Описание опыта работы "Квест-технология как средство формирования познавательного интереса дошкольников"
методическая разработка
Образовательный квест – это технология, сочетающая идеи проблемного и игрового обучения, где основой является практическое проблемное задание с элементами ролевой игры. Данная технология дает нам возможность создавать условия для развития всех видов детской деятельности. Форма проведения квест-игры нетрадиционна, интересна и увлекательна для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest.docx | 33.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири» (МБДОУ № 46)
663601, Красноярский край, г. Канск, мкр. Юго-Западный, д. 3
Конкурс педагогических работ по направлению
«Практические технологии реализации образовательных и рабочих программ в процессе организации образовательного процесса с учетом Федеральных образовательных программ»
Квест-технология как средство формирования познавательного интереса дошкольников
Автор:
Гуламова Галина Александровна,
воспитатель
2024 год
Развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность воспитанника, активизация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности детей, расширение сферы его интересов и интеллектуальных запросов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения.
Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Актуальность
Изучив разные педагогические методики и технологии организации образовательной деятельности, определили для себя, на наш взгляд, наиболее интересную, доступную и эффективную технологию – квест-технологию. Образовательный квест – это технология, сочетающая идеи проблемного и игрового обучения, где основой является практическое проблемное задание с элементами ролевой игры.
Данная технология дает нам возможность создавать условия для развития всех видов детской деятельности. Форма проведения квест-игры нетрадиционна, интересна и увлекательна для детей.
Проанализировав информационные источники, мы сделали несколько выводов:
1. Квест-технология в образовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Важную роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся много лет назад компьютерные игры жанра quest. Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей.
2. Квест – это игровая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, причем мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры.
3. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
4. Квест-технология направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. 5. Квест оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательный и образовательный процессы, сделать их необычными, запоминающимися, увлекательными, веселыми, игровыми.
Изучая технологию квест-игры мы поставили перед собой цель и выделили задачи. Цель: изучение и применение квест-технологии в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования. Задачи:
- изучить историю возникновения «Квестов» как педагогической технологии;
- определить разнообразные виды квестов для работы с дошкольниками;
- составить алгоритм организации и проведения квест-игры;
- выстроить систему работы для детей старшего дошкольного возраста с применением квест-технологии.
Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Квесты чаще всего называют «бродилками», поскольку для достижения цели нужно ходить и что-то искать, решать какую-то головоломку в определенной ситуации для перехода на следующий этап.
В работах отечественных ученых не было единого взгляда на сущность квеста, что и не удивительно, поскольку, на тот момент она, являясь сравнительно новой технологией в педагогике. Проблемой квестов в нашей стране занимались Андреева М. В., Быховский Я. С., Николаева Н. В. и другие.
Если говорить о квесте, как о форме организации образовательного процесса в детском саду, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений.
Таким образом, квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. В настоящее время квест-технология востребована и актуальна.
В ходе организации работы с детьми дошкольного возраста посредством квест-технологии реализуются следующие задачи:
1. Образовательная – вовлечение каждого ребёнка в активный творческий познавательный процесс. 2. Развивающая – развитие интереса к предмету игры, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне.
3. Воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста следуем следующим принципам.
Принцип навигации. Педагог выступает как координатор процесса образования, направляет детей, «наталкивает» на правильное решение, но окончательные выводы дети делают самостоятельно. Задача педагога: мотивировать ребёнка на самостоятельный поиск информации.
Принцип доступности заданий. Задания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям дошкольников.
Принцип системности. Задания логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.
Принцип эмоциональной окрашенности заданий. Методические и образовательные задачи спрятаны за игровыми приёмами.
Принцип интеграции. Использование разных видов детской деятельности и интеграция образовательных областей при проведении квестов.
Принцип разумности по времени. Квесты в дошкольном возрасте могут быть краткосрочными, а могут носить длительный характер, когда на прохождение заданий уходит несколько дней. При этом организаторы квестов должны учитывать возрастные особенности памяти детей дошкольного возраста.
Принцип добровольности образовательных действий ребёнка. Момент обязательности снижает мотивацию в дошкольном возрасте. Педагогу надо выстроить так образовательный процесс, чтобы смотивировать ребёнка настолько и в такой степени, которая позволит ему выполнять наши просьбы (задания) добровольно, без принуждения и авторитаризма. Для этого задания должны быть интересны дошкольникам. Если ребёнок делает задания добровольно, но ему будет скучно, значит нет интереса. Если задания для ребёнка интересны, но выполнять заставляют «под палкой» - нет желания, позитива и свободы. Добровольность – это ещё и приём (даёт возможность раскрыться ребёнку). Обязательные просьбы имеют место быть, но в минимальном объёме (разнообразие шаблонов рождает искренность ребёнка по отношению к педагогу).
Принцип присутствия выбора. Иногда педагогу очень важно, чтобы ребёнок что-то сделал, тогда нужно это преподнести так, чтобы ребёнок воспринял задание, как результат собственного желания, ему надо дать огромный выбор средств – яркий способ формирования «иллюзии добровольности». Не правы взрослые, которые дают только 2 варианта, необходимо давать 6-7 заданий и средства для их реализации.
Принцип присутствия импровизационной экспромтной составляющей. Не всегда дети чётко должны выполнять задания, которые даёт педагог, очень хорошо, что что-то вдруг пошло не так и именно не в репетированной, непредсказуемой ситуации происходит развитие самого педагога. Педагог на протяжении всего поиска может с лёгкостью менять мезосцены, добавлять или убирать задания. Очень важна естественность происходящего в проведении квестов. Когда педагог очень жёстко выстраивает ход квеста и он становится чётко структурным, естественность восприятия ребёнка нарушается, он попадает в рамки, а рамки противоречат свободе выбора, экспромту, спонтанности, креативности. Это игра, а когда педагог смотрит на часы, игра перестаёт быть игрой. Оптимальное разнообразие непредсказуемости, не однотипности, эмоциональной позитивной окраски, не прогнозируемости того, что будет, всё это безусловно будет сильно влиять на появление и удержание детской мотивации.
Принцип «Шахерезады». Непрерывность проведения квеста по времени. Отсутствие необходимости в завершении квеста. Квест-игра медленно переходит в сюжетно-ролевую игру. Тематика квеста может быть использована в течение всего дня, недели, как сказка Шахерезады. Тогда чувство ожидания продолжения будет держать ребёнка в эмоциональном позитиве в течение определённого времени, а желание узнать ответы на интересующие вопросы приведёт к самостоятельному поиску информации.
При подготовке квестов для дошкольников мы описали основные условия, которые отличают детские образовательные квесты от квестов для взрослых. Соответственно выделили особенности детских квестов. Для организации и проведения квестов разработали структуру квестов и алгоритм их построения. При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить об основных условиях:
1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Недопустимо унижать достоинство ребёнка. К примеру, нельзя заставлять проглотить гусеницу или танцевать, если ребёнок стеснителен.
4. Споры и конфликты надо решать только мирным путём.
Структура квеста:
1. Введение – ясное вступление, где чётко описаны главные роли участников и сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
2. Задание, которое понятно, интересно и выполнимо детьми. Чётко определён игровой результат самостоятельной работы (задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы; проговорена проблема, которую нужно решить).
3. Ресурсы – список информационных ресурсов (в электронном виде, в бумажном виде) необходимых для выполнения заданий.
4. Процесс работы – описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
5. Оценка – описание критериев и параметров оценки выполнения заданий. Критерии оценки зависят от типа образовательных задач, которые решаются в квесте.
6. Заключение – раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении работы над квестом.
Ожидаемый результат:
- дети проживают конкретные ситуации, исследуют и проникают вглубь явления;
- дети конструируют новые объекты и приобретают навыки поиска;
- дети анализируют информацию и планируют свою деятельность.
Участники игры обучаются:
• новым способам деятельности;
• групповой работе;
• умению ориентироваться в нестандартных ситуациях;
• овладению соответствующими инструментами по использованию знаний;
• творчески используют освоенные умения в разных видах деятельности.
Свою практическую деятельность по реализации квест-технологии мы начали с изучения потребностей воспитанников. Чтобы понять, что интересно детям и о чем они хотят узнать. Затем был составлен план мероприятий проведения образовательной деятельности в форме квест-игры. В практике имеем организацию и проведение 7 тематических квестов: «В поисках азбуки», «Путешествие в страну Математики», «В поисках клада», «В гостях у феи природы», «Спасём Землю», «Подарки Деда Мороза», «Путешествие Знайки», «Скоро в школу». Непосредственными участниками многие квестов были родители. В рамках работы по данному направлению проведены следующие мероприятия для родителей: консультации «Квест-игра как активная форма организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении», «Квест в жизни ребенка», «Квест-игра – современная образовательная технология. Играем в саду и дома», беседы «Роль квест-игр в развитии речи детей», «Как организовать дома игру с элементами квест-технологии», родительское собрание в форме квеста «По следам детства».
Участие родителей в квест-играх дало возможность взрослым испытать забытое чувство игры детства. Особенно их радовал рассказ ребёнка о том, как они сами придумывали задания. У родителей проявился интерес к разработке квестов. Родители воспитанников всё чаще обращаются к нам со своими предложениями, вопросами по проведению квест-игр.
Кроме того, были проведены следующие мероприятия: мастер-класс для педагогов «Использование квест-технологии в работе с дошкольниками», разработаны памятки для педагогов: «Принципы организации квестов для детей дошкольного возраста», «Структура квеста».
В процессе анализа собственной педагогической деятельности по реализации квест-технологии особое внимание уделили критерию «умение участвовать в обсуждении». Данный критерий подразумевает умение ребенка слышать и слушать друг друга, разумно и доброжелательно возражать взрослым, умение отстаивать свою позицию. Для нас это было важно, и с точки зрения, межличностных отношений между воспитанниками, поскольку в группе есть значительное количество детей, которые занимают лидерские позиции среди детского коллектива. Поэтому взаимоотношения среди детей не всегда складываются легко и гармонично. С применением квест-технологии у нас появилась еще одна возможность дать каждому ребенку почувствовать себя успешным, раскрыть его способности, таланты и в то же время это помогло сплочению детского коллектива. Ребята в нашей группе стали чаще замечать достижения других воспитанников, при выборе игры могут бесконфликтно распределить роли, например, используя считалку.
Главное преимущество квест-технологии в том, что такая форма организации образовательной деятельности помогает педагогам строить свою работу в соответствии с принципами и задачами ФГОС и ФОП дошкольного образования. Технология способствует созданию условий для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Список литературы
- Быховский, Я.С. Что такое образовательный веб-квест?
- Авдеева, Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет: пособие для воспитателей, педагогов-психологов ДОУ, родителей / Ю.В. Авдеева, - М.: Сфера, 2012.- 63 с.
- Касаткина, Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ: //Управление ДОУ. - 2012. - № 5.
- Комарова, Т.С., Зацепина, М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада: пособие для педагогов, методистов // Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина. - Мозаика-Синтез Москва, 2010, стр.
- Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста: пособие для воспитателей // Н.А. Короткова. - Линка-Пресс Москва, 2015, стр. 208
- Осяк, С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология: / С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.
- Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В., Петров, А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Сокол, И.Н. Классификация квестов: педагогам дошкольных образовательных организаций // И.Н. Сокол. - Молодийвчений. - 2014. - Вып. № 6 (09). – с.138-140.
- Шеина, Л.И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей. Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – с. 439–441.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционное рисование как средства формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал поёт возможность раскрыть возможность передачи красоты малой родине используя нетрадиционную нехнику рисования.Работайте в данном направлении творите сами , а самое главное учите детей...
Рабочая программа «Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников как средство формирования познавательного интереса»
В данной рабочей программе описана работа по организации и проведению кружковой работы в старшей группе детского сада по теме "Школа магов и волшебников"...
Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса дошкольников к изучению основ безопасности жизнедеятельности
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и педагогов детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность жизни и здоровья ребенка, но...
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ...
"Книжная графика, как средство формирования познавательного интереса у дошкольников
книжная графика при правильной организации обучения может стать одним из эффективных средств формирования интереса к книге....
«Интерактивный плакат как средство формирования познавательного интереса дошкольников»
Что же такое «Интерактивный плакат»;Каковы правила создания интерактивного плаката;Какие онлайн-сервисы для создания интерактивных плакатов существуют и многое другое вы узнаете из этой пр...
Публичное выступление по теме: «Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса старших дошкольников»
Как формировать у ребенка познавательный интерес. Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что у них есть потребность в исследовательской деятельности. Я решила создать в группе для н...