"Игры на развитие детской инициативы"
учебно-методический материал (старшая группа)

Картотека игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_igry_dlya_razvitiya_detskoy_initsiativy.docx216.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 городского округа города Выкса ИНН/КПП 5247015922/524701001 ОГРН 1025201638791   607067, Нижегородская область г. Выкса улица Лазо здание № 79 контакты: 8(83177)6-78-40, 8(83177)6-78-26 e-mail: mbdou2012@yandex.ru

Игры на развитие детской  инициативы

.

             C:\Users\Ольга\Desktop\27251339-Children-play-with-a-board-game-on-the-floor-Stock-Photo.jpg

                                                                                     Выполнила: воспитатель 1 категории

                                                                                                     Докторова Нина Алексеевна

Пояснительная записка

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит — инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.

В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

Важным условием успешного поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других и т.д. Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.

 

 «Запоминалка»    

Цель: визуальное развитие.

Ход: Поставьте небольшое количество разных предметов перед ребенком, пусть ребёнок сразу закроет глаза или отвернётся, и один предмет уберите, а

дошкольник в свою очередь должен этот предмет назвать, в дальнейшем

постепенно усложняйте эту игру, убирая два предмета и больше.

«Придумай свой вопрос»

Цель:  Освоение умения формулировать вопросы в различной форме и

задавать их.

Ход: Дети садятся в круг,  одному  дается в руки любой предмет (мяч, игрушка, карандаш) который определяет ведущего задающего вопрос. Ответивший на вопрос ребенок принимает роль ведущего  и адресует свой вопрос следующимдетям.

«Найди предмет»

Цель:  научить детей ориентироваться в пространстве группы, внимательно

слушать задания.

Ход:  Детям  предлагается найти,  предметы по форме, цвету или  признаку

предмета  в пространстве группы (например  найти что-нибудь квадратное).

После того,  как  все  дети нашли,  они приносят или говорят  то,  что нашли,

желательно не повторятся.

«Сочинялка»

Цель:  научить детей слушать друг друга, придумывать собственный сюжет.

Ход: Дети садятся в круг, предмет (мяч, игрушка. карандаш) в руках определяет рассказчика который начинает придумывать историю, далее  по сигналу предмет передается  следующему ребенку,  он  продолжает начатую историю. Истории можно записывать.

«Почтальон»

Цель: выучить домашний адрес, описывать свой дом.

Ход.  Дети заняты самостоятельной деятельностью.  Один из детей «почтальон». Он разносит письма. Тот, к кому он «постучится», должен назвать домашний адрес и рассказать от кого он ждет письмо: описать его внешний вид, особенности. Кто справился с  заданием, получает конверт (письмо). Дети достают из конверта белые листочки бумаги и рисуют письмо следующему ребенку (можно на листочке «написать» письмо своему другу).

«Что в чудесном мешочке?»

Цель:  знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний;

активизация речевой поисковой активности.

Ход. Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать ». Вопросы задаются  по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку.  Повторять вопросы нельзя. В конце игры выясняют, кто больше наберет фишек.

«Я никогда не…»

Цель:  Учить детей проявлять внимание друг к другу, правильно рассуждать, развитие логического мышления, памяти.

Ход. Все садятся в круг и кладут руки на колени. Первый игрок говорит то, чего он никогда в жизни не  делал. Например, он говорит: «Я никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т.д. по кругу. Побеждает тот, кто быстрее всех загнет все пальцы.

«Представиться по-разному»

Ход. Каждый человек в кругу должен «представить себя2: изобразить жест,

сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.

Подвижные игры.

«Человек к человеку»

Ход.  Для игры необходимо нечетное число игроков. Все игроки свободно

перемещаются, водящий произносит: «Рука к руке!». И все участники игры, в

том числе ведущий, должны найти себе пару и соприкоснуться с партнером

руками. Тот, кто остался без пары, становится, водящим. Ира продолжается.

Команды могут быть разнообразными, например: «Мизинец к мизинцу»,

«На одну букву»

Ход.  Каждый желающий может предложить букву, начиная с  которой все

присутствующие должны по очереди перечислять предметы, находящиеся в

этой комнате. Например, кто  -  то предложил букву "С". Все наперебой

начинают говорить: "стул, стекло, стол" и т. д. Выигрывает тот, кто назвал

последнее слово. В паузах предложивший букву может громко считать до 3

«Пятка к пятке», «Ухо к уху», «Поздороваться носами»

Ход.  За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человек.

Здороваться можно руками, носами, коленками, губками и т.д.

«Поздороваться за руку с максимальным количеством людей»

Ход. Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что  руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку.

Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.

«Зеркала»

Цель  -  закрепить способы  ходьбы,  бега, прыжков, лазанья, метания и

придумывание новых движений.

Ход. Дети становятся в круг они «зеркала», выбирается ведущий «отражение» он выполняет различные движения, кто по его мнению более точно «отражает» движения тот и становится ведущим.

«Передай мяч»

Цель - снятие излишней двигательной активности.

Ход. В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно

быстрее передать мяч  товарищу,  предварительно назвать имя, и не уронить  его. Нужно  в максимально быстром темпе бросать мяч.  Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.

«Рыбак»

Цель  –  закреплять умения  действовать по сигналу, делать самостоятельный

выбор.

Ход. Выбирается рыбак, остальные дети придумывают какой рыбой они будут, «подплывают» к рыбаку со словами : -  «Рыбак, рыбак что плетешь?», - «Невод»! -  «А зачем?»,  -  «Рыбу ловить.»,  -  «А какую?».Рыбак  называет, какую и эта рыба убегает, он должен ее догнать. Пойманная рыба становится рыбаком.

«Кто соберет больше всего шишек?»

Нужно: шишки, корзинки, колокольчик.

Ход.  Шишки высыпаются на землю, по команде (колокольчик) дети начинают

собирать, только не  горстями, а поштучно, снова звонит колокольчик,

останавливаются, подсчитываем, у кого больше всех, тому приз.

 «Нам весело»

Цель  -  научить активизировать свои творческие способности, самостоятельно

оценивать результаты друг друга, быть объективными.

Ход.  Воспитатель предлагает детям устроить конкурс. Можно  придумать и

показать веселую историю, небылицу, показать  фокус и т. д. Для оценки

результата выбирается жюри.  После каждого выступления они выставляют свои

оценки.  В конце игры баллы подсчитывают и объявляют  победителя. Его

награждают медалью «Весельчак».

«Цирк»

Цель  - научить активизировать свои творческие способности,  объединятся  в группы по интересам, выражать благодарность друг другу.  

Ход.  Воспитатель сообщает детям, что сегодня состоится  представление. Дети

могут выступать и в роли артистов, и в роли зрителей. Артисты  (по желанию)

объединяются  в группы или индивидуально, придумывают себе номер,

приобретают билеты в кассе  проходят в зал, занимают места. Артисты

выступают в порядке очереди, которую заранее распределяют между собой.

Они показывают представление. Это  могут быть уже знакомые номера, или

вновь придуманный  сюжет. В конце представления дети аплодисментами

благодарят друг друга за представление.

 «Фото-сессия»
Водящий ребенок – «фотограф». По своему желанию и фантазии он выбирает несколько участников (или всю группу детей) для «фотографии», расставляет их в интересных позах, просит изобразить определенную мимику на лице (радость, удивление, скуку, восторг и др.). Затем он проводит «фото-сессию», имитируя действия фотографа и меняя позы и расположение участников. После нескольких «снимков» на роль фотографа выбирают нового водящего.
«Я научу тебя

Дети играют по кругу (вправо или влево, по договоренности). Первый участник обращается к соседу, говоря : «Я научу тебя ________ » и показывает действие или имитирует его через подражание. Второй участник повторяет действие первого и затем обращается к следующему соседу: «Меня научили ______, а я научу тебя _________» . Игра продолжается аналогичным образом до тех пор, пока очередь не доходит обратно до ребенка, первым начавшим игру. 
Затем дети обмениваются со своими «учителями» рукопожатиями, благодарят друг друга словами: «Спасибо! Это было просто здорово!»
Например:
Первый ребенок говорит второму: 
– Я научу тебя строить дом.
Второй ребенок говорит третьему:
– Меня научили строить дом, а я научу тебя прыгать на скакалке.
Третий ребенок говорит четвертому:
– Меня научили прыгать на скакалке, а я научу тебя играть на скрипке.
Четвертый ребенок говорит пятому:
– Меня научили играть на скрипке, а я научу тебя вышивать.
… и т.д.

Дидактические игры.

«Запоминалка» 

 Цель - визуальное развитие.

Ход. Поставьте небольшое количество разных предметов перед ребенком, пусть ребёнок сразу закроет глаза или отвернётся, и один предмет уберите, а дошкольник в свою очередь должен этот предмет назвать, в дальнейшем постепенно усложняйте эту игру, убирая два предмета и больше.

«Придумай свой вопрос»

Цель - Освоение умения формулировать вопросы в различной форме и адресовывать его.

Ход. Дети садятся в круг, одному дается в руки любой предмет (мяч, игрушка, карандаш) который определяет ведущего задающего вопрос. Ответивший на вопрос ребенок принимает роль ведущего и адресует свой вопрос следующим детям.

«Найди предмет»

Цель - научить детей ориентироваться в пространстве группы, внимательно слушать задания.

Ход. Детям предлагается найти, предметы по форме, цвету или признаку предмета в пространстве группы (например найти что-нибудь квадратное). После того, как все дети нашли, они приносят или говорят то, что нашли, желательно не повторятся.

«Сочинялка»

Цель - научить детей слушать друг друга, придумывать собственный сюжет. Ход. Дети садятся в круг, предмет (мяч, игрушка. карандаш) в руках определяет рассказчика который начинает придумывать историю, далее по сигналу предмет передается следующему ребенку, он продолжает начатую историю. Истории можно записывать.

«Почтальон»

Цель - выучить домашний адрес, описывать свой дом.

Ход. Дети заняты самостоятельной деятельностью. Один из детей «почтальон». Он разносит письма. Тот, к кому он «постучится», должен назвать домашний адрес и рассказать от кого он ждет письмо: описать его внешний вид, особенности. Кто справился с заданием, получает конверт (письмо). Дети достают из конверта белые листочки бумаги и рисуют письмо следующему ребенку (можно на листочке «написать» письмо своему другу).

«Что в чудесном мешочке?»

Цель - знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Ход. Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать». Вопросы задаются по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Повторять вопросы нельзя. В конце игры выясняют, кто больше наберет фишек.

«Я никогда не…»

Ход. Все садятся в круг и кладут руки на колени. Первый игрок говорит то, чего он никогда в жизни не делал. Например, он говорит: «Я никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т.д. по кругу. Побеждает тот, кто быстрее всех загнет все пальцы.

«Представиться по-разному»

Ход. Каждый человек в кругу должен «представить себя2: изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.

Подвижные игры.

«Человек к человеку»

Ход. Для игры необходимо нечетное число игроков. Все игроки свободно перемещаются, водящий произносит: «Рука к руке!». И все участники игры, в том числе ведущий, должны найти себе пару и соприкоснуться с партнером руками. Тот, кто остался без пары, становится, водящим. Ира продолжается. Команды могут быть разнообразными, например: «Мизинец к мизинцу», «Пятка к пятке», «Ухо к уху».

«Поздороваться носами»

Ход. За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками, губками и т.д.

«На одну букву»

Ход. Каждый желающий может предложить букву, начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислять предметы, находящиеся в этой комнате. Например, кто - то предложил букву "С". Все наперебой начинают говорить: "стул, стекло, стол" и т. д. Выигрывает тот, кто назвал последнее слово. В паузах предложивший букву может громко считать до 3

«Поздороваться за руку с максимальным количеством людей»

Ход. Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.

«Зеркала»

Цель -  закрепить        способы        ходьбы,        бега,        прыжков,        лазанья,        метания        и придумывание новых движений.

Ход. Дети становятся в круг они «зеркала», выбирается ведущий «отражение» он выполняет различные движения, кто по его мнению более точно «отражает» движения тот и становится ведущим.

«Передай мяч»

Цель - снятие излишней двигательной активности.

Ход. В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать мяч товарищу, предварительно назвать имя, и не уронить его. Нужно в максимально быстром темпе бросать мяч. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.

«Рыбак»

Цель – закреплять умения действовать по сигналу, делать самостоятельный выбор.

Ход. Выбирается рыбак, остальные дети придумывают какой рыбой они будут,

«подплывают» к рыбаку со словами : - «Рыбак, рыбак что плетешь?», - «Невод»!

-  «А  зачем?»,  - «Рыбу ловить.»,        - «А какую?». Рыбак называет, какую и эта рыба убегает, он должен ее догнать. Пойманная рыба становится рыбаком.

«Кто соберет больше всего шишек?»

Нужно: шишки, корзинки, колокольчик.

Ход. Шишки высыпаются на землю, по команде (колокольчик) дети начинают собирать, только не горстями, а поштучно, снова звонит колокольчик, останавливаются, подсчитываем, у кого больше всех, тому приз.

Сюжетно-ролевые игры

«Семья» Цель        -научить        самостоятельно        выстраивать        взаимоотношениями        между членами семьи, вовремя помогать им.

Ход. Воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются

по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут в устройстве праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу.

«Нам весело»

Цель - научить активизировать свои творческие способности, самостоятельно оценивать результаты друг друга, быть объективными.

Ход. Воспитатель предлагает детям устроить конкурс. Можно придумать и показать веселую историю, небылицу, показать фокус и т. д. Для оценки результата выбирается жюри. После каждого выступления они выставляют свои оценки. В конце игры баллы подсчитывают и объявляют победителя. Его награждают медалью «Весельчак».

«Цирк»

Цель -научить активизировать свои творческие способности, объединятся в группы по интересам, выражать благодарность друг другу.

Ход. Воспитатель сообщает детям, что сегодня состоится представление. Дети могут выступать и в роли артистов, и в роли зрителей. Артисты (по желанию) объединяются в группы или индивидуально, придумывают себе номер, приобретают билеты в кассе проходят в зал, занимают места. Артисты выступают в порядке очереди, которую заранее распределяют между собой. Они показывают представление. Это могут быть уже знакомые номера, или вновь придуманный сюжет. В конце представления дети аплодисментами благодарят друг друга за представление.

«Космическое приключение»

Цель - научить активизировать самостоятельность, способность продумывать свои дальнейшие действия, стремиться договариваться с товарищами.

Ход. Ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Кто решил

отправиться в космос, должен подойти к станции с необходимыми для полета вещами. Дети выбирают, на какую планету они отправятся. Туристы делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детской инициативы и самостоятельности в играх с театральными куклами.

quot; Научить ребенка -это создать ему условия для создания полного овладениия своими собственными способностями"....

Развитие детской инициативы и творчества в сюжетно-ролевой игре, путем создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Развитие детской инициативы и творчества в сюжетно-ролевой игре,путем создания развивающей предметно -пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО...

"Подвижная игра - как средство развития детской инициативы"

Презентация к образовательному проекту для детей среднего возраста...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы. Тема: «РППС в развитии детской инициативы»

laquo;Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, ч...

Квест- игра для развития детской инициативы

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, проявления инициативности как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией....

Дидактические игры на развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Что такое детская инициатива? Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по жела...