Программа кружка "ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР"
методическая разработка (подготовительная группа)

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Весёлый оркестр»  для детей 6-7 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolyy_orkestr_pravilno.docx37.96 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа кружка

«Весёлый оркестр»   для детей 6-7 лет

1. Пояснительная записка

        Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Весёлый оркестр» (далее - Программа) разработана для обучающихся в соответствии с нормативно-правовыми документами:

− Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

− Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

− СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (CОVID-19)» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16);

− СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28);

− СапПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2).

− Уставом ДОО.

- Правилами приема на обучение по дополнительным общеобразовательным программам МБДОУ детский сад №29 «У Лукоморья» (Приказ от 30.11.2022г. №364).

Предлагаемая Программа имеет художественную направленность  способствует  развитию художественно-творческого потенциала личности ребенка.. Занятия в кружке «Весёлый оркестр» предполагают обучение детей игре на детских музыкальных инструментах.

Актуальность

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников.  Обучаясь игре на музыкальных  инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, различают красоту звучания. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.

Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. У детей улучшается качество пения, музыкально - ритмических  движений, они  чётче воспроизводят ритм.

Обучение игре на инструментах в процессе музыкальных занятий вызывает ряд трудностей: фронтальные занятия, недостаточность времени, малое количество инструментов. Такое обучение нельзя назвать развивающим. Требуется организовать работу через дополнительное образование, где осуществляется дифференцированный личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, индивидуальное подгрупповое обучение. Поэтому появилась необходимость организации кружка «Веселый оркестр».

    Данная программа основана на трудах Л. Трубниковой. Программа «Играем в оркестре по слуху» высокоэффективна как в отношении развития основных музыкальных способностей, так и расширении сферы музыкальной деятельности, способствующей развитию памяти, образного мышления, внимания, преодоления скованности, застенчивости.

Условия реализации Программы

Местом проведения кружка является музыкальный зал, в котором имеются соответствующие технические средства обучения, детские музыкальные инструменты.

Для реализации программы в полном объёме предусмотрено:

- наличие материально-технического обеспечения;

- систематичность посещения кружка «Весёлый оркестр»;

- регулярные отчетные концерты для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;

- участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества муниципального и регионального, федерального значения.

        Организация деятельности

В программе разработана тематика занятий, определены уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные детьми к концу года обучения на занятиях кружка. Программа сопровождается перечнем методической литературы.

Срок реализации программы - 1 год

Занятия организуются с детьми 6-7 лет.

Количество занятий в год – 32

Количество занятий в неделю – 1

Длительность одного занятия – 30 минут.

День проведения – среда

Время – 15.30 – 16.00

 Цель программы: совершенствование и развитие музыкальных способностей детей 6-7 через игру на детских  музыкальных  инструментах.

Задачи:

1. Расширять кругозор детей  через знакомство с   музыкальной  культурой и музыкальными инструментами.

2. Знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных  инструментах.

3. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.

4. Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.

5. Поддерживать желание играть на  инструментах в группе, в повседневной жизни.

6. Развивать  мускулатуру  и  мелкую  моторику  пальцев  рук.

7. Воспитывать  творческую  инициативу.

Формы и методы работы

1. Индивидуальные, подгрупповые и групповые формы обучения.

2. Самостоятельное музицирование в группах.

3. Игровые приемы.

4. Методы: наглядный, словесный, практический.

Список детей

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

2. Содержание программы

Содержание  программы  расписано на 1 год обучения  поквартально и  состоит из следующих разделов:

1. Знакомство  с  музыкальными  инструментами.

Познакомить  детей  с  миром  музыкальных  инструментов, их  происхождением.  Рассказать  о  музыкальных  и  немузыкальных  звуках,  классификации  музыкальных  инструментов. Познакомить  с  оркестром  русских  народных  инструментов  и  симфоническим  оркестром.

2. Моделирование  элементов  музыкального  языка.

Познакомить  детей  с  элементарной  музыкальной  грамотой:   метроритмом, метрическим  пульсом, темпом, двух  и  трёх  дольным  размером, сильной  долей. Познакомить  с  понятиями:  гамма, тоника,  динамика: форте, пиано, глиссандо,   ускорение  и  замедление  темпа  при  игре  на  инструментах, агогика. Графическое  изображение  длительностей,  высоты  нот, их  постепенное  движение  вверх  и  вниз.

3. Музыкально-ритмические  игры   и  упражнения.

Закреплять  знания  элементов  музыкального  языка  в  играх  и  упражнениях   посредством  игры  на  музыкальных  инструментах,  исполнять  «музыкальные  жесты», использовать  ритмодекламацию.

4. Игра  в  оркестре (ансамбле).

 Овладевать  игрой  на  ударных   инструментах:  бубне,  барабане,   колокольчике,  деревянных  ложках,  палочках,  маракасах,  треугольнике, кастаньетах,  трещотках,  тарелках.

Овладевать  игрой  на  мелодических  инструментах:  дудочках, флейтах, металлофоне  на  одной  и  нескольких  пластинах, в  разной  последовательности, аккордеоне, детском  синтезаторе. Играть  и  заканчивать  игру  вместе,  понимать  жест  дирижёра.

5. Музыкально-игровое  творчество.

Побуждать  детей  к  самостоятельной  импровизации на  музыкальных  инструментах. Звукоподражать  голосам  животных  и  птиц. Придумывать  свой  ритмический  рисунок  и  подыгрывать  музыкальному  сопровождению. Играть  с  дирижёром,  сочинять  музыкальное  сопровождение.

Планируемые результаты освоения Программы

  1. Знать различные музыкальные инструменты, их характеристику.
  2. Воспроизводить простейшие звукоподражания, интонации, нужные тембры, в зависимости от музыкального образа.
  3. Уметь играть на различных ударных, шумовых, духовых инструментах.
  4. Совместно играть ансамблями и оркестром по слуху.
  5. Проявлять творческую инициативу, эмоциональную отзывчивость в освоении новой музыкальной деятельности.

3. Примерный тематический план на 2024 - 2025 учебный год

Тема

занятий

Кол-во

часов

Задачи

Примерный музыкальный материал

Октябрь

«Деревянные истории»

4

  1. Познакомить с деревянными музыкальными инструментами и приемами игры на них
  2. Учить использовать инструменты при озвучивании стихов, потешек. Соотносить образ и исполнительский прием.
  3. Развивать фантазию, творчество и воображение.

Играем:

  • «Рондо с палочками» муз. С. Слонимского

Фантазируем:

  • «Деревянные разговоры»
  • «Деревянные танцы»
  • «Камаринская» Чайковского
  • «Марш» муз. Шульгина
  • «Полька» муз. Александрова

Озвучиваем стихи:

  • «Игрушки» Степанова
  • «Прыг-скок» В. Данько

Играем в оркестре:

  • «Лошадка» муз.Давыдовой
  • «Вальс» муз.Майкапара

Ноябрь

«Бумажный карнавал»

5

  1. Познакомить детей с шуршащими звуками, предметами и музыкальными инструментами, их издающими.
  2. Развивать тонкость тембрового слуха, способность слышать красоту шуршащих и шелестящих звучаний.
  3. Развивать способность к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление, понимание смысла выразительных средств музыки.

Озвучиваем стихи:

  • «В тишине» Суслова
  • «Шорох к шелесту спешит» Мошковской

Играем  и поем:

  • «Много разных звуков» муз.Боровик
  • «Мы веселые мышата» детская песенка.

Играм в оркестре:

  • «Шуточка» муз.Селиванова

Играем с инструментами:

  • «Бумажное шествие» под музыку торжественного марша
  • «Танец бумажных бабочек» под музыку китайского танца

Декабрь

«Снежная сказка»

4

  1. Привлечь внимание детей к красоте зимних звуков природы
  2. Развивать способность к образным и свободным импровизациям.
  3. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.

Поем и танцуем:

  • «Снежная сказка» муз. Лемит

Озвучиваем стихи:

  • «Снежинки» Липецкого
  • «Снег, снег» Токмаковой

Фантазируем:

  • «Зимнее рондо» Байнихатиса

Играем в оркестре:

  • «Танец Феи Серебра» муз. Чайковского
  • "Аннушка" ч. н. м.

Январь

«Стеклянное королевство»

3

  1. Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественное определение.
  2. Побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами
  3.  Учить соотносить стеклянные звуки с некоторыми эмоциональными состояниями.
  4. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.

Озвучиваем стихи:

  • «Хрустальный колокольчик» Данько
  • «Хрустальные спицы» Николаенко

Играем:

  • «Чайничек с крышечкой» русский фольклор
  • «Чайная полька»

Фантазируем:

  • «Аквариум» Т.Коти

Играем в оркестре:

  • «Вальс – шутка» муз.Шостаковича

Февраль

«Металлическая фантазия»

4

  • Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и музыкальными инструментами.
  • Развивать фантазию, воображение, темброво-ритмический и интонационный слух.
  • Учить пользоваться переменной динамикой, соотносить при этом различные образы.

Озвучиваем стихи:

  • «Веселый старичок» Хармса

Фантазируем:

  • «Дракон» Берестова
  • «Туча» Токмаковой

Играем и поем:

  • «Колокольцы» р.н.п.

Играем в оркестре:

  • «Тамбурин» муз.Рамо

Март

«Солнечная капель»

4

  • Развивать способность детей слышать «музыку природы»
  • Учить находить способы перевода речевого звукоподражания в музыкальные звуки.

3.   Развивать слуховое воображение.

Озвучиваем стихи и сказки:

  • «Сосулька-свистулька» Степанова
  • «Волшебная снежинка» Хмельницкого
  • «Весенняя телеграмма» Суслова

Фантазируем:

  • «Солнышко» р.н.п.
  • «Голоса птиц» польская песенка

Танцуем:

  • «Бал ароматов весны» муз.Чайковского «Фея Сирени».

Играем в оркестре:

  • «Шарманка» муз.Шостаковича

Апрель

«Звездный урок»

4

  1. Развивать звуковую фантазию, слуховое воображение, ассоциативное мышление, способность к звукоизображению «неслышимого» – звуков вселенной, музыки звезд, хора планет.

Озвучиваем стихи:

  • Бунин «Звезды»
  • Дж. Ривз «Лунные феи»

Фантазируем:

  • «Звездный дождик»
  • «Разговор звезды небесной и морской»
  • «Разговор звезды и светлячка»

Играем и поем:

  • «Лунный кораблик»
  • «Горят цветные огоньки»

Май

«С утра до вечера»

4

  1. Устанавливать в сознании детей связь между музыкальными звуками и их возможным смыслом.
  2. Развивать способность к импровизации

Озвучиваем стихи:

  • «Рассвет» Данько
  • «Утренняя сказка» Данько
  • «Утренние звуки» Э.Фарджен

Играем:

  • «Зарядка» Данько

Фантазируем:

  • «Жук» М.Веховой

Играем и поем:

  •  «Ария лягушек»

Играем в оркестре:

  • «Кукушкин вальс» Ч.Остен

4.  Мониторинг

Для отслеживания динамики освоения программы и анализа результатов музыкальной деятельности разработан мониторинг.

Мониторинг осуществляется 2 раза в течение учебного года и включает первичную диагностику и итоговую аттестацию.

Цель первичной диагностики: выявление начального уровня специального и общего развития ребенка.

Задачи первичной диагностики:

  1. Выявление уровня развития базовых музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма.
  2. Выявление общей информированности ребенка.
  3. Анализ общего интеллектуального развития ребенка.
  4. Определение сформированности интереса ребенка к игре на музыкальных инструментах.

Цель итоговой аттестации: выявление динамики освоения теоретических знаний и развития практических умений.

Задачи итоговой аттестации:

  1. Выявление динамики развития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма и т.д.
  2. Выявление динамики развития информированности ребенка.
  3. Отслеживание динамики роста общего интеллектуального развития ребенка.

Ф.И. ребёнка

Эмоциональная отзывчивость

Ритмический слух

Определение жанра

Творческое задание

1.

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Критерии оценок уровня развития детей.

Высокий уровень (В) – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива. Быстрое осмысление задания, точное и выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность во всех видах музыкальной деятельности.

Средний уровень (С) – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность, однако, ребенок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь педагога, дополнительные объяснения, показ, повтор и др.

Низкий уровень (Н) – малоэмоционален. «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен.

5. Материально-технические средства обучения

  • музыкальный зал;
  • ТСО: мультимедийная презентация, музыкальная переносная колонка, ноутбук;
  • пианино, синтезатор;
  • электронно-музыкальные инструменты (игрушки);
  • инструменты шумовые, ударные, духовые, струнные, струнно-смычковые;
  • музыкально-дидактические пособия;
  • картотека игр с музыкальными инструментами;
  • аудиоматериалы музыкальных произведений;
  • инструменты из бросового материала;
  • наглядный материал;
  • раздаточный материал для музыкально-дидактических игр;
  • портреты композиторов русских и зарубежных.

6. Список литературы

  1. Бублей  С.  Детский  оркестр. – Л., «Музыка», 1989.
  2. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3до 9 лет – Ярославль, 2002
  3. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - М, Просвещение, 1990.
  4. Меркулова  Л. Р.  Оркестр  в  детском  саду. Программа  формирования  эмоционального  сопереживания  и  осознания  музыки  через  музицирование. – М., Гуманитарный  издательский  центр  «Владос», 2003.
  5. Радынова О.  Беседы о  музыкальных  инструментах: Аудиокассеты. – М., 1997.
  6. Тютюнникова  Т. Э.  Шумовой оркестр снаружи и изнутри. -  Журнал “Музыкальная палитра” №6, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Веселый оркестр» (дополнительное образование для детей 6-7 лет в области игры на музыкальных инструментах) художественно-эстетической направленности

Аннотация на программу дополнительного образования «Весёлый оркестр»Цель: развитие музыкальных способностей детей и создание творческого коллектива через  обучение игре на музыкальных инструмента...

Рабочая программа "Веселый оркестр"

Вариативная рабочая программа для детей 5-7 лет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР» 2013-2015 год

Программа  «Веселый  оркестр»  - программа  дополнительного  образования  художественно-эстетической  направленности.     Направлена...

Программа проекта "Оркестр в детском саду"

Цель программы – помочь детям активно войти в мир музыки, сделать её естественной и потому необходимой в жизни ребёнка, постоянно действующей волшебной силой, под воздействием которой дети спосо...

Рабочая программа "Веселый оркестр"

Рабочая программа дополнительного образования "Веселый оркестр"...

Программа Шумовой оркестр

Программа кружка Шумово йоркестр для занятий в ДОУ...

Программа Веселый оркестр

Программа Веселый оркестр...