Сценарий музыкально-познавательного развлечения с участием детей и родителей воспитанников." В мире чая"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Мифтахутдинова София Абдулкасимовна

Пропаганда здорового образа жизни, здоровьесбережения во всех видах музыкальной деятельности,

эстетического  восприятия, воображения и творческих способностей посредством познавательного интереса к 

окружающему миру, искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_chaya_-_kopiya.docx54.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий  музыкально - познавательного развлечения

                       с участием детей  и  родителей воспитанников.

«В мире чая»     

Автор:

музыкальный руководитель

Мифтахутдинова

София Абдулкасимовна

                                                    

 Образовательные области: «Познавательное развитие »,  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Физическое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие».

Цель:  Пропаганда  здорового образа  жизни,   здоровьесбережения   во всех видах музыкальной деятельности, эстетического  восприятия, воображения и творческих способностей посредством  познавательного  интереса к окружающему миру, искусству.

Задачи:

Образовательные:

  • Развивать познавательный интерес детей к истории возникновения чая (« Познавательное развитие»).
  • Формировать умение слушать современные музыкальные произведения и выполнять музыкально- ритмические движения  в соответствии с текстом (« Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).

Развивающие:

  • Формировать начальное представление о здоровом образе жизни

( «Физическое развитие»).

  • Закреплять выразительное исполнение музыкально-ритмических движений, песен, стихотворений, поговорок («Физическое развитие», «Речевое развитие», « Художественно-эстетическое развитие»).

Воспитательные:

  • Приобщение к свободному общению со  сверстниками.  

Слушать товарища, уметь вести диалог и  договариваться в выборе материала для  выполнения  работы ( « Социально-коммуникативное развитие»).

  • Формировать  у детей стремление участвовать в совместной  деятель-ности  с родителями  («Социально-коммуникативное развитие»).
  • Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении («Художественно-эстетическое развитие»).

Оздоровительные:

  • Формировать умение  оценивать и прогнозировать своё здоровье.

       ( « Физическое развитие»)

  • Создать эмоционально-положительное отношение к празднику, воспитывая у дошкольников инициативность в музыкальной деятельности, посредством использования  валеологической  попевки, народной фоновой музыки, пения и слушания. ( «Художественно-эстетическое развитие»).
  • Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении («Художественно-эстетическое развитие»).                                                                                   

                                              Ход  развлечения

Зал оформлен в стиле « Чайной» (китайской, русской и восточной). Левый угол  зала занимает «Китайская» чайная со всей атрибутикой и декором, по центру « Русская» чайная  и правый угол занимает « Восточная» чайная. Столы и столики с заварочными чайниками, чашками, пиалами,  вареньем, баранками и т.д.

Звучит  песня из передачи « Пока все дома».

Под музыку дети вместе с родителями проходят в зал, встают врассыпную  и исполняют песню « Русский чай».

Исполняется  песня « Русский чай»

( родители садятся по местам, дети остаются и здороваются  с гостями)

Валеологическая  попевка:  « Здравствуйте!»

( поют дети, настраивая всех на хорошее позитивное настроение).

Солнышко ясное, здравствуй!     Небо прекрасное, здравствуй!                

Все мои подружки ,   все мои друзья                                        

Здравствуйте,  гости! Как люблю вас я!  

Под  музыку входит ведущий.

Здравствуйте, уважаемые дети и  гости.  Мы очень рады видеть вас в нашем музыкальном зале, который сегодня превратился в настоящую чайную.

 Дети читают стихи:

  1. Пыхтел устало самовар, потому, что был он стар.

Чашки, блюдца щебетали, гостей к чаю приглашали.

Толстый праздничный пирог, сдержать  восторг уже не мог.

        2.Если  хворь с кем приключиться  - чаем можно подлечиться.

         3. Чай - всех снадобий полезней,  помогает от болезней.

       4.Чай - в жару нас освежает, а в морозы согревает,

       5.И сонливость переборет,  и  с усталостью поспорит.

       6.Сокрушит любой недуг, чай здоровью – лучший друг!

       7.Выпивая чашку чая, я обычно не скучаю…

       8.Потому что никогда, я не пью его одна.

       9. Ну, давай же поскорей, чай гостям и мне налей.

Собери вокруг стола , для мира, радости, добра.

           (  дети расходятся по местам) 

Ведущий.  «Дела свои все отложи   и в зал наш светлый поспеши.

                       Чтоб песни петь, поговорить, чуть поиграть и пошутить.

                       Много нового узнать…(оглядывается на шум)

                       А кого же там видать?»

Слышится шум ( пошуршать целлофановым пакетом), под песню  «Рыжий Кузя » входит Домовёнок  Кузя, отряхиваясь (посыпанный мукой).

Ведущий.  Это кто ещё такой?

Кузя.        Я ребята – Домовой,  настоящий и живой.

              В этом садике живу, все игрушки берегу.

                Что ж вы тихо так сидите,  друг на дружку все глядите?

Ведущий.  Мы гостей сюда собрали.

Кузя.  А чтоб гости не скучали, знаете, чем гостей нужно                                                     привечать да угощать? ( Ответы детей.)

Кузя.     Конечно,   чаем. А вы знаете, какой  мой чай самый любимый?  У него даже название есть, подумайте,  какое? ( Ответы.)

 Конечно же, я люблю чай « Беседа», а чай попить и беседу завести – лучше не придумаешь.

Ведущий. Знаешь  Кузя, сегодня известно огромное количество сортов чая и их названия.  Давайте поиграем  в игру:

Игра: « Кто больше вспомнит названия чая» -  ( приз – пакетик чая.)

Дети вспоминают названия чая:  Нури, Гита, Акбар, Канди,  и т.д.

Ведущий.  Кузя, а тебе известно, откуда пришло слово  «чай»?

Кузя.    Откуда, откуда, - оттуда, где чай в коробочки складывают.

Ведущий.   Прежде чем чай в коробочки сложить, его нужно

вырастить -  это вечнозеленое растение , собрать , высушить , а только затем в коробочки складывать .

А давай, спросим у взрослых и у ребят, может они расскажут, откуда пришел к нам чай.

Родители  представляющие    «Китайскую» чайную:

 1.Чай – китайское слово. Сначала только китайцы были первыми производителями и секрет его тщательно оберегали.

 Императоры дарили чай своим подчиненным за особые заслуги.

Дети представляющие  «Китайскую» чайную:

 2.Одна из старинных китайских легенд рассказывает:

« Давным – давно пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листья вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают  резвиться и легко  взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке и стали пить ароматный настой, ощущая прилив свежих сил».

3.А я знаю, что 5 тыс. лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

4. Родители. «Чай утоляет жажду, избавляет от сонливости и головных болей, проясняет зрение, силой наполняет конечности, от него начинают двигаться все сто суставов. Легко справляется он с сотней видов болезней и по своему воздействию подобен божественной сладкой росе».

(Ведущий благодарит родителей и детей за  такие знания о происхождении чая и  его  полезности.) 

Кузя. Ребята, а давайте посмотрим на карту, где  находится эта страна - Китай    (слайд  19) и заглянем  в китайскую чайную .

Девочки исполняют китайский танец «Китайская роза» - во время танца  демонстрируется  музыкальный  видеоклип с достопримечательностями Китая.        

Кузя. А я добавлю, что чай нужно пить в специальных  фарфоровых чашках, чтобы он не обжигал  руки и не терял свои свойства  (вкус, цвет, аромат.)

 А вот и китайские фарфоровые чашечки, давайте посмотрим  на них  со стороны. Как они красивы в чайном сервизе ( Кузя демонстрирует китайский   сервиз ).

А китайская чайная церемония –  это завораживающий и удивительный по своей красоте древний ритуал. Секреты этого священного действа вот уже много  веков на Востоке передаются из  поколения в поколение .              

Ведущий.   Спасибо родителям и Кузе за такой интересный  рассказ.

 Раньше поэты воспевали чай в стихах. А я предлагаю  теперь нашим гостям вспомнить слова, в состав которых входит слово « чай».

 Например: « слу - чай».  Кто последним назовет слово,  получит приз от Домового.

Игра со зрителями: « Аукцион чайных слов»

(Чайник,  не скучай, молочай, чайнворд, замечай,  включай,  Чайковский, и т.д.)

Кузя.   А я хочу проверить, кто из вас любит пить чай?

 Выходите, не стесняйтесь (приглашает  одного ребенка, одного родителя и одного зрителя). Раз любите пить чай, значит, вы все здоровы, так как чай обладает лечебными свойствами, очищает кровь, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела. И мы сейчас посмотрим, какие вы активные. Кто быстрее всех проговорит скороговорку про чай: (  демонстрируются слайды со скороговорками для чтения с экрана)

1. для родителей: Зачерпнула цапля чашкой чай целебный из ромашки.

 2.для зрителей: Целый чан у цапли чая. Цапля – врач больных встречает.

 3.для детей: Очень горячий чай в чистой черной чашке. (приз - пакетик  чая).

Ведущий.   Если в Китае в чайной церемонии участвуют не более 5 человек , то для Среднеазиатской чайной  традиции  характерно пить чай в большой компании, поэтому любители чай собираются в чайных, которые называют  «Чайхана». Во время чаепития общались, обсуждали новости, отдыхали.    

Вокруг чайханы сажают деревья, чтобы защитить посетителей от палящих лучей солнца. Давайте и мы с вами заглянем в « Чайхану», иногда для развлечения гостей туда приглашали   выступать  артистов.

(Во время танца демонстрируется  музыкальный видеоклип  с   достопримечательностями  Средней Азии.)

Ребенок из восточной чайной:

Восточное изобретенье - к нему желательно варенье.

Но, если такового нет, сойдет и парочка конфет.

Напитка и в жару нет лучше, да и на Севере зимой:

Он в зной облегчит вашу душу, согреет зимнею порой.

 Исполняется «Танец  с пиалами - Чайхана»            

Родители  - представляющие восточную чайную:

  1. По восточной  традиции каждому предлагается отдельный чайник, вместо чашек для чаепитий используют пиалы. Пиала – это низкая широкая посуда с пологими краями.

Дети  представляющие восточную чайную:

2.Для заваривания чая традиционным способом фарфоровый чайник прогревают, засыпают заварку и заливают кипятком до четверти объема. Примерно 2 минуты выдерживают в  и доливают кипяток до половины заварника, затем накрывают салфеткой и настаивают около 3 минут.

3. После этого обливают заварник кипящей водой и наполняют до 3/4 объема. Еще через 3 минуты чайник заполняют доверху. При таком способе заварки на каждую чашку чая, берут 1 чайную ложку заварки .                                       

Ведущий.  Восточная мудрость гласит: « Свежий чай подобен бальзаму. Чай простоявший ночь, подобен  змее».

А ты, Кузя как завариваешь чай?

Кузя.  Кипяточек  наливаю и заварку засыпаю.

Ведущий. Послушайте  какой  курьезный случай произошел с одним барином.

Ребенок читает стихотворение «Курьезный случай».

Ведущий.  А хотите узнать, как правильно заваривать чай? (обращается и к ребенку и к Кузе)

Кузя.  Правильно – то,  конечно,  хотим!

 Ведущий.  А мы сейчас  заглянем в русскую чайную ,  где   дети  и родители расскажут  нам о чайной церемонии  в России .

Дети – представляющие «Русскую» чайную.

1. Издавна на Руси чай всегда почитали, и чашка его была украшением любой беседы, встречи. Пили не наспех, с чувством. Разговоры вели неторопливо, степенно. Застольное чаепитие было с пышным самоваром, пряниками, ароматными вареньями, с молоком, с лимоном,  а главное –

 с удовольствием, причем любили чай крепкий  и горячий, чтоб губы жег                                                                          

Родители – представляющие «Русскую» чайную.

2.Двухчайниковая заварка: чай заваривают в небольшом фарфоровом или фаянсовом заварочном чайнике гораздо крепче, чем его пьют. Концентрированную заварку разбавляют кипятком непосредственно при разливе по чашкам, регулируя крепость напитка. Обычно после однократного разлива заварку доливают кипятком и настаивают повторно, но не более одного раза  ( слайд – 28)

Ведущий: А сейчас, мы посмотрим как наши ребята могут сервировать стол к чаю.

     Подвижная  игра:  « Сервирование стола к чаю»

1.Дети бегут  по одному, сервируют стол; расставляя на столе по одному предмету к чаю ( салфетку, блюдце, чашку, чайную ложку, сахар или конфеты к чаю и т.д.)

Ведущий.  Запомнил Кузя? А вы ребята запомнили?

Кузя.   Заслужить хотим мы чай, а ну, ребятишки частушки запевай.

« Чайные частушки»

(Дети и родители играют на  музыкальных инструментах)  

Кузя.  Хорошо поёте частушки,  а загадки умеете  отгадывать?

1 . Смесь из листьев и цветов , заварил, и он готов!   (Чай.)

2.Бел, как снег, в чести у всех,  в рот попал. Там и пропал.(Сахар.)

3.Темечко льет, нос воду льет,

Если не спит, в брюхе кипит. (Чайник)

4.Подбоченилась она, жаль рука всего одна.

Кто ни делает глоток, хвать её под локоток (Чашка)

5.Стоит толстячок, подбоченивши  бочок.

Шипит и кипит,  всем чай пить велит. ( Самовар.)

Загадки загадывают гости: (отгадавший получает пакетик чая)

1.Мы в пакете сто нулей, с маком замечаем.

Бабушка, чаек налей, их сгрызем за чаем. (Баранки, сушки)

2.Бабушка из сладких ягод, наварила что-то.

И его нам хватит на год, к чаю и в компоты. (Варенье)

На варенье я похож, только перетерт.

К чаю ты меня возьмешь, и добавишь в торт. (Джем)

 

Ведущий.  У нас в России принято пить чай из самовара. Скажите, кто  знает, почему носик  у самовара  находится не у самого дна? ( Ответы детей.)

Он находится выше дна (показывает), чтобы осевшая накипь от вскипевшей воды не выплеснулась в чашку. 

Ребенок:   В Суксуне на Урале самовар родился, в  ХIХ  веке  он в Туле очутился.

Самовары делали – медные, цветные, а для очень богатых – даже золотые.

Девочка: А сейчас, мои друзья, песню пропою вам  я!

Исполняется песня: « А я чайничала».                                                                                                            

Кузя.  Ребята, а давайте вспомним поговорки про  ароматный  чай, кто смелый -  начинай!

Дети:1.Чай не пьёшь, где силу  берешь?

2.Чай да каша – пища наша.

3.Чай усталость всю снимает, настроенье поднимает.

4.Холодно -  пей чай, жарко – пей чай, устал – чай пей.

5.Чай пить – не дрова рубить.

6. Выпьешь чайку – позабудешь тоску.

7. Чай пьешь – до ста лет проживешь.

8. Коль чаем угощают,  значит  уважают.

9.Чай у нас китайский, сахарок хозяйский.

Ведущий. А может, кто из взрослых знает поговорку про чай? (Ответы)

 Гости: 10.Не ленись, а отличай, где солома, а где чай!

11.Чай пить – приятно жить.12. С чая лиха не бывает. ( приз гостям , по пакетику чая)

Ведущий. Кузя, а не желаешь ли ты с ребятами поиграть?

Кузя.   Я,  очень хочу и взрослых приглашу.  А что за игра?

Ведущий.  А игра называется  «Гирлянда из сушек». К чаю принято подавать баранки и сушки. У нас на столах рассыпаны сушки, нужно собрать их  на ленточку по одной сушке.  Чья команда   быстрее соберет сушек на  ленточку и повесит на  носик самовара ,  та и победитель.  Для игры нужны  2 команды  (дети, родители).

Проводится игра: « Гирлянда из сушек».

Ведущий. А скажите, ребята, а в ваших семьях принято пить чай?

А с чем?  Многие из вас сказали,  что с вареньем. Чай с вареньем приобретает особый аромат. Сегодня у нас на столе много различного варенья, которое приготовили ребята вместе со своими мамами и бабушками. И мы сейчас превратимся в дегустаторов. Кто такой   «Дегустатор » (Ответы детей).

 Нужно с закрытыми глазами узнать,  из чего сварено варенье.

Проводится игра « Дегустатор».

(команда детей , родителей  и гостей; в команде по три человека и три вида варенья. в качестве приза – пакетик чая)

Кузя.  Чай пить с вареньем -  это вкусно, конечно. А к чаю нужно обязательно приготовить ложечки, и пить чай небольшими глоточками, чтобы не обжечься, такая ложечка так и называется « чайная». Считается, что те: «Кто  чай  не спеша да потихоньку пьёт, тот дольше всех проживет.»

Ведущий.    Чайная ложечка пригодится также и для размешивания сахара в чае, варенья, а ещё посмотрите, где пригодились наши ложки               

                          «Танец с чайными ложками »

                     

 «Барыня» р.н.м, во время танца демонстрируется  музыкальный видеоклип.

Ведущий. А сейчас, я приглашаю  детей и родителей в творческую мастерс-кую, для расписывания чашек, пиал и чайной утвари. Но прежде чем нам  рисовать нужно пальчики размять  (ребята встают врассыпную)

 Пальчиковая игра -  «Взгляни на пальчики свои» ( сл. Л.Гурьяновой)                                               

Кузя: А теперь можно и поработать. Проходите в мастерскую, выбирайте посуду  любую и роспись, чтобы соответствовала ей (на столах лежат  плоскостная посуда и трафареты к ним).

  • чайники, чашки, пиалы, стаканчики, самовары, блюдца, и т.д.;
  • краски, трафареты  для расписывания - китайские, восточные, русские узоры;
  • дети  выбирают самостоятельно, по желанию  трафарет и  чайную посуду и  наносят узор; (5-7)
  •  подарки для гостей, заранее заготовленные детьми, родителями и воспитателями.

                    « Творческая мастерская»

Дети встают врассыпную, с подарками для гостей:

 Ребенок.  Подарок наш обычен, но незаменим.  Без чая, ведь, и утро не начнется.Пирог, блины  вкуснее только с ним. Чай выпьете, и оптимизм вернется!(Дети дарят  подарки  гостям и возвращаются на свои места )

Дети: 1.Самовар шумит, баранки, на скатерти – самобранке.

2.И конфеты, и печенье и душистое варенье.

3.Ароматным, вкусным чаем, всех сердечно угощаем;

4.Пейте чай, угощение берите.

ВСЕ: - Чаще в гости приходите!

Звучит фоном музыка «Чайные припевки» в исполнении Марии  Мордасовой  (муз.  И. Руденко,  сл.М. Мордасовой), дети и взрослые прощаются и уходят в группу на чаепитие.  

 

            

 

                           

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Музыкально – познавательного развлечения «Птицы – наши друзья»

Сценарий развлечения с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....

Сценарий музыкально-познавательного развлечения «Азбука пешехода: для всех без исключения есть правила движения!» для старшей группы МБДОУ г. Астрахани № 100 с участием инспектора по пропаганде ПДД.

Цель: определение степени значимости и актуальности для каждого ребенка проблемы сохранения жизни и здоровья на улицах и дорогах, знания «дорожной грамоты» и соблюдения ПДД....

Сценарий музыкально-познавательного развлечения для детей среднего возраста совместно с родителями "Встреча в национальном кафе"

МУЗЫКАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ  СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ «ВСТРЕЧА В  НАЦИОНАЛЬНОМ КАФЕ»...

Сценарий музыкально-познавательного развлечения по правилам дорожного движения «Лимпопо»

Программное содержание:1. В игровой форме закреплять знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках;2. Способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах, воспитывать внимание, с...

Сценарий музыкально-познавательного развлечения «Здравствуйте, бабушки! Здравствуйте, дедушки!» в рамках заседания семейного клуба «Мы вместе!»,

Сценарий музыкально-познавательного развлечения "здравствуйте бабушки! Здравствуйте, дедушки!"  в рамках заседания семейного клуба "Мы вместе!", посвященного всемирному Дню Бабушек и Дедушек. Тем...

Сценарий музыкально - познавательного развлечения для детей подготовительной к школе группы «День Российской науки», февраль, 2024г.

Цель: создать благоприятные условия для развития познавательного интереса к научной, учебно-исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:формировать представления о науке, ученых, опытах и эк...