Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "В гостях у Золушки"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Волегжанина Алёна Геннадьевна

Через игровую деятельность способствовать закреплению навыков использования звуков Р,Р' - Л,Л'

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_gramote.docx31.19 КБ
PDF icon v_gostyah_u_zolushki_1.pdf1.44 МБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Тема: «В гостях у Золушки».

Цель: Закрепление навыков использования звуков р, р' — л, л' в слогах, словах и фразах в коммуникативной деятельности.

Задачи:

  1. Закреплять навыки правильного произношения звуков л-л’, р-р’, умение определять и дифференцировать данные звуки в речи.
  2. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
  3. Упражняться в согласовании существительных с числительным (1,3,5) в р.п.
  4. Упражняться в составлении простого предложения по схеме с использованием иллюстрации к сказке Ш. Перро «Золушка»
  5. Развивать внимание, воображение, слуховую, зрительную и двигательную память; логическое мышление, умение делать умозаключения и выводы.
  6. Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  7. Воспитывать навык сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: презентация, сюжетная картинка и с изображением мимических шариков; цифры 1,3,5; волшебная палочка; аудио запись: обращение Волшебницы, Золушки, песня «Добрый жук», «волшебной музыки» (Сен-Санс, «Карнавал животных»);Таблица-схема для характеристики звуков;Пособие «Звуковые волны; Раздаточный материал: квадраты синего, зеленого, красного цвета, звуковые полоски; фасоль белого и красного цвета тарелочки; массажные мячики; магнитные буквы.

Ход занятия:

Звонок:  «Здравствуйте, Дорогие ребята, это Волшебница!

Сегодня в Сказочном Королевстве состоится праздничный бал, на который приглашены все жители. Только Золушка не может поехать на бал, ведь злая мачеха приказала ей сделать столько работы, что и за неделю не справиться. Самое неприятное в том, что я заболела, и не смогу, как обычно, помочь Золушке.Поэтому обращаюсь к вам, дорогие друзья!Помогите, пожалуйста, Золушке попасть на бал!»

Воспитатель: Что же мы будем делать?

Ребята: Поможем Золушке

Воспитатель: Но как же нам попасть в Сказочное Королевство, где живет Золушка?

(Дети предлагают различные варианты).

Воспитатель:Посмотрите, что я обнаружила утром, наверное, это Волшебница прислала волшебную палочку. Она-то нам и поможет! После того, как я взмахну волшебной палочкой, закройте глаза и слушайте таинственную музыку. Глаза можно открыть только тогда, когда музыка перестанет звучать.

(Дети закрывают глаза и слушают музыку).

Воспитатель: Вот мы и в Сказочном Королевстве! Кого вы видите?

Дети:Золушку

Воспитатель: Почему она такая печальная?

Дети: Золушка уже не надеется попасть на бал, ведь у нее много работы!

Воспитатель: Ребята, что мы можем сделать для того, чтобы Золушка все-таки успела на бал?

Дети: Поможем выполнить работу, которую приказала сделать мачеха.

Воспитатель: Ведь Волшебница не зря нам прислала волшебную палочку! Запомните, чтобы чудо все-таки произошло, работу нужно выполнять быстро и правильно!

Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на экран-  у нас  есть ряд картинок, какая лишняя?

Карета, розы, крыса, кучер, Незнайка – лишний «Незнайка», а что общего у 4 картинок? Это предметы были в сказке, и в этих словах есть звук «Р»

Коктель, лошади, книга,  платье, туфелька – лишняя «книга», остальные предметы были из сказки, в этих словах повторяется звук «Л»

Воспитатель: Сегодня нам помогут выполнить задания звуки л-л’, р-р’.

Дети дают характеристику звука

 

Упражнение «Звуковые волны».

Воспитатель: Вспомните, как нужно правильно произносить звуки лл’- рр’?

Вам помогут «звуковые волны» синего и зеленого цветов.

«лл’» Для этого следует разомкнуть зубы, приоткрыть рот, при этом кончиком языка опереться в корни верхнего ряда зубов. B моментпроизнесения «л» воздушнаяструядолжнаявыходить c боковязыка.

«рр’» Широко открыть рот, язык поднять вверх, приблизить к бугоркам у верхних зубов, с силой подуть на кончить языка, чтобы он завибрировал и длинно произнести звук «Р».

Давайте вспомним правило: Звуки мы слышим и говорим, буквы мы пишем и видим

У вас на столах есть карточки с картинками, вам надо определить какой звук в слове (твердый или мягкий и соотнести к символу) (выполняется индивидуально – картинки к фишкам – взаимопроверка)

Воспитатель; Молодцы, мы справились с этими заданьями, поэтому настала пора волшебных превращений. Закрывайте глаза и слушайте музыку.(меняются слайды).

Что произошло?(Тыква превратилась в карету!)

Воспитатель: Ребята, одно из заданий мачехи, было посадить 7 кустов роз и поливать их пока они не зацветут. Давайте поиграем в игру «Звуковая мозайка»(звуковой анализ слова «роза») и этим мы поможем Золушке быстрее справится с заданием

Какой первый звук в слове

«Р» - он согласный, звонкий, твердый

Следующий звук

«О»-гласный

Какой слышим теперь звук

«З» - согласный, звонкий, твердый

Следующий звук

«А» - гласный

Сколько звуков в слове

4

Сколько слогов

2

Вот и посадили кусты, молодцы!

Воспитатель: А теперь нам нужно подготовить тесто для пирога. Будем «месить» тесто и фантазировать, с какой начинкой будет пирог. (Массаж ладоней и пальцев рук с помощью массажеров  «Пирог для Золушки»).

Нам нужно для Золушки выпечь пирог!

круговые движения по часовой стрелке.

Какая начинка в нем будет? Творог!

круговые движения по против часовой стрелки.

Он будет куриный! Он будет мясной! А может быть мы испечем с ветчиной?

катаем массажеры вдоль ладоней.

Добавим мы ягод и мармелада!

перекатываем массажер пальцами правой руки.

Начинке такой будет Золушка рада!

перекатываем массажер пальцами левой руки.

- Пока «тесто подходит», мы можем приступить к выполнению следующей работы.

Воспитатель: Мачеха приказала Золушке разобрать красную и белую фасоль. Давайте, мы и фасоль разберем, и вспомним как выглядят буквы Р и Л. Может кто-то из вас уже знает буквы «Л» и «Р»? Как и где мы можем в этом убедиться?

Дети: Спросить у взрослых, посмотреть информацию в интернете, обратиться к азбуке, найти в алфавите.

Воспитатель: Николь, покажи как выглядят буквы (на доске несколько букв – ребенок находит нужные и убирает лишние). Как вы догадались, что это эти буквы? У меня есть увеличенное изображение букв Л и Р, скажите, на что они похоже?

Чтобы работа шла быстрее, предлагаю девочкам из белой фасоли выложить букву Л, а мальчикам из красной фасоли - букву Р.

Посмотрите наши розы зацвели. Давайте прочитаем слоги (ра,ро,ру……)

-        А теперь можно и поколдовать, (дети с закрытыми глазами слушают музыку)

- Что произошло?(Мышки превратились в лошадей!)

 Физкультурная пауза. Игра «Мимические шарики»:Выходите на ковер, делаем круг, сейчас играет любимая мелодия Золушки, мы будем танцевать, а после остановки мелодии изображают с помощью мимики различные настроения: удивление, грусть, обиду, злость, страх, радость.

Воспитатель: Дети, нашей Золушке нужно приготовить посуду к ужину. Я буду показывать карточку с посудой и цифру, а вы произнесите, что необходимо приготовить (грамматический строй речи – согласовывать существительные с числительными):

          1

3

5

Тарелка

тарелки

тарелок

Ложка

ложки

ложек

Вилка

Вилки

Вилок

Бакал

Бакала

Бакалов

Кастрюля

Кастрюли

Кастрюль

Сковорода

Сковороды

сковород

Половник

Половника

половников

Терка

Терки

терок

А какие продукты понадобятся для приготовления блюд

Свекла

свёклы

свёкол

Картофель

картофеля

картофель

Огурец

Огурца

огурцов

Морковь

моркови

моркови

Лимон

лимона

Лимонов

Груша

груши

груш

Воспитатель: Молодцы, вы справились и с этим заданием. Настало время волшебства! (Дети слушают музыку с закрытыми глазами)- Что произошло?(Крыса превратилась в кучера!)

Воспитатель: А теперь нужно составить по схеме простое предложение, используя эту иллюстрацию.

(Дети составляют простые предложения)

Воспитатель: Наступила пора самого главного превращения. Закрывайте глаза и слушайте музыку... Что произошло, ребята?

Старое платье Золушки превратилось в прекрасный бальный наряд, а деревянные башмаки - в хрустальные туфельки!

Воспитатель: Теперь наша Золушка готова ехать на бал. Пожелаем ей счастливого пути

Телефонный звонок от Золушки: Дорогие ребята! Спасибо вам за то, что помогли осуществить мою мечту — попасть на бал! Вы такие умные, добрые, отзывчивые и дружные! Всегда помните, что дружба помогает совершать настоящие чудеса! Желаю вам, чтобы вы никогда не забывали друзей и всегда приходили им на помощь в трудную минуту!

До свидания!

Воспитатель: До свидания, Золушка!

А теперь нам пора возвращаться в детский сад!

Закрывайте глазки и слушайте музыку!..

Вот мы и вернулись в детский сад! Ребята, что вам понравилось, что нового узнали? Какое задание вызвало у вас затруднение?

Спасибо вам, ребята!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной  к школе группе   Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Занятие позволяет: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать способы слогового чтения; -расширять и систематизировать знания о предложениях; совершенствовать умение составлять ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [с], [з]»

В данном учебном материале закрепляется употребление дошкольниками в речи звуков [с], [з]. Сравниваются характеристики этих звуков, закрепляется навык звокового анализа, развивается внимание, логическ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе с элементами Су-Джок терапии. Дифференциация звуков [Л]-[Ль]

Цель – Учить различать звуки [Л] — [Ль] в слогах, словах, предложениях.Задачи:- развитие фонематического слуха- закрепление умения определять позицию звука в слове- закрепление умения чтения прямых сл...

"По сказочным дорожкам" - конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе с элементами театрализации по ФГОС ДО

конспект занятия в подготовительной к школе группе, в котором представлена современная модель проведения занятия с дошкольниками по обучению грамоте с использованием элементов театрализации. Через ска...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква М"

Занятие в игровой форме поможет детям познакомиться со звуками [М] и [Мь], буквой М;читать слоги; закрепить умение определять позицию звуков в словах, умение составлять предложение с заданным словом, ...