Программа кружка "ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР"
методическая разработка (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Весёлый оркестр» для детей 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolyy_orkestr_pravilno.docx | 37.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа кружка
«Весёлый оркестр» для детей 6-7 лет
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Весёлый оркестр» (далее - Программа) разработана для обучающихся в соответствии с нормативно-правовыми документами:
− Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
− Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
− СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (CОVID-19)» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16);
− СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28);
− СапПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2).
− Уставом ДОО.
- Правилами приема на обучение по дополнительным общеобразовательным программам МБДОУ детский сад №29 «У Лукоморья» (Приказ от 30.11.2022г. №364).
Предлагаемая Программа имеет художественную направленность способствует развитию художественно-творческого потенциала личности ребенка.. Занятия в кружке «Весёлый оркестр» предполагают обучение детей игре на детских музыкальных инструментах.
Актуальность
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, различают красоту звучания. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.
Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. У детей улучшается качество пения, музыкально - ритмических движений, они чётче воспроизводят ритм.
Обучение игре на инструментах в процессе музыкальных занятий вызывает ряд трудностей: фронтальные занятия, недостаточность времени, малое количество инструментов. Такое обучение нельзя назвать развивающим. Требуется организовать работу через дополнительное образование, где осуществляется дифференцированный личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, индивидуальное подгрупповое обучение. Поэтому появилась необходимость организации кружка «Веселый оркестр».
Данная программа основана на трудах Л. Трубниковой. Программа «Играем в оркестре по слуху» высокоэффективна как в отношении развития основных музыкальных способностей, так и расширении сферы музыкальной деятельности, способствующей развитию памяти, образного мышления, внимания, преодоления скованности, застенчивости.
Условия реализации Программы
Местом проведения кружка является музыкальный зал, в котором имеются соответствующие технические средства обучения, детские музыкальные инструменты.
Для реализации программы в полном объёме предусмотрено:
- наличие материально-технического обеспечения;
- систематичность посещения кружка «Весёлый оркестр»;
- регулярные отчетные концерты для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;
- участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества муниципального и регионального, федерального значения.
Организация деятельности
В программе разработана тематика занятий, определены уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные детьми к концу года обучения на занятиях кружка. Программа сопровождается перечнем методической литературы.
Срок реализации программы - 1 год
Занятия организуются с детьми 6-7 лет.
Количество занятий в год – 32
Количество занятий в неделю – 1
Длительность одного занятия – 30 минут.
День проведения – среда
Время – 15.30 – 16.00
Цель программы: совершенствование и развитие музыкальных способностей детей 6-7 через игру на детских музыкальных инструментах.
Задачи:
1. Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
2. Знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных инструментах.
3. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
4. Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
5. Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.
6. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
7. Воспитывать творческую инициативу.
Формы и методы работы
1. Индивидуальные, подгрупповые и групповые формы обучения.
2. Самостоятельное музицирование в группах.
3. Игровые приемы.
4. Методы: наглядный, словесный, практический.
Список детей
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
2. Содержание программы
Содержание программы расписано на 1 год обучения поквартально и состоит из следующих разделов:
1. Знакомство с музыкальными инструментами.
Познакомить детей с миром музыкальных инструментов, их происхождением. Рассказать о музыкальных и немузыкальных звуках, классификации музыкальных инструментов. Познакомить с оркестром русских народных инструментов и симфоническим оркестром.
2. Моделирование элементов музыкального языка.
Познакомить детей с элементарной музыкальной грамотой: метроритмом, метрическим пульсом, темпом, двух и трёх дольным размером, сильной долей. Познакомить с понятиями: гамма, тоника, динамика: форте, пиано, глиссандо, ускорение и замедление темпа при игре на инструментах, агогика. Графическое изображение длительностей, высоты нот, их постепенное движение вверх и вниз.
3. Музыкально-ритмические игры и упражнения.
Закреплять знания элементов музыкального языка в играх и упражнениях посредством игры на музыкальных инструментах, исполнять «музыкальные жесты», использовать ритмодекламацию.
4. Игра в оркестре (ансамбле).
Овладевать игрой на ударных инструментах: бубне, барабане, колокольчике, деревянных ложках, палочках, маракасах, треугольнике, кастаньетах, трещотках, тарелках.
Овладевать игрой на мелодических инструментах: дудочках, флейтах, металлофоне на одной и нескольких пластинах, в разной последовательности, аккордеоне, детском синтезаторе. Играть и заканчивать игру вместе, понимать жест дирижёра.
5. Музыкально-игровое творчество.
Побуждать детей к самостоятельной импровизации на музыкальных инструментах. Звукоподражать голосам животных и птиц. Придумывать свой ритмический рисунок и подыгрывать музыкальному сопровождению. Играть с дирижёром, сочинять музыкальное сопровождение.
Планируемые результаты освоения Программы
- Знать различные музыкальные инструменты, их характеристику.
- Воспроизводить простейшие звукоподражания, интонации, нужные тембры, в зависимости от музыкального образа.
- Уметь играть на различных ударных, шумовых, духовых инструментах.
- Совместно играть ансамблями и оркестром по слуху.
- Проявлять творческую инициативу, эмоциональную отзывчивость в освоении новой музыкальной деятельности.
3. Примерный тематический план на 2024 - 2025 учебный год
Темазанятий | Кол-во часов | Задачи | Примерный музыкальный материал |
Октябрь «Деревянные истории» | 4 |
| Играем:
Фантазируем:
Озвучиваем стихи:
Играем в оркестре:
|
Ноябрь «Бумажный карнавал» | 5 |
| Озвучиваем стихи:
Играем и поем:
Играм в оркестре:
Играем с инструментами:
|
Декабрь «Снежная сказка» | 4 |
| Поем и танцуем:
Озвучиваем стихи:
Фантазируем:
Играем в оркестре:
|
Январь «Стеклянное королевство» | 3 |
| Озвучиваем стихи:
Играем:
Фантазируем:
Играем в оркестре:
|
Февраль «Металлическая фантазия» | 4 |
| Озвучиваем стихи:
Фантазируем:
Играем и поем:
Играем в оркестре:
|
Март «Солнечная капель» | 4 |
3. Развивать слуховое воображение. | Озвучиваем стихи и сказки:
Фантазируем:
Танцуем:
Играем в оркестре:
|
Апрель «Звездный урок» | 4 |
| Озвучиваем стихи:
Фантазируем:
Играем и поем:
|
Май «С утра до вечера» | 4 |
| Озвучиваем стихи:
Играем:
Фантазируем:
Играем и поем:
Играем в оркестре:
|
4. Мониторинг
Для отслеживания динамики освоения программы и анализа результатов музыкальной деятельности разработан мониторинг.
Мониторинг осуществляется 2 раза в течение учебного года и включает первичную диагностику и итоговую аттестацию.
Цель первичной диагностики: выявление начального уровня специального и общего развития ребенка.
Задачи первичной диагностики:
- Выявление уровня развития базовых музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма.
- Выявление общей информированности ребенка.
- Анализ общего интеллектуального развития ребенка.
- Определение сформированности интереса ребенка к игре на музыкальных инструментах.
Цель итоговой аттестации: выявление динамики освоения теоретических знаний и развития практических умений.
Задачи итоговой аттестации:
- Выявление динамики развития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма и т.д.
- Выявление динамики развития информированности ребенка.
- Отслеживание динамики роста общего интеллектуального развития ребенка.
Ф.И. ребёнка | Эмоциональная отзывчивость | Ритмический слух | Определение жанра | Творческое задание | ||||
1. | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Критерии оценок уровня развития детей.
Высокий уровень (В) – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива. Быстрое осмысление задания, точное и выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность во всех видах музыкальной деятельности.
Средний уровень (С) – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность, однако, ребенок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь педагога, дополнительные объяснения, показ, повтор и др.
Низкий уровень (Н) – малоэмоционален. «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен.
5. Материально-технические средства обучения
- музыкальный зал;
- ТСО: мультимедийная презентация, музыкальная переносная колонка, ноутбук;
- пианино, синтезатор;
- электронно-музыкальные инструменты (игрушки);
- инструменты шумовые, ударные, духовые, струнные, струнно-смычковые;
- музыкально-дидактические пособия;
- картотека игр с музыкальными инструментами;
- аудиоматериалы музыкальных произведений;
- инструменты из бросового материала;
- наглядный материал;
- раздаточный материал для музыкально-дидактических игр;
- портреты композиторов русских и зарубежных.
6. Список литературы
- Бублей С. Детский оркестр. – Л., «Музыка», 1989.
- Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3до 9 лет – Ярославль, 2002
- Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - М, Просвещение, 1990.
- Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.
- Радынова О. Беседы о музыкальных инструментах: Аудиокассеты. – М., 1997.
- Тютюнникова Т. Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри. - Журнал “Музыкальная палитра” №6, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Веселый оркестр» (дополнительное образование для детей 6-7 лет в области игры на музыкальных инструментах) художественно-эстетической направленности
Аннотация на программу дополнительного образования «Весёлый оркестр»Цель: развитие музыкальных способностей детей и создание творческого коллектива через обучение игре на музыкальных инструмента...
Рабочая программа "Веселый оркестр"
Вариативная рабочая программа для детей 5-7 лет...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР» 2013-2015 год
Программа «Веселый оркестр» - программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности. Направлена...
Программа проекта "Оркестр в детском саду"
Цель программы – помочь детям активно войти в мир музыки, сделать её естественной и потому необходимой в жизни ребёнка, постоянно действующей волшебной силой, под воздействием которой дети спосо...
Рабочая программа "Веселый оркестр"
Рабочая программа дополнительного образования "Веселый оркестр"...
Программа Шумовой оркестр
Программа кружка Шумово йоркестр для занятий в ДОУ...
Программа Веселый оркестр
Программа Веселый оркестр...