РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ТЕАТРА
статья
Статья посвящена проблеме развития детского творчества; рассмотрена форма организации театрализованной деятельности как интегрированный театр, способствующая развитию детского творчества и актёрских умений детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k-571_koksharova_i.yu_._statya.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ТЕАТРА
Аннотация: статья посвящена проблеме развития детского творчества; рассмотрена форма организации театрализованной деятельности как интегрированный театр, способствующая развитию детского творчества и актёрских умений детей.
Ключевые слова: детское творчество, интегрированный театр, организация театрализованной деятельности, педагогическая компетентность.
DEVELOPMENT OF CHILDREN'S CREATIVITY BY MEANS OF INTEGRATED THEATER
Annotation: the article is devoted to the problem of development of children's creativity; the form of organization of theatrical activity by means of integrated theater, promoting the development of children's creativity and acting skills is considered.
Keywords: children's creativity, integrated theater, organization of theatrical activity, pedagogical competence.
В настоящее время развитие детского творчества является одной из приоритетных задач в образовательной сфере. Постепенно формируется понимание того, что самореализация ребенка и его творческий потенциал играют важную роль в процессе воспитания и обучения. В связи с этим актуальной становится проблема выбора подходящих методов и инструментов развития детской творческой активности. В соответствии с целевыми ориентирами, которые определены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, особое внимание уделяется развитию детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности, активное взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Применение театрализованной деятельности является эффективным способом развития всех этих личностных качеств.
В дошкольной педагогике существует необходимость в разработке инновационных подходов к развитию детского творчества, и в этом контексте интегрированный театр представляет собой перспективное решение. Интегрированный театр — это новый подход к организации творческой деятельности детей, объединяющий в себе элементы театрального искусства, музыки, танца, литературы и других видов искусства в одном представлении, что вносит новизну в организации данной формы [3, с. 15].
Вопросы развития детского творчества исследовали известные ученые Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.А. Антипина, М.И. Родина и другие.
Согласно мнению Д.Б. Эльконина детское творчество должно строиться на основе активной эмоционально-творческой деятельности ребенка, которая является эффективным инструментом развития личностных, когнитивных и социальных навыков детей [4, с. 212].
По мнению Е.А. Антипиной, театрализованная деятельность развивает актерские умения, воображение, зрительное, слуховое восприятие и память, коммуникативные навыки, формирует культуру речи у детей, четкую дикцию, обогащает активный словарный запас ребенка, снимает зажатость и скованность [1, с. 5].
Соглашаемся с И.Г. Галянт, что импровизационное мышление детей опирается на «чувство целого». Для передачи образа дети используют интеграцию художественных и выразительных средств. Идеи интеграции определяют качество глубоких и разносторонних представлений у детей о действительности [2, с. 38].
Таким образом, вместо пассивного усвоения готовых знаний, детям предоставляется возможность активно и творчески осваивать окружающий мир через игру и исполнение ролей. Театральные постановки, представления, импровизации и ролевые игры служат не только средствами развлечения, но и формируют навыки сотрудничества и сценического самовыражения.
Кроме того, важной составляющей по мнению Д.Б. Эльконина является индивидуальный подход к каждому ребенку. Так, в процессе театрализованной деятельности, педагоги должны учитывать особенности каждого ребенка, его способности, интересы и потребности. Это помогает создать атмосферу комфорта и доверия, благоприятную для свободного самовыражения и экспериментирования. Интегрированный театр позволяет детям преодолевать страх перед публичными выступлениями и работать в команде.
Однако наблюдения показывают, что многие педагоги не обладают достаточной квалификацией и знаниями в организации театрализованной деятельности средствами интегрированного театра. С целью повышения педагогической компетентности нами был проведен семинар-практикум для педагогов МАДОУ «Детский сад № 424 г. Челябинска». На семинаре педагоги познакомились с различными видами театра и способами интеграции их в одном представлении; рассмотрели использование логоритмических нейро-игр в работе с детьми; провели мастер-класс по созданию театральных кукол. Кроме того, мы считаем важным создание условий для обмена опытом, установления партнерства между образовательными, театральными и художественными организациями. Предлагаем рассмотреть вариант организации интегрированного театра в условиях дошкольной образовательной организации.
Сказка «Колобок».
Перед началом представления на ширме теневого театра появляется сказочница, которая вводит детей в мир сказки. Главные роли дети играют в форме драматизации. Для активизации творческой деятельности большего количества участников в сюжете добавляются новые сцены. Между тем, как колобок катится от зайца к волку, он встречает поляну, на которой живут загадочные существа, похожие на червячков. Дополнительная часть детей приобретает возможность участвовать в постановке. За ширмой появляются штоковые (на палочках) куклы-червячки, которые ползают на поляне, передают привет колобку, помахивая своим хвостиком, исполняют под музыку незатейливый танец, чередуя движения головкой и хвостиком. Аналогично на ширме могут появиться герои пальчикового театра или театр рук (трава, цветы, птицы, звёзды, ёжики и т.д.).
Между тем, как колобок катится от волка к медведю, он встречает поляну, на которой живут бабочки, птицы, цветы, куклы-марионетки (лягушки, страусы и т.д.). На поляне появляются дети с соответствующим реквизитом, выполняющие образные движения под музыку. Ведущий-суфлёр может подсказать несколько реплик для участников диалога с колобком. Главной идеей импровизационной творческой деятельности является соединение видов театра и свободный выбор ребёнком сказочной роли. Суфлёр управляет данным процессом, так как роли специально не закрепляются за конкретным ребёнком и не учится зафиксированный текст. Ребёнку предоставляется выбор и создаются условия для импровизации в движении и речевых репликах.
Таким образом, опираясь на результаты проведенных исследований, можно утверждать, что интегрированный театр является эффективным инструментом развития детского творчества
Библиографический список
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е. А. Антипина. − Москва: ТЦ Сфера, 2006. − 128 с.
- Галянт И. Г. Организация креативных практик в социокультурном пространстве детей / И. Г. Галянт // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. ‒ 2020, №3 (156). С.35-45
- Родина М.И. Кукляндия учебно-методическое пособие по Театрализованной деятельности / М.И. Родина, А.И. Буренина. — Санкт-Петербург: Музыкальная палитра, 2008 — 112 c.
- Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. – 414 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие детского творчества средствами НДПИ на занятиях рисованием.
Курсовая работа , которая поможет воспитателям развивать детское творчество средствами НДПИ на занятиях рисованием....
Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности в группе раннего возраста .
Ребёнок чист,как родниковая вода,И отражает мир без искажений.Мир ребёнка- сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захваты...
статья Развитие детского творчества средствами музыкального фольклора
статья Развитие детского творчества средствами музыкального фольклора...
Развитие детского творчества средствами оригами.
Возможности оригами в воспитательном процессе нельзя недооценивать. Во-первых, это продуктивная деятельность. Во-вторых, результат – полученное изделие. В-третьих, сам процесс изготовления способств...
Развитие детского творчества средствами художественного ручного труда.
воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск...
Статья«РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредстве...
Мастер – класс для педагогов«Развитие детского творчества средствами художественного ручного труда воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск
Определили следующие этапы работы:1 этап. Диагностический.Выявили уровень детского творчества на начальном этапе. Использовали методику Т. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной “Изучение творче...