Творческий проект : «Путешествие по сказкам»
проект (средняя группа)

Паспорт проекта

Тема проекта: «Путешествие по сказкам»

Вид проекта: долгосрочный, творческий, коллективный, с участием родителей воспитанников.

Участники проекта: дети, родители воспитанников, музыкальный руководитель воспитатели.

Цель проекта: Содействовать развитию речи у детей 4 - 5 лет, на основе приобщения к сказкам в соответствии с новыми требованиями.

Задачи проекта:

1. Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.

2. Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание героям произведений.

Образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая.

Актуальность

Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития социально-коммуникативных и речевых способностей ребенка. Это происходит через создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Средством служит театрализованная деятельность, являющаяся одним из источников развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка. Игровая деятельность незаметно активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный, грамматический строй, диалогическую речь. Такие методы как чтение и беседы приобщает его к духовным ценностям, обогащают его словарный запас, любовь к народному творчеству.

Проблема

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные нарушения, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка, на общении со сверстниками и взрослыми. Чтобы это не переросло в комплекс, мы создаем условия для внутреннего комфорта, раскованности, раскрепощенности воспитанников.

Средством для развития общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, для обогащения словаря детей, использования в речи разнообразных языковых средств, эмоциональной отзывчивости и сопереживания героям произведений служит создание предметно-пространственной среды.

Прогнозируемый результат

Воспитанники знают и хорошо ориентируются в художественной литературе, определяют жанровую принадлежность; владеют расширенным словарным запасом; владеют навыками продуктивной деятельности; владеют выразительными способами общения.

Коммуникативные навыки: получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; пользуются выразительными средствами речи.

Предпосылки научной деятельности: имеют устойчивый интерес к художественной литературе; способны выражать эмоции, поддерживать диалог. 

Этапы работы:

1 этап: подготовительный

Цель: создать условия для ознакомления со сказками, вовлечение в реализацию проекта родителей.

 - подбор материала

-первичная диагностика детей

-ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта

-подбор дидактического и методического оснащения проекта

2 этап: мотивационно - практический

Цель: применять методы и приемы работы, направленные на коммуникативные, социальные, познавательные и регулятивные качества (УУД)

- цикл мероприятий по реализации проекта

-  занятия, инсценировки,

рассказывание и пересказывание сказок по иллюстрациям, выставки книг и работ детей, просмотр мультфильмов.

- мини-музей «Волшебные сказки»

-мероприятия с родителями, папки для родителей по реализации проекта

3 этап: заключительный

Цель: подведение итогов проекта

 Театрализованное развлечение

 Сравнительный анализ.

Отчет о реализации проекта

        

План реализации проекта

Тема 1 блока (январь-февраль)         

Знакомство с русскими народными сказками

Цель: знакомство с русскими народными сказками.

Задачи:

1.        Познакомить детей с русскими народными сказками.

2.        Провести предварительную словарную работу.

3.        Способствовать пересказыванию наизусть сюжет сказки.

4.        Закреплять выученный материал.         

Сказки:

  • Кот, петух и лиса;
  • «У страха глаза велики»;
  • «Жихарка»;
  • «Гуси – лебеди»;
  • «Зимовье»;
  • «Смоляной бычок»;
  • «Лиса и журавль»;
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Развивающая среда

Уголок театрализации, дидактические игры, выставка книг.

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание иллюстраций и книг

Рассказывание сказок, друг другу, родителям.

Совместная деятельность

 - «Литературная минутки» - каждый день.

- Викторина по русским-народным сказкам

- Интерактивная игра «Путешествие по сказкам»

Работа с родителями        

Консультация «Как научить ребёнка любить чтение»

Тема 2 блока (март- апрель)

Знакомство с волшебными сказками.

Цель: знакомство с волшебными сказками.

Задачи:

1. Познакомить детей со сказками русских писателей.

2. Провести предварительную словарную работу.

3. Способствовать рассказыванию и пересказыванию сказок

4.Закреплять выученный материал.

  • Летучий корабль
  • Иван царевич и серый волк
  • Деревянный орел
  • Медное, серебренное и золотое царство
  • Сказка о молодильных яблоках и живой воде
  • Сказка о золотом петушке
  • Сказка о царе Салтане
  • Сказка о золотой рыбке

Развивающая среда        

Уголок театрализации, дидактические игры, выставка книг, обновление мини-музея.

Самостоятельная деятельность детей        

Рассматривание иллюстраций и книг

Рассказывание сказок, друг другу, родителям.

Совместная деятельность         -

«Литературная минутки» - каждый день.

 - презентация «Угадай сказку»

- Игры и упражнения со сказками.

- Квест-игра «По дорогам сказок»

Работа с родителями        

Консультация «Роль сказки в жизни детей-дошкольников»

Тема 3 блока (май- июнь)

Знакомство со сказками разных народов.

Цель: знакомство со сказками народов мира

Задачи:

  1. Познакомить детей со сказками народов мира
  2. Учить анализу содержания сказки.
  3. Учить чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов.

Сказки:

  • Дикие лебеди
  • Бабушка вьюга
  • В орлином гнезде
  • Семерых девиц краше
  • Силач Вилла
  • Умные головы
  • Садовый нож
  • Хрустальный колодец

Развивающая среда        

Уголок театрализации, дидактические игры, выставка книг, обновление мини-музея.

Самостоятельная деятельность детей        

Рассматривание иллюстраций и книг

Рассказывание сказок, друг другу, родителям, рисование по сюжету сказок.

Совместная деятельность        

 - «Литературная минутки» - каждый день.

 - Литературная игра по сказкам

 - Развлечение «Уроки безопасности в любимых сказказ»

Работа с родителями        

Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»

Вывод

В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Дети перестали читать. Телевизор, планшет, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, увлекательная игровая, творческая деятельность, способствует развитию у детей навыков социально-коммуникативного общения, активизацию речевого развития. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001.

2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.

4. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011.

5. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет». СПб. «Паритет» 2007г.

6. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008. 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практически-творческий проект «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Представлен проект по сказкам А.С. Пушкина  pict9660.jpg...

практическо-творческий проект Путешествие по сказкам А.С. Пушкина

На протяжении месяца дети знакомились с произведениями А.С.Пушкина, хотелось бы поделиться результатом этой работы....

Познавательно-творческий проект "Путешествие по сказкам"

Проект разратотан для повышения интереса детей к книгам и сказкам. в театрализованное игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи....

Творческий проект "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"

Вид проекта:  познавательно-творческий, межгрупповой.Продолжительность:   1 месяц.Участники:  дети среднего и старшего возраста, логопед, родители, воспитатели, воспитатель по...

Краткосрочный творческий проект: «Путешествие в сказку».

Мотив: после утренника в группу заходит Баба Яга. Дети спрашивают всегда ли она бывает злой. Баба Яга отвечает, что всегда. Дети хотят придумать сказку пор Ягу, где она добрая и весёлая.Цель:Создание ...

Познавательно – творческий проект «Путешествие в сказку»

Создание оптимальных условий для развития  эмоционально-  волевой, познавательной, двигательной сферы, речи,  развитие позитивных качеств  личности каждого ребенка....

Познавательно-творческий проект «Путешествие по сказкам» для детей второй младшей группы

Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых...