"Игры на развитие детской инициативы"
учебно-методический материал (старшая группа)
Картотека игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_igry_dlya_razvitiya_detskoy_initsiativy.docx | 216.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 городского округа города Выкса ИНН/КПП 5247015922/524701001 ОГРН 1025201638791 607067, Нижегородская область г. Выкса улица Лазо здание № 79 контакты: 8(83177)6-78-40, 8(83177)6-78-26 e-mail: mbdou2012@yandex.ru
Игры на развитие детской инициативы
.
Выполнила: воспитатель 1 категории
Докторова Нина Алексеевна
Пояснительная записка
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит — инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.
В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Важным условием успешного поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других и т.д. Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.
«Запоминалка»
Цель: визуальное развитие.
Ход: Поставьте небольшое количество разных предметов перед ребенком, пусть ребёнок сразу закроет глаза или отвернётся, и один предмет уберите, а
дошкольник в свою очередь должен этот предмет назвать, в дальнейшем
постепенно усложняйте эту игру, убирая два предмета и больше.
«Придумай свой вопрос»
Цель: Освоение умения формулировать вопросы в различной форме и
задавать их.
Ход: Дети садятся в круг, одному дается в руки любой предмет (мяч, игрушка, карандаш) который определяет ведущего задающего вопрос. Ответивший на вопрос ребенок принимает роль ведущего и адресует свой вопрос следующимдетям.
«Найди предмет»
Цель: научить детей ориентироваться в пространстве группы, внимательно
слушать задания.
Ход: Детям предлагается найти, предметы по форме, цвету или признаку
предмета в пространстве группы (например найти что-нибудь квадратное).
После того, как все дети нашли, они приносят или говорят то, что нашли,
желательно не повторятся.
«Сочинялка»
Цель: научить детей слушать друг друга, придумывать собственный сюжет.
Ход: Дети садятся в круг, предмет (мяч, игрушка. карандаш) в руках определяет рассказчика который начинает придумывать историю, далее по сигналу предмет передается следующему ребенку, он продолжает начатую историю. Истории можно записывать.
«Почтальон»
Цель: выучить домашний адрес, описывать свой дом.
Ход. Дети заняты самостоятельной деятельностью. Один из детей «почтальон». Он разносит письма. Тот, к кому он «постучится», должен назвать домашний адрес и рассказать от кого он ждет письмо: описать его внешний вид, особенности. Кто справился с заданием, получает конверт (письмо). Дети достают из конверта белые листочки бумаги и рисуют письмо следующему ребенку (можно на листочке «написать» письмо своему другу).
«Что в чудесном мешочке?»
Цель: знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний;
активизация речевой поисковой активности.
Ход. Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать ». Вопросы задаются по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Повторять вопросы нельзя. В конце игры выясняют, кто больше наберет фишек.
«Я никогда не…»
Цель: Учить детей проявлять внимание друг к другу, правильно рассуждать, развитие логического мышления, памяти.
Ход. Все садятся в круг и кладут руки на колени. Первый игрок говорит то, чего он никогда в жизни не делал. Например, он говорит: «Я никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т.д. по кругу. Побеждает тот, кто быстрее всех загнет все пальцы.
«Представиться по-разному»
Ход. Каждый человек в кругу должен «представить себя2: изобразить жест,
сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.
Подвижные игры.
«Человек к человеку»
Ход. Для игры необходимо нечетное число игроков. Все игроки свободно
перемещаются, водящий произносит: «Рука к руке!». И все участники игры, в
том числе ведущий, должны найти себе пару и соприкоснуться с партнером
руками. Тот, кто остался без пары, становится, водящим. Ира продолжается.
Команды могут быть разнообразными, например: «Мизинец к мизинцу»,
«На одну букву»
Ход. Каждый желающий может предложить букву, начиная с которой все
присутствующие должны по очереди перечислять предметы, находящиеся в
этой комнате. Например, кто - то предложил букву "С". Все наперебой
начинают говорить: "стул, стекло, стол" и т. д. Выигрывает тот, кто назвал
последнее слово. В паузах предложивший букву может громко считать до 3
«Пятка к пятке», «Ухо к уху», «Поздороваться носами»
Ход. За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человек.
Здороваться можно руками, носами, коленками, губками и т.д.
«Поздороваться за руку с максимальным количеством людей»
Ход. Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку.
Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.
«Зеркала»
Цель - закрепить способы ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и
придумывание новых движений.
Ход. Дети становятся в круг они «зеркала», выбирается ведущий «отражение» он выполняет различные движения, кто по его мнению более точно «отражает» движения тот и становится ведущим.
«Передай мяч»
Цель - снятие излишней двигательной активности.
Ход. В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно
быстрее передать мяч товарищу, предварительно назвать имя, и не уронить его. Нужно в максимально быстром темпе бросать мяч. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.
«Рыбак»
Цель – закреплять умения действовать по сигналу, делать самостоятельный
выбор.
Ход. Выбирается рыбак, остальные дети придумывают какой рыбой они будут, «подплывают» к рыбаку со словами : - «Рыбак, рыбак что плетешь?», - «Невод»! - «А зачем?», - «Рыбу ловить.», - «А какую?».Рыбак называет, какую и эта рыба убегает, он должен ее догнать. Пойманная рыба становится рыбаком.
«Кто соберет больше всего шишек?»
Нужно: шишки, корзинки, колокольчик.
Ход. Шишки высыпаются на землю, по команде (колокольчик) дети начинают
собирать, только не горстями, а поштучно, снова звонит колокольчик,
останавливаются, подсчитываем, у кого больше всех, тому приз.
«Нам весело»
Цель - научить активизировать свои творческие способности, самостоятельно
оценивать результаты друг друга, быть объективными.
Ход. Воспитатель предлагает детям устроить конкурс. Можно придумать и
показать веселую историю, небылицу, показать фокус и т. д. Для оценки
результата выбирается жюри. После каждого выступления они выставляют свои
оценки. В конце игры баллы подсчитывают и объявляют победителя. Его
награждают медалью «Весельчак».
«Цирк»
Цель - научить активизировать свои творческие способности, объединятся в группы по интересам, выражать благодарность друг другу.
Ход. Воспитатель сообщает детям, что сегодня состоится представление. Дети
могут выступать и в роли артистов, и в роли зрителей. Артисты (по желанию)
объединяются в группы или индивидуально, придумывают себе номер,
приобретают билеты в кассе проходят в зал, занимают места. Артисты
выступают в порядке очереди, которую заранее распределяют между собой.
Они показывают представление. Это могут быть уже знакомые номера, или
вновь придуманный сюжет. В конце представления дети аплодисментами
благодарят друг друга за представление.
«Фото-сессия»
Водящий ребенок – «фотограф». По своему желанию и фантазии он выбирает несколько участников (или всю группу детей) для «фотографии», расставляет их в интересных позах, просит изобразить определенную мимику на лице (радость, удивление, скуку, восторг и др.). Затем он проводит «фото-сессию», имитируя действия фотографа и меняя позы и расположение участников. После нескольких «снимков» на роль фотографа выбирают нового водящего.
«Я научу тебя
Дети играют по кругу (вправо или влево, по договоренности). Первый участник обращается к соседу, говоря : «Я научу тебя ________ » и показывает действие или имитирует его через подражание. Второй участник повторяет действие первого и затем обращается к следующему соседу: «Меня научили ______, а я научу тебя _________» . Игра продолжается аналогичным образом до тех пор, пока очередь не доходит обратно до ребенка, первым начавшим игру.
Затем дети обмениваются со своими «учителями» рукопожатиями, благодарят друг друга словами: «Спасибо! Это было просто здорово!»
Например:
Первый ребенок говорит второму:
– Я научу тебя строить дом.
Второй ребенок говорит третьему:
– Меня научили строить дом, а я научу тебя прыгать на скакалке.
Третий ребенок говорит четвертому:
– Меня научили прыгать на скакалке, а я научу тебя играть на скрипке.
Четвертый ребенок говорит пятому:
– Меня научили играть на скрипке, а я научу тебя вышивать.
… и т.д.
Дидактические игры.
«Запоминалка»
Цель - визуальное развитие.
Ход. Поставьте небольшое количество разных предметов перед ребенком, пусть ребёнок сразу закроет глаза или отвернётся, и один предмет уберите, а дошкольник в свою очередь должен этот предмет назвать, в дальнейшем постепенно усложняйте эту игру, убирая два предмета и больше.
«Придумай свой вопрос»
Цель - Освоение умения формулировать вопросы в различной форме и адресовывать его.
Ход. Дети садятся в круг, одному дается в руки любой предмет (мяч, игрушка, карандаш) который определяет ведущего задающего вопрос. Ответивший на вопрос ребенок принимает роль ведущего и адресует свой вопрос следующим детям.
«Найди предмет»
Цель - научить детей ориентироваться в пространстве группы, внимательно слушать задания.
Ход. Детям предлагается найти, предметы по форме, цвету или признаку предмета в пространстве группы (например найти что-нибудь квадратное). После того, как все дети нашли, они приносят или говорят то, что нашли, желательно не повторятся.
«Сочинялка»
Цель - научить детей слушать друг друга, придумывать собственный сюжет. Ход. Дети садятся в круг, предмет (мяч, игрушка. карандаш) в руках определяет рассказчика который начинает придумывать историю, далее по сигналу предмет передается следующему ребенку, он продолжает начатую историю. Истории можно записывать.
«Почтальон»
Цель - выучить домашний адрес, описывать свой дом.
Ход. Дети заняты самостоятельной деятельностью. Один из детей «почтальон». Он разносит письма. Тот, к кому он «постучится», должен назвать домашний адрес и рассказать от кого он ждет письмо: описать его внешний вид, особенности. Кто справился с заданием, получает конверт (письмо). Дети достают из конверта белые листочки бумаги и рисуют письмо следующему ребенку (можно на листочке «написать» письмо своему другу).
«Что в чудесном мешочке?»
Цель - знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.
Ход. Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать». Вопросы задаются по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Повторять вопросы нельзя. В конце игры выясняют, кто больше наберет фишек.
«Я никогда не…»
Ход. Все садятся в круг и кладут руки на колени. Первый игрок говорит то, чего он никогда в жизни не делал. Например, он говорит: «Я никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т.д. по кругу. Побеждает тот, кто быстрее всех загнет все пальцы.
«Представиться по-разному»
Ход. Каждый человек в кругу должен «представить себя2: изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.
Подвижные игры.
«Человек к человеку»
Ход. Для игры необходимо нечетное число игроков. Все игроки свободно перемещаются, водящий произносит: «Рука к руке!». И все участники игры, в том числе ведущий, должны найти себе пару и соприкоснуться с партнером руками. Тот, кто остался без пары, становится, водящим. Ира продолжается. Команды могут быть разнообразными, например: «Мизинец к мизинцу», «Пятка к пятке», «Ухо к уху».
«Поздороваться носами»
Ход. За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками, губками и т.д.
«На одну букву»
Ход. Каждый желающий может предложить букву, начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислять предметы, находящиеся в этой комнате. Например, кто - то предложил букву "С". Все наперебой начинают говорить: "стул, стекло, стол" и т. д. Выигрывает тот, кто назвал последнее слово. В паузах предложивший букву может громко считать до 3
«Поздороваться за руку с максимальным количеством людей»
Ход. Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.
«Зеркала»
Цель - закрепить способы ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и придумывание новых движений.
Ход. Дети становятся в круг они «зеркала», выбирается ведущий «отражение» он выполняет различные движения, кто по его мнению более точно «отражает» движения тот и становится ведущим.
«Передай мяч»
Цель - снятие излишней двигательной активности.
Ход. В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать мяч товарищу, предварительно назвать имя, и не уронить его. Нужно в максимально быстром темпе бросать мяч. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.
«Рыбак»
Цель – закреплять умения действовать по сигналу, делать самостоятельный выбор.
Ход. Выбирается рыбак, остальные дети придумывают какой рыбой они будут,
«подплывают» к рыбаку со словами : - «Рыбак, рыбак что плетешь?», - «Невод»!
- «А зачем?», - «Рыбу ловить.», - «А какую?». Рыбак называет, какую и эта рыба убегает, он должен ее догнать. Пойманная рыба становится рыбаком.
«Кто соберет больше всего шишек?»
Нужно: шишки, корзинки, колокольчик.
Ход. Шишки высыпаются на землю, по команде (колокольчик) дети начинают собирать, только не горстями, а поштучно, снова звонит колокольчик, останавливаются, подсчитываем, у кого больше всех, тому приз.
Сюжетно-ролевые игры
«Семья» Цель -научить самостоятельно выстраивать взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им.
Ход. Воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются
по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут в устройстве праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу.
«Нам весело»
Цель - научить активизировать свои творческие способности, самостоятельно оценивать результаты друг друга, быть объективными.
Ход. Воспитатель предлагает детям устроить конкурс. Можно придумать и показать веселую историю, небылицу, показать фокус и т. д. Для оценки результата выбирается жюри. После каждого выступления они выставляют свои оценки. В конце игры баллы подсчитывают и объявляют победителя. Его награждают медалью «Весельчак».
«Цирк»
Цель -научить активизировать свои творческие способности, объединятся в группы по интересам, выражать благодарность друг другу.
Ход. Воспитатель сообщает детям, что сегодня состоится представление. Дети могут выступать и в роли артистов, и в роли зрителей. Артисты (по желанию) объединяются в группы или индивидуально, придумывают себе номер, приобретают билеты в кассе проходят в зал, занимают места. Артисты выступают в порядке очереди, которую заранее распределяют между собой. Они показывают представление. Это могут быть уже знакомые номера, или вновь придуманный сюжет. В конце представления дети аплодисментами благодарят друг друга за представление.
«Космическое приключение»
Цель - научить активизировать самостоятельность, способность продумывать свои дальнейшие действия, стремиться договариваться с товарищами.
Ход. Ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Кто решил
отправиться в космос, должен подойти к станции с необходимыми для полета вещами. Дети выбирают, на какую планету они отправятся. Туристы делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие детской инициативы и самостоятельности в играх с театральными куклами.
quot; Научить ребенка -это создать ему условия для создания полного овладениия своими собственными способностями"....
Развитие детской инициативы и творчества в сюжетно-ролевой игре, путем создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Развитие детской инициативы и творчества в сюжетно-ролевой игре,путем создания развивающей предметно -пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО...
"Подвижная игра - как средство развития детской инициативы"
Презентация к образовательному проекту для детей среднего возраста...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы. Тема: «РППС в развитии детской инициативы»
laquo;Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, ч...
Презентация опыта работы по теме "Развитие детской инициативы в играх с не оформленным материалом"
презентация опыта работы....
Квест- игра для развития детской инициативы
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, проявления инициативности как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией....
Дидактические игры на развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Что такое детская инициатива? Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по жела...