Методические рекомендации по экологическому воспитанию
рабочая программа (младшая группа)
Цель:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями , по охране и защите природы
Задачи:
- -формирование у детей системы знаний.
- формирование у детей трудовых навыков и умений.
- формирования у детей любви в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №146»
Методические рекомендации
для педагогов
по экологическому воспитанию
дошкольников
Разработала: Васильева О.В.
г. Оренбург
2020
Тема «Экологическое воспитание детей во второй младшей группе через игровую деятельность»
Цель:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями , по охране и защите природы
Задачи:
- -формирование у детей системы знаний.
- формирование у детей трудовых навыков и умений.
- формирования у детей любви в природе.
Актуальность
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди - это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.
Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века.
А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.
Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании.
В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности.
Сентябрь.
Наблюдения и опыты в природе.
Сбор материалов в копилку «Подарки осени»
Подвижные игры:
а) «Солнышко и дождик»
б) «Воробышки и автомобиль»
Знакомство с комнатными растениями группы.
-Загадки-движения
-Беседы о лете.
Экологические игры: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты. Д/задача: Развивать умение различать овощи и фрукты
-«Найди листок, какой покажу» Д/задача: Развивать умение различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету.
Д/и «Узнай на вкус» Д/задача: Упражнять детей в определении вкуса овощей; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность.
Праздник овощей-корнеплодов.
Чтение стихов, р.н.песенок, потешек, познавательных сказок.
«Осенняя прогулка с малышом» Папка- раскладушка
Традиционная осенняя выставка «Кабачки, тыквы…на огородной выставке».
Организовать сбор листьев деревьев разной формы и размера, шишки, желуди.
Оформить уголок природы: подбор комнатных растений.
Создание копилки «Подарки осени»
Изготовление эколого – дидактических игр:
-«Овощи и фрукты».
-«Животные и птицы».
Сбор цветочных семян, природного материала.
Октябрь.
НОД: Рыбы.
1.Загадки – движения.
2.Групповой праздник «Семена-носики»
3.Игры с природным материалом: лист, ветка, шишка.
4.Наблюдения за комнатными растениями.
5.Чтение художественной литературы о животных и птицах.
6.Наблюдения за природой.
7.Прогулки по окрестностям.
8.Пополнение материалов «Подарки осени»
9.Праздник осени
10.Дидактические игры:
«Чудесный мешочек»
Д/задача: Закрепить умение детей узнавать предметы по характерным признакам.
«Такой листок – лети ко мне» Д/задача: Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание, активизировать словарь детей.
НОД: Аквариум (экскурсия).
НОД: «Кто-кто в водяном домике живёт?»
«Ваш ребенок познает мир»
Рекомендации
Организовать сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка, беседы с родителями
Оформить альбом «Насекомые»
Создать картотеку дидактических игр
Организовать центр воды и песка
Ноябрь.
1.Изготовление поделок из природного материала (шишка)
2.Загадки – движения.
3.Групповой праздник «Шишки»
4.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.
5.Экологические и подвижные игры.
6.Опыты.
7.Наблюдения за природой.
8.Прогулки по окрестностям.
9.Пополнение материалов копилки «Подарки осени»
10.Фольклор – поэзия об осени, животных, рыбах.
11.Эк.лото «Животные и птицы»
12.П/и «Зайка беленький сидит», «Ловкие зайчата». «Воробышки и кошка».
13.Д/и «Сбор урожая» Цель: Упражнять детей в различении фруктов и овощей, назывании их.
НОД: Подарки осени.
Продолжить сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка.
«Об отношении взрослых к вопросам детей» Индивидуальные консультации
«Сенсорное воспитание как основа умственного развития» Консультация
Создание коллекции шишек
Декабрь.
НОД: Птицы зимой.
1.Подкормка птиц.
2.Наблюдения и опыты в природе.
3.Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Три медведя»
4.Заучивание стихов о зиме, загадки.
5.Рассматривание картин о животных.
6.Загадки-движения.
7.Наблюдения за природой.
8.Прогулки по окрестностям.
9.Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»
10.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.
11.Проза о жизни животных зимой в лесу.
12.Рассматривание картин.
13.Зимние подвижные игры.
14.Д/и «Назовем, что видим»
15.Беседа «Как мы играем
зимой»
НОД: Изготовление кормушек.
«Роль игры в развитии ребенка» Консультация
«Сядем рядком, поговорим ладком» (фольклор в жизни малышей) Папка-раскладушка
Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.
Изготовление эк\игры «Экологическое лото».
Пополнение материалов копилки: «Дикие и домашние животные», «Наши питомцы», «Насекомые».
Изготовление эк\игры «Сложи целое животное»
Создание копилки «Подарки зимы»
Январь.
1.Загадки – движения.
2.Групповой праздник «Лёгкие снежинки»
3.Наблюдения и опыты со снегом, льдом.
4.Театр на фланелеграфе «Три медведя»
5.Наблюдения в природе, опыты со снегом.
6.Прогулки по окресностям.
7.Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»
8.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.
9.Исследования: снег – вода – лед.
10.Д/и «Загадки и отгадки»
Д/задача: Развивать умение дете соотносить речевую форму описания предметов с графической.
НОД: Наш новый зелёный друг.
Организовать сбор изготовленных из бумаги снежинок.
Организовать сбор фантиков от конфет
Изготовление экологической игры по теме: «Растения»
Изготовить игру: «Загадки и отгадки»
Посадить «Огород на окне»
Февраль.
1.Экологические игры: «Зимняя столовая», «Зимующие птицы»
2.Драматизация.
3.Беседа «Холодно ли птицам зимой»
4.Подкормка птиц на прогулке.
5.Наблюдения на прогулках.
6.Прогулки по окрестностям.
7.Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»
8.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.
9.Загадки-движения.
10.Опыты с водой, льдом: «Цветные льдинки»
11.Целевая прогулка: «Поделки из снега»
НОД: Подарки зимы.
Изготовить папку- раскладку «Играем вместе»
«Как знакомить малышей с природой?» Мини-библиотека
Изготовление поделок из природного материала: «Плетень», «Лесовичок» в уголок природы.
Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород»
Изготовить игру «Найди такую же снежинку»
Изготовить фантики – бабочки
Фольклор о зиме, о птицах.
Март.
1.Поделки из природного материала: «Плетень», «Лесовичок».
2.Мини огород на окне.
3.Экологическая игра «Через ручеёк»
4.Беседы: «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригреет солнышко», «О птицах»
5.Групповой праздник «Мыльные пузыри»
6.Загадки-движения.
7.Наблюдения в природе.
8.Прогулки по окрестностям.
0.Пополнение материалов копилки «Подарки зимы, весны»
10.Подкормка птиц.
11.Поэзия о весне (заучить).
12.П/и «Воробушки и автомобиль».
13.Развлечение «Птицы – наши друзья!»
«Первые ступени обобщений» Консультация
«Учим стихи – развиваем память». Папка-передвижка
Изготовление эк\игры «Где ты живёшь?»
Изготовление кукол для театра.
Оформление игры «Весёлые поросята»
Создание копилки «Подарки весны»
Апрель.
1.Наблюдения и опыты в природе.
2.Экологические игры: «К дереву беги», «Через ручеёк», «Угадай по описанию»
3.Беседы: «Мамы и их малыши», «Какие растения живут у тебя дома»
4.Загадки-движения.
5.Прогулки по окрестностям.
6.Пополнение материалов копилки «Подарки весны»
7.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.
8.Групповой праздник «Бумажные кораблики»
9.Д/и «В гостях у Красной шапочки» Д/задача: Закрепить знания детей о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве), из которых сделаны предметы.
Д/и. «Когда это бывает?» Д/задача: Освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро, - пользуясь цветовыми моделями.
НОД: Помоги зелёным друзьям.
НОД: Зелёный детский сад (экскурсия).
НОД: Подарки весны.
«Организация домашнего театра» Папка-раскладушка
Изготовить и принести бумажные кораблики
Создать условия для наблюдения за берёзовой веткой.
Изготовить картинки для рассматривания «Живая природа»
Изготовить игру «Когда это бывает?»
Май.
1.Обследование детей
2.Фольклор – потешки: «Солнышко», «Дождик – дождик», «Радуга – дуга»
3.Экологические игры: «Кто, где живёт?», «Найди дерево по описанию»
4.Беседы: «Что подарит лето нам?», «Что солнце нагревает быстрее?», «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детёныши, рассмотреть иллюстрации)
5.Наблюдения на прогулках.
6.Прогулки по окрестностям.
7.Пополнение материалов копилки «Подарки весны»
8.Целевые прогулки, экскурсии: «Цветочная поляна»; «Площадь цветов»
9.Рассматривание картин и картинок.
10. Чтение художественной литературы.
11.Опыты: для комнатных растений нужны тепло, вода.
«Прогулка с детьми в лес»
Папка-раскладушка
Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!»
Организация мини-библиотеки
Пополнить картотеку дидактических игр
Список используемой литературы:
Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 2005
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» младшая группаМ.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением » младшая группаМ.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. – М.: Педагогическое общество России, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг с педагогами ДОУ "Профессиональное саморазвитие педагога "Взрослый в мире детей"
Тренинг состоит из 12 встреч педагога-психолога с педагогами ДОУ продолжительностью 60 мин. Направлен на активизацию стремления участников к познанию себя и самосовершенствованию, личностн...
Программа профессионального саморазвития педагога : «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» на 2014-2015 учебный год
План-программа на 2014-2015 учебный год...
План – программа профессионального саморазвития педагога Тема: «Реализация системы мероприятий, направленное на оздоровление и физическое развитие детей»
Цель: Повысить собственную профессиональную квалификацию по внедрению современных здоровьесберегающих технологий....
Консультация для педагогов "Профессиональное саморазвитие педагога"
Профессиональное самосознание педагога – это осознание себя как профессионала, своих личностных особенностей, проявляющихся в деятельности и педагогическом общении. Профессиональное самосознание...
Программа индивидуального профессионального саморазвития педагога на 2017 – 2021 учебный год
Актуальность темы:«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».«Истоки ...
Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешного профессионального саморазвития педагога
Статья для педагогв и родителей Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешного профессионального саморазвития педагога...
Исследовательская работа "Проект профессионального саморазвития педагога"
Исследовательская работа "Проект профессионального саморазвития педагога"...