Проект "Мы - маленькие исследователи".
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_malenkie_issledovateli.docx | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Малыш»
Проект для детей средней группы ДОУ «Мы – маленькие исследователи»
Проблема. Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем дошкольном возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного направления в дошкольном образовании.
Несмотря на то, что в экспериментальной деятельности существует больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его индивидуальности, педагоги неохотно используют данный метод в повседневной деятельности, оставляя его для открытых занятий и массовых зрелищных мероприятий.
Актуальность проекта. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз сосульки и т.д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.
Цель проекта: развивать культурные практики проявления интереса детей среднего дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.
Задачи:
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, света, бумаги.
- Развивать собственный познавательный опыт.
- Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.
- Поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности.
- Формировать культурную практику проявления интереса и желания расширять свой кругозор.
Вид проекта: информационно-исследовательский, групповой.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации: краткосрочный (1 неделя).
Прогнозируемый результат: разработка содержания культурных практик для реализации задач проекта:
- проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
- развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
- проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;
- проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие;
- качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.
Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие.
Организация деятельности в рамках проекта
Подготовительный этап:
- формулирование проблемы;
- определение актуальности, цели и задач;
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор опытов по данному возрасту;
- подбор оборудования для проведения опытов.
Основной этап:
- организация предметно- пространственной развивающей среды,
- проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
- индивидуальная работа с детьми,
- самостоятельная экспериментальная деятельность,
- подвижные игры,
- чтение художественной литературы,
- беседы,
- продуктивная деятельность детей.
Заключительный этап:
1. Оформление картотеки опытов.
2. Выставка поделок, изготовленных родителями с детьми.
Технологическая карта проекта
Социально-коммуникативное развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция к.п.: – практики игрового взаимодействия,
– познания мира и самопознания,
– коммуникативные практики | Игры: «Узнай, кто позвал?», «Бывает – не бывает». Д/упражнение: «Найди и принеси бумажный предмет». Игровые упражнения: «Преврати круг в солнышко, яблоко, мяч, колесо и т.д.» Проблемные ситуации:
Беседа – упражнение «Вкус и свойства пищи». Д/и «Догони свою тень» |
Познавательное развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
– Интеграция к.п.: – познания мира и самопознания,
– свободные практики детской деятельности,
– коммуникативные практики,
– идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом. | Опытно-экспериментальная деятельность:
Игры-экспериментирования:
Игра-опыт «Цветные льдинки»
Исследование:
|
Речевое развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция к.п.: – коммуникативные практики,
– познания мира и самопознания
| Беседы:
Чтение:
Эвристические беседы:
|
Художественно-эстетическое развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция к.п.: – познания мира и – самопознания,
– свободные практики детской деятельности
| Теневой театр
Конструирование. Тема: ««Будка для собачки» (из бумаги). Продуктивная деятельность. «Белый медведь» (из ладошки). Лепка «Воздушный шарик». |
Физическое развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция к.п.: – здорового образа жизни,
– практики игрового взаимодействия
| Пальчиковая гимнастика «Умелые руки», «Собачка и кошка». Подвижные игры:
Гимнастика для глаз «Капля раз, капля два..». Игры с бумажными самолётиками, султанчиками и вертушками. Физкультминутка «Радуга-дуга». Игра м/п: «Холодно-жарко». |
Взаимодействие с родителями
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция к.п.: – познания мира и самопознания,
– коммуникативные практики | Ознакомление родителей с целью проекта и видамисовместной деятельности для его успешной реализации. Организация совместной с детьми деятельность в домашних условиях:
Организация беседы с родителями «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Рекомендовать родителям ознакомится с методическим материалом: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника». Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой. |
Распределение деятельности по центрам активности
Центр театрализованной деятельности: изготовление персонажей к теневому театру «Сказка о глупом мышонке».
Центр опытно-экспериментальной деятельности: подготовка всех материалов, необходимых для исследовательской деятельности (мыльные пузыри, бумага разных видов, бумажные кораблики, воздушные шарики, ёмкости для воды, соломинки, экран для теневого театра).
Результаты реализации проекта (итог):
Расширилось содержание культурных практик детей:
- проявился устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- возросли умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности
- проявилась инициатива и творчество в решении поставленных задач, способность к взаимопомощи.
- активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации проекта.
- проведена рекомендация для родителей: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника»
- оформлена картотека опытов для практической деятельности.
- организована выставка поделок из бумаги, изготовленных родителями с детьми.
Перечень литературы:
1. А. Дитрих, Г. Юрман «Почемучка».
2. Ван. Клив Дж. «200 экспериментов»
3. Дыбина О.В., и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв.ред.).-М.:ТЦ «Сфера», 2001.
4. Л. Л. Сикорук «Физика для малышей».
5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.М., 1999.
6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
8. «Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве»/ авт.М.В Корепанова - доктор пед.наук, профессор, зав.кафедрой педагогики дошкольного образования, декан факультета дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
9. Рыжова Н. Н.А.Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г
10. Смирнов Ю.И. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998
11. Что такое? Кто такой? М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Маленькие исследователи"
Цели: формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов; развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный ...
Информация для родителей "Маленький исследователь"
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет такого явления, объекта, живого существа, которое оставило бы их равнодушными. И кто же лучше, чем родитель, может помочь малышу отк...
Маленький исследователь. Экспериментальная деятельность детей во время прогулки.
Циклы наблюдений в природе и опытная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....
Анкета для родителей "Маленький исследователь большого мира"
Анкета для родителей "Маленький исследователь большого мира" Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей....
Вырастить маленького исследователя
Чем можно увлечь ребенка...
Маленькие исследователи
Консультация для родителей - проведение простых опытов в домашних условиях...
Составительская программа "Маленькие исследователи"
Эта программа была создана с целью развития у детей раннего возраста познавательного интереса, знакомства со свойствами различных предметов и материалов, закрепление элемента...