Дистанционные формы взаимодействия с родителями в работе учителя-логопеда детского сада
материал

Арькова Наталья Геннадьевна

Во все времена взаимодействие логопеда и родителей играло большую роль в коррекционном процессе. Связь здесь простая: качественно выполненные домашние задания – более быстрые темпы логопедической работы.

И сегодня родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. Задача педагогов создать такие условия, использовать такие формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих целе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад «Дистанционные формы в работе логопеда детского сада»

Арькова Наталья Геннадьевна

логопед МДОАУ д/с 12 г.Зеи

В своей деятельности педагог всегда опирается на 3 вопроса: зачем? как? что получилось?

Зачем?

Во все времена взаимодействие логопеда и родителей играло большую роль в коррекционном процессе. Связь здесь простая: качественно выполненные домашние задания – более быстрые темпы логопедической работы.

И сегодня родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. Задача педагогов создать такие условия, использовать такие формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих целей.

Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) не позволяли им стать полноценными участниками обучающего процесса. Как правило, они выступали в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не позволяли учитывать особенность ребёнка и семьи. Родители не могли влиять на коррекционный процесс. В свою очередь специалист не мог привлечь на свою сторону родителей как непосредственных помощников.

В современных же условиях более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое активное взаимодействие специалистов с родителями, которое повышало бы педагогическую культуру родителей, формировало у них необходимые педагогические умения и навыки.

Также мы не можем игнорировать изменившиеся жизненные условия, жизненный уклад, и даже типажи родителей, с которыми мы работаем.

Скажу из опыта работы в ПМПК: сегодня не только у детей, но и у многих родителей сформировано так называемое клиповое мышление.

Клиповое мышление — от англ. clip, «фрагмент текста», «вырезка» — тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Таким людям крайне сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы.

Конечно, мы не будем сейчас обращаться к причинам этого, плюсам, минусам.

Но для меня, как для коррекционного педагога понимание этого необходимо для выбора оптимальных форм работы с родителями воспитанников.

Еще до пандемии я начала вводить свою работу дистанционные формы взаимодействия.

Здесь я отвечаю для себя на вопрос как.

Сначала я отсылала родителям через вотцап фрагменты занятий.

Затем создала группы в вотцап, куда выкладываю общие домашние задания, видео артикуляционной, пальчиковой гимнастики. И продолжаю каждому адресно отправлять фрагменты занятий, но теперь я их комментирую, даю рекомендации на дом.

Всеобщая доступность к интернет-ресурсам позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями воспитанников, пусть и на расстоянии, а родителям, в свою очередь, быть в курсе новостей, делится друг с другом информацией об образовательном процессе даже при ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни ребёнка в ДОУ.

Но создание групп не позволяет охватить всех заинтересованных родителей. Особенно это касается младших групп детского сада.

Поэтому возник рабочий аккаунт в Телеграм. Изначально он был закрытым и служил как демонстрация занятий, успехов детей, посещающих логопункт, родителям. Но в этом учебном году я пересмотрела свои задачи ведения Телеграм и теперь он служит инструментом повышения педагогической культуры родителей.

На родительских собраниях в начале года я рассказала о нем, воспитатели распространили ссылку для входа и родители постепенно подписываются. Сейчас там немного подписчиков, около 60, но работа ведется, родители продолжают подписываться.

Знакомлю родителей с простыми, но интересными, а главное полезными играми для детей, формирую домашнюю игротеку. В нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".

Знакомлю с различными понятиями логопедии, нормами развития, речевыми нарушениями, показываю приемы и методы своей работы. В сторис стала уже традиционной рубрика «В помощь маме». В ней я, с разрешения и одобрения одного из психологов из Инстаграм, публикую мифы, страхи воспитания, разбираются проблемные ситуации, подсказываются выходы из них.

И что же из этого получилось?

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в то же время не навредят. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

Родители начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы учителя-логопеда в детском саду,не имеющем в своей структуре специализированных групп

      Цель:   исправление дефектов речи детейЗадачи:Осуществление диагностики речевого развитияОказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям дош...

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...

Выступление на родительском собрании в старшей группе на тему: Речевые заключения, особенности коррекционной работы учителя-логопеда в детском саду"

Характеристика речевых нарушений таких как: ФН, ФФН, ФФН д.к.. Советы и рекомендации родителям тех воспитанников, которые зачислены на занятия с учителем-логопедом....

Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда в детском саду"

Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда в детском саду"...

Статья. Особенности работы учителя-логопеда в детском саду.

Особенности  работы учителя-логопеда в детском саду....

Статья. Работа учителя - логопеда в детском саду.

Работа учителя - логопеда в детском саду....