Конспект познавательной викторины с участием детей и родителей «Умные сказки»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Райхерт Александра Габдуллаевна
Конспект познавательной викторины
с участием детей и родителей
«Умные сказки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umnye_skazki.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательной викторины

с участием детей и родителей

«Умные сказки»

 Проблема: Родители мало читают детям художественной литературы, дети большую часть времени проводят за телевизором, за компьютером, отчего страдает речевое развитие ребёнка, а также нарушается тактильное общение с ребёнком.

  Цель: вовлечь родителей в игровой диалог с детьми, дать опыт эмоционально насыщенного взаимодействия детей и родителей на основе приобщения к детской художественной литературе.

   Продолжать знакомить детей с историческим прошлым русского народа посредством народных сказок, пословиц, поговорок.

  Организовать многогранное осмысление сказочных образов в загадках, пословицах, рисунках, аппликации.

 

 Ведущая: В очень далёкие времена на Руси люди не умели ни читать, ни писать. Опыт своего народа, историю и предания они хранили не на книжной полке, а в своей памяти. Те, кто рассказывал сказки, предания, пользовались особым почётом и уважением, были желанными гостями на пирах. Как их называли? (сказатели, сказительницы)

(входит сказительница)

 Сказительница:  Позабыли меня, совсем в гости не зовут, у всех теперь телевизоры, компьютеры, а я без работы скучаю. Взрослые теперь сказок детям не рассказывают, плохие вы, плохие!

Ведущая: Да что ты, сказительница, наши дети любят сказки, да и взрослые тоже! А не веришь – проверь!

 Сказительница: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается!

А вот я вас сейчас испытаю. А чтобы интересней да веселей прошли наши испытания, предлагаю разделиться на 2 команды и родителей с собой в команду пригласить. А кто все мои испытания выдержит достойно, того и награда ждёт!

Согласны? А чтобы ваши старания оценить по заслугам, помогать мне будут строгие судьи.

 (Выбирается жюри)

(Дети и взрослые делятся на 2 команды и рассаживаются в противоположных местах зала за столами)

Сказ: Вижу, вижу вы уже и названия для команд придумали? Поприветствуйте друг друга!

 - Команда «Репка»: Уж давно народ твердит: в «Репке» дружба победит!

 - Команда «Жихарка»: Хоть мал, да удал, и умом всех взял!

Сказ: не станем время мы терять, пришла пора Вас испытать!

 1 испытание « Кто из героев сказок сказал следующие слова?» (для детей)

1. «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл» (колобок)

2. «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся» (коза, волк)

3. «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам» (лиса, «Заюшкина избушка»

4. «Не садись на пенёк, не ешь пирожок» (Машенька, «Маша и медведь»)

5. «Петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку» (лиса,

6. «Только теперь ты себе бери вершки, а мне отдай корешки» (медведь. «Вершки – корешки»)

7. «Кто сидел на моём стуле и сломал его» (Мишутка, «Три медведя»)

8. «Стану я ржаной пирог есть, у моего батюшки и пшеничные не едятся» (девочка из сказки «Гуси – лебеди»)

2 испытание «Добавь имя героя сказки» (для родителей)

(командам раздаются карточки с половинами имён героев сказок, 2 половинки разрезаны полосками, участники к каждому имени подбирают недостающую половинку)

 Коза – Дереза, Курочка – Ряба, Кот – Баюн, Сивка – Бурка, Мороз – Иванович, Гуси – Лебеди, Марья – Искусница, Крошечка – Хаврошечка, Василиса –Премудрая, Лиса – Патрикеевна, Волк – Левон Иванович, Медведь – Михайло Иванович, Змей – Горынович, Кощей – Бессмертный, Никита – Кожемяка.

 3 испытание «Отгадай загадку, покажи картинку» ( только для детей)

( на доске перед детьми выставлены иллюстрации русских народных сказок, в этом испытании дети не произносят названия сказки, а показывают иллюстрации)

Сказительница:

 1.Ах, ты, Петя-простота, сплоховал немножко,

    Не послушался кота, выглянул в окошко!

2. Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,

     Он сам того не ведая, несёт её домой!

3. Не лежалось на окошке

    Покатился по дорожке!

4. Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,

    Очень вкусная вода в ямке от копытца.

5.Вымолвил словечко, покатилась печка,

   Прямо из деревни, к царю да царевне,

   И за что, не знаю, повезло лентяю?

6. В сказке – небо синее, в сказке – птицы страшные,

    Реченька, спаси меня, печечка, спаси меня!

 4 испытание «Ромашка» - Знаешь ли ты пословицы и поговорки?

( сказительница по очереди подходит к командам с ромашкой, участники отрываю лепестки, на которых написано название сказки, родители читают, дети на каждую сказку должны ответить пословицей или поговоркой, если ребёнок затрудняется, родители помогают)

  1. «Колобок» - «Доверяй, но проверяй»
  2. «Репка» - «Конец – делу венец»
  3. «Гуси – лебеди» - «Сумел ошибиться, сумей и исправиться»
  4. «Бычок смоляной бочок» - «Чужого не надо, а своего не отдам»
  5. «Жихарка» - «Кто любит трудиться, тому без дела не сидиться2
  6. «Маша и медведь» - «Не сиди на печи, не жди калачи»
  7. «Заюшкина избушка» - «Хоть мозги Куринные, зато шпоры длинные»
  8. «Заяц хваста» - «Знай больше, а говори меньше»
  9. «Лисичка сестричка и серый волк» - «Битый небитого везёт»
  10.  «Хаврошечка» - «При солнышке - тепло, при матери – добро»
  11.  «Мальчик с пальчик» - «Мал золотник, да дорог»
  12.  «Мужик и медведь» - «Что посеешь, то и пожнёшь»

Сказительница: молодцы! Пословицы и поговорки знаете, а вот игр не знаете!

Ведущая: И игры наши дети знают, вставайте в круг!

( дети встают в круг и играют в игру «Водяной»

    Дети идут по кругу друг за другом не держась за руки, в центре сидит «Водяной» с завязанными глазами. Дети говорят:

   - Водяной, Водяной, что сидишь ты под водой?

     Выйди хоть на чуточку, на одну минуточку,

     Выйди хоть на целый час, всё равно не знаешь нас!

Затем Водяной подходит к одному из детей и на ощупь должен отгадать имя ребёнка, если угадал, тот ребёнок становится Водяным.

Сказительница: Ну, а теперь потруднее испытание будет, проверю как вы умеете рисовать?

5 испытание «Нарисуй сказочного героя с помощью кругов»

(обеим командам взрослым и детям даются листочки с изображением кругов, большой – туловище, поменьше – голова, 2 маленьких  - лапы)

 1 команде загадывается загадка:  Это кто в лесу живёт? Неуклюжий, косолапый,

                                                          Летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу?

 (участники отгадывают загадку и рисуют медведя)

2 команде загадывается загадка: Длинное ухо, кусочек пуха,

                                                        Прыгает ловко, любит морковку.

 (участники отгадывают загадку и рисуют зайца)

Появляется Баба Яга:

- Ох, трудно быть Бабой Ягой, приходится даже порой,

   Ну,  чтоб людишек напугать – кричать, свистеть, и хохотать,

   Теперь послушаем - ка вас, кто интересней сможет нас

   И удивить, и напугать, тому мой приз и получать!

   Баба Яга – музыкальная дама, петь и играть научилась я рано,

   Но музыкальных то нет инструментов,

    Вот и пришлось мне на разных предметах

    Мелодии песен любимых играть, и нечисть лесную игрой забавлять,

    Ну, догадались о чём говорю? Речь о каком испытании веду?

   Так вот: мелодию любимую мою «Во кузнице»

    На разных замочках сыграйте-ка, умницы!

    Кто Бабу Ягу до слёз доведёт, тот приз, без сомненья, домой унесёт

6 испытание «Играем мелодию на подручных инструментах»

( командам раздаются различные «немузыкальные» инструменты (замки, цепочки и т.д.) команды по очереди «играют» мелодию «Во кузнице»)

Баба Яга вручает свой приз и уходит.

Сказительница: Ребята, до меня слух дошёл, что Баба Яга с лисой  из сказок поссорилась, и чтобы лису наказать, картинки из сказок на мелкие кусочки разрезала, как же теперь дети сказки без картинок читать будут? Нужно бы исправить проказы Бабы Яги. А какие вы сказки про лису знаете? (дети отвечают и собирают картинки из частей)

7 испытание «Вырежи картинку и наклей»

  (Родители и дети коллективно вырезывают и наклеивают рисунки)

Сказительница: Ну что же, и это испытание вы прошли! А вот Баба Яга нам свои рисунки оставила, она оказывается не только музыкальная, ещё и художница, да только что- то она здесь напутала. Посмотрите внимательно на рисунки и скажите «Что здесь лишнее?»

8 испытание «Логические цепочки»

(каждой команде раздаются разные логические цепочки, где нарисованы по 3 сюжета из русских народных сказок, а один из другой сказки, участники определяют, что же лишнее?)

9 испытание «Кроссворд»

Сказительница: Взгляните, здесь в ларце волшебном

                            Сокрыт таинственный предмет,

                            Иван-Царевич зорким оком хранит его уж много лет

                            И тот из вас, кто угадает, какой предмет внутри лежит,

                            Тот сей же час и получает ключи к ларцу, где клад сокрыт.

(командам даётся кроссворд  с вопросами о русских народных сказках, ключевое слово «яблоко»)

Кто быстрее отгадывает ключевое слово, получает шкатулку с яблоками

Сказительниза:  Закрывается ларец, кто был с нами – молодец!

                             Кто был с нами – приходите, с книжкой дружбу заведите!

Подводятся итоги, вручаются призы.

Коза

Курочка

Кот

Сивка

Мороз

Гуси

Марья

Крошечка

Василиса

Собака

Лиса

Волк

Змей

Кощей

Никита

Коза

Дереза

Курочка

Ряба

Кот

Баюн

Сивка

Бурка

Мороз

Иванович

Гуси

Лебеди

Марья

Искуссница

Крошечка

Хаврошечка

Василиса

Премудрая

Собака

Жучка

Лиса

Патрикеевна

Волк

Левон

Змей

Горынович

Кощей

Бессмертный

Никита

Кожемяка

Кроссворд «Русские сказки»

  1. Железные зубы, костяная нога,

Все люди знают – это Баба …

  1. Он по коробу метён, на сметане он мешён…

  1. Эти гуси не простые, злые, гадкие, плохие…

  1. Дети матушки козы – непоседы, егозы…

  1. Из снега их дочурочка, а имя ей - …

  1. Раньше всех он просыпается,

Звонким криком заливается…

Появляется Баба Яга:

- Ох, трудно быть Бабой Ягой, приходится даже порой,

   Ну,  чтоб людишек напугать – кричать, свистеть, и хохотать,

   Теперь послушаем-ка вас, кто интересней сможет нас

   И удивить, и напугать, тому мой приз и получать!

   Баба Яга – музыкальная дама, петь и играть научилась я рано,

   Но музыкальных то нет инструментов,

    вот и пришлось мне на разных предметах

    Мелодии песен любимых играть, и нечисть лесную игрой забавлять,

   Ну, догадались о чём говорю? Речь о каком испытании веду?

   Так вот: мелодию любимую мою «Во кузнице»

    На разных замочкам сыграйте-ка, умницы!

    Кто Бабу Ягу до слёз доведёт, тот приз, без сомненья, домой унесёт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательной викторины для родителей и детей «Мы — дети планеты Земли»

Цель: вовлечь родителей в игровой диалог с детьми; помочь родителям осознать важность их непосредственного участия в патриотическом воспитании детей; создать атмосферу общности интересов и эмоциональн...

Сценарий музыкально-познавательного развлечения с участием детей и родителей воспитанников." В мире чая"

Пропаганда здорового образа жизни, здоровьесбережения во всех видах музыкальной деятельности,эстетического  восприятия, воображения и творческих способностей посредством познавательного интереса ...

Конспект познавательной викторины для родителей и детей Мы - дети планеты Земля!

Данный конспект мероприятия поможет педагогам вовлечь родителей в игровой диалог с детьми; родителям осознать важность их непосредственного участия в патриотическом воспитании детей; создать атмосферу...

"В стране здоровья" конспект круглого стола с участием детей и родителей

Конспект круглого стола с участием детей и родителей заинтересует педагогов ДОУ и дополнительного образования. Проведение мероприятия способствует обмену опытом на тему ЗОЖ между семьями воспитан...

Конспект открытого занятия с участием детей и родителей младшей группы №12 по художественно-эстетическому развитию (рисование) в нетрадиционной технике «Весенние цветы»

Конспект открытого занятия с участием детей и родителей младшей группы по художественно-эстетическому развитию (рисование) в нетрадиционной технике  «Весенние цветы»...