Рабочая программа «Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников как средство формирования познавательного интереса»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
В данной рабочей программе описана работа по организации и проведению кружковой работы в старшей группе детского сада по теме "Школа магов и волшебников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.docx | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №1 «Березка»
Принята решением педагогического совета протокол № 1 от «28» августа 2015г. | Утверждаю: заведующий МБДОУ детского сада общеразвивающего вида № 1 «Березка» __________ А.В. Рогозникова «28» августа 2015г. |
Рабочая программа
Тема: «Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников как средство формирования познавательного интереса»
Кружок «Школа магов и волшебников»
Разработчик:
Рогова О.И., воспитатель
Заринск 2015
I Целевой раздел
Пояснительная записка
Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Первоосновы такой личности нужно заложить уже в дошкольном возрасте.
Проблема развития дошкольника, подготовки его к школе, сложна и актуальна, она неразрывно связана с процессом формирования у детей познавательного интереса.
Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением наблюдать, исследовать для получения знаний об окружающем, а затем разумно использовать свои знания в практической деятельности.
Познавательный интерес характеризуется активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:
- в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;
- намечать план действий (проектировать);
- отбирать способы решения поставленной задачи;
- добиваться результата и анализировать его.
Нынешние дети живут и воспитываются в эпоху информатизации, в связи с ситуациями быстро меняющейся жизни, когда от человека требуется не только владение знаниями, но и в главную очередность умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших детей пытливыми, общительными, умеющими не теряться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.
Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Занимательные опыты, эксперименты, фокусы побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.
Цель программы: создать условия для развития и формирования познавательного интереса дошкольников посредством организации их проектно – исследовательской деятельности.
Задачи программы:
1. Стимулировать обогащение познавательного опыта дошкольников в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей, схем).
2. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам исследования, эксперимента, фокуса.
3. Развивать коммуникативные навыки, способствующие успешной социализации детей.
4. Развивать у детей инициативность, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
5. Формировать умения выступать перед разной аудиторией зрителей (взрослых и детей), показывать простейшие «фокусы».
Принципы и подходы к реализации программы
1. Наглядность: у детей формируются умения в процессе наблюдений и просмотра видеоматериалов.
2. Научность: в совместной деятельности с детьми используется научная литература, периодические издания.
3. Последовательность: поэтапное освоение «сценического поведения» и демонстрации фокусов, экспериментов.
4. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
5. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, сотрудничество с семьей.
Значимые характеристики для реализации программы
Программа предназначена для реализации в старшей группе детского сада.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
1.После реализации рабочей программы внесены изменения предметно – пространственной развивающей среды ОУ:
-обогащен групповой исследовательский центр (оборудование, схемы, материалы…);
-изготовлен наглядно-информационный материал (буклеты, папки передвижки, картотека детских фокусов);
- организован «исследовательский центр».
2. После реализации рабочей программы:
- у детей повышается самооценка собственной значимости и роли в детском коллективе.
- «застенчивые» дети учатся быть в центре внимания.
- у дошкольников развиваются усидчивость, целеустремленность, настойчивость, терпение и трудолюбие.
- развиваются навыки общения и коммуникации.
- у детей развивается мелкая моторика рук, обогащается словарный запас.
II Содержательный раздел
Календарно-тематический план реализации рабочей программы
Месяц | Тема | Формы и виды детской деятельности | Предполагаемый результат |
Октябрь | Фокусник – иллюзионист: 1.Что такое фокус. 2.Внешний вид иллюзиониста. 3.Великие иллюзионисты – фокусники. 4.Музыкальное сопровождение фокуса. | -Просмотр мультфильмов «Приключение поросенка Фунтика» («серия «Фунтик в цирке», «Фунтик и сыщики»); -беседы по содержанию мультфильмов; -деятельность по поиску информации, материалов. | -Оформлена выставка рисунков «Цирк»; -дети владеют простейшей терминологией иллюзионистов. |
Ноябрь | Простейшие фокусы без предметов: 1.Имя и облик ребенка - «артиста». 2.Фокус «Пропал палец». 3.Фокус «Угощение». 4.Первое выступление перед кружковцами. | - Подготовка реквизита для демонстрации фокусов; -придумывание индивидуального образа каждого «артиста»; - составление сценария детского выступления; - упражнения в показе простейших фокусов. | - Владение техникой показа простейших фокусов; -папка – передвижка «Фотознакомство с юными фокусниками». |
Декабрь | «Волшебная палочка»: 1. Секрет «Волшебной» палочки. 2-4. Фокусы «Один взмах волшебной палочки» | - Обсуждение техники показа; -беседа о предметах – помощниках; -изготовление декораций и реквизита (х/труд, аппл.) | - Оформлен первый сценический реквизит; - отработан фокус с «волшебной палочкой». |
Январь | «Волшебная» шляпа: 1.Головные уборы настоящих магов. 2-4.Отработка фокуса с шляпой. | -Просмотр видеоматериалов с показом использования шляпы и др. головных уборов; - обсуждение способов использования шляпы; - экспериментирование. | -Изготовлена «волшебная» шляпа; - готов к показу фокус с использованием шляпы. |
Февраль | Накидка (плащ) фокусника: 1.Волшебство или «секрет» плаща. 2-4. Серия фокусов с использованием накидки. | - Просмотр видеоматериалов с показом использования накидки; - обсуждение способов использования плаща; - экспериментирование. | -Оформлены сценические костюмы; -готов к показу фокус с использованием накидки; -сформировано представление о «сценическом» поведении. |
Март | Праздничный концерт: 1-3. Индивидуальная отработка лучших номеров. 4. Выступление перед взрослой аудиторией. | - Составление сценария выступления; - обсуждение и выбор успешных номеров; - демонстрация фокуса на сцене. | - выступление на праздничном концерте для мам и бабушек. |
Апрель | Фокусы с водой: 1-2. Вода – обманщица. 3-4. Цветная вода. | -Исследовательская деятельность; -изготовление «волшебного» кувшина. | - Знание свойств воды. - готовы алгоритм и схема проведения показа фокуса. |
Май | Школа «Магов и волшебников»: 1. Наши успехи. 2. Презентация деятельности кружковцев. | - Отбор фотоматериалов; - работа по созданию презентации (ПК); - награждение детей и их семей. | - Слайд – шоу с показом номеров; -выступление - презентация перед детьми своей и подготовительной к школе группы. |
Способы и направления поддержки детской инициативы:
-индивидуальные выступления с номерами;
-совместная творческая деятельность родителей с детьми;
-участие в праздничных мероприятиях группы, ОУ;
- совместная командная деятельность по организации выступлений, показов, концертов.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
-дни открытых дверей;
-наглядная информация для родителей об успешности участия детей в работе кружка «Школа магов и волшебников»;
-выступления на праздниках и других мероприятиях для родителей.
III Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение программы:
- центр творчества в малой игровой группы №3 «Матрешечка»;
- ноутбук с установленным ПО для просмотра видеоматериалов, создания слайд – шоу, детской презентации;
-фотоаппарат;
- материалы для творчества.
Место программы в режиме дня
Содержание рабочей программы реализуется во вторую половину дня в режимных моментах, в ходе кружковой деятельности «Школа магов и волшебников».
Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды
В малой игровой группы организовано место для деятельности детей - кружковцев; оформлен исследовательский центр в группе для проведения наблюдений и опытов.
Литература и источники:
1. Валерий Постолатий. "Веселая магия", М., "Панорама", 1992
2. "По ту сторону фокуса" М., "Слово", 1990
3. Сайт «Все для детей» http://allforchildren.ru/trick/
СПИСОК ДЕТЕЙ:
- Гаськова Дарья
- Дрововозов Илья
- Иванова Лилия
- Калягин Константин
- Копылова Анастасия
- Титова Анастасия
- Толстова Ксения
- Чернова Светлана
- Шарабарина Глафира
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования познавательных интересов и познавательных действий детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО
Выступление в рамках секционного заседания городской конференции «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»...
"Проектно-исследовательская деятельность дошкольников, как основа развития познавательных интересов"
ВведениеДошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития:физического,интеллектуального,эмоционального,коммуникативного.Это период, ког...
Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса дошкольников к изучению основ безопасности жизнедеятельности
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и педагогов детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность жизни и здоровья ребенка, но...
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ...
"Книжная графика, как средство формирования познавательного интереса у дошкольников
книжная графика при правильной организации обучения может стать одним из эффективных средств формирования интереса к книге....
«Интерактивный плакат как средство формирования познавательного интереса дошкольников»
Что же такое «Интерактивный плакат»;Каковы правила создания интерактивного плаката;Какие онлайн-сервисы для создания интерактивных плакатов существуют и многое другое вы узнаете из этой пр...
Публичное выступление по теме: «Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса старших дошкольников»
Как формировать у ребенка познавательный интерес. Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что у них есть потребность в исследовательской деятельности. Я решила создать в группе для н...