Образовательный проект для воспитанников подготовительной к школе группы “Казачество в истории”
проект (подготовительная группа)

Костенко Наталья Владимировна

Тема проекта: «Казачество в истории»

Авторы проекта: воспитатель Костенко Н.В., МБДОУ ДСКВ № 25 г.Ейска МО Ейский район, краснодарский край.

Вид проекта: поисково - исследовательский.

Участники проекта: дети 6-7 лет, педагоги, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_konkurs_kazachestvo._kostenko_n.v.docx1015.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 25 города Ейска

муниципального образования Ейский район

Образовательный проект

для воспитанников подготовительной

к школе группы

“Казачество в истории”

                                                                           Воспитатель: Костенко Н.В.

Тема проекта: «Казачество в истории»

Авторы проекта: воспитатель Костенко Н.В., МБДОУ ДСКВ № 25 г.Ейска МО Ейский район, краснодарский край.

Вид проекта: поисково - исследовательский.

Участники проекта: дети 6-7 лет, педагоги, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц).

Цель (для детей) – формирование уважительного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, другим людям, к человеку - труженику, результатам его труда, к родной земле, к защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.

Цель (для взрослых)  – осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей подготовительной группы через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице, на которой живет ребенок, родном городе, своей стране. Воспитание любви и уважения к истории своей страны - России, к своей нации.

Задачи (для детей):

  • Сформировать представление об истории возникновения кубанского казачества, обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.
  • Познакомиться с традициями и обычаями кубанских казаков.
  • Развить чувство гордости за свой народ, формирование уважения к традициям и обычаям края.

Задачи (для взрослых):

  • Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества;
  • Ознакомление детей с культурными традициями и бытом казачества (жилище, костюм, предметы быта);
  • Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, личности, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми;
  • Развитие познавательной активности детей;
  • Укрепление здоровья детей средствами физкультуры и спорта;
  • Воспитание положительных качеств личности, сохраняя индивидуальность каждого ребенка.

Актуальность проекта:

      Актуальность проблемы состоит в осмыслении происходящего в мире, в утрате духовных ценностей сегодняшнего мирового общества. Поэтому приобщение детей к истокам народных традиций посредством проектной деятельности является эффективным средством патриотического воспитания, любви к своей Родине, своему народу, развития познавательной активности, творческого мышления, становления духовно-нравственной, гармоничной личности.

        Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано казачеством за его историю.

Изучение традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому Кубанских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными

наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.

Итак, чтобы возродить народные традиции надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребёнок с его чистой душой, творческим мышлением, может освоить традиционную культуру своего народа.

Первый этап

Подготовительный

 

п/п

Название мероприятия

Цель

I этап. Подготовительный

Воспитатель:

1

- определение уровня знаний и умений детей по теме проекта,

- разработка плана реализации проекта,

- подбор пособий, загадок, мультфильмов и художественной и познавательной литературы для чтения детям по данной теме,

- подбор иллюстраций по теме,

- подбор подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме,

- подготовка материалов для продуктивной деятельности

- подготовка информации для родителей: оформление папки-передвижки; консультаций, памяток для родителей, размещение информации по тематике.

Подготовка к реализации проекта

С родителями:

2

Консультация: «Патриотическое воспитание детей в семье», «Краснодарский край. Кубанские казаки»

Приобщение родителей к работе над проектом по формированию навыков безопасного поведения.

С воспитанниками:

3

     

Чтение: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки, экологические сказки.

Развивать познавательный интерес, интерес к художественной литературе; развивать речь, внимание, введение детей в тему проекта.

Второй этап

Заполнение «Модели трёх вопросов»

Реализация проекта

В соответствии с ФГОС ДО перед началом реализации проекта детям было предложено ответить на  три вопроса (заполнить «Модель трёх вопросов»  Л.В. Михайловой-Свирской):

Что мы знаем о казаках?

Что мы хотим узнать?

Где (у кого) мы это можем узнать?

Ответы детей:

  • Наши предки - казаки.
  • Папаха - головной убор казака.
  • Казаки ездили на конях.
  • Казаки жили большими семьями.

Ответы детей (Мы хотим узнать о том…):

  • Когда казаки поселились на Кубани?
  • Какой быт был у казаков?
  • Какие традиции у казаков?

Ответы детей:

  • Можно спросить у папы или у дедушки, у старшего брата.
  • Можно в книге прочитать. Например, в детской энциклопедии
  • Ещё можно посмотреть в Интернете

После обсуждения дети приступили к поиску информации:

  • провели опрос  членов семьи, друзей и рассказали о результатах опроса сверстникам и педагогам детского сада:
  • сформулировали свои  ответы.

II этап. Реализация проекта

Социально-коммуникативное развитие

1

- Беседы: «Сердце матери лучше солнца греет», «Казаки – люди вольные», «Обряды и праздники на Кубани

- Сюжетно-ролевые игры «Экскурсовод», «Семейный очаг кубанских казаков», «Защитники»

- закреплять у детей знания по теме проекта

- расширять представления детей о Краснодарском крае, кубанских казаках

Познавательное развитие

2

- просмотр мультимедийной презентации «История казачьего быта» А.В. Жигулина «О, Родина!». Чтение произведения И. Шмелева «Русская песня»

- Рассматривание иллюстраций «Жизнь и труд казаков», «Традиции кубанского казачества», «Кубань, земля Кубанская, кубанские казаки»

- знакомство с лепбуком «Краснодарский край. Кубанские казаки»

- познакомить с культурой кубанского края

- донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему

Художественно – эстетическое развитие

3

- Чтение художественной литературы: Лебеденко П. В. «Сказки Тихой Кубани», Петров Д. И. «Сыны степей кубанских», А.В. Жигулина «О, Родина!». Чтение произведения И. Шмелева «Русская песня»

- Рассматривание иллюстраций «Костюмы кубанских казаков», «Традиционный русский народный костюм», «Казачий курень»

- Д/и. «Собери картинку»

- Раскрашивание раскрасок «Кубанское казачество»

- Рисование «Кубанские степи»

- знакомить с художественными произведениями.

- развивать творческие способности, художественное воображение

Речевое развитие

4

- Игра «Отгадай-ка».

- Сл/игры «Кто, что делает», «Кто больше слов скажет?», «Четвертый лишний?»

- учить отгадывать загадки.

- развивать словарный запас, связную речь.

Физическое развитие

5

- Пальчиковая игра «Наш дом», «Вот верхом сидят, смотри, русские богатыри».

- П.и. на свежем воздухе: ««Гуси – лебеди», «Жмурки»,», «Хвосты».

- учить детей управлять своим поведением, вовремя выполнять игровые действия.

 Третий этап

Презентация проекта

      Презентация проекта происходила в группе в присутствии педагогов и детей. Воспитатель помогла детям закрепить страницы своего проекта на магнитной доске и расположить их в правильной последовательности. Затем рассказали о проделанной работе, демонстрируя соответствующие иллюстрации, фотографии, рисунки.

Четвёртый этап

Совместное планирование

Реализация группового проекта с целью активизации, закрепления и систематизации знаний о казачестве.

          Дети в группе очень заинтересовались проектом. С целью закрепления, а также  систематизации полученных в ходе  презентации проекта знаний  был создан  совместный план работы над  групповым проектом. Свои предложения вносили дети, педагоги и родители.

Центры активности

Мероприятия

Центр книги и общения

Чтение художественной литературы: «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях), «Чем пахнут ремесла? » Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.

Чтение «Моя Кубань»

Беседа «Что такое казачество»

Беседа «Традиции народа»

Беседа «Что я знаю о своей семье»

Центр науки

- Посмотреть и обсудить с детьми презентацию об истории казачества.

- Рассмотреть энциклопедии о истории Кубани.

- Посмотреть картинки  с изображением старых фотографий казаков.

- Провести с детьми беседу: «Кто такие казаки?»

Центр математики

-  Выложить флаг Кубани из геометрических фигур

- Посчитать предметы быта казачества на карточке с заданиями

- Нарисовать кувшин по клеточкам

- Придумать задачи про быт казаков

- Выложить кубанскую хату из счётных палочек и посчитать их

Центр игры

- Поиграть в игры:

  • «Путешествуем по Кубани» ,
  • Игра-путешествие “На гору пойдем” .

- Придумать игру Кубанская семья.

Центр физкультуры

 Пальчиковая игра «Наш дом», «Вот верхом сидят, смотри, русские богатыри».

- П.и. на свежем воздухе: ««Гуси – лебеди», «Жмурки»,», «Хвосты».

Центр искусства

Рисование «Кукла в национальном костюме».

Аппликация “Народные промыслы”

Театрализованная игра “Кубанская семья”

Взаимодействие  с родителями

- Разместить заполненную «Модель трёх вопросов»  и «Совместный план реализации проекта в приемной комнате для ознакомления родителей

- Поместить в уголок для родителей  список адресов интернет-сайтов и детской литературы, где можно  совместно с ребёнком найти информацию о казачестве

- Привлечь родителей к поиску доступного для дошкольного возраста видеофильма о кубанских казаках

- Организовать консультацию для родителей «Знакомим детей с историей казачества»

- Рекомендации для родителей «Как научить ребёнка самостоятельно находить познавательную информацию?»

Все пункты совместного плана были реализованы

      У детей значительно расширились знания о Краснодарском крае, кубанских казаках, быте, образе жизни, традициям. Сформирован устойчивый интерес и трепетное отношение к истории региона как о важной части нашей страны России. Дети научились выделять наиболее характерные особенности костюмов кубанских казаков. У родителей повысилась мотивация к сотрудничеству с детьми. Уголок кубанского казачества пополнился дидактическими играми и лепбуком «Краснодарский край. Кубанские казаки».

Пятый этап

Итоговый

          Итоговым мероприятием  презентация проекта с участием детей и родителей. Участники продемонстрировали свои знания в области кубанского казачества, их назначения, знании художественного слова о Кубани и решения занимательных задач.                

          Далее педагоги вместе с детьми и родителями проанализировали выполнение совместного плана работы над проектом, отметив заслуги каждого, и ответив на вопросы.

Вопросы детям:  - Сумеете ли вы теперь ответить на вопрос «Кто такие казаки? Когда казаки пришли на Кубань?». Что ещё нового вы узнали, чему научились? Как и где вы будете использовать свои знания? В каком Центре вам интереснее всего было работать и почему? Вспомните самый забавный, весёлый момент проекта.

Вопросы родителям: - Как Вы считаете, чему научились дети? Что узнали? Какие мероприятия плана были наиболее удачными? Что можно сделать лучше в следующий раз?

Педагоги проанализировали результаты проекта:

Ожидаемые результаты проекта

Полученные результаты проекта

1.Реализация совместного проекта позволит:

- развить детскую познавательную инициативу;

 -получить опыт реализации совместного образовательного проекта;

- дошкольникам научиться использовать различные источники информации для проверки правильности ответа.

2.Дети узнают о происхождении слов «вертолёт», «винтокрылая» машина, о том, какие бывают вертолёты по назначению и в ходе экспериментальной деятельности познакомятся  в доступной форме с принципом полёта винтокрылых машин.

3.Участники совместного проекта приобретут навыки позитивного сотрудничества и взаимодействия.

1. Участники проекта получили опыт реализации совместного образовательного проекта.

2.Дети имеют представления:

об истории переселения казаков на Кубань;

особенности жизни и быта кубанских казаков;

повседневную жизнь кубанских казаков;

2-3 кубанские песни, 3-4 частушки;

5 старинных казачьих игр;

элементы казачьей одежды;

особенности православного праздника – Масленицы, Пасхи;

7-8 заповедей казачества;

диалектную лексику.

уметь:

играть в старинные казачьи игры;

исполнить 2-3 кубанские песни, 3-4 частушки

называть некоторые предметы быта;

называть основные православные праздники.

Родители:

активно участвуют в проектной деятельности;

проявляют активную позицию к мероприятиям в детском саду.

3.Дети научились использовать различные источники информации для проверки правильности ответа.

4.Участники проекта в ходе совместной деятельности проявили  навыки позитивного сотрудничества и взаимодействия.

5.Развивающая предметно-пространственная среда группы пополнилась игровыми пособиями и наглядным материалом по теме проекта.

Вопросы педагогам: - Соответствуют ли полученные результаты проекта ожидаемым? Что удалось, а что не удалось в ходе проекта и почему? Как Вы считаете, какие мероприятия оказались наиболее эффективными для решения задач проекта? Что помогло включить детей в общий проект?  Что нужно будет учесть в следующий раз?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "По страницам истории Краснодара"

В наши дни, очень важно воспитывать интерес к истории родного края, прививать чувство любви,  патриотизма, гордости за свою страну и народ. Цель данного занятия - познакомить детей с историч...

Перспективный план по пожарной безопасности в подготовительнойк школе группе на 2020-2021 гг

Задачи:Продолжать закреплять с детьми правила по пожарной безопасности, научить ребенка правильно вести себя при возникновении пожара.Формировать у детей понятие "Пожар". помочь детям запомн...

Республиканский онлайн - конкурс исследовательских и творческих работ среди воспитанников дошкольных образовательных организаций, учащихся начальной школы, педагогов образовательных организаций, студентов СПО и вузов «Этот загадочный космос»апрель 2021

На конкурс представляются проектно-исследовательские и творческие работы воспитанников организаций дошкольного, общего (1-4 классы) образования, педагогов образовательных организаций, студентов СПО и ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе Тема: «Книжкина история»

АктуальностьСпецифические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от пр...

Сценарий педагогического мероприятия (непрерывной образовательной деятельности) с детьми по речевому и художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Морская история»

Сценарий педагогического мероприятия(непрерывной образовательной деятельности) с детьмипо речевому и художественно-эстетическому развитиюв подготовительной к школе группеТема: «Морская история&r...

План недели речевых игр в подготовительнойк школе группе.

План недели игры в подготовительной к школе группе. Можно использовать как неделю игры  и игрушки....