Мастер-класс для педагогов "Ментальная арифметика как нетрадиционная технология обучения дошкольников устному счету"
методическая разработка

Гуламова Галина Александровна

Регулярные занятия ментальной арифметикой – это гарантия, что у ребенка, кроме заметных улучшений памяти и концентрации внимания, улучшится успеваемость в школе, проявится творческий потенциал, будут развиваться такие полезные социальные навыки, как организованность, ответственность, самостоятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Ментальная арифметика как нетрадиционная технология обучения дошкольников устному счету»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их на практике.

Задачи:

  • познакомить педагогов с понятием «Ментальная арифметика»;
  • рассказать об уникальной методике развития интеллектуальных способностей детей через обучение их ментальному счёту;
  • познакомить с абакусом и способами работы на нём;
  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса.

Ход мероприятия:

1. Теоретическая часть. 

- Добрый день, уважаемые коллеги! Рада вас всех видеть на мастер-классе. Хочу познакомить вас с темой мастер-класса «Ментальная арифметика как нетрадиционная технология обучения дошкольников устному счету», которая мне давно была интересна.

- Итак, сначала рассмотрим понятие «Ментальная арифметика».  Почему арифметика? Чем арифметика отличается от математики?

- Арифметика - это раздел математики, изучающий простейшие свойства чисел, выраженных цифрами и действиями над ними (сложение, вычитание, умножение и деление).

- Ментальность – это мыслительная способность человека.

- Ментальная арифметика  – это программа развития мыслительных способностей и творческих задатков благодаря арифметическим вычислениям на счётах. Ментальная арифметика помогает детям развивать оба полушария мозга.

Кто и когда придумал ментальную арифметику?

 - Ментальная арифметика основана на особом принципе математических вычислений, который был известен в древнем мире еще 5000 лет назад. Все расчеты в ней проводятся с помощью специального счетного инструмента древнегреческого происхождения: абакуса,  известного также в Древнем Китае как суаньпань и в Древней Японии как соробан. Известно, что в России в конце XV столетия были придуманы так называемые «русские счеты». Их особенностью было то, что в них применялась десятичная система счисления. В XVI веке китайской счетной доской суаньпань заинтересовались в Японии. Японские счеты использовали пятеричную систему счисления и назывались соробан, поэтому на каждой спице абакуса только 5 косточек.

Абакус (соробан) - это своеобразный калькулятор, не только помогающий в вычислениях, но также тренирующий мозг и развивающий межполушарные нейронные связи, а они в свою очередь благотворно влияют на творческие и когнитивные способности.

Основные принципы ментального счёта

- Обучающая программа по ментальной арифметике состоит из двух этапов. Сначала дети овладевают техникой счета на абакусе, передвигая косточки пальцами. При этом они работают одновременно двумя руками, потому в процессе задействованы сразу оба полушария головного мозга. На абакусе можно моментально выполнять любые арифметические операции – от простого сложения и вычитания до более сложных умножения и деления, а также возведения в нужную степень и извлечения квадратного и кубического корня.

- Второй этап обучения – это постепенное замещение использования абакуса вычислениями в уме. И здесь также задействованы оба полушария: левое воспринимает цифры, а правое – их образ в виде косточек счетного инструмента. Ребенок представляет воображаемые счеты, на которых он мысленно выполняет вычисления.

 Польза  ментальной арифметики

Целью занятий ментальной математикой является развитие одновременно обоих полушарий головного мозга. При этом ребенок учится быстро проводить в уме сложные арифметические вычисления примеры. Наше правое полушарие отвечает за фантазию, интуицию, воображение, творческие способности, а левое ответственно за память, логическое и аналитическое мышление, скорость реакции, концентрацию вниманию, интеллект. Полноценное развитие обоих полушарий позволяет человеку лучше работать, легче учиться, проще, эффективнее и быстрее запоминать информацию. Регулярные занятия ментальной арифметикой – это гарантия, что у ребенка, кроме заметных улучшений памяти и концентрации внимания, улучшится успеваемость в школе, проявится творческий потенциал, будут развиваться такие полезные социальные навыки, как организованность, ответственность, самостоятельность. Это отмечают все родители, чьи дети умеют считать по правилам устного ментального счета.

2. Практическая часть.

- Итак, переходим к практической части. 

Как работать на абакусе?

Существуют правила работы на абакусе. Сегодня мы с ними познакомимся.

  • Абакус должен лежать на плоской поверхности.
  • Держим его левой рукой 3 пальцами (большим, мизинцем и безымянным).
  • В правой руке ручка и два свободных пальца (большой и указательный).(пока ручку мы не будем брать)
  • Тренируемся держать ручку- зажать ручку в кулаке и освободить два пальца)
  • Что бы приготовить абакус к работе или обнулить его, необходимо сложить на правой руке указательный и большой палец клювиком и  плавно провести по перекладине. Пробуем
  • Большим пальцем поднимаем нижние косточки  к перекладине.
  • Опускаем косточки - указательным пальцем.
  • Верхнюю косточку двигаем только указательным пальцем.

- Начнем с разминки и подготовим наши пальцы к работе.

        

Кинезиологическая гимнастика. Упражнение «Колечко».

- Давайте разотрем ладони до ощущения тепла в них, затем выполняя движения одновременно двумя руками: большой палец по очереди «здоровается» (образуя колечко) с указательным, средним, безымянным и мизинцем, а затем снова  с мизинцем, безымянным, средним, указательным

(постепенно увеличиваем темп).

Из чего он состоит абакус?

- Из рамки; поперечной-счетной перекладины; спиц, проходящих сквозь перекладину; косточек (верхние и нижние). На каждой спице по пять косточек. Одна находится над перекладиной, а четыре под ней.

- Поперечная счётная перекладина разделяет косточки на 2 части. Верхние называются небесными, а нижние - земными.

1. Сначала с помощью флеш-карт попробуем на абакусе набрать числа (2, 5, 9, 16, 28, 135, 987)

2. Теперь попробуем решать примеры на абакусе. Начнём с простых примеров:

21+13, складываем сначала десятки, потом единицы.

44-32, вычитаем десятки, потом единицы.

- Решим пример: 4+1. Мы знаем, что будет 5, но как это решить на абакусе, ведь косточек всего 4? Просим помощи у брата, у небесной косточки. Вспомним состав числа 5 – 1 и 4. Значит, прибавить 1 – это 5-4. Двигаем косточки.

3. Решим примеры: 3+2; 4+4

4. Решим примеры на вычитание: 7-4; 6-3.

Динамическая пауза «Соберись в кружок». 

Воспитатель показывает флеш-карту  с числом на абакусе, педагоги собираются в круг по количеству соответственно числу на карточке

5. Самостоятельная работа участников мастер-класса на абакусе: с помощью флеш-карт набрать числа, а с помощью правил решить примеры.

28-13                        24-14

14+5                         25+5

25-10                        22+45

26+21                       33+42

18+11

3. Подведение итогов мастер-класса. Рефлексия.

- Наш мастер-класс подходит к завершению, и я предлагаю оценить
его, используя метод «Плюс-минус-интересно».


- В графе «Плюс» необходимо написать положительные моменты при
организации и проведении мастер-класса.

- В графе «Минус» - что в работе мастер-класса не получилось, и вы сделали
бы по-другому.

- В графе «Интересно» - определить уровень своей заинтересованности или
время было потрачено впустую.

- Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема мастер – класса: «Использование кинизеологических упражнений в работе педагога при обучении дошкольников с ОВЗ».

     Растущее число детей, имеющих различные нарушения, ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приёмов профилактики и укрепления здоровья воспитанников детского ...

Мастер-класс "Квест-современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС "

В преддверии праздника Дня  Космонавтики данный материал будет актуален для   начинающих педагогов в интересной форме провести увлекательное путешествие используя квест-технологию. Квес...

Мастер-класс для воспитателей по ПДД: «Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Цель: научить педагогов ДОУ применять   кейс-технологии в образовательной деятельности с детьми.Задачи:-познакомить участников мастер-класса с методом кейсов с целью формирования у педагогов...

Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников

Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников....

«Ментальная арифметика как нетрадиционная технология обучения устному счету дошкольников»

Одной из наиболее эффективных техник устного счёта является ментальная арифметика. Приступать к занятиям можно с четырёхлетнего возраста, когда ребенок научится считать до десяти.МЕНАР или ментальная ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Ментальная арифметика,как нетрадиционная технология обучения устному счету дошкольников"

Умение быстро считать в уме – отличный навык, который не только пригодится в дальнейшей учебе, но и способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга, повышению способности воспринимать, ...

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Методические приемы обучения дошкольников оригинальной технике рисования пластилином – пластилинографии»

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учрежденийТема: «Методические приемы обучения дошкольников оригинальной технике рисования пластилином – пластилинографии»...