Мастер- класс для педагогов «Ментальная арифметика, как нетрадиционная технология обучения устному счету дошкольников»
план-конспект занятия по математике

Моисеева Татьяна Владимировна

1.Познакомить педагогов с технологией “Ментальная арифметика”.

2.Показать эффективность использования данной технологии в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста.

3.Познакомить со счетами-абакусом, способом работы на нем.

3.Создать условия для плодотворной деятельности участников мастер- класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_dlya_v-ley_ment.arifmetika.docx75.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

Мастер- класс для педагогов

Тема: «Ментальная арифметика, как нетрадиционная технология обучения устному счету дошкольников»

Подготовила- воспитатель

МоисееваТатьяна Владимировна

п. Коноша 2024 г.

Мастер- класс для педагогов «Ментальная арифметика, как нетрадиционная технология обучения устному счету дошкольников»

Цель: освоение и последующее применение технологии «Ментальная арифметика» в практической деятельности педагогов ДОУ.

Задачи:

#1055;ознакомить педагогов с технологией “Ментальная арифметика”.

#1055;оказать эффективность использования данной технологии в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста.

#1055;ознакомить со счетами-абакусом, способом работы на нем.

#1057;оздать условия для плодотворной деятельности участников мастер- класса.

Оборудование: экран, мольберт, демонстрационный и индивидуальные абакусы, счеты, картинка полушарий головного мозга, формулы «Младшие товарищи», флеш- карты, листы А-4, простые карандаши.

Ход мероприятия.

Добрый день уважаемые педагоги. Сегодня я хочу познакомить вас, с уникальной методикой развития интеллектуальных способностей детей, через обучение счету на инструменте- абакус. Называется эта методика -Ментальной арифметикой.

В современном мире дети с легкостью справляются с гаджетами, компьютерными программами, но при этом не могут похвастаться хорошей успеваемостью в школе. Психологи отмечают, что у некоторых детей присутствует недостаток концентрации внимания и мотивации к обучению. Из-за чего родителям сложно заинтересовать ребенка в изучении какого-либо предмета и распознать его склонность к каким-либо наукам. Как ни удивительно, но базовую проблему внимания и любознательности решают занятия по ментальной арифметике, которая развивает умственные и творческие способности ребенка, заставляет запоминать, учить, разбираться. Польза от занятий ментальной арифметикой уже была доказана многими зарубежными исследованиями. Теперь с этим предметом знакомятся и дети в России.

Картинка «Полушария головного мозга». Ментальная арифметика – это программа, позволяющая с помощью быстрого устного счёта одновременно развить два полушария головного мозга: левое и правое. Как известно, левое полушарие отвечает у нас за логическое мышление, языковые способности, речь, запоминание фактов, имён, дат. Благодаря левому полушарию мы можем анализировать информацию, обрабатывать её, распознавать символы. Правое полушарие отвечает за интуицию, образное мышление, пространственную ориентацию. Именно из-за нашего «правого помощника» мы чувствуем музыку и чисто поём, понимаем метафоры и сравнения, можем мечтать и фантазировать. Благодаря этой методике наш малыш будет лучше учиться в школе. Ведь занятия по ментальной арифметике способствуют концентрации внимания, повышению сосредоточенности и улучшению памяти. Поэтому ребенок сможет с легкостью учить иностранные языки, запоминать исторические даты и факты, теоремы по физике и алгебре, химические формулы.

С помощью ментальной арифметики ребенок получит развитие воображения, мышления, памяти. Он сможет решать различные задачи двумя способами: творческим и аналитическим. Из-за своих успехов он поверит в себя, у него повысится самооценка и сформируются лидерские качества. Ментальная арифметика сделает из любого малыша маленького гения, который в будущем достигнет больших высот. Современные образовательные программы направлены на обучение детей логическому мышлению, т.е. на усиленный тренинг левого полушария мозга. Правое полушарие, отвечающее за воображение и творческие способности, получает недостаточное развитие, и в результате гармония личности оказывается разрушенной. Между тем, только союз логики и творчества способен сделать человека по-настоящему успешным.

Самый подходящий возраст для обучения — от 4 до 12-14 лет. В это время мозг развивается интенсивнее, чем в другие периоды взросления. После 12-14 лет способность мозга приобретать и использовать сложные навыки в таком количестве и темпе снижается.

Один из эффективных путей равновесного развития обоих полушарий — принципы ментальной арифметики, основанные на использовании специального инструмента- абакуса.

Что же такое Абакус? (видеоролик)

Абакус, соробан (вычислительная доска), суаньпань.(каменная или металлическая доска с выемками) Родина абакуса- Древний Вавилон. Это древний город в южной Месопотамии- район в Ираке. Ориентировочно изобретен в третьем тысячелетии до нашей эры.) Счет производится пальцами обеих рук. Это позволяет развивать оба полушария головного мозга.

После закрепления умений считать при помощи абакуса, дети переходят на воображаемый абакус и решают примеры мысленно перемещая косточки. Это и есть ментальный счет, который позволяет решать примеры на большой скорости. А происходит потому, что при счете в уме обязательно фиксируется промежуточный результат и только потом производится следующее действие, при ментальном счете ребенок перемещает косточки, выполняет все действия без остановки и только в конце считывает ответ. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия.

Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на нем горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем, произносим, пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При работе с абакусом не нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению вычислительных навыков обучающихся.

В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые дети осваивают рано, и которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на абакусе наоборот повышает умственное развитие комплексом манипуляций.

За столами. Чтобы научиться считать на абакусе, необходимо познакомиться с его устройством. Из чего же он состоит?

Посмотрите пожалуйста на абакус. (Работаем на демонстрационном абакусе). Он состоит из прямоугольной рамки, разделительной перекладины, спиц и косточек. Косточки бывают небесные и земные. Легко запомнить – небесные находятся наверху - над перекладиной; земные на земле – под перекладиной.

В работе с абакусом используется только 2 пальца.

Поиграйте косточками – передвигайте их вверх и вниз. В крайнем правом ряду находятся единички (показываю), считаем 1 2 3 4, а в верху косточка обозначает цифру 5. Все упражнения необходимо выполнять быстро, соблюдая технику пальцев. Тремя пальцами левой руки держим абакус (мизинец, безымянный, большой). Большим пальцем правой руки поднимаем косточки (складываем), указательным опускаем (отнимаем). Верхнюю косточку, то есть 5 и поднимаем, и опускаем указательным пальцем. На абакусе считаем пальцами правой руки (не зависимо левша или правша). Обязательно следим за посадкой. Сейчас я вам покажу как работать на абакусе. Чтобы показать на абакусе цифру 1 – большим пальцем правой руки поднимаем одну земную косточку наверх к перекладине. Чтобы отнять один – указательным пальцем правой руки опускаем косточку вниз. Считаем мы только то, что находится рядом с перекладиной. Если около перекладины нет ни одной косточки, то это значит, что мы показали цифру 0. Чтобы показать цифру 2 - большим пальцем поднимаем 2 косточки, чтобы отнять 2 – указательным пальцем опускаем две земные косточки вниз. Чтобы показать на абакусе цифру 3 – большим пальцем правой руки поднимаем 3 земные косточки наверх к перекладине. Теперь отнимаем. Что нужно сделать? Правильно указательным пальцем опускаем три косточки. Соответственно, чтобы показать на абакусе цифру 4 – большим пальцем правой руки поднимаем 4 земные косточки наверх к перекладине. Теперь отнимаем – опускаем указательным пальцем 4 косточки. И как я говорила, что все небесные косточки имеют значение 5. Чтобы показать 5 – опускаем указательным пальцем небесную косточку вниз к перекладине. Отнимаем небесную косточку также указательным пальцем – поднимаем небесную косточку. Чтобы показать 6. Шесть – это 5 и 1. Необходимо указательным пальцем опустить небесную косточку вниз и поднимаем большим пальцем одну земную косточку. Чтобы отнять 6 – необходимо убрать все косточки обратно на свое место. А теперь покажите на абакусе цифру 7. Отнимите цифру 7. Цифру – 8. 8 – это 5 + 3. Отнимаем 8. Покажите на абакусе цифру 9. Отнимите цифру 9. Девять – это максимальное число, которое мы можем показать на одной спице. А как показать число 10? 20? 100.

Единицы мы считаем правой рукой, а десятки, сотни и тысячи левой.

А теперь я буду поднимать косточки, а вы называть цифру, которую показывает нам абакус.1, 3, 5. 8, 25, 96,237, 413, 1529, 184, 7235, 208.

Замечательно. Попробуйте сами. Я буду называть число, а вы поработайте с абакусом. Молодцы!

А теперь давайте посчитаем.

5+3=8

10+2=12

11+25=36

22+67=89

153+36=189

321+111=432

Цепочка примеров: 5 + 4 -4 + 2 -2 – 5 =0

5 - 5 +4 -1 -3 + 3 =3

А теперь сами

5+3-2-6+3+1-4+5+2=7

4-2+6-3+2-7+2+5-7=0

14-12+17+60-29+21-51+13+51=84

А как же нам к 2 + 4= формула младших товарищей +5-1

А от 8-4 = -5+1.

Мы знакомимся с абакусом, но абакус лишь инструмент для развития нашего интеллекта. А как же это ментально считать?

Давайте закроем глаза и представим бабочку. Какую бабочку вы увидели? Что она делает? Возьмите абакус и внимательно на него посмотрите. Положите его на стол и закройте глаза. А теперь представим абакус в уме. Постарайтесь увидеть на нем цифру 2. Потом 5. Вот это и есть ментально. Но чтобы считать ментально, надо изучить счет на абакусе и считать на нем, не используя его. А использовать лишь его образ в уме.

На занятии по ментальной арифметике мы не только работаем с абакусом и считаем ментально, но и выполняем другие упражнения.

Доска, мел. Структура занятия:

-Приветствие (собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг…)

-Разминка (кинезиологическое упражнение- стол-стул, ухо- нос, колечки, классный мизинец, рисование двумя руками, пальчиковая гимнастика- вот кулак, а вот ладошка….)

-Упражнение на расслабление (тряпичная кукла и солдат, лимон -сжать кулак, потом бросить лимон и расслабить пальцы, палуба)

-Тренировка внимания, памяти, мышления, концентрации

-Работа с флеш-картами (воспитатель показывает флеш- карту, остальные называют число.)

-Тренажер №1 (Следить за тем, чтобы у детей была рука зажата в кулачек, а указательный и большой пальцы работали. Большой палец поднимает слева направо по одной косточке до конца ряда.

Указательный палец слева направо – опускает. Далее по аналогии продолжить с 2, 3, 4 косточками.

После чего необходимо проделать данное упражнение левой рукой.

-Решение примеров

-Ментальный счет

-Домашнее задание. (Ежедневно тренажер №1 правой, левой и обеими руками навстречу. Решение примеров на абакусе. Ежедневно по 15 штук.

Ментально 15 решенных примеров ежедневно.)

А теперь подытожим всё, о чем было рассказано и выделим основные достоинства методики.

  • Развитие памяти, внимания, концентрации.
  • Потенциал ко многим наукам и гибкость мышления.
  • Раскрытие талантов ребенка.
  • Легкое обучение счету, действиям с числами.
  • Тренировка образного мышления.
  • Усидчивость и собранность.
  • Интерес к учебе и новым знаниям.
  • Открытие творческих способностей.
  • Уверенность в себе.
  • Развитие способности не пасовать перед сложными задачами, а разбираться в них.
  • Желание учиться.

Наш мастер-класс подошел к концу, и я надеюсь, что вас заинтересовала уникальная методика - ментальная арифметика. Ее можно использовать как часть занятия по математике, познавательному, речевому развитию

А сейчас я прошу вас, описать технологию «Ментальная арифметика» тремя словами.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Ментальная арифметика в детском саду"

Мастер-класс для педагогов "Ментальная арифметика в детском саду"...

Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников

Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников....

Мастер-класс для педагогов «Ментальная арифметика в детском саду»

В одной китайской деревушке жил старик и было у него семь сыновей. Жили они в бедности, но зато в дружбе и согласии. Однажды старик собрал сыновей своих и сказал: « У меня есть  ...

«Ментальная арифметика как нетрадиционная технология обучения устному счету дошкольников»

Одной из наиболее эффективных техник устного счёта является ментальная арифметика. Приступать к занятиям можно с четырёхлетнего возраста, когда ребенок научится считать до десяти.МЕНАР или ментальная ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Ментальная арифметика,как нетрадиционная технология обучения устному счету дошкольников"

Умение быстро считать в уме – отличный навык, который не только пригодится в дальнейшей учебе, но и способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга, повышению способности воспринимать, ...

Мастер класс для педагогов "Ментальная Арифметика в детском саду"

Главными целями ментальной арифметики являются развитие концентрации внимания, фотографической памяти и творческого мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности. При профессиональном подхо...

Мастер-класс для педагогов "Ментальная арифметика как нетрадиционная технология обучения дошкольников устному счету"

Регулярные занятия ментальной арифметикой – это гарантия, что у ребенка, кроме заметных улучшений памяти и концентрации внимания, улучшится успеваемость в школе, проявится творческий потенциал, ...