Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально -коммуникативного развития ребёнка
материал
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально -коммуникативного развития ребёнка. (Слайд 1).
Слайд 2. (к эпиграфу о театре О. П. Радыновой).
Слайд 3. Театрализованная деятельность имеет большое значение для развития детей и является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, формирует опыт социальных навыков поведения, позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся социальной культуры детей в формировании выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Слайд 4. Чтобы повысить интерес к театрально-игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки и другие художественные произведения выполняются следующие задачи:
- развивать устойчивый интерес к театральной деятельности.
- совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.
- расширять представления детей об окружающей действительности.
- закреплять представление детей о различных видах театра.
- обогащать и активизировать словарь детей.
- совершенствовать интонационную выразительность речи.
- развивать диалогическую и монологическую речь.
- развивать память, мышление, воображение, внимание.
- учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
- воспитывать желание играть в разные виды театра.
- развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
Слайд 5. Чтобы решить обозначенный круг задач я использую такие формы и методы работы как:
- просмотр кукольных и театральных спектаклей и беседа по ним.
- игры драматизации.
- упражнения для социально-эмоционального развития детей.
- коррекционно-развивающие игры.
- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
- задания для развития речевой интонационной выразительности.
- игры-превращения, образные упражнения.
- упражнения на развитие детской пластики.
- пальчиковый игровой тренинг для развития моторики рук.
- упражнения по этике во время драматизации.
- упражнения на развитие выразительной мимики.
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
- знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации-жестами, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
Слайд 6. Одним из основных средств развития личности ребёнка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта является предметно-пространственная среда. Она должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения.
Слайд 7. В группе создан «Театральный центр», где размещены разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, на палочках, теневой, а также маски, куклы, декорации, реквизит, костюмы, художественная литература.
Слайд 8, 9. Кроме того, материал в театральном центре периодически обновляется, ориентируясь на возраст и учитывая интересы детей.
Слайд 10. В содержание моей деятельности входит не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и работа над выразительной речью, дикцией, жестами, мимикой, движениями, созданием костюмов. Важнейшим методическим принципом являлось практическое действие каждого ребёнка. При чтении или рассказывании произведения, будь то рассказ, сказка, стихотворение, я пыталась выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. И ни в коем случае не пыталась навязывать свои оценки, отношения. У детей есть возможность самим высказывать своё мнение, проявлять эмоции. Старалась не подавлять робкого ребёнка, не допускать страха перед ошибкой. Поэтому, предлагая ребёнку сыграть или показать что-либо, я исходила из реальных возможностей каждого ребёнка.
Слайд 11. Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети приобрели много навыков и умений.
Например: для снятия мышечного напряжения я использовала такие упражнения как: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения» и другие, а так же игры и пальчиковый игровой тренинг, помогающий развивать мелкую моторику: «Мальчик-пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы –мастера», «Дятел», «Весёлые человечки», «Приготовим салат», «Я играю», «До свидания» и другие.
Слайд 12. Для развития дикции и выразительности речи использовала артикуляционную гимнастику, скороговорки, потешки, игры: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл» и другие. Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: возьми, принеси, помоги, здравствуй (приветливо, небрежно, с просьбой, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово), так же использовала задания-упражнения на мимику и жесты: просила показать настроение.
Слайд 13, 14. Для развития воображения, мышления, памяти предлагала детям пересказать отрывок рассказа, сказку, закончить короткие истории. Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого использовала разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию.
- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей.
- распределение ролей по карточкам.
- проигрывание ролей в парах.
Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира.
Слайд 15. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Слайд 16. С детьми мы подбираем картинки с изображением героев сказок, вырезаем силуэты и наклеиваем на палочки или бумажные стаканчики, изготавливаем декорации для настольного театра и театра на палочках.
Слайд 17, 18, 19. Для развития театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально-чувственного и социально-коммуникативного опыта потребовалось участие и родителей. Для них я провожу консультации, даю советы и рекомендации, обновляю материалы в уголке для родителей, стараюсь подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома, а также привлекаю к помощи в изготовлении костюмов, масок, декораций.
Слайд 20. Основы драматизации и актёрского мастерства детей раскрывались и закреплялись на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.
Слайд 21. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка"
Социально – эмоциональное развитие ребёнка – это сложный и многоплановый процесс, это основа, «платформа», которая необходима для становления базовых свойств личности ребён...
Мастер - класс. Тема: «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально- эмоционального развития ребёнка»
Мастер - класс. Тема: «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально- эмоционального развития ребёнка»...
Конспект театрализованной деятельности «Сказочный лес» (ОО «Социально – коммуникативное развитие») с детьми с задержкой психического развития. Подготовительная группа
Цель: развитие эмоциональной сферы посредством театрализованной деятельности. Задачи:Коррекционно - образовательные: - расширять и углублять знания детей об окружающем мире;- раз...
Мастер-класс «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка»
Одним из эффективных средств всестороннего развития ребёнка является театрализованная деятельность. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выраз...
Мастер класс «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка и развития речи »
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в работе, развитие фантазии и творческих способностей.Задачи: Познакомить участников...
Мастер-класс «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка»
1 слайд - Мастер-класс «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка». 2 слайд - Актуальность мастер-класса заключается в...
Педсовет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста»
Педсовет«Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста»...