Рабочая программа кружка по экспериментированию. Группа «Чебурашка» (старший дошкольный возраст) «Чудеса своими руками».
материал (старшая группа)
Цель программы кружка:
Способствовать формированию и развитию
познавательных интересов детей посредством
опытно-экспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_eksperimet-yu_cheburashki.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад №21 (комбинированного вида).
Рабочая программа
кружка по экспериментированию.
Группа «Чебурашка»
(старший дошкольный возраст)
«Чудеса своими руками».
г Минусинск (2023-24 год)
воспитатель: Осипова Л.В.
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом ФГОС.
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Цель программы кружка:
Способствовать формированию и развитию
познавательных интересов детей посредством
опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
- Развивать коммуникативные навыки.
Условия реализации:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Игровые приёмы:
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
- повтор инструкций;
- выполнение действий по указанию детей;
- «намеренная ошибка»;
- проговаривание хода предстоящих действий;
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Кружок «Чудеса своими руками» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.
Перспективное планирование
экспериментальной деятельности
в старшей группе.
Месяц | Неделя | Тема | Цель |
Сентябрь | 1 неделя | Мониторинг | |
2 неделя | |||
3 неделя | «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК» | Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку. | |
4 неделя | «СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА» | Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность. | |
Октябрь | 1 неделя | «СОРЕВНОВАНИЕ» | Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность. |
2 неделя | «СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА» | Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву. | |
3 неделя | «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ» | Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. | |
4 неделя | «ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»
| Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку. | |
Ноябрь | 1 неделя 2 неделя | «ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ» «ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?».
| Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса |
Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают. | |||
3неделя | «КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»
| Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла. | |
4 неделя | «В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?» . | Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами | |
Декабрь | 1 неделя | «ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?» | Совершенствовать знания детей о снеге. |
2 неделя | «ГДЕ ЛУЧИКИ» | Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды. | |
3 неделя | «ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ» | Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания | |
4 неделя | «КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»
| Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду. | |
Январь | 1 неделя | «ЛЕДЯНОЙ ДОМ» | Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты. |
2 неделя | «ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ» | Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. | |
3 неделя | «ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК» | Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья. | |
4 неделя | «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ» | Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. | |
Февраль | 1 неделя | «ДРУЗЬЯ» . | Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность |
2 неделя | «МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»
| Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды. | |
3 неделя | «ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».
| Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность. | |
4 неделя | «ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ»
| Дать детям представление об очистке воды. | |
Март | 1 неделя | «ПРОКАТИ ШАРИК» | Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку. |
2 неделя | «ТАНЕЦ ГОРОШИН»
| Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность. | |
3 неделя | «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»
| Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность. | |
4 неделя | «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА» | Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит. | |
Апрель | 1 неделя | «ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК» | Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность. |
2 неделя | «ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»
| Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку. | |
3 неделя |
«ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА» | Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность. | |
4 неделя | «ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА» | Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д. | |
Май | 1 неделя | «УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА» | Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность. |
2 неделя | «НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»
| Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом. | |
3 неделя | «РАДУГА В КОМНАТЕ»
| Познакомить детей с природным явлением – радуга. | |
4 неделя | «ЭФФЕКТ РАДУГИ» | Воспитывать бережное отношение к природе. |
Список литературы:
1. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004г.
2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. Я., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003 г.
3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
4. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию.
5. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
7. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек). - М.: Сфера, 2005.
8. Козлова С. А., Князева О. А., Шукшина С. Е. Мой организм. Методические рекомендации и программы: Я – человек. Для подготовки детей к школе. - Издательство ВЛАДОС, 2000.
19.. Комплексное занятие по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие под ред. С. Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка « Музыкальная шкатулка» для детей старшего дошкольного возраста
Цели и задачи кружковой работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Перспективное планирование на год....
Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Нижневартовск- моя малая Родина».
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Развивайка- размышляйка» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Представляю вашему вниманию программау «Развивайка- размышляйка» по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования развивающих игр....
Рабочая программа кружка «Тропинка здоровья» для детей старшего дошкольного возраста
Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду проводится дополнительный кружок по физическому развитию.Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного ...
Рабочая программа кружка "Чудо-шашки" для детей старшего дошкольного возраста.
Программа по изучению основ игры в шашки для детей 5-6 лет на учебный год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Развивай-ка» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) на 2020 /2021 учебный год
В основе разработки данной программы «Развивай-ка» лежит использование методик логико – математического развития, представляющая собой форму взаимодействия детей и взрослых через реа...
Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Моя малая родина - Нижневартовск»
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со стр...