Мой родной край
рабочая программа (старшая группа)
Программа социально-патриотического развития дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_rodnoy_kray.docx | 61.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Рыбно-Слободский детский сад «Березка» Рыбно-Слободского
муниципального района Республики Татарстан
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
Составила: воспитатель Валеева Э.К.
Содержание
№ п/п | Содержание | стр. |
I | Целевой раздел | 4 |
1 | Пояснительная записка | 4 |
1.2 | Цели и задачи реализации программы | 5 |
1.3 | Принципы и подходы к реализации программы Приоритетные направления. | 6 |
1.4 | Возраст детей участвующих в реализации программы | 8 |
1.5 | Ожидаемые результаты | 11 |
Особенности организационной работы | 11 | |
Формы подведения итогов | 12 | |
II | Содержательный раздел | |
2 | Тематический план образовательной деятельности | 13-19 |
III | Организационный раздел | |
3.1 | Материально-технические обеспечение программы | 19 |
3.2 | Время и сроки реализации программы | 20 |
3.3 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 20 |
3.4 | Литература | 20 |
1.Целевой раздел
Пояснительная записка
Главное сегодня – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребенка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. В самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, стали появляться исследования по вопросам воспитания любви к родному краю. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности, краеведение.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
К сожалению, в современном обществе проявляются безнравственность, бездуховность, утрачиваются такие качества личности человека, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях национальных традиций. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Необходимость работы детского сада в вопросах развития интереса к родному краю дошкольников связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей Родине.
Понимание «родной край» у дошкольника тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одно из важных и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Для решения этих задач необходимо дать детям представления о родном крае, его истории, культуре, традициях народов, населяющего его.
Для реализации данного направления нами была разработана программа «Мой край родной». Идея разработки программы возникла, исходя из необходимости включения регионального компонента в единый образовательный процесс. Региональный компонент – это часть образовательной программы, формируемая дошкольным учреждением самостоятельно. В настоящее время знакомство дошкольников с родным краем носит бессистемный или эпизодический характер, не определено содержание, не сформулированы критерии оценки качества образования по данному разделу.
Актуальность программы «Мой край родной» заключается в:
- Выделение основных направлений
- Определение задач и объёма материала для каждой возрастной группы
- Подготовка методических материалов по каждой возрастной группе
Пояснительная записка
Образовательная программа разработана рабочей группой педагогов МБДОУ Рыбно-Слободский детский сад «Березка» Рыбно-Слободского муниципального района в составе: заведующего Касимовой Л,Р., старшего воспитателя Замалиевой Д.А., воспитателя Валеевой Э.К.
«Мой край родной» программа МБДОУ Рыбно-Слободский детский сад «Березка» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО);
- приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2160 «Об утверждении и введение в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 года № 2
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работ дошкольных образовательных организаций» (СанПиН» 1.2.3685-21).
Практическая часть программы «Мой край родной» разработана на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20.05.2015 г. № 2/15), с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» по редакцией Н.Е.Вераксы,В.В.Гербовой Т.С.Комаровой,методических пособий: УМК (учебно-методический комплект) «Татарча сойлэшэбез» («Говорим по-татарски»), разработанный творческой группой под руководством З.М. Зариповой;
программы ознакомления с родным краем «Мой край родной» составленной в МБДОУ Рыбно-Слободский детский сад «Березка». Авторы-составители: заведующий МБДОУ Касимова Л.Р., старший воспитатель Замалиева Д.А., воспитатель Валеева Э.К.
Срок реализации программы: 3 года (средняя группа : с 4 - 5 лет – старшая группа 5-6 лет подготовительная группа: с 6 - 7 лет). Содержание программы может корректироваться в связи с изменениями:
- Нормативно-правовой базы дошкольного образования;
- Образовательных запросов родителей (законных представителей) воспитанников;
- Видовой структуры групп.
Программа спроектирована с учетом Закона № 273-ФЗ, ФГОС ДО, особенностей образовательного учреждения, приоритетных направлений –- социально - личностное развитие детей, особенностей региона и муниципалитета, образовательных потребностей детей и запросов родителей воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Цель реализации программы «Мой край родной» дошкольного образования МБДОУ Рыбно-Слободский детский сад «Березка» с учетом п.1 ст. 64 «Дошкольное образование» Закона № 273-ФЗ: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
В соответствии с ФГОС ДО цель современного дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, поэтому программа «Мой край родной» направлена:
- на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. В соответствии с ФГОС ДО обязательная часть программы направлена на решение следующих задач:
1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2.Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;
3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней
4.Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6.Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
7.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
8.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
- патриотизм;
- активная жизненная позиция;
- творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
- уважение к традиционным ценностям.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях образовательного учреждения и семьи;
Принципы и подходы программы
Разработанная в МБДОУ Рыбно-Слободский детский сад «Березка» программа «Мой край родной», предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Республики Татарстан, Рыбно-Слободского района и п.г.т Рыбная Слобода.
Основной целью программы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края, формирование целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем.
Задачи:
- Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Республики Татарстан;
- Формировать знания о коренном населении (татары, русские), их образе жизни; о традициях и фольклоре этих народов;
- Воспитывать любовь к родному краю: Республике Татарстан, Рыбно-Слободскому району, посёлку Рыбная Слобода; развивать чувство гордости и желание узнавать историю и культуру родного края.
Подходы к реализации программы
В основу программы положены следующие подходы:
Личностно - ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности. Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности.
Цель данного подхода – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности каждого ребенка на занятии.
Культурологический подход подчеркивает ценность уникальности пути развития своего родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.
Диалектический подход обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах. У детей развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее.
Компетентный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и направлен на изучение динамики и оценки результативности полученных навыков и умений.
Приоритетные направления программы:
- Учет психологических и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
- Взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов детской деятельности.
- Скоординированная, целенаправленная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагог-ребенок-семья) в условиях специально организованной развивающей среды.
- Сочетание научности и доступности исторического материала.
- Динамика преемственных связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при учете специфики изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.
Идеи, способствующие успешной реализации программы:
- Принимаю ребенка таким, каков он есть – понять, хорошо изучив причину, природу возникновения негативных явлений, найти адекватные меры реализации.
- Труднейшее в мире начинается с легкого, величайшее в мире начинается с малого.
- Не приступать к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.
- Обучая дитя, идти от жизни к знаниям или от знаний в жизни: связь «знания - жизнь» необходима.
Разработанная в МБДОУ Рыбно-Слободский детский сад «Березка» программа «Мой край родной», предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Республики Татарстан, Рыбно-Слободского района и поселка Рыбная Слобода.
Основной целью является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края, формирование целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем.
Задачи:
- Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Республики Татарстан;
- Формировать знания о коренном населении (татары, русские), их образе жизни; о традициях и фольклоре этих народов;
- Воспитывать любовь к родному краю: Республике Татарстан, Рыбно-Слободскому району; развивать чувство гордости и желание узнавать историю и культуру родного края.
Возраст детей участвовавших в реализации программы
Программа «Мой край родной », ориентирована на детей от 5 до 7 лет.
Возрастные особенности детей 5 - 6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве переферии игрового пространства). Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщённым способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая её в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребёнок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребёнок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времён года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д.
Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
- Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
- Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
- Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
- Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
- Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
- Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возрастные особенности 6-7лет
- Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.
- Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
- Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
- Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
- Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
- Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
- В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции.
- Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.
- Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
- У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.
- В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
- Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.
- Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста
Ожидаемый результат.
Результатом усвоения содержания дополнительной образовательной программы является развитие следующих качеств:
Интеллектуальные: имеет представление о культуре, традициях Поволжья, Рыбно-Слободского района, о замечательных людях прославивших родной край; называет свой поселок; знает герб, флаг, гимн Татарстана, ориентируется в помещениях детского сада; имеет представление о растениях и животных родного края; устанавливает простейшие связи между предметами и явлениями, делает простейшие обобщения.
Физические: Проявляет активность в народных подвижных играх
Личностные: любознателен, стремится к самостоятельному поиску информации о крае (найти интересный факт, фотографию, иллюстрацию);
проявляет уважение к людям разных национальностей Поволжья и их обычаям; выражает позитивное отношение к пожилым жителям ; эмоционально отзывается на красоту родного края.
Особенности организации работы
Реализация программы «Мой родной край» рассчитана на 3 года и осуществляется в процессе:
- образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности;
- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- самостоятельной деятельности детей;
- совместной образовательной деятельности с семьей.
Содержание программы реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтения.
В каждой возрастной группе предполагается использование различных форм организации образовательной деятельности: игры-путешествия, беседы, чтение, слушание, рассматривание, наблюдения, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, развлечения и др. Ежедневно проводятся наблюдения в живой и неживой природе, беседы о родном крае; еженедельно дошкольники знакомятся с произведениями татарских писателей. Формы организации детской деятельности представлены в примерной модели реализации регионального компонента в каждой возрастной группе .
Образовательная деятельность по освоению регионального компонента осуществляется в соответствии с Учебным планом ДОУ на учебный год в период с 1 сентября по 31 мая. В летний период и во время зимних каникул организуется совместная и самостоятельная деятельность детей физической, игровой и художественно-эстетической направленности.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности:
- для детей 5-го года жизни – не более 20 минут;
- для детей 6-го года жизни – не более 25 минут;
- для детей 7-го года жизни – не более 30 минут.
Календарное планирование образовательной деятельности по ознакомлению с Республикой Татарстан осуществляется в соответствии с Моделью образовательного процесса Образовательной программы ДОУ на учебный год, включая календарь праздников.
Формы подведения итогов реализации программы
2.4 Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития
В соответствии с ФГОС ДО освоение ООП ДО не должно сопровождаться проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. (ФГОС ДО от 17.10.2013 г. № 1155, п. 4.1., 4.2.,4.3.; Часть 2 статьи 11; часть 2 статьи 64 федерального закона от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
При этом при реализации ОП ДО может проводиться оценка индивидуального развития воспитанников. Такая оценка осуществляется педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
(Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 88с. – (Серия «Антология дошкольного образования»). ISBN 978-4454-0706-5
Диагностика педагогического процесса осуществляется 2 раза в год (сентябрь-октябрь, апрель-май) в соответствие с пособиями (средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа), разработанными кандидатом психологических наук Верещагиной Натальей Валентиновной. Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015 ISBN 978-5906750-21-1
Итоговыми мероприятиями по программе являются выставки, конкурсы, развлечения по темам программы.
II. Содержательный раздел программы.
2.1. Тематический план образовательной деятельности
№ | Название недели | Тема | Программные задачи | Краткое содержание |
1 | Мы уже дошколята | «Родной детский сад» | Знакомить детей с планом всей территории здания, где размещена группа. Дать возможность узнать предметы и объекты на плане. Развивать способность ориентироваться в пространстве. | 1. Прогулка по участку вокруг школы, дошкольной группы 2. Составление плана территории. 3. Беседы о том, что дети видят на плане. Помочь им разобраться и понять план 4.Дидактические игры с использованием плана территории дошкольной группы: «Где находится?», «Что находится здесь?», «Пробежим по этому пути» |
2 | Осень | «Осень в Рыбной Слободе». | Уточнить знания детей о природе родного края, села осенью; учить видеть красоту природы вокруг, восприятию произведений искусства, художественной литературы | 1. Просмотр слайдов «Осень в нашем крае» 2. Показ демонстрационного материала. 3. Чтение стихотворений об осени |
3 | Рыбная Слобода вчера и сегодня | «Виртуальное путешествие в прошлое и настоящее Рыбной Слободы». | Дать детям активно усваивать культурные богатства народа. Формировать у детей эмоционально окрашенное чувство причастности их к духовному наследию предков, к культуре прошлого и настоящего | 1. Рассказ воспитателя «Рыбно-Слободский район» (с рассматриванием иллюстраций из книги 2. Организовать прогулку по поселку, познакомить с историей названий улиц, с памятниками |
4 | Мои любимые животные | «Животный мир родного края». | Расширять представление о животном мире лесов родного края, села. Развивать умение классифицировать, обобщать. Воспитывать доброе отношение к животным | 1. Рассказ воспитателя о животном мире Рыбно-Слободского района. 2. Чтение рассказов из книги рассказов В. Бианки. 3. Игра – тренинг «Изобрази животное». 4. Разгадывание загадок о птицах, животных чтение стихотворений. 5. Дидактическая игра «Четвертый лишний» |
5 | Мой дом – Рыбная Слобода | «Я здесь живу» | Познакомить детей с планом территории поселка. Дать детям представление о том, где, на какой улице, в каком месте плана изображен его дом, кто из детей живет рядом. | 1.Знакомство с планом территории поселка 2. Рассматривание на плане улиц, домов, социальных объектов. 3. Закрепление своего адреса детьми 5.Отметить на плане красной точкой места жительства каждого ребенка группы – закрепить в детях ощущение собственной причастности ко всему окружающему. 6. Фотовыставка «Наш поселок» |
6 | Маленькая частичка огромного мира | «Символика родного края» | Дать детям представление о том, что поселок Рыбная Слобода, часть Рыбно-Слободского района, РТ, а республика часть России. Познакомить с символикой Татарстана и г. Казань | 1. Рассмотреть с детьми карту Рыбно-Слободского района, найти п.г.т Рыбная Слобода, на карте и отметить его красным флажком. 2. Познакомить с символикой п.г.т.Рыбная Слобода 3. Прослушать гимн РТ 4. Вечер стихотворений «Люблю отчизну я» (совместно с родителями) |
7 | Прошлое Рыбной Слободы | «Экскурсия в краеведческий музей Рыбно-Слободского района» | Дать представление о предметах быта народов Поволжья и их назначении: самовар, скалка, миска, деревянная ложка. | 1.Знакомство с предметами быта в музее, рассказ воспитателя (самовар, миска, деревянные ложки, скалка). 2. Д/и «Угадай предмет», «Назови предмет». |
8 | Народные промыслы и современные профессии | Профессии жителей родного края | Дать детям представления о народных промыслах людей, работающих в разных сферах. Воспитывать уважение к труду | 1. Рассказ воспитателя с рассматриванием иллюстраций 2. Выставка рисунков «Профессия родителей» |
9 | Хлеб- всему голова | «От зернышка к хлебу». | Дать детям представление о людях, которые выращивают хлеб на полях Рыбно-Слободского района (механизатор, тракторист, агроном) Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу | 1.Рассматривание колосьев пшеницы. 2. Беседа на тему «Откуда хлеб к нам пришел» 3. Рассматривание альбома «Люди труда», «Изделия из теста» 4. Заучивание пословиц «Не трудиться хлеба не добиться», «Без труда хлеба не вырастишь». |
10 | Я и моя семья | «Моя большая семья» | Закреплять представление детей о семье. Побуждать называть имена, отчества членов семьи. Воспитывать желание заботиться о близких. | 1. Беседа о семье по генеалогическому древу 2. Рассматривание альбома с семейными фотографиями 3. Пальчиковая игра «Моя семья» 4. Стихи о семье |
11 | Делай добрые дела | «Книжки малышкам» | Познакомить детей с книжками малышками. Закрепить умение изготавливать книжки – малышки. Воспитывать желание делать подарки, интерес к народному творчеству. | 1. Рассматривание книжек-малышек детей выпускников, школьников 2. Показ способов изготовления книжки- малышки 3. Совместная деятельность педагога по изготовлению книжки- малышки 4. Досуг в младшей группе, вручение подарков |
12 | Флора родного края | «Экологический патруль». | Закрепить представление о значении природы в жизни человека. Развивать экологические представления. Воспитывать бережное отношение к природе, растениям | 1. Беседа: «Какие растения растут у вас дома, в ДОУ» 2. Д/и «Назови отличия комнатных растений от растений, которые растут на улице, в саду» 3. Рисование наших комнатных растений (нетрадиционные техники рисования) |
13 | Зима пришла, кругом бело | «Зима в нашем поселке»
| Закрепить знания о зимних явлениях в жизни природы, о деревьях, кустарниках, травах. Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к природе. | 1. Чтение стихотворения о зиме 2. Беседа о зиме 2. Загадка о дереве 3.Рассматривание деревьев зимой 4. Зимние игры детей |
14 | Улицы родного края | «Безопасный маршрут». | Закрепить названия близлежащих улиц, помочь запомнить адрес детского сада и свой адрес, в случае если ребенок потерялся | 1. Беседа «Что делать, если ты потерялся?» 2. Игра «Где эта улица, где этот дом?» (показать в какой стороне находится улица, на которой живет ребенок, дом) 3. Составление плана, как дойти с д/сада до дома |
15 | Архитектура родного края | «Достопримечательности Рыбной Слободы» | Знакомство с архитектурой. Поиск композиционного решения. Воспитание социально-нравственного отношения к тому, что окружает. | 1.Беседа «Наше наследие» с рассматриванием фотографий. 2.Рисование «Дом будущего» |
16 | Новый год | Подготовка поселка к Новогодним праздникам (экскурсия к елке). | Познакомить детей с историей появления новогоднего праздника, традицией украшать дом. | 1. Беседа с детьми «Как мы украшаем дом к новогоднему празднику» 3. Рассматривание новогодних украшений 3. Украшение группы к новогоднему празднику. 4. Экскурсия на площадь села 5.Обратить внимание детей на оформление поселка к Новому году 6. Рассмотреть украшенную Новогоднюю елку на площади. |
17 | Новый год | |||
18 | Народные игры. | Игры народов Поволжья. | Развивать познавательный интерес к народным подвижным играм, активность, самостоятельность, дружеские отношения в игре | 1. Беседа «Любимая игра» 2.Знакомство с играми: татарские, армянские, русские игры 3. Слушание народных песен 4. Подвижные игры по выбору детей |
19 | Юные художники | Художники нашего села | Познакомить детей с художниками поселка; воспитывать любовь к искусству; развивать эстетическое восприятие, кругозор детей | 1. Рассказ воспитателя «Искусство – созидательная сила» 2.Просмотр и обсуждение картин художников поселка В. Баранова и В. Пузурькова с использованием ИКТ 3. Рисование нетрадиционными техниками 4. Выставка рисунков |
20 | Почему замерзает вода зимой | «Родная Кама зимой» | Формировать представления детей о свойствах льда; Формировать представления детей о правилах поведения на открытых водоемах в зимний период времени. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, желание помогать. | 1. Рассматривание фотографии с изображением р. Камы зимой 2. Беседа о красоте льда и об опасности, которой он несет 3. Экспериментальная деятельность |
21 | Мы – спортсмены | Здоровые, ловкие, умелые | Познакомить с детскими кружками, секциями поселка; с молодыми спортсменами | 1.Рассказ воспитателя «Преодолеть себя» 2. Просмотр и обсуждение фотографий «Чемпионы Рыбной Слободы» 2.Физкультурный досуг: «Быстрее, выше, сильнее» |
22 | Культура общения | Гостеприимство нашего села | Познакомить детей с традицией приема гостей народов населяющих поселок (русские, татары, армяне, чуваши, мордва) | 1. Инсценировка сказки «Лиса и журавль». 2. Обсуждение поведения лисы и журавля. 3.Рассказ о церемонии приема гостей по традициям народов Поволжья. 4. Инсценировка приема гостей. |
23 | День защитника Отечества | Герои Советского союза – наши земляки | Углубить знания детей о защитниках нашей Родины, напомнить о памятных местах, посвященные им. | 1. Рассказ воспитателя «И тыл был фронтовой» 2. Чтение стихотворения А. Шиперова «Два праздника святых у ветеранов…» 3. Рассказы детей о папах 4. Экскурсия к аллее Славы. |
24 | Народное творчество, культура и традиции | «Мы разные, но мы едины» | Расширить представление о людях разных национальностей, проживающих на территории РТ. | 1. Беседа с детьми о людях разных национальностей с рассматриванием альбома «Костюмы народов Поволжья» 2. Выполнение работы (лепка, рисование – по выбору) «Подарок из прошлого» |
25 | 8 Марта | «О наших мамах» | Знакомство с женскими профессиями, необходимыми для сельской местности. Воспитывать уважение к людям разных профессий | 1 Беседа о женских профессиях 2. Рассказы детей «Наши славные мамы» (с использованием фото из семейных альбомов). 3. Рисунки детей на тему «Профессия моей мамы» 4. Выставка рисунков |
26 | Живое слово | Поэты и писатели нашего района | Воспитание любви и уважения к местным писателям и поэтам. | 1. Чтение стихов о родном крае. 2. Слушание песни «Балык Бистәм туган ягым” |
27 | Пробуждение природы | «Рыбная Слобода весной» | Уточнить представления детей о характерных признаках весны. Закреплять знания о деревьях, кустарниках | 1. Наблюдение за деревьями, кустарниками, травой 2. Обмен мнениями в процессе наблюдения 3 Рисование весеннего пейзажа. П/игра «Раз, два, три дерево, кустарник найди» |
28 | Творчество писателей Поволжья | Сказки народов Поволжья | Познакомить с творчеством поэтов и писателей народов Поволжья. Развивать стремление подражать положительным героям книг. | 1.Рассказ воспитателя 2. Чтение стихов. 3. Рассматривание иллюстраций к сказкам народов Поволжья 4.Просмотр мультфильма «Шурале» по сказке Г.Тукая
|
29 | Неделя здоровья | В здоровом теле – здоровый дух | Продолжать развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей; развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, ловкость; создать у детей радостное настроение; | Физкультурный досуг: «Папа. Мама и я –спортивная семья» |
30 | Просторы вселенной | Космос и мы | Продолжать знакомить с историей покорения космоса; воспитывать уважение и гордость К людям прославляющим край | Ознакомление дошкольников с покорителем космоса Ю.А. Гагариным. . Память о подвиге первого в мире космонавта. П/И «Раз, два, мы – на старте», «Подготовка к полёту», Упражнение «Мои ощущения». |
31 | Пернатые друзья | «Перелетные птицы в Рыбной Слободе» | Закрепить знания детей о перелетных птицах. | 1. Беседа «Каких птиц я видел по дороге в детский сад» 2. Презентация «Перелетные птицы нашего поселка» На прогулке 3. Наблюдение за птицами |
32 | Знай и соблюдай ПДД | Транспорт нашего села | Расширять представление о сельском транспорте, его месте в жизни людей, повторить правила пешеходов в сельской местности | 1. Беседа с детьми на тему «Транспорт вчера, сегодня, завтра». Загадки о транспорте. 2. Повторение правил для пешеходов. 3 С/р игра «Автобус» |
33 | День Победы! | Помним и гордимся! | Продолжить знакомить детей с родным краем, его памятными местами. Воспитывать уважение к памятным местам. | 1 Чтение стихов о войне 2. Беседа «Что я знаю о войне» 3. Рассматривание памятника 4. Возложение цветов 5. Обмен мнениями об увиденном. |
34 | Удивительный мир насекомых. | Насекомые и мы! | Расширять представление о мире насекомых родного края. Воспитывать доброе отношение к насекомым. Развивать творческие способности | 1. Рассказ воспитателя о мире насекомых. 2. Зарисовка насекомых на прогулке 3. Игра – тренинг «Изобрази насекомое». 4. Разгадывание загадок о насекомых 5. Дидактическая игра «Четвертый лишний» |
35 | Мир вокруг нас | Татарстан наш дом родной! | Расширить представление детей о природе Татарстана Воспитывать бережное отношение к природе. | 1. Беседа о животном и растительном мире Татарстана 2. Чтение стихотворения «Красная книга». 3. Дидактическая игра «Вспомни и назови». 4. Создание «Красной книги» |
36 | Лето, ах, лето! | Оформление альбома «Наш любимый край» | Конкретизировать знания дошкольников о родном крае, об истории поселка, его достопримечательностях, культуре и традициях. | 1. Беседа, что должно быть в альбоме, почему 2. Оформление альбома |
III. Организационный раздел программы
- Материально-технические ресурсы, необходимые для эффективной организации образовательного процесса и успешного освоения воспитанниками программных задач:
В учреждении создана необходимая среда для осуществления образовательного и оздоровительного процесса.
3.2. Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы разрабатываются:
- Альбомы «Мой поселок, его достопримечательности», «Костюмы народов родного края», «Блюда национальной кухни».
- Презентация «Рыбно-Слободский район»
Для решения дидактических задач использовались наглядные средства:
- специально подобранный материал;
- тематические картинки;
- книги, карточки, карты–путешествия, иллюстрации, фотографии;
- разучивание стихов, песен, потешек, закличек;
- дидактическая и ролевая игры;
- творческие и тематические игры;
- звукозапись;
- просмотр видеоматериалов;
3.4. Время и сроки реализации программы
Реализация программы «Мой родной край» осуществляется по пятницам во второй половине дня. Общая недельная нагрузка программы равна 25 минутам. Данная деятельность соответствует требованиям СанПин.
Программа рассчитана на один год работы с детьми.
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Предметно – развивающая среда предусматривает организацию занятий с демонстрацией наглядных пособий:
- Дидактические игры «Собери картинку», «Цифра за цифрой», «Буква за буквой», «Буквы разлетелись», «Наша родина»
- Книга М.И. Трофимовой «Рыбная Слобода. Живые голоса»
- Альбомы «Мой поселок», «Поволжье», «Костюмы народов Поволжья», «Редкие животные», «Татарская национальная одежда, блюда, предметы быта»
- Географическая карта, глобус
- Видеотека группы.
Во время игровой, самостоятельной, художественной деятельности детей предоставляет свободный доступ к фотоальбомам, иллюстрациям, карточкам.
Литература:
1.Алешина Н.В. «Знакомим дошкольников с родным краем»-М,: ТЦ Сфера 2007г.
(112 стр)
2. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»-М,: ЦГЛ 2006г.(156стр)
3.Рыбалкова И.О «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания»//Дошкольное воспитание №6// стр. 45-55 2010г.
4.. Дыбина О.В. «Ознакомление с окружающим». Мозаика-синтез 2019г.для всех возрастных групп)
5.Бурганова Р.А. «Татарский орнамент в ИЗО» -Казань 2012.
6.Сафина А.Г. «Увлекательный Татарстан» И Казань: -Акчарлак 2014г.
7.Пантелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой родиной».И-Казань2015г.
8.Л.Ф.Павленко «Путешествие в тридесятое царство» Ульяновск 2017г.
9.Л.Ф.Блинова «Игровые технологии как условие формирование личности ребенка». Новое знание 2002г.
10. Трофимова М.И. «Рыбная Слобода. Живые голоса» (Популярные очерки об истории и людях Рыбной Слободы). 2-ое издание. – Казань. – Идел-Пресс. 2006. – 376 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"
Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...
Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области Познание на тему:«Певец родного края Поэт родного края»
Педагогическое мероприятие по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста....
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»
Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...
Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.
В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....
Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края» Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края»
Интегрированное занятие в младшей группе детского сада....