План самообразования по теме: «Использование нейрогимнастики и кинезиоупражнений в коррекционно-логопедической работе с детьми подготовительной к школе группы, имеющие нарушения речи»
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга"
Кулундинского района Алтайского края
План самообразования по теме:
«Использование нейрогимнастики и кинезиоупражнений в коррекционно-логопедической работе с детьми подготовительной к школе группы, имеющие нарушения речи»
Составитель:
Тюрина Оксана Владимировна,
учитель-логопед
педагог-психолог
Кулунда, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы ……………………………………………………………………….. | 3 |
Этапы реализации ………………………………………………………………… | 5 |
Планирование на 2023-24 учебный год………………………. | 8 |
Литература........................................................................................................................... | 11 |
Приложение………………………………………………………………………………….. | 12 |
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В последние годы значительно увеличилось количество детей логопатов. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
В системе дошкольного образования наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
Результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах логопедической работы. Эффективной работа учителя-логопеда будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех коррекционной логопедической работы с детьми с речевой патологией также во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.
В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста включая детей с нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной) [1], [5]. Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с(ОНР).
Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастики) применяется для коррекции развития детей, развития высших психических функций. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.
Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Кинезиологические игры и задания оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки. Поэтому я решила продолжить данную тему.
Цель | Продолжить повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования с использованием нейрогимнастики и кинезиоупражнений для успешного преодоления речевых нарушений у детей с нарушением речи. |
Задачи проекта |
|
Сроки и этапы реализации | Срок реализации - 1 год.
|
Модель реализации | 1. Самообразование. 2. Работа с детьми. 3. Работа с родителями. |
Принципы в использовании здоровьесберегающих технологий |
|
Источники самообразования |
|
Предполагаемый результат |
|
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Этап реализации цели этапа | Содержание деятельности | прогнозируемые результаты |
1-й этап «Организацион- ный» Цели этапа:
| Анализ ресурсных возможностей для реализации проектной деятельности | - Определение ресурсов. |
Изучение теоретических аспектов по использованию кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. | - Ознакомление с методической литературой по данному вопросу. -Написание плана самообразования по данной теме. | |
Диагностика детей | - Обследование проводится индивидуальной форме на основе альбома Иншаковой О.Б. - Заполнение речевых карт, написание индивидуальных планов. | |
Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности | - Родительское собрание - Подборка информации, консультаций. - Индивидуальное консультирование. | |
2-й этап «Практический» Цель этапа:
| Формирование пакета учебно-методической документации по реализации деятельности | - Разработка тематического планирования, сопроводительной документации (написание конспекта, картотеки, комплексы упражнений и пр.). Видео, презентации. |
Работа с родителями воспитанников | - Фотоотчеты о работе по развитию речи. - Консультации, буклеты, беседы. | |
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования нейрогимнастики и кинезиоупражнений для речевого развития | - Проведение бесед, разработка консультативного материала, и пособий по использованию нейрогимнастики и кинезиоупражнений для речевого развития в работе с детьми. | |
3-й этап «Аналитический» Цели этапа:
| Итог количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность внедрения нейрогимнастики и кинезиоупражнений в системе коррекционно-логопеди- ческой работы | - Систематизация и обобщение опыта. |
ПЛАНИРОВАНИЕ «УМНАЯ» НЕЙРОГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц | Содержание работы с детьми | Оборудование | Работа с родителями и педагогами |
Октябрь | - Дыхательное упражнение: «Вдох-выдох». - Глазодвигательное упражнениес ручкой лежа. - Щелчки -Дидактическая игра «Нейрокарточки». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан.1,2, с.21-34). | Консультация для родителей «Кинезиологические упражнения для оздоровления дошкольников» |
Ноябрь | - Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки», «На вдохе подъем ноги». -Су-Джок (проговаривание слогов) - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» - Массаж «прижимающий» -Дидактическая игра «Цветные ручки». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан.3,4, с.35-54). Нейрокарточки «Цветные ручки». | Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев» |
Декабрь | - Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки и ноги». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа. - Дидактическая игра «Жесты». -Двуручное рисование (автоматизация поставленнных звуков) -«Слог — шаг» | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан.5,6, с.54-69). Изготовление пособия «Жесты». | Доклад для педагогов «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» |
Январь | - Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» - Упражнение «Резиночки» Вариант без использования карточек по словесной инструкции (Одень на указательный пальчик левой руки розовую резинку, на безымянный пальчик правой руки-синюю и т.д. Таким образом закрепляем названия пальцев и понятия: «право-лево». -Упражнения двигательного репертуара: «Глаз за рукой». -Дидактическая игра «Змейки». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан. 7,8, с.69-88). Изготовление пособия «Змейки». | Буклеты для родителей «Межполушарное взаимодействие. Кинезио упражнения» |
Февраль | - Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (2 уровень), с ручкой сидя. -Упражнения двигательного репертуара: «Глаз за рукой». -Дидактическая игра «Нейротаблички» - Игра с ладошками по автоматизации звуков: ребенку необходимо называть картинки в ладошках, при этом выполнять соответствующей рукой действие (нажать звоночек, поднять руку с мячом и др.) | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан. 9,10, с.89-106). «Нейротаблич- ки» (говорим- дышим-показы- ваем) | «Нейрогимнастика как технология оптимизации учебной деятельности в образовательном процессе»(консультация) |
Март | - Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5,6», «дыхание через одну ноздрю». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя. -Упражнения двигательного репертуара: «Глаз за рукой». -Дидактическая игра «Нейроритмы» -Школа радистов - Передай телеграмму | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан. 11,12, с.106- 122). «Нейроритмы» | Консультация для педагогов и родителей подготовительных групп «Нейропсихлогический подход к подготовке детей к школьному обучению» |
Апрель | -Дыхательное упражнение: «Сигнальщик», «Руки вперед, в стороны, вниз». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя, «восьмерки». -Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Разноименные рука и нога». -Дидактическая игра «Нейроальбом- «Зарядка для мозга». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан. 13,14,15, с.122-146). Изготовление пособия «Нейроальбом- «Зарядка для мозга» | Мастер – класс для педагогов «Кинезиология-здоровьесберегающая технология». |
ЛИТЕРАТУРА
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрельТранзиткнига, 2017. — 264 с.
- Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.
- Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
- Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.
- Пьянова Л.А., Чаплыгина А.А. Использование балансировочной подушки и нейрогимнастики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Сборник материалов Регионального Фестиваля педагогических идей «Дошкольное образование: опыт и перспективы», ч. 1. 2019.
Кинезиологические упражнения
- «Слог — шаг»
Цель: формирование умения на слух определять количество слогов. Выполнение упражнения способствует формированию фонематического слуха, совершенствование навыков слогового анализа и синтеза.
Задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!», «Сделай шаг вперед!»
Игрок должен вспомнить слово, в состав которого входит столько слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.
- «Щелчки»
Упражнение выполняется, проговаривая стихотворение: «Поднял ушки бурундук, он в лесу услышал звук: - это что за громкий стук, тук да тук, тук да тук? – А пойдём, - сказал барсук, - сам увидишь этот трюк: это дятел сел на сук. И без крыльев, и без рук – ищет он, где спрятан жук, - вот и слышен перестук!»
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному, при этом, необходимо с силой прижать ладонь, сопротивляясь подъему. Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку – один палец. Начинать упражнение следует с мизинца правой руки. После 5-й строчки – смена рук.
- Массаж «прижимающий»
Упражнение выполняется, проговаривая стихотворение: «Шёл медведь к своей берлоге да споткнулся на пороге. «Видно, очень мало сил я за зиму накопил», - так подумал и пошёл он на поиск диких пчёл. Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки, а наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге» Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец. Начинать упражнения следует с мизинца правой руки, а заканчивать – мизинцем левой. После 5-й строчки – смена рук
- Дыхательные упражнения
«Свеча»
Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
«Дышим носом»
Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
«Ныряльщик»
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
4. Упражнения для развития мелкой моторики
«Колечко»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
«Кулак – ребро – ладонь»
На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
«Лезгинка»
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.
«Зеркальное рисование»
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
«Ухо – нос»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
«Змейка»
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
«Горизонтальная восьмерка»
1, 2-я неделя занятий. Упритесь языком в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.
3, 4, 5, 6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».
7, 8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком
- Глазодвигательные упражнения
«Взгляд влево вверх»
Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на «прямо перед собой». (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
«Горизонтальная восьмерка»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
«Глаз – путешественник»
Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.
Комплекс кинезиологических упражнений
для координации работы глаз и рук
(использованы упражнения П. и Г. Деннисон, А.Л. Сиротюк)
Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6 - 8 недель по 15 – 20 минут.
Цель: улучшение навыков письма, интеграция работы глаз и рук, формирование визуального и пространственного восприятия, развитие координации тела и двигательных навыков.
1. Восьмерки. Исходное положение – стоя. Закройте глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмерки. Отдохните и откройте глаза. Проверьте резкость зрения.
2. Восьмерки локтями. Разведите ноги в стороны и слегка согните их в коленях. Проведите половину горизонтальной восьмерки правым локтем. Глаза должны следить за движениями локтя. Сместите центр восьмерки назад. Проделайте то же самое с левой стороной.
3. Крылья. Поставьте ноги на ширине плеч, расслабьте колени. Потрясите руками и согните локти. Прочертите горизонтальную восьмерку одновременно двумя руками. Сначала вперед, назад и вниз, затем вверх, в сторону и вниз. Подбородок поворачивайте вместе с движениями рук. Повторите несколько раз, пока не почувствуете, что летите. Теперь парите: руки открыты и свободны. На вдохе наклонитесь вперед, опираясь на носки. На выдохе отклонитесь назад. Еще раз глубоко вдохните.
4. Рисующий слон. Исходное положение – стоя или сидя. Колени слегка согните. Наклонитесь головой к плечу. Вытяните руку вперед и рисуйте то, что видите, большими мазками. Затем повторите то же с другой рукой.
5. Сидя, обхватите левой рукой запястье правой руки и массируйте руку. Повторите то же самое с правой рукой.
6. Сидя, соедините руки на уровне глаз. Носом прочертите линию от одной ладони по руке к плечу. Затем впереди вычертите окружность. Теперь следуйте по второй руке. Повторите в другую сторону.
7. Лежа на спине, обнимите руками одно колено, прижимая его к груди. Вторая нога – в расслабленном состоянии. Представьте, что глаза связаны с бедрами. Дышите глубоко. Пусть подколенные сухожилия хорошо растянутся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2015-2016 учебный год
Аннотацияк Рабочей программе учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта...
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта
Данная адаптированная рабочая программа построена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного обучения «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и отвечает требован...
Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «К школе – готовы!».
Формирование знаний детей о школе, закрепление названий и назначения учебных принадлежностей; обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связ...
Конкурс-игра по развитию речевого слуха с детьми старшей и подготовительной к школе группы, имеющими нарушения слуха.
Конкурс-игра по развитию речевого слуха с детьми старшей и подготовительной к школе группы, имеющими нарушения слуха. Цель: совершенствовать произносительные навыки детей, речевое дыхание; развив...
План работы по самообразованию на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми подготовительной к школе группе»
План работы по самообразованию...
План самообразования на тему: «Использование народного фольклора с жанром чабыр5ах в работе с детьми дошкольного возраста»
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе фольклорные формы (загадки, песенки, скороговорки чабыр5ах, пословицы, ...