Сообщение из опыта работы на тему: " Детское коллекционирование как средство развития познавательной активности"
материал (подготовительная группа)
Развитие познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида
муниципального образования
Щербиновский район станица Старощербиновская
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское коллекционирование как средство развития познавательной активности»
Воспитатель подготовительной группы:
Решетникова О.Г.
Август 2024 год
В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны.
С возрастом, потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.
Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.
Почему именно коллекционирование стало темой моего изучения, исследования, объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
В старшем дошкольном возрасте формировать познавательную активность через коллекционирование особенно интересно и увлекательно. Это одно из естественных ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. Достоинством коллекционирования можно считать, его интегрированность, то есть связь с занятиями по ФЭМП, познанием окружающего мира, экологическому воспитанию, развитию речи, сенсорным развитием, художественному творчеству.
Цель: Развитие познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.
Задачи:
- Создать условия для развития детского коллекционирования;
- Учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
- Развить познавательный интерес и познавательную активность детей;
- Обогатить знания об объектах живой и неживой природы;
- Воспитывать бережное отношение.
Меня, как педагога старшей группы, заинтересовал этот факт. Я предложила детям своей группы совместный с родителями информационно - практико-ориентированный проект «Моя коллекция».
Этапы работы:
- Этап (подготовительный)
Накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей, индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей;
- Этап(основной)
Побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования, чтение художественно познавательной литературы. Включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми; работа по формированию у детей бережного отношения к коллекциям.
- Этап (заключительный)
Организация выставок коллекций, выставок творческих работ.
Считаю, что прежде чем начать работу по созданию той или иной коллекции, взрослый должен сам увлечься этой идеей, а потом заинтересовать детей. Я рассказала о своем детском увлечении (собирать марки) и увлечении своих детей (дети выросли, а их коллекция киндеров осталась.) Обратила внимание детей, что киндеры могут быть собраны определенными сериями. Что с такой коллекцией можно играть, строить постройки, считать.
Известно, что ребёнок развивается в игре. Разработала игры с предметами коллекций, в которые дети с удовольствием играют, они направлены на развитие и воображение
По приглашению нашего земляка, станичника, коллекционера самоваров Литвиненко Анатолия Николаевича мы с ребятами побывали в домашнем музее. Дети получили много впечатлений от знакомства с его разнообразной коллекцией русских самоваров - символом семейного очага и благополучия. В его коллекции много старинных экспонатов патриотической и кубанской направленности. Дети осознали, что в нашей станице живут люди которые собирают коллекцию старинных экспонатов. Анатолий Николаевич, рассказал детям, как он собирал такую большую коллекцию.
По приходу в детский сад дети долго обменивались впечатлениями об увиденном, рассказывали родителям, что больше всего им понравилось в коллекции нашего земляка.
На следующий день Назар, принес в группу две статуэтки – два белых лебедя. Он рассказал историю о том, что эти статуэтки подарила бабушка на свадьбу родителям. И пожелала любить друг друга как эти лебеди. Он рассказал, что у него дома много разных статуэток, но эти самые дорогие для их семьи.
Оказалась в нашей группе есть дети, которые уже самостоятельно занимаются сбором различных предметов. Родители с детьми дома приготовили презентации, дети с большим удовольствием рассказывали в группе о своих домашних коллекций.
Во время демонстрации коллекции статуэток Назара, я рассказала детям что такое собирание и что такое коллекционирование. Перед детьми поставила проблему: «Какие бывают коллекции? Какую коллекцию можно создать в группе с наименьшими затратами?».
Обсудив проблему, дети решили начать собирать статуэтки. Каждый хотел подарить одну игрушку для создания групповой коллекции. Родители поддержали желание создать в группе коллекцию статуэток.
Мама Димы в групповом чате напомнила родителям, как они получали письма в детстве от родных и друзей. Как радовались каждой открытке. Сейчас это все уже забыто, мы обмениваемся письмами и открытками только в электронном виде, но порой так хочется найти в почтовом ящике небольшой конверт с поздравительной открыткой. Родители вспомнили, что в каждом доме есть открытки и решили показать детям их разнообразие. В группе появилась коллекция открыток. Немаловажно было правильно оформить коллекции. Поэтому бабушка одного из воспитанников подарила шкаф, чтобы мы с детьми могли аккуратно разместить собранные образцы на полочках, чтобы в любой момент ребенок имел возможность полюбоваться предметами, пообщаться со сверстниками. Родители приобрели альбом для коллекции открыток. Они вместе с детьми приносили из дому различные фигурки, открытки, а мы в группе собирали свои коллекции. Уезжая на море или в гости каждый старался пополнить нашу групповую коллекцию.
В своей работе я использовала коллекцию в качестве развивающей речевой, познавательной среды, способствующей выполнять следующие задачи:
Я расширяла представления детей о многообразии окружающего мира, предлагая для рассматривания экспонаты коллекций статуэток, открыток.
Осуществляла словарную работу, обогащала речевой словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, прилагательными характеризующими свойства и качество предмета коллекции – собаки, лошади, коровы – сделаны из разных материалов: пластмассы, дерева, фарфора, глины, стекла. Открытки изготовлены из картона.
Знакомила со способами образования слов, упражняла в образовании однокоренных слов при рассматривании статуэток, открыток (медведь, медведица, медвежонок, медвежий).
Каждый раз, когда дети добавляли новые открытки в коллекцию, было полезно проводить обсуждение, связанное с изображениями на открытках. Это становилось возможностью рассказать детям о значении праздника, его традициях и символах. Такие беседы расширяли кругозор детей и помогали им глубже понять культурные и исторические аспекты праздников.
Статуэтки в коллекциях нашей группы представляли собой предметы, символизировавшие различные культуры, эпохи и традиции. Каждая статуэтка имела своё происхождение, которое было связано с определённой историей или культурным контекстом. Например, некоторые статуэтки были изготовлены в традициях народных промыслов, таких как китайская керамика или русская народная игрушка. Объяснение детям истории создания этих статуэток и их культурного значения помогало развивать у них интерес к изучению различных культур и исторических периодов.
Совместно с детьми изготавливала различные продукты детского творчества ( рисунки, аппликации, макеты, конструирование).
Совместно с детьми провела тематические беседы, составляли и отгадывали загадки, составляли рассказ.
Групповые коллекции мы с детьми собирали два года. Собрано 128 статуэток, 285 открыток.
Было интересно наблюдать, что совпадение интересов детей влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. Создание коллекций способствовало укреплению дружеских связей и формированию чувства коллективной ответственности. Дети учились обмениваться предметами, обсуждать их ценность и работать вместе для достижения общих целей. Это укрепляло их социальные навыки и развивало чувство взаимопомощи. Кроме того, процесс коллекционирования стимулировал любознательность и желание изучать новые темы, что делало обучение более увлекательным и осмысленным. Коллекции становились поводом для совместных исследований и обсуждений, что помогало детям развивать навыки критического мышления и коммуникации. Таким образом, использование коллекционирования в образовательной практике нашей группы стало эффективным способом создания сплоченного и дружелюбного коллектива. Этот подход способствовал не только социализации детей, но и их эмоциональному и всестороннему развитию, создавая благоприятные условия для их общего роста и гармоничного развития в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»
Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей дей...
Опыт работы на тему "Детское экпериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с те...
Сообщение из опыта работы на тему «Информационные ресурсы как средство развития познавательного интереса детей к математике»
Познавательный интерес - избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляется в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике,...
Консультация для педагогов "Детское коллекционирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников. В процессе коллекционирования у детей развивается умение замечать новое, неизвестное, задавать вопро...
Сообщение из опыта работы на тему «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Все мы знаем, что ведущей деятельностью у дошкольников является игра. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют сущ...
Обобщение из опыта работы на тему: «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста»
laquo;Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего возраста»...
Выступление из опыта работы на заседании методического объединения воспитателей 05.02.2019г. на тему:«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего возраста».
Методические рекомендации по составлению картотеки экспериментов....