Организация психолого-педагогического консилиума (ПМПК) в ДОУ
методическая разработка

Татьяна Александровна Григорьева

Согласно Закону РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ каждый ребенок имеет право на образование, наличие у ребенка статуса ОВЗ предусмартивает создание специальных образовательных условий, частью которых является создание на базе образовательного учреждения ППк. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon organizatsiya_ppk_v_dou.ppt303.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Подготовил: Педагог-психолог МДОУ «Детский сад №185» Григорьева Т.А.

Слайд 2

В части организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, в образовательной организации предусматривается следующее: приём таких детей с учётом рекомендаций ПМПК; обучение на основании индивидуального учебного плана; адаптированной образовательной программы; создание специальных образовательных условий. При обучении граждан с ОВЗ и инвалидов Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ определяет, что учащийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 6 ст.2).

Слайд 3

Соответственно, указания Закона в отношении образовательных гарантий лиц с ОВЗ достаточно чёткие, и согласно п. 1 ч. 5 ст. 5 создаются необходимые условия для: получения без дискриминации качественного образования; коррекции нарушений развития и социальной адаптации; оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения. Эти условия должны в максимальной степени способствовать получению образования, в том числе посредством организации инклюзивного образования ( определение инклюзивного образования даётся Законом № 273-ФЗ: под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2). Создаются специальные условия для получения образования, а именно, программы, методы обучения и воспитания, специальные учебники и пособия, технические средства, услуги ассистента (помощника), обеспечение доступа в здания и другие, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Слайд 4

Законом четко и однозначно определены обязанности различных субъектов по реализации этого права: государственные органы разного уровня ответственны за создание соответствующих социально-экономических условий для получения качественного образования детьми с ОВЗ; психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) обязаны определять, рекомендовать специальные образовательные условия для детей с ОВЗ; образовательные организации обязаны предоставлять всю полноту необходимых ребенку специальных образовательных условий, следуя рекомендациям психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК); педагогические работники обязаны эти условия соблюдать в своей ежедневной практике работы с детьми.

Слайд 5

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Для чего необходим консилиум ОО? Для организации деятельности специалистов образовательного учреждения по сопровождению образовательного процесса обучающегося с ОВЗ, включенного в инклюзивную практику. Для сетевого взаимодействия с ресурсными центрами, ППМС Центрами, другими образовательными учреждениями, участвующими в сопровождении «особого ребенка». Для поддержания разумного баланса между обеспечением образовательных прав ребенка с ОВЗ и других детей, находящихся вместе с ним в ОО (группе, классе). Для минимизации конфликтных ситуаций в ОО.

Слайд 6

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ППк – одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность с целью создания оптимальных условий обучения, развития, воспитания детей посредством психолого-педагогического сопровождения. Задачи ППк: выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения; разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся; консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования; контроль за выполнением рекомендаций ППк.

Слайд 7

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Организационно-содержательные аспекты деятельности ППк: ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ»; Письмо Министерства образования Российской Федерации №27/901-6 от 27.03.2000 г. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения; Распоряжение МП РФ 09.09.2019, Р–93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; Устав образовательной организации; Приказ, Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации. Консилиум создается на базе организации любого типа независимо от ее организационно-правовой формы. Для организации деятельности ППк в Организации оформляются: приказ руководителя Организации о создании ППк с утверждением состава ППк; положение о ППк, утвержденное руководителем Организации.

Слайд 8

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Документация ППк в ДОУ: Нормативно-правовая документация ППк: Приказ о создании ППк в ДОУ – документ, утверждающий создание ППк на базе ДОУ и положение ППк, определяющий список лиц, ответственных за его исполнение; Положение ППк – документ, определяющий компетенцию, состав, обязанности, права и ответственность членов консилиума, а также порядок его формирования, работы, взаимодействия и обеспечения деятельности. Организационно-методическая документация ППк: График проведения плановых заседаний ППк; Журнал учета заседаний ППк, и обучающихся, прошедших ППк в ДОУ; Журнал регистрации коллегиальных заключений ППк; Журнал направлений обучающихся на ПМПК.

Слайд 9

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Документация ППк в ДОУ: Специальная документация ППк: Протокол заседания ППк в ДОУ; Коллегиальное заключение ППк; Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК; Педагогическая характеристика (для предоставления на ПМПК); Согласие/отказ родителей (законных представителей) обучающегося на проведение психолого-педагогического обследования специалистами ППк; Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождение.

Слайд 10

СОСТАВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ОО Председатель ППк; Заместитель ППк; Педагог-психолог; Учитель-логопед; Учитель-дефектолог; Секретарь (один из специалистов ППк). Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляют индивидуальный план работы с детьми в соответствии с запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и (или) состояниями декомпенсации в условиях ОО, и осуществляют коррекционно-развивающую работу непосредственно в ОО. Обследование проводится каждым специалистом ППк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. По данным обследования каждым специалистом ППк составляется заключение, и разрабатываются рекомендации.

Слайд 11

СОСТАВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ОО Председатель ППк: составляет годовой план работы ППк и обеспечивает систематичность его заседаний; принимает решение об участии в заседаниях ППк лиц, не являющихся членами ППк; проводит заседания ППк; озвучивает повестку консилиума и представляет всех присутствующих; координирует деятельность и взаимодействия специалистов, контролирует организацию работы, анализ эффективности. Заместитель председателя ППк: Подготавливает повестку заседания ППк; Информирует членов ППк о предстоящем заседании; Подготавливает и рассылает пакет документов (шаблоны) всем членам ППк, необходимые для работы; Ведет журнал учёта заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк; Заполняет журнал регистрации коллегиальных заключений.

Слайд 12

СОСТАВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ОО Учитель – логопед / Учитель – дефектолог: проводит диагностику, изучает состояние речевого развития ребенка; осуществляет коррекцию и развитие речи; проводит диагностику, изучает состояние познавательного развития ребёнка развивает познавательные процессы; разрабатывает и реализует маршрут психолого-педагогического сопровождения; даёт рекомендации другим специалистам по использованию рациональных коррекционных приёмов в работе с ребёнком. Педагог – психолог: организует диагностику для определения уровня актуального развития ребенка, выявления причин и механизмов трудностей в обучении, отклонений в развитии и поведении; определяет содержание и формы собственной коррекционно-развивающей работы; формулирует рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по созданию оптимальных условий обучения, воспитания, адаптации и социализации воспитанников с учётом данных психодиагностики; участвует в разработке и реализации маршрута психолого-педагогического сопровождения.

Слайд 13

СОСТАВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ОО Секретарь: ведет отчетную и текущую документацию ППк; оповещает педагогов и родителей воспитанников (законных представителей), приглашенных на заседание, о дате, месте и времени его проведения; ведет протокол заседания ППк; координирует взаимодействие ППк с ПМПК и другими организациями (при необходимости). Воспитатель/педагог: определяет уровень развития разных видов деятельности ребёнка в соответствии с образовательной программой ОО; определяет особенности коммуникативной активности и культуры, выявляет уровень сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности); определяет навык самообслуживания согласно возрастному этапу; реализует рекомендации педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, врача - при наличии рекомендаций (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т.д.).

Слайд 14

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ППК В ОО Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом Организации на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается в графике проведения заседаний. Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие. Внеплановые заседания ППк проводятся при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с запросами родителей (законных представителей). При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации обучающегося. На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося. Деятельность специалистов ППк осуществляется бесплатно. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени.

Слайд 15

КАК ПОЛУЧИТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПМПК Коллегиальное решение по результату работы ППк, содержащее обобщенную характеристику обучающегося и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в заключении. Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного обучающегося или направлением его на ПМПК. При направлении обучающегося на ПМПК оформляется Представление ППк на обучающегося, педагогическая характеристика, направление на ПМПК. Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК выдается родителям (законным представителям) под личную подпись.

Слайд 16

КАК ПОЛУЧИТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПМПК Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в территориальную или центральную комиссию: заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии; копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии); направление образовательной организации или другой организации, в том числе медицинской; заключение психолого-медико-педагогического консилиума или специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения образовательной организации (при наличии); заключение ПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии); подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей медицинской организации по месту жительства (регистрации); характеристику обучающегося, которую готовит образовательная организация (при наличии); письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

Слайд 17

КАК ПОЛУЧИТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПМПК Протокол и заключение комиссия оформляет в день проведения обследования. В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссия продлевает, но не более чем на пять рабочих дней. Заключение ПМПК содержит выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом или психическом развитии, отклонений в поведении. Такие сведения, согласно части 1 статьи 10 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, являются персональными данными ребенка. Заключение ПМПК носит для родителей детей рекомендательный характер (п. 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082). Они самостоятельно принимают решение о том, предоставлять ли его в ОО или нет. Заключение комиссии действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года с даты его получения. Предоставление заключения ПМПК в образовательные организации является добровольным решением родителя.

Слайд 18

КАК ПОЛУЧИТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПМПК К обучающимся с ОВЗ могут быть отнесены дети: с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные); с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с расстройствами аутистического спектра; со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития); с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Слайд 19

СОДЕРЖАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПМПК ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Рекомендации ПМПК могут включать в себя: разработку адаптированной основной общеобразовательной программы; разработку индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в Организации/учебную четверть, полугодие, учебный год/на постоянной основе; другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции Организации.

Слайд 20

СОДЕРЖАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПМПК ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Рекомендации ПМПК могут определять условия социальной адаптации обучающихся: проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимся; разработку индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося; другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции Организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации психолого-педагогических практикумов.

Не секрет, что большинство детей с речевыми нарушениями испытывают состояние дискомфорта и неуверенности в собственных силах, имеют высокий уровень тревожности, очень чувствительны к ситуациям стресса...

«Интегративный и деятельностный подход к организации психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка» на основе мониторинга»

Данный материал содержит в себе мультимедийную презентацию и также текстовое сопровождение к слайдам. Эти материалы использовались на методическом объединении музыкальных руководителей. Буду рада, есл...

Психолого-педагогическое представление на ПМПК

Примерная характеристика на ребёнка для ПМПК....

Психолого-педагогическое представление на ПМПК

Психолого-педагогическое представление на ПМПК...

Доклад к педагогическому совету на тему "Требования к условиям реализации общеобразовательной программы образовательной организации: психолого– педагогические условия, кадровые, материально – технические"

Основные принципы дошкольного образованияПолноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификации) детского развития;Индивидуализац...

Приказ об организации психолого-педагогического консилиума

об организации психолого-педагогического консилиума...

Психолого-педагогическое представление на ПМПК

Психолого-педагогическое представление на ПМПК...