Педагогический проект "Вместе с ребёнком.Кармашек идей" подготовительная к школе группа
проект (подготовительная группа)

Субботкина Ольга Александровна

        Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_karmashek_idey_podgotovitelnaya_gruppa.docx88.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 20 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

«Вместе с ребёнком!» кармашек идей

с детьми подготовительной к школе группы №3

Тест «Ребенок рисует семью»

                       Подготовила: Субботкина Ольга Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

г.о. Саранск, 2020 г.

ВВЕДЕНИЕ

...Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне…

Э. Успенский

        Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.

        Наш детский сад работает в инновационном режиме «Художественно-эстетическое образование детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности».

   Уже давно доказано, что процесс развития речи тесно связан с движением пальцев рук. Поэтому кисть руки наравне с артикуляционным аппаратом является органом речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

   Думая о том, как организовать дополнительную работу, я пришла к выводу, что наиболее интересная и эффективная деятельность как для детей, так и для родителей  – изобразительная, так как является важным средством развития мелкой моторики пальцев рук, развития воображения, творческой активности, инициативности ребенка.

     Мне удалось разработать план занятий родителей с детьми в выходные дни с учетом интересов и возможностей детей дошкольного возраста. В основу творческих занятий легли нетрадиционные техники рисования, которые привлекают детей своей необычностью, доступностью исполнения, возможностью отойти от стереотипов и максимально использовать творческий потенциал. Одного совместного занятия детей и родителей в две недели оказалось достаточно, чтобы научить детей рисованию нетрадиционными способами, а также решить поставленную задачу – развитие мелкой моторики, а через нее – развитие речи ребенка. Поэтому представилось возможным разработать проект, где мы знакомим с нетрадиционными техниками с самых простых способов, усложняя, по мере накопления детьми опыта. При выполнении заданий по рисованию, в работу включаются все мышцы пальцев рук. В процессе такой работы ребенок не утомляется, а, наоборот, стремится выполнить задание и увидеть конечный результат. А он,  при грамотном подходе, никогда не бывает отрицательным.

                               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент.

В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по декоративному рисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями.

На занятиях мир искусства осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. В настоящее время воспитателями, педагогами при планировании занятий отбираются современные и инновационные формы работы, способствующие более эффективному и целенаправленному процессу подготовки к школьному обучению. В совместной деятельности детей и родителей необходимо добиваться решения задач, направленных на творческое развитие дошкольников.

Вышесказанное обусловило актуальность и выбор темы работы с родителями.

Цель проекта

 Развивать художественно – творческие способности дошкольников в совместной деятельности с родителями  в процессе создания работ в нетрадиционной технике изобразительной деятельности.

Задачи

1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования в совместной деятельности с родителями.

2. Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках,  используя различные техники рисования.

3. Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

4. Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества. 5.Развивать у дошкольников творческие способности, через нетрадиционные техники рисования.

6. Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.

Гипотеза

Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет работать система совместной деятельности  детей и родителей  по изо с использованием разнообразного художественного материала.

Порядок и форма организации деятельности

Совместная работа «Вместе с ребёнком!» кармашек идей проводится два раза в месяц в выходные дни родителями. Воспитатель предлагает тему и инструкцию по выполнению задания.

Механизм реализации

Участники проекта:  дети, педагоги  и родители  группы.

Срок реализации проекта: 1 год обучения – подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Ожидаемые результаты

Для детей:

1. Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.

2. Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.

3. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.

Для родителей:

1. Овладение детьми соответствующими техническими умениями и навыками рисования.

2. Развитие духовно-богатой личности ребенка.

3. Выработка устойчивой мотивации к творческой самореализации.

4. Приобретение навыков творческой деятельности.

Для педагогов:

1. Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с

использованием разнообразного художественного материала.

2. Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование,

саморазвитие.

3. Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.

Программно-методическое обеспечение

 Система методического обеспечения проекта включает в себя разработанный мною и систематизированный методический, дидактический и практический материал:

  • Концептуальные основы деятельности: теоретическое обоснование выбора  темы, этапы реализации проекта, ресурсное обеспечение проекта, целеполагающие аспекты для всех участников реализации проекта (педагогов, детей, родителей), предполагаемые результаты.
  •  Перспективный план работы на один учебный год, который включает несколько блоков, обеспечивающих постепенность развития изобразительных навыков и умений, освоения техники нового вида деятельности. Содержание плана работы предполагает обучение детей основам изобразительного искусства (цветоведения, композиции, формообразования, изобразительным навыкам и умениям) и обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на бумаге.
  • Конспекты занятий по ознакомлению детей с нетрадиционными способами рисования, помогающие детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
  •  Литературно-художественные подборки: «Сказки про краски», «Маленькие истории из жизни красок», способствующие развитию эмоционального восприятия и активизации внимания детей дошкольного возраста.
  •  Подборка дидактических игр и упражнений «Игры с цветом», способствующие развитию творческого мышления и воображения для детей дошкольного возраста

Список использованной литературы

1. Афанасьева С. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание № 2 / 2006,

стр. 53.

2. Вдовиченко С. Дети светлой краской красят мир: Мини-хрестоматия методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью / Светлана Вдовиченко. - М.: Чистые пруды, 2009. - 32 с.

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 80 с.

4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 72 с.

5. Дубровская Н.В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников в 5-7 лет с

основами цветоведения: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 48 с.

6. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: Гном и Дом,

2004.

7. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1985.

8. Комарова Т.С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное

воспитание № 4 / 2005.

9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.

10. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994.

11. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном

творчестве дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.

12. Кудейко М., Туфкрео Р. Коллекция идей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.

13. Лыкова И.А.. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. ФГОС ДО.  ИД Цветной мир, 2017 г.

14. Лыкова И.А. Программа воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет. «Цветные ладошки», - М. : «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007.

15. Ребенок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию

детей / Александр Мелик-Пашаев, Зинаида Новлянская. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.

16. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.

17. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном

развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 128 с.

Этапы реализации проекта

I этап - Организационно-подготовительный (изучение литературы, диагностика способностей детей, введение родителей в тему).

II этап – Основной (совместная деятельность детей и родителей, консультации, взаимодействие с родителями и педагогами, участие в конкурсах).

III этап – Заключительный (диагностирование детей, анализ результатов, обобщение опыта работы).

                                     

План работы

№ п\п

Название этапа

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1

Подготовительный этап

1.Определение проблемы, постановка цели, задач, определение методов работы по реализации проектной деятельности.

2.Анкетирование родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Цель: определить степень осведомленности родителей о том, какую роль играет художественно – эстетическое развитие в воспитании дошкольника. Выявить представления по проблеме художественно-эстетического развития дошкольниками.

3. Подбор и изучение методической, научно-популярной и художественной литературы. Выявление новых форм и методов взаимодействия детского сада и семьи по охране и укреплению здоровья детей.

Сентябрь  2020

1.Определение темы и названия методической разработки формы организации работы с родителями.
2.

Результаты проведенного анкетирования позволили сделать выводы о необходимости совместной работы по художественно – эстетическому развитию в воспитании дошкольника.

3. Составлен список методической, научно-популярной и художественной литературы.

2

Практический этап (основной)

1.Разработка перспективно-тематического плана совместной работы детей и родителей по художественно-эстетическому развитию.

2.Оформление папки «Копилка идей»

3.Индивидуальная работа с детьми и родителями.

4. Консультации для родителей по теме.

Сентябрь 2020 –май 2021

1.Разработан перспективно-тематический план совместной работы детей и родителей по художественно-эстетическому развитию.

2.Собран материал для копилки идей.

3.Индивидуальная работа ведется на протяжении года.

4. Подобран  материал (консультации, памятки, рекомендации, советы и т.д.) для родителей направленные на взаимосотрудничество в вопросе художественно-эстетеческого развития детей.

3

Заключительный этап

Оформление копилки идей «Вместе с ребёнком!»

Май 2021

Копилка идей совместной работы детей и родителей «Вместе с ребёнком!»

Анкета для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Цель: Определить степень осведомленности родителей о том, какую роль играет художественно – эстетическое развитие в воспитании дошкольника. Выявить представления по проблеме художественно-эстетического развития дошкольниками.

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на предоставленные вопросы анкеты. Ваши искренние ответы помогут наиболее глубоко, изучить проблему и наметить пути совершенствования педагогического процесса нашей группы.

  1. Как вы считаете, с какого возраста необходимо целенаправленное художественно-эстетическое развитие ребенка?

__________________________________________________________________

  1. Какие виды детской продуктивной деятельности, больше всего интересны Вашему ребенку?

__________________________________________________________________

  1. Вы считаете обязательным для посещения в дошкольном возрасте: рисования, лепки, аппликации, художественный труд, конструирование?

__________________________________________________________________

  1. Часто ли Ваш ребенок рисует, лепит, конструирует, делает аппликацию?

__________________________________________________________________

  1. Часто ли Ваш ребенок обращает внимание на «красоту» окружающего мира (природа, красивые мелочи быта и т. д.?)

__________________________________________________________________

  1. Как обычно ведет себя ребенок, когда замечает что-нибудь красивое?

__________________________________________________________________

  1. В чем проявляется стремление Вашего ребенка к красоте?

__________________________________________________________________

  1. Задает ли Ваш ребенок вопросы об искусстве? Просит ли объяснить некоторые слова (например: что такое искусство, пейзаж, скульптура и т.д.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Просит ли Ваш ребенок купить новые краски, карандаши, пластилин, фломастеры?

__________________________________________________________________

  1. Когда Ваш ребенок приносит работы из детского сада, кому он стремится их показать, в чем проявляется его желание или не желание, показывать свою работу?

__________________________________________________________________

  1. Занимаетесь ли Вы какой либо художественной деятельностью, ремеслом?

__________________________________________________________________

  1. Привлекаете ли Вы вашего ребенка к Вашей деятельности, в какой форме?

__________________________________________________________________

  1. Назовите, трудности, возникающие в процессе (рисования, лепки, аппликации или конструирования) у Вашего ребенка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Готовы ли Вы принимать участие в каких – либо мероприятиях, организованных в детском саду в направлении художественно-эстетического развития детей (совместное с детьми, изготовление костюмов, рисунков в творческих конкурсах)? Каких?

__________________________________________________________________

15. Сформулируйте пожелания к педагогам ДОУ в аспекте организации, проведения, содержания работы по художественно-эстетическому развитию детей? Спасибо!

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В анкетировании приняло 100% родителей. Выводы: В результате первичного анкетирования выявлено, что родители в основном осведомлены, что такое художественно-эстетическое развитие. 95% родители знают, что это такое. 3% родители затрудняются ответить на данный вопрос. 2% не знают. На вопрос «Пожелания к педагогам в аспекте проведения организации, содержания работы по художественно-эстетическому развитию детей». Большинство родителей ответили, что хотели бы дополнительные занятия по художественно-эстетическому развитию детей (такие как нетрадиционные техники рисования, пластилинография, тестопластика и т.д.), а также побольше проводить мастер-классов совместно с детьми и родителями. Поучаствовать в мероприятиях ДОУ по художественно-эстетической деятельности, готовы 75% остальные затрудняются ответить. 90% родителей высказали пожелание узнать больше нового и познавательного по художественно – продуктивной деятельности и обозначили интересующие их вопросы. По данным анкетирования по работе с родителями намечена следующая работа – консультации о различных нетрадиционных художественных техниках, мастер – классы, родительское собрание на тему «Развитие творчества у детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект воспитание у детей подготовительной к школе группе интереса к истории и культуре своего микрорайона (на материалах Нового города)

патриотическое воспитание у детей подготовительной к школе группе интереса к истории и культуре своего микрорайона (на материалах Нового города, Ульяновск)...

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми в подготовительной к школе группе "Веселые ступеньки"

Познакомить детей с таким видом аэробики как степ аэробика: рассматривание иллюстраций отражающие особенности этого вида аэробики....

Педагогический проект «Лес - наше богатство» Подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте....

Педагогический проект "На лыжне" для подготовительной к школе группы

Самый популярный и массовый зимний вид спорта в России – это, конечно, бег на лыжах. Лыжи есть практически в каждой семье. В условиях нашей долгой зимы лыжи – один из самых простых и увлек...

Презентация педагогического проекта "На лыжне" для подготовительной к школе группы

Презентация педагогического проекта "На лыжне" для подготовительной к школе группы....

Педагогический проект "Наша Победа" в подготовительной к школе группе

Педагогический проект "Наша Победа" в подготовительной к школе группе...

Особенности содержания педагогической работы с детьми в подготовительной к школе группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В данной статье педагог представляет систему работы в ДОУ в детьми подготовительной к школе группе. Надеюсь, это может помочь молодым специалистам выстроить свою работу с воспитанниками на этапе завер...