Рабочая программа кружка по экспериментированию.
методическая разработка (подготовительная группа)

Осипова Любовь Валерьевна

Цель программы кружка:

Способствовать формированию и развитию

познавательных интересов детей посредством

опытно-экспериментальной     деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_eksperimet-yu_cheburashki.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 «Детский сад №21 (комбинированного вида).

                                   

                                 

                                                         

Рабочая программа

кружка по экспериментированию.


Группа «Чебурашка»

  (старший дошкольный возраст)
«Чудеса своими руками».


г Минусинск (2023-24 год)

                                                                                                                                                              воспитатель: Осипова Л.В.

Пояснительная записка 

Программа составлена с учетом ФГОС.

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

        Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Цель программы кружка:

Способствовать формированию и развитию

познавательных интересов детей посредством

опытно-экспериментальной     деятельности.

Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  6.  Развивать коммуникативные навыки.

        

Условия реализации:

        Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.

        Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.


Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги, ткани;
  •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

Игровые приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  •  «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

        Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

        Кружок «Чудеса своими руками» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

        Перспективное планирование

экспериментальной деятельности

в старшей группе.

Месяц

Неделя

Тема

Цель

      Сентябрь

1 неделя

Мониторинг

2 неделя

3 неделя

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК»

Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

4 неделя

«СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА»

Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность.

Октябрь

1 неделя

«СОРЕВНОВАНИЕ»

Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность.

2 неделя

«СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА»

Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

3 неделя

«СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

4 неделя

«ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»

 

Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

«ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ»

«ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?».

           

Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса

Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

3неделя

«КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»

            

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

4 неделя

«В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?»

            .

Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами

Декабрь

1 неделя

«ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?»

Совершенствовать знания детей о снеге.

2 неделя

«ГДЕ ЛУЧИКИ»

Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

3 неделя

«ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ»

Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания

4 неделя

«КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»

            

Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

Январь

1 неделя

«ЛЕДЯНОЙ ДОМ»

Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

2 неделя

«ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ»

Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

3 неделя

«ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК»

Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья.

4 неделя

«ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ»

Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Февраль

1 неделя

«ДРУЗЬЯ»

        .

Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность

2 неделя

«МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»

        

Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

3 неделя

«ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».

        

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

4 неделя

«ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ»

        

Дать детям представление об очистке воды.

Март

1 неделя

«ПРОКАТИ ШАРИК»

Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

2 неделя

«ТАНЕЦ ГОРОШИН»

        

Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

3 неделя

«МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»

 

Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

4 неделя

«ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»

Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит.

Апрель

1 неделя

«ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК»

Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.

2 неделя

«ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»

        

Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.

3 неделя

        

«ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА»

Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

4 неделя

«ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА»

Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д.

Май

1 неделя

«УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА»

Познакомить с прибором-помощником «лупа».  Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность.

2 неделя

«НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»

 

        

Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.

3 неделя

«РАДУГА В КОМНАТЕ»

        

Познакомить детей с природным явлением – радуга.

4 неделя

«ЭФФЕКТ РАДУГИ»

Воспитывать бережное отношение к природе.

Список литературы:

1. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004г.

2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. Я., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003 г.

3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

4. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию.

5. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

7. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек). - М.: Сфера, 2005.

8. Козлова С. А., Князева О. А., Шукшина С. Е. Мой организм. Методические рекомендации и программы: Я – человек. Для подготовки детей к школе. - Издательство ВЛАДОС, 2000.

19.. Комплексное занятие по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие под ред. С. Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по экспериментированию с использованием нетрадиционных техник рисования

В  возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся...

Рабочая программа кружка по экспериментированию (старший дошкольный возраст)

Программа кружка по экспериментированию "Чудеса своими руками"...

Рабочая программа кружка по экспериментированию "Маленькие волшебники"

развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования....

Рабочая программа кружка по экспериментированию «Эврика»

 МКДОУ«Богучарский детский сад комбинированного вида  «Сказка»  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкружка по экспериментированию...

Рабочая программа кружка по экспериментированию «Хочу все знать» (Средняя группа)

Рабочая программа кружка по экспериментированию, созданнная мною направлена ра развитие у детей любознательности, наблюдательности, самостоятельности, фантазии. Опытв и эксперименты очень интересны ре...

Рабочая программа кружка На тему: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников» (от 3-4 лет)

Рабочая программа кружка По познавательному развитию  На тему:«Экспериментирование, как средстворазвития познавательной активности младших  дошкольников». (от 3-4 ...