Опыт работы на тему "Детское экпериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchyot.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы
на тему:
«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности»
Люди, научившиеся …наблюдениям и
опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев
Я, Груздева Анна Владимировна, воспитатель детского сада «Сказка» г. Приволжск. Мой педагогический стаж 10 лет. Я всегда испытывала потребность так организовать свой труд, чтобы он был радостным, успешным для каждого ребёнка, и носил вариативный характер. Тогда ребёнок может выбирать, что ему делать, что ему интересно, таким образом, он чувствует, ощущает своё «я» - «Я это делаю, потому что мне это интересно». Поэтому мной и была выбрана тема для изучения «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе. Тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.
Наш детский сад работает по программе “Родничок”, которая позволяет интегрировать непосредственную образовательную деятельность, развивать наглядно – образное мышление и воображение, любознательность и познавательную активность. У ребенка развивается интерес к экспериментированию, решению различных творческих задач.
Целью своей работы считаю: развивать познавательные способности у детей дошкольного возраста путем обогащения опыта познавательно - исследовательской деятельности.
В своей работе я стараюсь придерживаться следующих основных принципов: принцип научности, адресности, принцип преемственности, принцип поэтапности и систематичности, принцип наглядности. Известно, что дети одного и того же возраста отличаются друг от друга своей работоспособностью, знаниями, развитием умений, выносливостью, вдумчивостью, темпом усвоения материала. Поэтому и требования к детям не могут быть одинаковыми, и я придерживаюсь такого принципа, как индивидуальный подход. Также использую в своей практике принцип способности видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе, принцип безопасности.
Я стараюсь организовать так детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Поэтому я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников. Для этого в группе оформила центр науки и экспериментирования «Почемучка» для выполнения образовательных, развивающих, воспитывающих, стимулирующих, коммуникативных функции. Ребенок в центре науки и экспериментирования чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность. В центре науки и экспериментирования я разместила: весы, емкости с сыпучими, жидкими, твёрдыми веществами, мерные ложечки и сосуды, алгоритмы для проведения опытов, карты наблюдения, картосхемы, бассейны для игр с водой, песком. Оборудование находится в свободном доступе для детей.
Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Я использую следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
- Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Фронтальные занятия.
- КВН, развлечения.
- Наблюдения в природе.
- Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
- Беседы по теме эксперимента.
- Целевая прогулка.
- Экскурсия др.
В своей работе я применяю много разнообразных методов и приёмов работы с детьми. Работая с детьми дошкольного возраста по формированию познавательной активности дошкольников, я заметила, что успешны такие приёмы, как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы, решения проблемных ситуации с персонажами. Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.
Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества. Использую различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические. С этой целью я провожу родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов. Также для родителей провожу консультации об исследовательской деятельности, выпускаю ширмы-передвижки по данному вопросу. На одной из встреч с родителями я задала вопрос: «Нужна ли совместная деятельность детей и родителей?» Эрудиция родителей поразила меня, так как некоторые родители знакомы с исследовательской деятельностью.
Сотворчество, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности. Дети и родители очень любят заниматься в центре науки и экспериментирования «Почемучка». Родители приходили в группу и проводили с детьми опыты, работали с песком и водой, экспериментировали.
Таким образом, опираясь на свой педагогический опыт, на научный опыт выдающихся исследователей А.И.Савенкова, Л.Венгера, Н.Н.Поддъякова и многих других, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности.
Приложение №1
Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников можно использовать следующий перечень вопросов к воспитанникам и родителям:
Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов
1. Вопросы для выявления знаний детей о воде:
- Что ты знаешь о воде?
- Какую форму, запах, цвет имеет вода?
- Для чего нужна вода в жизни животных и растений?
- Где используется вода человеком?
2. Серия вопросов о снеге:
- Что ты знаешь о снеге?
- Какую форму, запах, цвет имеет снег?
- Откуда появляется снег, почему?
- Какое значение имеет снег для жизни растений, животных?
- Для чего нужен снег человеку?
- Чем отличается вода от снега?
- Что быстрее тает лед или снег?
- Чем отличается вода ото льда, вода от снега?
- Что общего у снега и льда? Воды и льда?
3. Серия вопросов о льде:
- Что такое лед?
- Для чего нужен лед?
- Какую форму, запах, цвет имеет лед?
- Что быстрее тает лед или снег?
- Что общего у снега и льда? Воды и льда?
4. Вопросы на выявление знаний о газообразном состоянии воды:
- Что такое пар?
- Что ты знаешь о паре?
- Имеет ли пар запах, форму, цвет?
5. Вторая группа вопросов на выявление связи между агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры:
- Что происходит с водой на морозе? Почему?
- Снег может во что- нибудь превращаться? От чего это зависит?
- Что происходит со льдом в комнате? Почему?
- Что происходит в комнате с водой, если ее нагреть?
- Во что превращается вода при кипении?
Цель: выяснить знания детей о свойствах глины.
- Из чего состоит глина?
- В каких местах можно обнаружить глину?
- Можно ли глину назвать «сыпучей» Почему?
- Что легче высыпать глину или песок?
- Чем глина похожа на пластилин?
- Могут ли кусочки глины двигаться быстро и легко?
- Можно ли глину назвать «рыхлой? Почему?
- Как глина впитывает воду?
- Что можно сделать из мокрой глины?
- Какие станут глиняные предметы после высыхания?
Цель: Выяснить у детей знания о свойствах магнита.
- Какие предметы притягивают к себе магнит?
- Каким свойством обладает магнит?
- Почему магниты притягиваются друг к другу?
- Когда магниты отталкиваются друг от друга?
Цель: Выяснить знания детей о свойствах песка.
- Из чего состоит песок?
- В каких местах можно обнаружить песок?
- Почему говорят, что песок сыпучий?
- Что легче высыпать песок или глину?
- Как выглядят песчинки?
- Чем песчинки похожи, а чем отличаются?
- Что происходит с песчинками, когда дует ветер?
- Почему песок рыхлый?
- В какой песок палочка легче входит в сухой или мокрый?
- Что можно сделать из влажного песка?
Вопросник для детей после проведения опытов с землей.
- Есть ли в почве воздух? Как доказать?
- Где больше воздуха в рыхлом или влажном комочке земли? Объясните.
- В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?
- Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинке, а всюду, где им захочется.
- На газонах можно увидеть табличку, призывающую не ходить по ним, но люди часто не соблюдают эти призывы. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?
- Какую почву для дома выбирает червячок (вблизи или вдали жилья человека) Почему? Объясни.
Приложение №2 Анкета для родителей
- Знаете ли Вы, что в группе углубленно занимаются вопросами опытно- экспериментальной деятельности?
- Интересует ли Вас лично данная проблема?
- Ощущаете ли Вы, что Ваш ребенок проявляет интерес к экспериментированию?
- В чем это проявляется?
- Ребенок много рассказывает о проведенных опытах.
- Пытается экспериментировать самостоятельно
- Просит Вас принять участие в экспериментах.
- Чем можете оказать помощь группе в проведении опытов?
- Поддерживаете ли Вы проводимую работу по опытно – экспериментальной деятельности?
- В чем это проявляется?
- Беседовали с ребенком об экспериментировании.
- Создаете ребенку условия для проведения опытов дома.
- Проводите наблюдение с детьми за природными объектами.
- Сажаете деревья.
- Охраняете природу.
8. Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?
9. В чем Вам требуется помощь детского сада по данной теме?
10. Как оцениваете работу детского сада по данному вопросу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы: "Биоадекватный метод обучения - средство развития познавательной активности дошкольников с ОВЗ".
Презентация...
Сообщение из опыта работы «Детское игровое экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»
laquo;Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким - нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, ...
Опыт работы "Использования экспериментирования в квест-играх, как средство развития познавательной активности дошкольников"
В данной презентации описывается опыт работы Новиковой Екатерины Сергеевны, воспитателя МБОУ НОШ "Детство без границ"....
Опыт работы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника»
Выступление на педсовете...
Опыт работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мы хотим видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок – дошкольник активно стреми...
Опыт работы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника»
Опыт работы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника»«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем боль...
Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Выступление по теме: Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников», презентация, текст к презентац...