшебные силы магнита».

  1.  Кадровое обеспечение.

Для создания и использования «Энциклопедии маленького исследователя» в образовательном процессе не требуется специальное обучение и курсовая подготовка педагогов, достаточно соблюдения минимальных профессиональных требований к  должности «воспитатель». Использование «Энциклопедии маленького исследователя» может осуществляться воспитателями дошкольной образовательной организации независимо от квалификации и опыта работы, а также реализуемых программ и контингента воспитанников.

  1. Материально-техническое обеспечение.

 Использование данной формы работы не требует больших материальных затрат. В работе используется компьютер и МФУ для распечатывания шаблонов и заготовок. При их отсутствии возможно ручное изготовление «Энциклопедии маленького исследователя» из подручного материала (картон, бумага, цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши и др.).

  1.  Нормативно-правовое обеспечение.

 Приказ Управления образования Администрации Амурского муниципального район от 14.02.2017 года № 60-Д

  1.  Информационно-методическое обеспечение.

Информационные ресурсы:  «Наука для малышей» на сайте воспитателя МБДОУ № 33 с. Вознесенского Хабаровского края Кузнецовой Анастасии Вячеславовны.

Методические ресурсы:

- фонд методического кабинета: периодические издания, библиотека.

  1.  SWOT – анализ.

SWOT–анализ  реализации проекта

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Накоплен широкий практический опыт создания лэпбуков;
  2. Создана развивающая среда;
  3. Тесное взаимодействие воспитатель-родитель-ребенок;
  4. Популяризация науки в дошкольном образовании;
  5. Сформирована система мониторинга.
  1. Малоэффективное сотрудничество с родителями;
  2. Недостаток творческой инициативы родителей;

Возможности

Риски

  1. Создание мотивационной формы работы с родителями с целью развития познавательной активности детей.
  2. Внедрение технологии «лепбук» в деятельности воспитателей;
  3. Распространение опыта инновационной работы
  1. Дефицит времени у родителей;

  1. Содержание этапов реализации проекта.

  1. Содержание этапов реализации проекта.

1 этап. Подготовительный (целеполагание) – определение цели: заключается в предварительной подготовке детей  к проведению исследовательской деятельности, предполагает знакомство детей с оборудованием и материалами центра «Маленький исследователь», их назначением.

2 этап. Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели. После выбора темы на основании плана, определяется круг вопросов, которые будут освещаться в «Энциклопедии маленького исследователя», чтобы полностью раскрыть тему. Создание страниц «Энциклопедии маленький исследователь» во время совместной деятельности со взрослыми по приобретению детьми специальных знаний (тематического словаря научного характера) и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска.

3 этап. Выполнение проекта – практическая часть, создание «Энциклопедии маленького исследователя». На третьем этапе обсуждается и рисуется макет, в котором представлен каждый из пункта плана. Здесь нет границ для фантазии. Форма передачи информации может быть разная: от самой простой - текстовой, до игр и развивающих заданий, размещенных на разных элементах (в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д.).  Далее проводятся занятия по познавательному циклу, разработанные с применением методов исследовательского обучения. На этих занятиях присутствуют дети все одновременно или по подгруппам. Ценность таких занятий состоит в увлекательном совместном приобретении детьми знаний путем собственных поисков необходимой информации по предложенной теме. Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном данной работы. Однако необходимо объяснить родителям, что главное – дать ребенку импульс к самостоятельному поиску новых знаний. И сам опыт такого поиска значительно ценнее полученных в итоге сведений и знаний, следовательно, не надо делать за ребенка его работу. Пусть итоги его первых изысканий будут примитивны и невыразительны, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Конечным результатом работы по теме становится заполненные страницы «Энциклопедии маленький исследователь» с иллюстрациями, с зарисованными опытами и, конечно, самое главное в ней – сам доклад, записанный в виде символов.

4 этап. Подведение итогов – презентация «Энциклопедии маленького исследователя», определение задач для новых проектов. Научная конференция для дошкольников – отчетное мероприятие, с целью распространения опыта работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

  1.  Дорожная карта реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Планируемые мероприятия в рамках каждого этапа

Организационные формы деятельности

Ожидаемый результат

Сроки, ответственные

1 этап. Подготовительный

Предварительная подготовка и мотивация детей к проведению исследовательской деятельности.

Беседы, наблюдения, экспериментирование, игры, показы.

Дети - заинтересованность детей в  создании «Энциклопедии маленького исследователя»;

Родители – заинтересованность в развитии познавательной активности детей.

Сентябрь –октябрь 2016 г.

Воспитатель.

2 этап. Разработка проекта.

составление плана деятельности по достижению цели.

Беседы, консультации с участниками проекта

определение вопросов, которые будут освещаться в «Энциклопедии маленького исследователя»

Ноябрь – декабрь 2016г.

Все участники проекта.

3 этап. Выполнение проекта.

Создание «Энциклопедии маленького исследователя».

С участниками проекта обсуждается и рисуется макет, в котором представлен каждый из пункта плана.

«Энциклопедия маленький исследователь» с иллюстрациями, с зарисованными опытами и доклад, записанный в виде символов.

Январь 2017 года - май 2019г.  Каждый май проведение промежуточного итогового мероприятия.

 Все участники проекта.

4 этап. Подведение итогов.

Презентация «Энциклопедии маленького исследователя»

Отчетное мероприятие - «Научная конференция для дошкольников».

Распространение опыта работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Май 2019г.

Все участники проекта.

  1.  Критерии / параметры мониторинга.

        Мониторинг исследовательской деятельности подразделяется на несколько видов:

- по этапам обучения – входной и итоговый;

- по частоте процедур – систематический (ежегодный);

- по охвату объектов наблюдения – выборочный;

- по организационным формам – индивидуальный, групповой, фронтальный.

  1. Планируемые результаты, продукты, эффекты, значения целевых показателей эффективности в результате реализации событий проекта.

Планируемые результаты:

-совершенствование предметно-пространственной (образовательно-интеллектуальной) среды;

- повышение качества образовательного процесса;

- усовершенствованные исследовательские способности.

Ожидаемые результаты:

- исследовательская деятельность (детское экспериментирование) должно стать нормой

жизни;

- рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов;

- позволить Экспериментам объединить все виды деятельности и все стороны воспитания;

- инициативу по их проведению распределить равномерно между воспитателем и детьми; практиковать такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога свести к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности;

- развивать сложные умственные операции, как выдвижение гипотез (простейших с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них), проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится;

- развивать способность у детей делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного;

- определять степень овладения навыками не возрастом, а условиями, в которых воспитывался человек, а также индивидуальными особенностями ребенка.

Продукты проекта:

- план программы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей «Маленький исследователь»;

- сборник конспектов режиссёрских игр и игр драматизаций к план-программе «Маленький исследователь»

- Методическое пособие «Я и природа»

- «Энциклопедия маленького исследователя».

  1. Описание механизма диссеминации результатов реализации проекта.

Ознакомление с результатами деятельности по проекту строится через презентацию проекта в рамках обучающего семинара:

-индивидуальные консультации по теме проекта для педагогов ДОУ (в сетевом взаимодействии «Наука для малышей»);

- самостоятельное изучение (статьи, брошюры);

- совместные мероприятия с учащимися МБОУ СОШ с. Вознесенское.

        В результате диссеминации опыта работы по проекту каждый педагог может адаптировать проект к условиям своего ДОУ. Что способствует формированию собственного опыта в данном направлении.

  1. Список использованных источников.

  1. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994
  2. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. М., 1997
  3. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность; что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 18-23
  4. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996
  5. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989
  6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006
  7. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. СПб., 2004
  8. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. М., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Лаборатория маленьких исследователей"

Педагогический проект дополнительного образования детей...

Проект Лаборатория "Маленькие исследователи"

Цель проекта: Создание условий для развития познавательных способностей, элементарно естественно научных представлений детей дошкольного возраста о человеке, животном и растительном мире через эк...

Проект мы маленькие исследователи

Проект поможет проявить интерес младших дошкольников к экспериментированию...

Проект "Мы - маленькие исследователи".

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом....

Проект "Мы - маленькие исследователи"

Проект "Мы -  маленькие исследователи"...

Проект "Мы маленькие исследователи"

Развитие представления о свойстве веществ , явлениях окружающей действительности....

Паспорт проекта «Мы маленькие исследователи»

Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями....