проект Энциклопедия маленького исследователя
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Расширение возможностей получения знаний детьми, необходимых для проведения самостоятельных исследований в процессе создания «Энциклопедии маленького исследователя»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_entsiklopediya_malenkogo_issledovatelya.docx | 41.68 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
| 2 |
| |
| |
| |
| |
| |
| 3 |
| |
| |
| |
| |
| 3 |
| |
| 4 |
| |
| |
| |
| |
| 5 |
| |
| |
| 6 |
| 6 |
| 6 |
| 7 |
- Описание идеи проекта
- Нормативно-правовое обоснование.
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273-ФЗ
- Актуальность проекта.
Популяризация научных знаний среди детей подразумевает, в том числе и повышение заинтересованности подрастающего поколения об устройстве мира и общества. Дошкольный возраст период активного развития к познавательно-интеллектуальной деятельности. В это время происходит становление первых форм обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Дошкольники с развитым интеллектом быстрей запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Знания, полученные в результате самостоятельного исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех представлений об окружающем мире, что получены репродуктивным путём. Создание «Энциклопедии маленького исследователя» обеспечит естественное стремление ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
- Цель проекта.
Превращение процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе создания «Энциклопедии маленький исследователь».
- Задачи проекта.
1. Развитие познавательных потребностей и способностей дошкольников.
2. Обучение детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
3. Формирование и развитие у детей дошкольного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
4. Развитие умений систематизировать полученных знаний в ходе исследовательской деятельности.
- Новизна идеи.
Развитие познавательного интереса через формирование «правильного» исследовательского поведения ребенка.
«Энциклопедия маленького исследователя» - это новая, креативная форма продуктивной деятельности. Так как, продуктивная деятельность позволяет ребенку успешнее осваивать материал, а креативность является качеством личности и развивается в том случае, если она приветствуется окружающими, то создание «Энциклопедии маленького исследователя» является той самой уникальной формой работы с детьми. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления, что позволяет развивать познавательную активность. Так же, при создании «Энциклопедии маленький исследователь» в образовательный процесс привлекаются к активному участию родители при проведении совместных исследовательских мероприятий, конкурсов в реализации проекта, что закрепляет результат «успешности» исследовательского поведения ребенка.
- Описание механизма реализации проекта.
- Участники проекта, партнеры.
Контингент участников проекта «Энциклопедия маленького исследователя»:
-воспитанники 4-7 лет;
-родители;
-воспитатели.
- Структура и элементы реализуемого проекта.
Проект содержит в себе 4 этапа, которые реализуются в тематическом плане (Приложение № 1), который в свою очередь подразделяется на два уровня классификации:
1 уровень - общие направления исследований
2 уровень - основные науки и виды деятельности.
- Механизм (модель) сетевого взаимодействия.
Модель сетевого взаимодействия (Приложение № 2) обеспечивает повышение качества образования и воспитания, поскольку основные характеристики создания «Энциклопедии маленького исследователя» отличаются воспитательным содержанием:
1.наличие общих интересов и стремлением участников к общим показателям, использования единых методов;
2.новыми возможностями для обмена мнениями, взаимного обучения и др.;
3.содействие развития коммуникаций между участниками, как форма сплочения коллектива.
- Функциональная модель взаимодействия.
Эффект взаимодействия:
- добиться вместе того, чего нельзя добиться по одиночке;
- усилить взаимопомощь;
- углубить понимание проблемы и расширить границы действий благодаря объединению педагогов и родителей с различными возможностями;
- обеспечить обмен идеями. Опытом и технологиями
- Описание ресурсной базы.
- Успешный опыт.
Реализуя кружковую работу по теме: «Маленький исследователь», так же являясь участником муниципальной творческой группы «Формирование естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста через использование цифровой лаборатории «Академик»» стала победителем конкурса «Лучшая технологическая карта» с картой проведения опытов и экспериментов по теме «Аэродинамика», и победителем в ходе голосования общественного жюри в проведении практической недели «Доступная наука» с открытым показом НОД по познавательному развитию «Волшебные силы магнита».
- Кадровое обеспечение.
Для создания и использования «Энциклопедии маленького исследователя» в образовательном процессе не требуется специальное обучение и курсовая подготовка педагогов, достаточно соблюдения минимальных профессиональных требований к должности «воспитатель». Использование «Энциклопедии маленького исследователя» может осуществляться воспитателями дошкольной образовательной организации независимо от квалификации и опыта работы, а также реализуемых программ и контингента воспитанников.
- Материально-техническое обеспечение.
Использование данной формы работы не требует больших материальных затрат. В работе используется компьютер и МФУ для распечатывания шаблонов и заготовок. При их отсутствии возможно ручное изготовление «Энциклопедии маленького исследователя» из подручного материала (картон, бумага, цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши и др.).
- Нормативно-правовое обеспечение.
Приказ Управления образования Администрации Амурского муниципального район от 14.02.2017 года № 60-Д
- Информационно-методическое обеспечение.
Информационные ресурсы: «Наука для малышей» на сайте воспитателя МБДОУ № 33 с. Вознесенского Хабаровского края Кузнецовой Анастасии Вячеславовны.
Методические ресурсы:
- фонд методического кабинета: периодические издания, библиотека.
- SWOT – анализ.
SWOT–анализ реализации проекта
Сильные стороны | Слабые стороны |
|
|
Возможности | Риски |
|
|
- Содержание этапов реализации проекта.
- Содержание этапов реализации проекта.
1 этап. Подготовительный (целеполагание) – определение цели: заключается в предварительной подготовке детей к проведению исследовательской деятельности, предполагает знакомство детей с оборудованием и материалами центра «Маленький исследователь», их назначением.
2 этап. Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели. После выбора темы на основании плана, определяется круг вопросов, которые будут освещаться в «Энциклопедии маленького исследователя», чтобы полностью раскрыть тему. Создание страниц «Энциклопедии маленький исследователь» во время совместной деятельности со взрослыми по приобретению детьми специальных знаний (тематического словаря научного характера) и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска.
3 этап. Выполнение проекта – практическая часть, создание «Энциклопедии маленького исследователя». На третьем этапе обсуждается и рисуется макет, в котором представлен каждый из пункта плана. Здесь нет границ для фантазии. Форма передачи информации может быть разная: от самой простой - текстовой, до игр и развивающих заданий, размещенных на разных элементах (в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д.). Далее проводятся занятия по познавательному циклу, разработанные с применением методов исследовательского обучения. На этих занятиях присутствуют дети все одновременно или по подгруппам. Ценность таких занятий состоит в увлекательном совместном приобретении детьми знаний путем собственных поисков необходимой информации по предложенной теме. Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном данной работы. Однако необходимо объяснить родителям, что главное – дать ребенку импульс к самостоятельному поиску новых знаний. И сам опыт такого поиска значительно ценнее полученных в итоге сведений и знаний, следовательно, не надо делать за ребенка его работу. Пусть итоги его первых изысканий будут примитивны и невыразительны, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Конечным результатом работы по теме становится заполненные страницы «Энциклопедии маленький исследователь» с иллюстрациями, с зарисованными опытами и, конечно, самое главное в ней – сам доклад, записанный в виде символов.
4 этап. Подведение итогов – презентация «Энциклопедии маленького исследователя», определение задач для новых проектов. Научная конференция для дошкольников – отчетное мероприятие, с целью распространения опыта работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
- Дорожная карта реализации проекта.
Этапы реализации проекта | Планируемые мероприятия в рамках каждого этапа | Организационные формы деятельности | Ожидаемый результат | Сроки, ответственные |
1 этап. Подготовительный | Предварительная подготовка и мотивация детей к проведению исследовательской деятельности. | Беседы, наблюдения, экспериментирование, игры, показы. | Дети - заинтересованность детей в создании «Энциклопедии маленького исследователя»; Родители – заинтересованность в развитии познавательной активности детей. | Сентябрь –октябрь 2016 г. Воспитатель. |
2 этап. Разработка проекта. | составление плана деятельности по достижению цели. | Беседы, консультации с участниками проекта | определение вопросов, которые будут освещаться в «Энциклопедии маленького исследователя» | Ноябрь – декабрь 2016г. Все участники проекта. |
3 этап. Выполнение проекта. | Создание «Энциклопедии маленького исследователя». | С участниками проекта обсуждается и рисуется макет, в котором представлен каждый из пункта плана. | «Энциклопедия маленький исследователь» с иллюстрациями, с зарисованными опытами и доклад, записанный в виде символов. | Январь 2017 года - май 2019г. Каждый май проведение промежуточного итогового мероприятия. Все участники проекта. |
4 этап. Подведение итогов. | Презентация «Энциклопедии маленького исследователя» | Отчетное мероприятие - «Научная конференция для дошкольников». | Распространение опыта работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. | Май 2019г. Все участники проекта. |
- Критерии / параметры мониторинга.
Мониторинг исследовательской деятельности подразделяется на несколько видов:
- по этапам обучения – входной и итоговый;
- по частоте процедур – систематический (ежегодный);
- по охвату объектов наблюдения – выборочный;
- по организационным формам – индивидуальный, групповой, фронтальный.
- Планируемые результаты, продукты, эффекты, значения целевых показателей эффективности в результате реализации событий проекта.
Планируемые результаты:
-совершенствование предметно-пространственной (образовательно-интеллектуальной) среды;
- повышение качества образовательного процесса;
- усовершенствованные исследовательские способности.
Ожидаемые результаты:
- исследовательская деятельность (детское экспериментирование) должно стать нормой
жизни;
- рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов;
- позволить Экспериментам объединить все виды деятельности и все стороны воспитания;
- инициативу по их проведению распределить равномерно между воспитателем и детьми; практиковать такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога свести к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности;
- развивать сложные умственные операции, как выдвижение гипотез (простейших с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них), проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится;
- развивать способность у детей делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного;
- определять степень овладения навыками не возрастом, а условиями, в которых воспитывался человек, а также индивидуальными особенностями ребенка.
Продукты проекта:
- план программы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей «Маленький исследователь»;
- сборник конспектов режиссёрских игр и игр драматизаций к план-программе «Маленький исследователь»
- Методическое пособие «Я и природа»
- «Энциклопедия маленького исследователя».
- Описание механизма диссеминации результатов реализации проекта.
Ознакомление с результатами деятельности по проекту строится через презентацию проекта в рамках обучающего семинара:
-индивидуальные консультации по теме проекта для педагогов ДОУ (в сетевом взаимодействии «Наука для малышей»);
- самостоятельное изучение (статьи, брошюры);
- совместные мероприятия с учащимися МБОУ СОШ с. Вознесенское.
В результате диссеминации опыта работы по проекту каждый педагог может адаптировать проект к условиям своего ДОУ. Что способствует формированию собственного опыта в данном направлении.
- Список использованных источников.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994
- Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. М., 1997
- Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность; что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 18-23
- Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996
- Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989
- Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006
- Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. СПб., 2004
- Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. М., 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Лаборатория маленьких исследователей"
Педагогический проект дополнительного образования детей...
Проект Лаборатория "Маленькие исследователи"
Цель проекта: Создание условий для развития познавательных способностей, элементарно естественно научных представлений детей дошкольного возраста о человеке, животном и растительном мире через эк...
Проект мы маленькие исследователи
Проект поможет проявить интерес младших дошкольников к экспериментированию...
Проект "Мы - маленькие исследователи".
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом....
Проект "Мы - маленькие исследователи"
Проект "Мы - маленькие исследователи"...
Проект "Мы маленькие исследователи"
Развитие представления о свойстве веществ , явлениях окружающей действительности....
Паспорт проекта «Мы маленькие исследователи»
Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями....