«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.»
учебно-методический материал (младшая группа)

Корсукова Ольга Михайловна

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

В основной общеобразовательной программе детского сада на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие. 

Сенсорное развитие  – это развитие  восприятия ребенка и формирование  его представлений о внешних  свойствах предметов: их форме, цвете,  величине, положении в пространстве,  запахе, вкусе . С восприятия предметов  и явлений окружающего мира и  начинается познание.

 Основные цели и задачи сенсорного развития детей :

·        обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

·        является основой для интеллектуального развития;

·        готовит к реальной жизни;

·        развивает наблюдательность;

·        даёт возможность ребенку овладеть новыми способами предметно-познавательной жизни;

·        влияет на расширение словарного запаса ребенка;

·        влияет на развитие памяти;

·        является основой для развития воображения;

·        развивает внимание.Развивает наблюдательность

 

Недостаточное сенсорное развитие в дошкольном возрасте может привести к замедленному темпу формирования психических процессов, а в дальнейшем – к затруднениям в освоении учебной деятельности в школе.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному.

Средства сенсорного развития:

1.     предметно-развивающая среда группы;

2.     изобразительная деятельность ( рисование, лепка, аппликация);

3.     конструирование;

4.     дидактические игры и упражнения;

5.     самостоятельная игровая деятельность.

 

На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю. Именно такой системе работы мы придерживаемся в нашей группе.

- Благоприятное воздействие на сенсорное развитие оказывают положительное воздействие игры с предметами: пирамидки,  разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами и т.д.. Например, вкладыши-мисочки из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов. Собирание мозаик и паззлов. Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения.

- Ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко, треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка, прямоугольная — домик,  овальная - яйцо, огурец и т. п.  Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т.п.

- Конструктор, способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. Создавая постройку, дети представляют, какой она будет в конечном итоге и в какой последовательности следует совершать движения, в результате у ребенка развивается мелкая моторика пальцев, пространственное и тактильное восприятие, зрительно-моторная координация и творческая активность.

- Основным средством, как мы знаем, сенсорного воспитания являются игровая деятельность детей. Игровая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр и свободной игровой деятельности детей.

- Виды дидактических игр очень разнообразны. Сейчас есть большой выбор интересных дидактических игр. Такие игры так же нетрудно изготовить своими руками из обычных бытовых предметов — разноцветных пластиковых крышек, прищепок, цветной бумаги и других подручных материалов.

Вот, например, игра «Повесь сушиться носочки»

Цель: найти пару и прицепить прищепкой на верёвку носки.

Игра «Эмоции», «Что стирать, что мыть», «Времена года», «Посчитаем», «Геометрическая коробочка».

Представленные игры направлены не только на сенсорное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. Дети с удовольствием включаются в деятельность, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

В заключение, следует отметить, что постепенно, в результате разнообразных игр у детей накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится основой развития всех способностей.

 Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

В основной общеобразовательной программе детского сада на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие. 

Сенсорное развитие  – это развитие  восприятия ребенка и формирование  его представлений о внешних  свойствах предметов: их форме, цвете,  величине, положении в пространстве,  запахе, вкусе . С восприятия предметов  и явлений окружающего мира и  начинается познание.

 Основные цели и задачи сенсорного развития детей :

  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • является основой для интеллектуального развития;
  • готовит к реальной жизни;
  • развивает наблюдательность;
  • даёт возможность ребенку овладеть новыми способами предметно-познавательной жизни;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие памяти;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание.Развивает наблюдательность

 

Недостаточное сенсорное развитие в дошкольном возрасте может привести к замедленному темпу формирования психических процессов, а в дальнейшем – к затруднениям в освоении учебной деятельности в школе.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному.

Средства сенсорного развития:

  1. предметно-развивающая среда группы;
  2. изобразительная деятельность ( рисование, лепка, аппликация);
  3. конструирование;
  4. дидактические игры и упражнения;
  5. самостоятельная игровая деятельность.

 

На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю. Именно такой системе работы мы придерживаемся в нашей группе.

- Благоприятное воздействие на сенсорное развитие оказывают положительное воздействие игры с предметами: пирамидки,  разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами и т.д.. Например, вкладыши-мисочки из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов. Собирание мозаик и паззлов. Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения.

- Ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко, треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка, прямоугольная — домик,  овальная - яйцо, огурец и т. п.  Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т.п.

- Конструктор, способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. Создавая постройку, дети представляют, какой она будет в конечном итоге и в какой последовательности следует совершать движения, в результате у ребенка развивается мелкая моторика пальцев, пространственное и тактильное восприятие, зрительно-моторная координация и творческая активность.

- Основным средством, как мы знаем, сенсорного воспитания являются игровая деятельность детей. Игровая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр и свободной игровой деятельности детей.

- Виды дидактических игр очень разнообразны. Сейчас есть большой выбор интересных дидактических игр. Такие игры так же нетрудно изготовить своими руками из обычных бытовых предметов — разноцветных пластиковых крышек, прищепок, цветной бумаги и других подручных материалов.

Вот, например, игра «Повесь сушиться носочки»

Цель: найти пару и прицепить прищепкой на верёвку носки.

Игра «Эмоции», «Что стирать, что мыть», «Времена года», «Посчитаем», «Геометрическая коробочка».

Представленные игры направлены не только на сенсорное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. Дети с удовольствием включаются в деятельность, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

В заключение, следует отметить, что постепенно, в результате разнообразных игр у детей накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится основой развития всех способностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»

Сообщение для педагогов 

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.»

Составили  воспитатели

младшей группы №6  «Капитошки»

Корсукова О.М.

Рамазанова А.М.

г. Москва , г. Троицк  2021г.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

В основной общеобразовательной программе детского сада на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.  

Сенсорное развитие  – это развитие  восприятия ребенка и формирование  его представлений о внешних  свойствах предметов: их форме, цвете,  величине, положении в пространстве,  запахе, вкусе . С восприятия предметов  и явлений окружающего мира и  начинается познание.

 Основные цели и задачи сенсорного развития детей :

  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • является основой для интеллектуального развития;
  • готовит к реальной жизни;
  • развивает наблюдательность;
  • даёт возможность ребенку овладеть новыми способами предметно-познавательной жизни;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие памяти;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание.Развивает наблюдательность

Недостаточное сенсорное развитие в дошкольном возрасте может привести к замедленному темпу формирования психических процессов, а в дальнейшем – к затруднениям в освоении учебной деятельности в школе.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному.

Средства сенсорного развития:

  1. предметно-развивающая среда группы;
  2. изобразительная деятельность ( рисование, лепка, аппликация);
  3. конструирование;
  4. дидактические игры и упражнения;
  5. самостоятельная игровая деятельность.

На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю. Именно такой системе работы мы придерживаемся в нашей группе.

- Благоприятное воздействие на сенсорное развитие оказывают положительное воздействие игры с предметами: пирамидки,  разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами и т.д.. Например, вкладыши-мисочки из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов. Собирание мозаик и паззлов. Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения.

- Ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко, треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка, прямоугольная — домик,  овальная - яйцо, огурец и т. п.  Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т.п.

- Конструктор, способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. Создавая постройку, дети представляют, какой она будет в конечном итоге и в какой последовательности следует совершать движения, в результате у ребенка развивается мелкая моторика пальцев, пространственное и тактильное восприятие, зрительно-моторная координация и творческая активность.

- Основным средством, как мы знаем, сенсорного воспитания являются игровая деятельность детей. Игровая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр и свободной игровой деятельности детей.

- Виды дидактических игр очень разнообразны. Сейчас есть большой выбор интересных дидактических игр. Такие игры так же нетрудно изготовить своими руками из обычных бытовых предметов — разноцветных пластиковых крышек, прищепок, цветной бумаги и других подручных материалов.

Вот, например, игра «Повесь сушиться носочки»

Цель: найти пару и прицепить прищепкой на верёвку носки.

Игра «Эмоции», «Что стирать, что мыть», «Времена года», «Посчитаем», «Геометрическая коробочка».

Представленные игры направлены не только на сенсорное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. Дети с удовольствием включаются в деятельность, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

В заключение, следует отметить, что постепенно, в результате разнообразных игр у детей накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится основой развития всех способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Презентация была подготовлена в рамках мастер класса для родителей  «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях», который помог им, с минимальным...

Влияние предметно - развивающей среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.

Доклад.Влияние предметно-пространственной среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.Дошкольное детство особый период становления органов и систем и прежде всего фун...

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей  младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета

Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» (Первая младшая группа)

Родительское собрание в форме мастер-класса«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»(Первая младшая группа)...