статья Развитие детского творчества средствами музыкального фольклора
статья по музыке на тему
статья Развитие детского творчества средствами музыкального фольклора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pro_kamenskogo.docx | 19.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальный рководитель дошкольного отделения
ГОУ СОШ № 1435
Боджикян Алла Карленовна
Фольклор как средство нравственно-эстетического и патриотического
воспитания детей дошкольного возраста
Важным элементом воспитания Ян Амос Каменский считал воспитание добра, нравственности, понимая под этим не только внешнюю воспитанность, но и внутреннюю и внешнюю основу побуждений..
Это определение указывает, что добро, нравственность он считает формой сознания («внутренней основой всех стремлений»), которая проявляется в поведении, в действии («внешней основе стремлений»).
Каменский считал, что нравственность и добро не являются врожденными качествами достигаются только в онтогенезе, путем воспитания.
Наиболее ценными нравственными качествами Каменский считал правдивость и честность, доброту и трудолюбие, уважение к человеческой личности, любовь к Родине, гуманизм и уважение достоинства других народов.
Музыкальное искусство, как народное, так и профессиональное, существует с глубокой древности. До нас дошли лучшие образцы музыкальной культуры.
Дошкольное музыкальное воспитание нужно рассматривать как важный переход «вхождения» ребенка в музыкальное искусство. Ведь музыка является основным средством, при помощи которого формируется музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом. Музыка может вызывать или не вызывать эмоциональные реакции ребенка, которые являются основой музыкально-эстетического сознания.
Поэтому перед педагогом стоит задача создавать в процессе музыкального общения с детьми такие условия, чтобы ребенок захотел понять, осмыслить вызванные музыкой свои впечатления, чувства и научился бы их выражать, воплощать в звуке, слове, движении.
В дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на традициях народной музыки и шедеврах и мирового искусства. Большое влияние на усвоение детьми музыкального опыта оказывает общение. То, что является ценным для взрослого, становится родным и для самого ребенка.
В семье, как правило, дети слышат преимущественно развлекательную музыку. Фольклорная музыка не имеет ценности в представлении многих родителей, которые сами выросли без нее.
Репертуар, используемый в работе с детьми, должен чаще и основательнее включать в себя произведения фольклора разных жанров. Народное искусство органично сочетает пение, движение, игру, помогая тем самым проявлению творчества детей (сочетание пения с инсценировками, театрализацией, сознание на их основе игр).
Музыкальный фольклор – явление синкретическое, в нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. Это позволяет комплексно подойти к проблеме освоения различных видов искусств ребенком. Синкретизм фольклора обладает замечательным свойством – служить всеми компонентами главной цели – развитию творческих качеств личности, творческого отношения к музыкальной деятельности.
Музыкальный фольклор для ребенка должен выполнять роль ключа, который открывает мир, объединяя видимое и слышимое, расширяя границы воображению и чувствам.
Дети дошкольного возраста обладают потребностью в музыке. Поэтому так важно развивать у них начальные формы творческих проявлений на основе фольклора. При этом необходимо создавать педагогические условия, при которых ребенок может использовать свои знания и творческие умения.
Русский народ- ценитель острого, точного слова.
Народом создано множество чрезвычайно разнообразных игр, и во всех них поэтическое слово остается важным компонентом общего действа, даже если достаточно сильна соревновательная сторона. Средствами нравственного воспитания Каменский считал пример родителей, учителей, товарищей, наставления, беседы с детьми.
Одно из самых больших мест в нравственном воспитании детей Каменский отводит семье, роли матери и отца.
В книге «Материнская школа» Ян Амос Каменский фактически ставит перед родителями задачу – разностороннее воспитание детей.
Каменский : «Музыка для нас – дело наиболее естественное. Как только мы появляемся на свет, мы тотчас исполняем райскую песнь. Позже, детям доставляет удовольствие также и посторонняя музыка, т. е. пение, треск, игра на музыкальных инструментах.
Итак, понемногу в этом детям нужно идти навстречу, чтобы их слух и сердце услаждались созвучием и гармонией».
« О теле, здоровье, нужно заботиться для того, чтобы оно стало достойным вместилищем для нравственности, развитого ума, и было освещено блеском мудрости».
В связи с этим, особое значение имеет передача детям богатства народной игры, обучение их варьированию и развитию сюжетов игр, обогащение речи дошкольников образными выражениями, интонациями народных песен. Ведущую роль в этом играют педагоги и родители, вводящие детей в мудрую и прекрасную школу жизни.
Детские игры жизненно необходимы для физического (спортивные игры), нравственного (дразнилки, считалки, жеребьевые сговорки, поддевки, молчанки), эстетического воспитания детей (игры с игровыми припевами), речевого и певческого развития (голосянки, сечки, скороговорки) для расширения образного восприятия мира и подготовки ко взрослой жизни.
С малых лет ребенок живет в мире игры, которая является ведущей формой начальной деятельности ребенка. Фольклорные игры, синкретичные в своей основе, органически сочетают в себе практическую педагогику, физическую и художественную культуру.
Особенно с 4-х до 7 лет начинается обширное приобретение игрового опыта. В играх дети воспроизводят многое из того, что их окружает в повседневной жизни, они подражают тому, что их окружает в повседневной жизни - «ходят в гости», играют в «дочки- матери», разыгрывают семейные отношения. Чаще всего, для взрослых остается тайной мир детского игрового творчества, ведь оно проявляется только в детской среде. Нам мало знаком обширный фольклорный материал детей, состоящий из различных считалок, дразнилок, припевок и игр, бытовавших когда- то в давние времена. Если специально войти в детский быт, то можно увидеть целое искусство, связанное с окружающим детей миром: с лесом и птицами, с полем и речкой, с новым урожаем и временами года, с явлениями природы. Задача педагогов состоит в том, чтобы пополнить и разнообразить обширный игровой материал детей.
Нельзя забывать, что игра в сочетании с песней является исторически первой, а значит, более простой и доступной детям формой проявления в народе музыкального, поэтического и танцевально - игрового творчества в их единстве. Не случайно игру с пением издавна очень широко использовала и русская педагогика.
К сожалению, бытует еще такая точка зрения: народные игры устарели, поэтому и мало интересны современным детям и не представляют воспитательной ценности. Это глубоко ошибочное мнение. Русские народные песни - игры таят в себе огромные неиспользованные возможности в свете именно современных задач воспитания.
Знакомя ребенка с самого раннего возраста с русским фольклором, русской музыкой, мы даем ему представление о своем народе, его истории.
Народные игры образны. Они развивают ловкость, осторожность у ребенка. Элемент состязания, заключенный в игре, привлекает ребенка, создает определенный эмоциональный настрой. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию музыкальной памяти и слуха, воспитывают любовь к русской музыке.
Игры фольклорного характера строятся на устном народном творчестве. Это хороводные игры, игры, в которые входят присказки, приговоры, припевы, считалки. И, конечно же, сказки.
Народная песня - игра, как импровизационное произведение коллективного творчества народа, характеризуется тем, что такая слитность составляющих элементов не сковывают ее, но представляет простор для всевозможных видоизменений и вариаций.
Именно это замечательное свойство фольклора и наталкивает на мысль использовать народную игру для решения одновременных задач.
Очень ценно с точки зрения воспитания нравственности, добра и гуманизма, знакомство с народными сказками , пословицами и поговорками. Дети очень легко запоминают их, обожают народные игры, песни и прибаутки.
Часто праздники проводим в стиле народных гуляний, ярмарок.
Библиография
Ян Амос Каменский «Материнская школа»
О.Е.Светова «Педагогические условия развития творчество детей дошкольного возраста средствами фольклора».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие детского творчества средствами НДПИ на занятиях рисованием.
Курсовая работа , которая поможет воспитателям развивать детское творчество средствами НДПИ на занятиях рисованием....
Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности в группе раннего возраста .
Ребёнок чист,как родниковая вода,И отражает мир без искажений.Мир ребёнка- сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захваты...
Статья«РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредстве...
Мастер – класс для педагогов«Развитие детского творчества средствами художественного ручного труда воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск
Определили следующие этапы работы:1 этап. Диагностический.Выявили уровень детского творчества на начальном этапе. Использовали методику Т. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной “Изучение творче...
Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности в группе раннего возраста статья по рисованию (младшая группа)
Статья по рисованию (младшая группа) на тему: развития детского творчества средствами изобразительной деятельности в группе раннего возраста. - Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует...
Статья "Развитие детского творчества в изобразительной деятельности (из опыта работы)"
Творчество, по мнению Б.М.Теплова, для детей является естественным компонентом развития, который следует развивать как творческий потенциал....
Статья "Развитие детского творчества"
Развитие творческих способностей детей....