Образовательный проект для воспитанников подготовительной к школе группы “Казачество в истории”
проект (подготовительная группа)
Тема проекта: «Казачество в истории»
Авторы проекта: воспитатель Костенко Н.В., МБДОУ ДСКВ № 25 г.Ейска МО Ейский район, краснодарский край.
Вид проекта: поисково - исследовательский.
Участники проекта: дети 6-7 лет, педагоги, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_konkurs_kazachestvo._kostenko_n.v.docx | 1015.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 25 города Ейска
муниципального образования Ейский район
Образовательный проект
для воспитанников подготовительной
к школе группы
“Казачество в истории”
Воспитатель: Костенко Н.В.
Тема проекта: «Казачество в истории»
Авторы проекта: воспитатель Костенко Н.В., МБДОУ ДСКВ № 25 г.Ейска МО Ейский район, краснодарский край.
Вид проекта: поисково - исследовательский.
Участники проекта: дети 6-7 лет, педагоги, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц).
Цель (для детей) – формирование уважительного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, другим людям, к человеку - труженику, результатам его труда, к родной земле, к защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
Цель (для взрослых) – осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей подготовительной группы через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице, на которой живет ребенок, родном городе, своей стране. Воспитание любви и уважения к истории своей страны - России, к своей нации.
Задачи (для детей):
- Сформировать представление об истории возникновения кубанского казачества, обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.
- Познакомиться с традициями и обычаями кубанских казаков.
- Развить чувство гордости за свой народ, формирование уважения к традициям и обычаям края.
Задачи (для взрослых):
- Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества;
- Ознакомление детей с культурными традициями и бытом казачества (жилище, костюм, предметы быта);
- Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, личности, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Развитие познавательной активности детей;
- Укрепление здоровья детей средствами физкультуры и спорта;
- Воспитание положительных качеств личности, сохраняя индивидуальность каждого ребенка.
Актуальность проекта:
Актуальность проблемы состоит в осмыслении происходящего в мире, в утрате духовных ценностей сегодняшнего мирового общества. Поэтому приобщение детей к истокам народных традиций посредством проектной деятельности является эффективным средством патриотического воспитания, любви к своей Родине, своему народу, развития познавательной активности, творческого мышления, становления духовно-нравственной, гармоничной личности.
Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано казачеством за его историю.
Изучение традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому Кубанских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными
наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.
Итак, чтобы возродить народные традиции надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребёнок с его чистой душой, творческим мышлением, может освоить традиционную культуру своего народа.
Первый этап
Подготовительный
№ п/п | Название мероприятия | Цель |
I этап. Подготовительный | ||
Воспитатель: | ||
1 | - определение уровня знаний и умений детей по теме проекта, - разработка плана реализации проекта, - подбор пособий, загадок, мультфильмов и художественной и познавательной литературы для чтения детям по данной теме, - подбор иллюстраций по теме, - подбор подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме, - подготовка материалов для продуктивной деятельности - подготовка информации для родителей: оформление папки-передвижки; консультаций, памяток для родителей, размещение информации по тематике. | Подготовка к реализации проекта |
С родителями: | ||
2 | Консультация: «Патриотическое воспитание детей в семье», «Краснодарский край. Кубанские казаки» | Приобщение родителей к работе над проектом по формированию навыков безопасного поведения. |
С воспитанниками: | ||
3 |
Чтение: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки, экологические сказки. | Развивать познавательный интерес, интерес к художественной литературе; развивать речь, внимание, введение детей в тему проекта. |
Второй этап
Заполнение «Модели трёх вопросов»
Реализация проекта
В соответствии с ФГОС ДО перед началом реализации проекта детям было предложено ответить на три вопроса (заполнить «Модель трёх вопросов» Л.В. Михайловой-Свирской):
Что мы знаем о казаках? | Что мы хотим узнать? | Где (у кого) мы это можем узнать? |
Ответы детей:
| Ответы детей (Мы хотим узнать о том…):
| Ответы детей:
|
После обсуждения дети приступили к поиску информации:
- провели опрос членов семьи, друзей и рассказали о результатах опроса сверстникам и педагогам детского сада:
- сформулировали свои ответы.
II этап. Реализация проекта | ||
Социально-коммуникативное развитие | ||
1 | - Беседы: «Сердце матери лучше солнца греет», «Казаки – люди вольные», «Обряды и праздники на Кубани - Сюжетно-ролевые игры «Экскурсовод», «Семейный очаг кубанских казаков», «Защитники» | - закреплять у детей знания по теме проекта - расширять представления детей о Краснодарском крае, кубанских казаках |
Познавательное развитие | ||
2 | - просмотр мультимедийной презентации «История казачьего быта» А.В. Жигулина «О, Родина!». Чтение произведения И. Шмелева «Русская песня» - Рассматривание иллюстраций «Жизнь и труд казаков», «Традиции кубанского казачества», «Кубань, земля Кубанская, кубанские казаки» - знакомство с лепбуком «Краснодарский край. Кубанские казаки» | - познакомить с культурой кубанского края - донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему |
Художественно – эстетическое развитие | ||
3 | - Чтение художественной литературы: Лебеденко П. В. «Сказки Тихой Кубани», Петров Д. И. «Сыны степей кубанских», А.В. Жигулина «О, Родина!». Чтение произведения И. Шмелева «Русская песня» - Рассматривание иллюстраций «Костюмы кубанских казаков», «Традиционный русский народный костюм», «Казачий курень» - Д/и. «Собери картинку» - Раскрашивание раскрасок «Кубанское казачество» - Рисование «Кубанские степи» | - знакомить с художественными произведениями. - развивать творческие способности, художественное воображение |
Речевое развитие | ||
4 | - Игра «Отгадай-ка». - Сл/игры «Кто, что делает», «Кто больше слов скажет?», «Четвертый лишний?» | - учить отгадывать загадки. - развивать словарный запас, связную речь. |
Физическое развитие | ||
5 | - Пальчиковая игра «Наш дом», «Вот верхом сидят, смотри, русские богатыри». - П.и. на свежем воздухе: ««Гуси – лебеди», «Жмурки»,», «Хвосты». | - учить детей управлять своим поведением, вовремя выполнять игровые действия. |
Третий этап
Презентация проекта
Презентация проекта происходила в группе в присутствии педагогов и детей. Воспитатель помогла детям закрепить страницы своего проекта на магнитной доске и расположить их в правильной последовательности. Затем рассказали о проделанной работе, демонстрируя соответствующие иллюстрации, фотографии, рисунки.
Четвёртый этап
Совместное планирование
Реализация группового проекта с целью активизации, закрепления и систематизации знаний о казачестве.
Дети в группе очень заинтересовались проектом. С целью закрепления, а также систематизации полученных в ходе презентации проекта знаний был создан совместный план работы над групповым проектом. Свои предложения вносили дети, педагоги и родители.
Центры активности | Мероприятия |
Центр книги и общения | Чтение художественной литературы: «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях), «Чем пахнут ремесла? » Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов. Чтение «Моя Кубань» Беседа «Что такое казачество» Беседа «Традиции народа» Беседа «Что я знаю о своей семье» |
Центр науки | - Посмотреть и обсудить с детьми презентацию об истории казачества. - Рассмотреть энциклопедии о истории Кубани. - Посмотреть картинки с изображением старых фотографий казаков. - Провести с детьми беседу: «Кто такие казаки?» |
Центр математики | - Выложить флаг Кубани из геометрических фигур - Посчитать предметы быта казачества на карточке с заданиями - Нарисовать кувшин по клеточкам - Придумать задачи про быт казаков - Выложить кубанскую хату из счётных палочек и посчитать их |
Центр игры | - Поиграть в игры:
- Придумать игру Кубанская семья. |
Центр физкультуры | Пальчиковая игра «Наш дом», «Вот верхом сидят, смотри, русские богатыри». - П.и. на свежем воздухе: ««Гуси – лебеди», «Жмурки»,», «Хвосты». |
Центр искусства | Рисование «Кукла в национальном костюме». Аппликация “Народные промыслы” Театрализованная игра “Кубанская семья” |
Взаимодействие с родителями | - Разместить заполненную «Модель трёх вопросов» и «Совместный план реализации проекта в приемной комнате для ознакомления родителей - Поместить в уголок для родителей список адресов интернет-сайтов и детской литературы, где можно совместно с ребёнком найти информацию о казачестве - Привлечь родителей к поиску доступного для дошкольного возраста видеофильма о кубанских казаках - Организовать консультацию для родителей «Знакомим детей с историей казачества» - Рекомендации для родителей «Как научить ребёнка самостоятельно находить познавательную информацию?» |
Все пункты совместного плана были реализованы
У детей значительно расширились знания о Краснодарском крае, кубанских казаках, быте, образе жизни, традициям. Сформирован устойчивый интерес и трепетное отношение к истории региона как о важной части нашей страны России. Дети научились выделять наиболее характерные особенности костюмов кубанских казаков. У родителей повысилась мотивация к сотрудничеству с детьми. Уголок кубанского казачества пополнился дидактическими играми и лепбуком «Краснодарский край. Кубанские казаки».
Пятый этап
Итоговый
Итоговым мероприятием презентация проекта с участием детей и родителей. Участники продемонстрировали свои знания в области кубанского казачества, их назначения, знании художественного слова о Кубани и решения занимательных задач.
Далее педагоги вместе с детьми и родителями проанализировали выполнение совместного плана работы над проектом, отметив заслуги каждого, и ответив на вопросы.
Вопросы детям: - Сумеете ли вы теперь ответить на вопрос «Кто такие казаки? Когда казаки пришли на Кубань?». Что ещё нового вы узнали, чему научились? Как и где вы будете использовать свои знания? В каком Центре вам интереснее всего было работать и почему? Вспомните самый забавный, весёлый момент проекта.
Вопросы родителям: - Как Вы считаете, чему научились дети? Что узнали? Какие мероприятия плана были наиболее удачными? Что можно сделать лучше в следующий раз?
Педагоги проанализировали результаты проекта:
Ожидаемые результаты проекта | Полученные результаты проекта |
1.Реализация совместного проекта позволит: - развить детскую познавательную инициативу; -получить опыт реализации совместного образовательного проекта; - дошкольникам научиться использовать различные источники информации для проверки правильности ответа. 2.Дети узнают о происхождении слов «вертолёт», «винтокрылая» машина, о том, какие бывают вертолёты по назначению и в ходе экспериментальной деятельности познакомятся в доступной форме с принципом полёта винтокрылых машин. 3.Участники совместного проекта приобретут навыки позитивного сотрудничества и взаимодействия. | 1. Участники проекта получили опыт реализации совместного образовательного проекта. 2.Дети имеют представления: об истории переселения казаков на Кубань; особенности жизни и быта кубанских казаков; повседневную жизнь кубанских казаков; 2-3 кубанские песни, 3-4 частушки; 5 старинных казачьих игр; элементы казачьей одежды; особенности православного праздника – Масленицы, Пасхи; 7-8 заповедей казачества; диалектную лексику. уметь: играть в старинные казачьи игры; исполнить 2-3 кубанские песни, 3-4 частушки называть некоторые предметы быта; называть основные православные праздники. Родители: активно участвуют в проектной деятельности; проявляют активную позицию к мероприятиям в детском саду. 3.Дети научились использовать различные источники информации для проверки правильности ответа. 4.Участники проекта в ходе совместной деятельности проявили навыки позитивного сотрудничества и взаимодействия. 5.Развивающая предметно-пространственная среда группы пополнилась игровыми пособиями и наглядным материалом по теме проекта. |
Вопросы педагогам: - Соответствуют ли полученные результаты проекта ожидаемым? Что удалось, а что не удалось в ходе проекта и почему? Как Вы считаете, какие мероприятия оказались наиболее эффективными для решения задач проекта? Что помогло включить детей в общий проект? Что нужно будет учесть в следующий раз?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "По страницам истории Краснодара"
В наши дни, очень важно воспитывать интерес к истории родного края, прививать чувство любви, патриотизма, гордости за свою страну и народ. Цель данного занятия - познакомить детей с историч...
Перспективный план по пожарной безопасности в подготовительнойк школе группе на 2020-2021 гг
Задачи:Продолжать закреплять с детьми правила по пожарной безопасности, научить ребенка правильно вести себя при возникновении пожара.Формировать у детей понятие "Пожар". помочь детям запомн...
Республиканский онлайн - конкурс исследовательских и творческих работ среди воспитанников дошкольных образовательных организаций, учащихся начальной школы, педагогов образовательных организаций, студентов СПО и вузов «Этот загадочный космос»апрель 2021
На конкурс представляются проектно-исследовательские и творческие работы воспитанников организаций дошкольного, общего (1-4 классы) образования, педагогов образовательных организаций, студентов СПО и ...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе Тема: «Книжкина история»
АктуальностьСпецифические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от пр...
Сценарий педагогического мероприятия (непрерывной образовательной деятельности) с детьми по речевому и художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Морская история»
Сценарий педагогического мероприятия(непрерывной образовательной деятельности) с детьмипо речевому и художественно-эстетическому развитиюв подготовительной к школе группеТема: «Морская история&r...
План недели речевых игр в подготовительнойк школе группе.
План недели игры в подготовительной к школе группе. Можно использовать как неделю игры и игрушки....