Педсовет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста»
учебно-методический материал
Педсовет
«Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 37.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет
«Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста»
Оборудование: маски 2-х цветов для деления на команды, колокольчик -сигнал, ручки, листы бумаги на каждую команду, кроссворд «Театральные термины» на две команды, чёрный ящик, яблоко, карточки с заданиями, текст сказок «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и журавль».
Повестка дня:
1. «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста»
2. Деловая игра «Театральный ринг».
Ход педагогического совета
1 часть (теоретическая).
Выступление «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста»
В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление родителей дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия, взрослых в развитии ребёнка, без этого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности.
Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В.Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе, у 67-69% детей возникают страхи, срывы, заторможенность и суетливость. У детей, которые как говорят психологи «не доиграли» часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительству.
Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актёра, его костюм и изобразительное пространство сцены (свет, цвет, музыка и пр.).
С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
В настоящее время имеется достаточный для систематизации объём знаний, материалов в области детской театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. К сожалению, педагоги используют её в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми. А некоторыми педагогами игра-драматизация и вовсе отдаётся на откуп детям.
Тяга ребенка к театральному действию бесспорна и несомненна. Само театрализованное действие своей динамикой больше всего соответствует динамики детского душевного организма. Ребенок с ранних лет – с года, с двух лет любит наблюдать, и сам быть участником «театрального события». Хорошо всем известная приговорка «Сорока белобока, кашу варила, деток кормила», «Идёт коза рогатая…» Что это такое как не маленький театр, малыш мгновенно сам перевоплощается в эту сороку, и кашку варит, и деток кормит. И чем старше он становится, тем с большим интересом он тянется к театру: и тому, что ему показывают, и к тому действию, в котором сам он выступает как артист. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. А нам взрослым нужно стремиться создать такую атмосферу, для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!
2. Часть (практическая).
I. Деловая игра «Театральный ринг»
-Для того чтобы сыграть в нашу игру разделимся на 2 команды. Каждая команда должна придумать свое название, которое должно сочетаться с темой нашей игры.
I раунд «Разминка».
1. На какие две основные группы можно разделить театрализованные игры в зависимости от средств изображения?
Дайте их краткую характеристику.
ОТВЕТ:// режиссёрские игры и игры-драматизации //.
Выберите виды игр, которые относятся | Выберите виды игр, которые относятся |
Режиссерские игры | Игры-драматизации |
|
|
В режиссерских играх ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. | Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности-интонацию, мимику, пантомиму. |
II раунд «Рассуждалки» .
Подобрать русские пословицы и поговорки, которые отражают идейное содержание, тему или подходят к героям данной сказки:
Для 1 команды
А.С. Пушкин «Сказка о Золотом петушке»
1 Сказка– ложь, да в ней – намек! Добрым молодцам урок.
2 Не всё то золото, что блестит.
3 Как аукнется, так и откликнется.
4 За добро плати добром.
Для 2 команды
Сергей Аксаков «Аленький цветочек»
1. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
2. На ошибках учатся.
3. Добро побеждает зло.
4. Жизнь дана на добрые дела.
Минута на рассуждения.
III раунд разгадывание кроссворда «Театральные термины».
На столах обеих команд лежит кроссворд. Первая команда, разгадавшая кроссворд, подает сигнал о выполнении задания.
1. Место, где представляют пьесу //сцена//.
2. Список пьес, включенных в сезонную афишу //репертуар//.
3. Искусство изменения внешности актера специальными красками, которые наносятся на лицо, предварительно смазанные красками, и легко снимаются //грим//.
4. Оформление сцены и спектакля художником, общий вид места действия //декорация// .
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV раунд «Актерская мастерская»
Что помогают развивать в ребенке этюды?
(понимать эмоциональное состояние другого человека, героя литературного произведения, адекватно выразить свое, осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способность к формированию самоконтроля, повысить уверенность в себе и т. д)
Вопросы 1 команде | Вопросы 2 команде: |
Этюды … Представьте мимикой, жестами, походкой, звуками… | |
• голодного волка | • встревоженного зайца |
• грустного пингвина | Испуганного оленя |
Вопросы 1 команде | Вопросы 2 команде: |
Произнеси «магическую фразу»: «Дети, подойдите все ко мне»: | |
Задыхаясь от сногсшибательной новости | Со страхом |
Таинственно | С удивлением |
V раунд «Педагогические ситуации».
Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации.
Ситуация 1 – для первой команды.
Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре.
Вопросы:
1. Как разрешить сложившуюся ситуацию?
2. Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.
Ситуация 2 – для второй команды
Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между собой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже хочу играть!» расстроенный ребенок садится на стул.
Вопросы:
1. Ваши дальнейшие действия по оптимизации данной игровой ситуации?
2. Подготовьте рекомендации по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.
VI раунд «Сказка-загадка»
Игроки каждой команды загадывают сказку-загадку друг другу, из которой убежали все существительные // работа с готовым текстом – сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», сказка «Лиса и журавль»//
VII раунд «Черный ящик» //задание для двух команд//
Внимание! Вопрос!
Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… //яблоко//
Подсказка: Этот предмет есть в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»
VIII раунд. «Реши пример. Герой + предмет = сказка».
Игрокам команд предлагается решить нетрудные примеры, в результате должно получится название сказки, в которой есть все слагаемые. Каждая команда получает по два задания.
Задание для первой команды:
1.Кушак + Утюги + Книжка + Мочалка + Крокодил =? // К.И. Чуковский Мойдодыр//
2.Мельница + Король + Людоед + Заяц + Мышь =? // Шарль Перро «Кот в сапогах»//
Задание для второй команды:
1.Санки + Розы + Олень + Ворон + Девочка =? //Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»//
2.Зеркало + Терем + Пёс + Яблоко + Гроб =? //А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»//
IX раунд. Блиц-турнир.
Каждой команде по очереди задается вопрос, если команда не отвечает, ход переходит к следующей команде.
1.Первое выступление на сцене. (Дебют)
2. Разговор двух лиц //диалог//
3.Главный герой кукольного театра на Руси. (Петрушка)
4.Первый банкрот Поля чудес //Буратино//
5.Специалист по театральным костюмам. (Костюмер)
6. Какая сказочница подарила нам встречу с Мужчиной в самом расцвете лет? //Астрид Линдгрен//
7.Кто из писателей «вырастил» аленький цветочек? //Сергей Аксаков//
8.Предварительное исполнение спектакля, представления. (Репетиция)
9.Как называется оборудование к театральным спектаклям? (Реквизит)
10.Передвижной цирк (шапито)
11.Площадка, на которой происходят спектакли? (сцена)
12.Старая не красивая женщина, встречающаяся в русском фольклоре и на
детских утренниках. (Баба – Яга)
13.Виды невербальной коммуникации //мимика, жесты, телодвижения//
14.Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера//сказка//
15.Что такое драматизация? ( Инсценирование произведений)
16.Какая русская пословица соответствует по смыслу английской: «Все хорошо в свое время» («Делу время потехе час»)
17.Перерыв между отделениями представления? (Антракт)
18.Коллектив актеров театра? (Труппа)
19.Сколько персонажей в сказке «Колобок» (Семь)
20.Спектакль в пользу одного актера? (Бенефис)
21.Назовите героя и сказку: «Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый
обманщик прикинулся добренькой старушкой» (Волк, «Красная шапочка»)
22.Сказка, в которой опровергается утверждение, что деньги на дороге не валяются. («Муха – цокотуха»)
23.Назовите амплуа актера: Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет.
Хоть кого изобразит –
Мастерством всех поразит! (Комик)
24.Самая дружная в сказке коммунальная квартира. (Теремок)
Подведение итогов.
Уважаемые педагоги! Вот и закончился наш «Театральный ринг». «Педагогическое творчество и удовлетворенность избранной профессией взаимостимулируют друг друга. Без удовлетворенности специальностью невозможно проявление высокой творческой продуктивности в педагогическом труде. Поэтому сегодня, я могу с уверенностью сказать, что в нашем педагогическом коллективе работают творческие, целеустремленные, эмоционально богатые педагоги, для которых их труд является не только источником существования, но и источником радости, смысла жизни".
Спасибо Вам всем!!! Успехов в вашей нелегкой,
но творческой работе.
Рефлексия. Оценка своего участия в педсовете.
- Этот педсовет принёс пользу;
- Получили удовлетворение от такого рода деятельности;
- Почувствовали свой реальный вклад в общее дело;
- Педсовет помог задуматься над поставленными вопросами;
- Сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести её с деятельностью коллег.
Проект решения:
1.Провести выставку с педагогами «Сценарии театрализованных игр» в соответствии с возрастом детей.
2.Организовывать для детей младших и средних групп драматизацию сказок и литературных произведений, используя материалы театрализованных уголков.
3.Пополнить папки с материалами для родителей информацией о значении театрализованной деятельности в развитии ребенка.
4. Провести акцию с родителями по изготовлению театра из подручных материалов.
Подведение итогов. Принятие проекта решения педсовета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический педсовет "Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста"
Установление эффективного взаимодействия (поддерживающего, развивающего, продуктивного) между воспитывающими взрослыми (педагогами и родителями) для дальнейшего успешного социально-коммуникативного ра...
Консультация. "Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста"
Коммуникативные способности - это те способности, которые нужно и можно развивать....
Театрализованная деятельность как эффективное средство в речевом развитии детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность как эффективное средство в речевом развитии детей дошкольного возрастаВ настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, какие имеющиеся педагог...
«Использование средств театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии ребёнка дошкольного возраста»
С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми....
Игровая деятельность и её влияние на всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста
Игра - как вид деятельности занимает важное место в развитии детей дошкольного возраста. Заметим, что игра ребёнка - это соответствующая дошкольному детству форма организации жизнедеятельности, э...
«Формы работы с детьми дошкольного возраста по социально-коммуникативному направлению развития ребёнка»
презентация для воспитателей...
Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально -коммуникативного развития ребёнка
презентация из опыта работы...