Картотека дидактических игр по декоративно- прикладному искусству
картотека (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по декоративно- прикладному искусству
«Русские матрёшки»
Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.
Русская матрёшка - чудный сувенир
Прославила Россию и покорила мир.
Красой твоей любуемся,
Мы взор не отводя.
Матрёшка-чудо-куколка
Все любим мы тебя!
«Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов.
Дидактическая игра: «Найди лишнее»
Дидактическая задача:
1.Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных
2.Развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.
3.Развивать мышление, эстетическое восприятие
4.Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам
Руководство:
Выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому предмету относится, что ему свойственно.
Дидактическая игра: «Что изменилось»
Дидактическая задача:
1.Закрепить представление о какой-либо росписи
2.Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции
3. Учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять.
Руководство:
Воспитатель ставит перед детьми пять предметов, (карточек с изображением) различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, дети отворачиваются. Воспитатель меняет предметы (карточки) местами или убирает какой-либо. Дети должны угадать что изменилось.
Дидактическая игра: «Художественный салон»
Дидактическая задача:
1.Учить устно, описывать выбранный предмет
2. Развивать сосредоточенность, речь-описание
Руководство:
Предметы выставлены на стеллажах. Выбирается продавец. Остальные – покупатели. Они выбирают предмет покупки и точно описывают его продавцу.
Дидактическая игра: «Тайна волшебных колпачков»
Дидактическая задача:
1.Закрепить знания детей об известных им видах декоративно – прикладного искусства
2. Учить рассказывать о предмете, который обнаружен
3. Развивать речь, мышление, внимание
4. Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам
Руководство:
Узнать, что под колпачком ( «раскрыть тайну» ), и получить поощрительный значок, в котором заключена оценка правильности решения задач.
Дидактическая игра: « Составь матрешку»
Дидактическая задача:
- Закрепить знания детей о русской матрешке
- Учить сравнивать предметы один с другим
- Различать цветовые элементы росписи
Руководство:
Найти соответственную половинку матрешки
Ход игры:
На стол выставляются нижние половинки матрешек, а дети, держа верхние половинки, сравнивают по цвету, размеру, нужные соединяют. Кто быстрее восставил, тот и выиграл.
Дидактическая игра: «Угадай игрушку»
Дидактическая задача:
1.Закрепить знания детей о трех видах игрушки
2.Учить группировать, обобщать, анализировать
3.Развивать мышление, эстетическое восприятие
4.Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам
Руководство:
1.Предложить детям выбрать картинки с изображением (дымковской, каргопольской, филимоновской) игрушек.
2.Предложить разложить картинки на три группы по видам.
Дидактическая игра: Лото «Подбери узор к игрушке»
Цель:
1.Учить детей правильно находить элементы дымковской росписи и подбирать их для нарядов.
2.Исключить лишнее не характерное для данной игрушки.
Руководство:
Разложить фишки так, чтобы они соответствовали наряду определенной игрушки.
Дидактическая игра: «Как мы знаем народные промыслы»
Цель:
Игра носит контрольный характер.
Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.
Руководство:
Ребенок закрывает глаза и пальчиком непроизвольно указывает на картинку, открыв глаза, называет вид игрушки, из каково материала сделана, описывает, называет цвет, форму
Дидактическая игра: «Составь картинку»
( В игре участвует подгруппа из двух-четырех детей)
Дидактическая задача:
1.Уметь составлять целое изображение из частей.
2.Уточнить представление о народных игрушках, их особенностях.
Материал:
Конверты с разрезными картинками.
Руководство:
Взрослый раздает подгруппе детей конверты с разрезными картинками и дает задание собрать целое изображение. Проигрывают ребята, не сумевшие выполнить задание. При выигрыше ребенку предлагается (по его желанию) другой конверт с новыми разрезными картинками.
Дидактическая игра: «Узнай по силуэту»
« Подбери элемент к игрушке»
Дидактическая задача:
1. Закрепить знания детей о народной игрушке, о трех ее видах (дымковской, филимоновской, каргопольской).
2. Учить узнавать игрушки по силуэту.
3. Развивать внимание, воспитывать любовь к народным игрушкам.
Руководство:
Узнать игрушку по силуэту, и подобрать фишки с соответствующим элементами.
Дидактическая игра: «Найди вторую половину»
Цель:
Упражнять в умении замечать и называть различное в цвете, узоре, форме.
Развивать цветовое восприятие формы, узора, цвета.
Руководство:
1.Учить правильно, составлять узор
2.Подбирать половинки узора так, чтобы изображение носило цельный характер.
Дидактическая игра: «Собери сервиз из Гжели»
Цель:
1.Закрепить знания детей о гжельской росписи.
2.Уметь составлять целое изображение из частей.
3.Развивать внимание, наблюдательность, речь. Воспитывать любовь к народным промыслам.
Руководство:
Собрать из частей мозаики целое изображение – Гжельский сервиз. Выразить свое отношение к полученной картинке.
Дидактическая игра: «Волшебные стрелочки»
Цель:
Игра носит контрольный характер.
Закрепить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства. Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.
Руководство:
Водящий ставит стрелки часов на картинку с определенным видом народного искусства, а остальные играющие дети должны назвать промысел, из какого материала изготавливают, описать, назвать основные цвета, элементы узора и образы, характерные для данного вида.
«Угадай, какая роспись?»
Цель: закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.
«Составь хохломской узор»
Цель: закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.
«Домино»
Цель: закрепить знания детей о декоративно – прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.
«Угадай и расскажи»
Цель: закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно – прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.
«Городецкие узоры»
Цель: закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.
«Распиши платок»
Цель: закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять «простейшие» узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.
«Собери гжельскую розу»
Цель: закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес к гжельскому промыслу.
«Собери матрешку»
Цель: закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке; умение собирать матрешку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
«На что похоже»
Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов (корыто, коромысло, радуга, матрешка и т.п.). Стремиться к тому, чтобы каждый ребенок придумал что – то новое, свое.
Детям предлагаются карточки с нарисованными фигурками, которые могут восприниматься как деталь или контурное изображение какого – либо предмета, напоминающего предмета быта русского народа. Чтобы детям было интереснее играть, можно отгадывать с ними предметы по очереди и, загадки.
Дети сидят по кругу. Воспитатель показывает им картину, а они должны придумать, на что эта картина похожа. Если ребенок затрудняется с ответом, можно спросить следующего ребенка, стоящего по кругу. Воспитатель стремиться к тому. Чтобы каждый участник игры придумал что – то новое, свое, что еще не говорил никто из детей. При показе другой картинки игра начинается со следующего ребенка, чтобы у каждого была возможность начинать отвечать первым. По ходу игры воспитатель поддерживает инициативу каждого ребенка. Игру можно повторять неоднократно.
«Цветы на платке»
Цель: познакомить детей с элементами русского орнамента; закрепить у детей умение составлять узор из отдельных предметов; закрепить знание цвета, помочь детям сделать открытие, что все прекрасные платки – это произведение искусства.
Детям предлагаются разрезные карточки с элементами русского орнамента. Дается задание выложить из карточек (треугольной, квадратной, прямоугольной формы) платки с разными орнаментами. В эту игру могут играть 2 – 3 ребенка.
«Угадай сказку»
Цель: продолжить знакомить детей с русскими народными сказками, научить называть сказку по сюжету, научить давать характеристику персонажам сказки, развивать творческое воображение, речь.
Всем участникам игры показывают карточки с иллюстрациями русских народных сказок. Каждый желающий берет одну из карточек, называет сказку и рассказывает отрывок из сказки. Выполнившему задание ребенку выдается фишка. В конце игры подсчитываются фишки, и выбирается победитель.
«Найдите тень»
Цель: учить детей сравнивать предметы по форме. Классифицировать предметы: птицы, домашние животные, посуда, русские народные игрушки и т.п.; развивать творческое воображение.
Детям предлагается набор из 20 карточек. На 10 карточках нарисован предмет черным цветом, который представляет собой «тень» этого предмета, а на 10 других – его цветное изображение. Это могут быть животные, птицы, народные игрушки, предметы быта. Каждый участник игры берет себе несколько карточек с «тенью». Затем карточки с цветным изображением предметов воспитатель раскладывает перед детьми на столе. Дети называют изображение предметов и находят соответствующие «тени» для них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека авторских дидактических игр по декоративно-прикладному искусству
В статье вашему вниманию предлагаются авторские дидактические игры по декоративно-прикладному искусству для детей среднего и старшнго дошкольного возраста....
Авторская дидактическая игра по декоративно - прикладному искусству "Разрезные картинки"
В помощь педагогам.«Разрезные картинки»Задача: Закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в дымковской росписи, упражнять в составлении целой картинки, развивать внимание, сосредоточеннос...
Дидактическая игра по декоративно-прикладному искусству "Составь узор"
В представленном материале представлены варианты игры "Составь узор"...
Дидактическая игра по декоративно-прикладному искусству "Укрась посуду узорами"
Дидактическая игра «Укрась посуду узорами»Цель: способствовать художественно-эстетическому развитию дошкольников посредством ознакомления детей с видами росписи.Задачи: 1. Закрепить ...
Дидактические игры по декоративно - прикладному искусству.
Игры: «Назови правильно», «Угадай, какая роспись?», «Составь хохломской узор», «Домино», «Угадай и расскажи»,...
Дидактические игры по декоративно-прикладному искусству.
Дидактические игры по декоративно-прикладному искусству....
Картотека дидактических игр по декоративно- прикладному искусству
Картотека дидактических игр по декоративно- прикладному искусству...