проект "Лабораториум. Маленькие исследователи"
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка»
Карасукского района Новосибирской области
Познавательно-исследовательский проект в средней группе
«Лабораториум. Маленькие исследователи»
Подготовили и провели воспитатели:
Шкляр Н.И.
Голубенко О.А.
Карасук 2021 г.
Пояснительная записка
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».
Детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга, период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками и т.д., что позволяет ему стать первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Тип проекта: информационно-познавательный, познавательно-исследовательский, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Актуальность темы:
На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.
Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образование дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.
При формировании основ естественно -научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Проблема
Цель проекта: Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.
Задачи проекта :
Для работы с детьми:
1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
2.Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
4.Развивать наблюдательность и живой интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности;
6.Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Для работы с родителями:
1.Повысить компетентности по данной теме
2. Избрание нужных ориентиров в воспитании
3.Укрепить детско-родительских отношений.
4. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
5. Выполнять совместные задания по проекту.
Для педагога:
1. Выстроить стратегию руководства проектом, внедрить новые методы в работе с детьми и родителями
2. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.
3. Помогать детям, добывать знания.
Продукт проекта:
- Пополнение исследовательского уголка в группе.
- Картотека опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста.
- Альбом «Водица-царица, а воздух –король»
- Огород на окне.
Способы реализации проекта
Разработка и проведение с детьми, родителями цикла занятий, мероприятий. Критерии реализации проекта: Отслеживание динамики развития детей по задачам на основе наблюдения за детьми, изучение результатов детской деятельности.
Предполагаемые риски
Плохая посещаемость в связи с заболеванием детей простудными заболеваниями.Низкая заинтересованность родителей в реализации задач проекта. Недостаточные знания детей для проведения конкретных мероприятий. Нехватка методических материалов
Планируемый результат:
1.Расширение знаний детей о воде, воздухе, снеге их свойствах и роли для окружающего мира;
2. Развитие познавательного интереса детей, умения делать выводы о воздухе,воде,снеге путём сравнения, устанавливать причинно - следственные связи в процессе опытов;
3. Познакомить с профессией учёный лаболатории;
4.развитие у детей наблюдательности;
5.принятие участия в продуктивной деятельности.
Формы реализации проекта:
формы работы детьми:
- Поисково-исследовательские наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы.
- Проведение НОД в рамках проекта
- Проведение опытов (практических).
- Беседы, беседы с рассматриванием картин.
- Чтение художественной литературы.
- Сбор коллекций, оформление альбомов.
Формы работы с родителями:
-Индивидуальные беседы,
-рекомендации,
-анкетирование,
-наглядные информационные материалы,
-выполнение творческих заданий, конкурсы.
Ожидаемые результаты:
-у ребенка формируется интерес к экологическим знаниям.
- ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
- ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный
- Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта
- Подбор литературы и иллюстративного материала по выбранной теме.
- Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности
- 2 этап: Основной
Планирование деятельности по проекту в группе № 7
Тема «Лабараториум. Маленькие исследователи»
Дата | Содержание работы | Цель | Материал и оборудование | Ответственные |
16.01.23-20.01.23 | - Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, исходя из интересов детей, - создание условий, необходимых для реализации проекта, - обогащение предметно-развивающей среды. | Создать условия для продуктивной работы с детьми и родителями. | Шкляр Н.И. Голубенко О.А. | |
23.01.23-27.01.23 | Вода (жидкая, окрашенная, мутная, запах, вкус, «тонет – не тонет») - рассматривание иллюстраций с водоёмами; - чтение рассказа о бережном отношении к воде. | Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. | Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики. | Шкляр Н.И. |
Работа с родителями: Консультация "Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка" | Показать значимость поисково-исследовательской деятельности в развитии гармоничной личности ребёнка, вызвать живой интерес и желание сотрудничать. | Шкляр Н.И. Голубенко О.А. | ||
30.01.23-03.02.23 | «Снег, лед» (замораживание воды; таяние снега) - рассматривание льда и снега; - сравнение льда и снега; - чтение рассказов о снеге. | Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона. | Снеговик с носом из сосульки, емкость. | Голубенко О.А. |
06.02.23-10.02.23 | «Расти, расти, росток», Растения «пьют» воду -рассматривание картинок с циклами роста растений | Выделить циклы развития растения: семя-росток-растение-цветок плод-семя. | Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа. | Голубенко О.А. |
13.02.23-17.02.23 | «У кого какие детки» (семена растений) -рассматривание семян; -отгадывание загадок. | Выделить общее в строении семян. Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. | Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, изображения растений, коллекция семян. | Шкляр Н.И. |
Робота с родителями. Памятка «Экспериментирование в домашних условиях и их безопасность» | Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами и мерах безопасности при их проведении. | Шкляр Н.И. Голубенко О.А. | ||
20.02.23-24.02.23 | «Кому нужны деревья в лесу» Д/И «С какого дерева лист?» | Выявить некоторые особенности деревьев. Формирование понятия о том, что дерево может быть домом зверям, птицам, насекомым. Приносить большую пользу для человека. | Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки. Карточки «Для чего нужны деревья в лесу?» | Голубенко О.А. |
27.02.23-03.03.23 | Рисование-эксперемент «Шубка белая стала серая» (зайчик беленький стал серенький) | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые. | Шкляр Н.И. |
Робота с родителями. Папка-передвижка «Занимательные опыты на кухне» | Показать родителям, что несложные и зрелищные эксперименты легко устроить на любой кухне: для них не нужны специальные ингредиенты и оборудование из лаборатории. | Шкляр Н.И. Голубенко О.А. | ||
06.03.23-10.03.23 | «Воздух невидимка», «Чем мы дышим», «Что легче: воздух или вода?», «Как поймать воздух?», «буря в стакане» - игры с воздушными шарами. | Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). | Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды, воздушные шары. | Шкляр Н.И. |
13.03.23-17.03.23 | Песок «Легко ли сыплется песок?» «Куда исчезла вода?» - рисуем на песке. | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость. Определить, что песок впитывают воду. | Емкости с песком; емкости для пересыпания; лупа, сито. Прозрачные емкости с сухим песком, мерные стаканчики с водой. | Голубенко О.А. |
Работа с родителями Мастер-класс по экспериментированию «Детское экспериментирование основа поисково- исследовательской деятельности» | Приобщение родителей к экспериментальной деятельности совместной с детьми в домашних условиях. | Шкляр Н.И. Голубенко О.А. | ||
20.03.23-24.03.23 | Магнит «Почему скрепка движется в воде ?» «Полезные магниты» - проведение беседы, наблюдение. | Знакомство с магнитом и его свойствами. Учить простейшему экспериментированию с магнитом. | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, стакан с водой, плотный картон. | Шкляр Н.И. |
27.03.23-30.03.23 | Эксперимент «Мыло-фокусник». - игры с мыльными пузырями. | Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом. | Мыло туалетное, разного цвета, формы, запаха, жидкое и мыло, алгоритм мытья рук, ёмкости с водой, цветные камешки, трубочки, мыльные пузыри | Голубенко О.А. |
03.04.23-07.04.23 | Поисково- исследовательская деятельность «Свет вокруг нас», «Солнечные зайчики или блики на воде » «Свет – тень» «Солнечный зайчик», | Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света. | Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звёзды, месяц, светлячок, костёр, лампа, фонарик и т.д.). Несколько предметов, которые не дают света. | Шкляр Н.И. |
10.04.23-14.04.23 | Итоговое мероприятие: Создание альбома «Водица-царица, а воздух-король!» | Обобщить полученные знания о свойствах воды и воздуха, их значении в жизни природы и человка | Шкляр Н.И. Голубенко О.А. | |
Работа с родителями: Создание фотовыставки «Мой дом - Моя лаборатория!» | Активизировать совместную деятельность родителей и детей в домашних условиях. | Шкляр Н.И. Голубенко О.А. |
Заключение
Занимаясь с дошкольниками познавательно-исследовательской деятельностью, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано. Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении
Список литературы:
- В е р а к с а Н. Е., В е р а к с а А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
- ПавловаЛ.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3–7 лет).Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
- Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
- Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
- Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2014 (методическое пособие).
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.
- Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1997.
- Вернадский В.И. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1980.
- Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/сост. Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
- Экспериментальная деятельность в ДОУ.- М.: ТЦ СФЕРА, 2012.
- Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
- Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград, 3-е издание, 2012 г.
- Соломенникова О.А.. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (3–4 года)
Интернет – ресурсы
- http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования.
- http://detsad-kitty.ru/ ДЕТ сад.
- http://www.maam.ru/ МААМ.ру
- http://dohcolonoc.ru/ Дошкольник.
- http://pochemu4ka.ru/ Почемучка - детский развивающий портал.
- https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/skazki-dlja-detei/skazki-o-javlenijah-v-prirode-detjam.html -Сказки о явлениях в природе детям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Лаборатория маленьких исследователей"
Педагогический проект дополнительного образования детей...

Проект Лаборатория "Маленькие исследователи"
Цель проекта: Создание условий для развития познавательных способностей, элементарно естественно научных представлений детей дошкольного возраста о человеке, животном и растительном мире через эк...

Проект мы маленькие исследователи
Проект поможет проявить интерес младших дошкольников к экспериментированию...

проект Энциклопедия маленького исследователя
Расширение возможностей получения знаний детьми, необходимых для проведения самостоятельных исследований в процессе создания «Энциклопедии маленького исследователя»...

Проект "Мы - маленькие исследователи".
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом....
Проект "Мы - маленькие исследователи"
Проект "Мы - маленькие исследователи"...

Проект «Лабораториум. Маленькие исследователи»
Проект «Лабораториум. Маленькие исследователи»...