«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.»
учебно-методический материал (младшая группа)
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
В основной общеобразовательной программе детского сада на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе . С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Основные цели и задачи сенсорного развития детей :
· обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
· является основой для интеллектуального развития;
· готовит к реальной жизни;
· развивает наблюдательность;
· даёт возможность ребенку овладеть новыми способами предметно-познавательной жизни;
· влияет на расширение словарного запаса ребенка;
· влияет на развитие памяти;
· является основой для развития воображения;
· развивает внимание.Развивает наблюдательность
Недостаточное сенсорное развитие в дошкольном возрасте может привести к замедленному темпу формирования психических процессов, а в дальнейшем – к затруднениям в освоении учебной деятельности в школе.
Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному.
Средства сенсорного развития:
1. предметно-развивающая среда группы;
2. изобразительная деятельность ( рисование, лепка, аппликация);
3. конструирование;
4. дидактические игры и упражнения;
5. самостоятельная игровая деятельность.
На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю. Именно такой системе работы мы придерживаемся в нашей группе.
- Благоприятное воздействие на сенсорное развитие оказывают положительное воздействие игры с предметами: пирамидки, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами и т.д.. Например, вкладыши-мисочки из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов. Собирание мозаик и паззлов. Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения.
- Ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко, треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка, прямоугольная — домик, овальная - яйцо, огурец и т. п. Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т.п.
- Конструктор, способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. Создавая постройку, дети представляют, какой она будет в конечном итоге и в какой последовательности следует совершать движения, в результате у ребенка развивается мелкая моторика пальцев, пространственное и тактильное восприятие, зрительно-моторная координация и творческая активность.
- Основным средством, как мы знаем, сенсорного воспитания являются игровая деятельность детей. Игровая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр и свободной игровой деятельности детей.
- Виды дидактических игр очень разнообразны. Сейчас есть большой выбор интересных дидактических игр. Такие игры так же нетрудно изготовить своими руками из обычных бытовых предметов — разноцветных пластиковых крышек, прищепок, цветной бумаги и других подручных материалов.
Вот, например, игра «Повесь сушиться носочки»
Цель: найти пару и прицепить прищепкой на верёвку носки.
Игра «Эмоции», «Что стирать, что мыть», «Времена года», «Посчитаем», «Геометрическая коробочка».
Представленные игры направлены не только на сенсорное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. Дети с удовольствием включаются в деятельность, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
В заключение, следует отметить, что постепенно, в результате разнообразных игр у детей накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится основой развития всех способностей.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
В основной общеобразовательной программе детского сада на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе . С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Основные цели и задачи сенсорного развития детей :
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- является основой для интеллектуального развития;
- готовит к реальной жизни;
- развивает наблюдательность;
- даёт возможность ребенку овладеть новыми способами предметно-познавательной жизни;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие памяти;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание.Развивает наблюдательность
Недостаточное сенсорное развитие в дошкольном возрасте может привести к замедленному темпу формирования психических процессов, а в дальнейшем – к затруднениям в освоении учебной деятельности в школе.
Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному.
Средства сенсорного развития:
- предметно-развивающая среда группы;
- изобразительная деятельность ( рисование, лепка, аппликация);
- конструирование;
- дидактические игры и упражнения;
- самостоятельная игровая деятельность.
На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю. Именно такой системе работы мы придерживаемся в нашей группе.
- Благоприятное воздействие на сенсорное развитие оказывают положительное воздействие игры с предметами: пирамидки, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами и т.д.. Например, вкладыши-мисочки из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов. Собирание мозаик и паззлов. Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения.
- Ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко, треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка, прямоугольная — домик, овальная - яйцо, огурец и т. п. Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т.п.
- Конструктор, способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. Создавая постройку, дети представляют, какой она будет в конечном итоге и в какой последовательности следует совершать движения, в результате у ребенка развивается мелкая моторика пальцев, пространственное и тактильное восприятие, зрительно-моторная координация и творческая активность.
- Основным средством, как мы знаем, сенсорного воспитания являются игровая деятельность детей. Игровая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр и свободной игровой деятельности детей.
- Виды дидактических игр очень разнообразны. Сейчас есть большой выбор интересных дидактических игр. Такие игры так же нетрудно изготовить своими руками из обычных бытовых предметов — разноцветных пластиковых крышек, прищепок, цветной бумаги и других подручных материалов.
Вот, например, игра «Повесь сушиться носочки»
Цель: найти пару и прицепить прищепкой на верёвку носки.
Игра «Эмоции», «Что стирать, что мыть», «Времена года», «Посчитаем», «Геометрическая коробочка».
Представленные игры направлены не только на сенсорное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. Дети с удовольствием включаются в деятельность, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
В заключение, следует отметить, что постепенно, в результате разнообразных игр у детей накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится основой развития всех способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 364 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»
Сообщение для педагогов
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.»
Составили воспитатели
младшей группы №6 «Капитошки»
Корсукова О.М.
Рамазанова А.М.
г. Москва , г. Троицк 2021г.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
В основной общеобразовательной программе детского сада на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе . С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Основные цели и задачи сенсорного развития детей :
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- является основой для интеллектуального развития;
- готовит к реальной жизни;
- развивает наблюдательность;
- даёт возможность ребенку овладеть новыми способами предметно-познавательной жизни;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие памяти;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание.Развивает наблюдательность
Недостаточное сенсорное развитие в дошкольном возрасте может привести к замедленному темпу формирования психических процессов, а в дальнейшем – к затруднениям в освоении учебной деятельности в школе.
Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному.
Средства сенсорного развития:
- предметно-развивающая среда группы;
- изобразительная деятельность ( рисование, лепка, аппликация);
- конструирование;
- дидактические игры и упражнения;
- самостоятельная игровая деятельность.
На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю. Именно такой системе работы мы придерживаемся в нашей группе.
- Благоприятное воздействие на сенсорное развитие оказывают положительное воздействие игры с предметами: пирамидки, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами и т.д.. Например, вкладыши-мисочки из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов. Собирание мозаик и паззлов. Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения.
- Ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко, треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка, прямоугольная — домик, овальная - яйцо, огурец и т. п. Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т.п.
- Конструктор, способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. Создавая постройку, дети представляют, какой она будет в конечном итоге и в какой последовательности следует совершать движения, в результате у ребенка развивается мелкая моторика пальцев, пространственное и тактильное восприятие, зрительно-моторная координация и творческая активность.
- Основным средством, как мы знаем, сенсорного воспитания являются игровая деятельность детей. Игровая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр и свободной игровой деятельности детей.
- Виды дидактических игр очень разнообразны. Сейчас есть большой выбор интересных дидактических игр. Такие игры так же нетрудно изготовить своими руками из обычных бытовых предметов — разноцветных пластиковых крышек, прищепок, цветной бумаги и других подручных материалов.
Вот, например, игра «Повесь сушиться носочки»
Цель: найти пару и прицепить прищепкой на верёвку носки.
Игра «Эмоции», «Что стирать, что мыть», «Времена года», «Посчитаем», «Геометрическая коробочка».
Представленные игры направлены не только на сенсорное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. Дети с удовольствием включаются в деятельность, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
В заключение, следует отметить, что постепенно, в результате разнообразных игр у детей накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится основой развития всех способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»
Презентация была подготовлена в рамках мастер класса для родителей «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях», который помог им, с минимальным...
Влияние предметно - развивающей среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.
Доклад.Влияние предметно-пространственной среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.Дошкольное детство особый период становления органов и систем и прежде всего фун...
Интеллектуально-познавательный проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования универсального дидактического материала и игр»
Цель проекта - формирование и развитие сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...
Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета
Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...
Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» (Первая младшая группа)
Родительское собрание в форме мастер-класса«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»(Первая младшая группа)...