Выступление на педагогическом совете с темой: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
консультация

Алмаева Елена Николаевна

Важно с ранних лет воспитать ребенка-патриота своей страны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_dou.docx266.09 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете с темой:

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Подготовила: воспитатель Алмаева Е.Н.

Понятие термина «Патриотизм» - в переводе с греческого, означает «соотечественник, родина, отечество», а по отношению к человеку - чувство принадлежности к родине, отечеству, стране, где он родился, и к ее гражданам; любовь к отечеству, преданность, стремление служить ее интересам.

Патриотизм включает в себя:

уважительное отношение к языку своего народа;

заботу об интересах Родины;

осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания и зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Главной целью дошкольного образования в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. 

Задачи:

• Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города

. • Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.

• Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.

 • Воспитывать уважение к труду разных профессий.

• Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.

• Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.

 • Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.

 • Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.

 • Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.

 • Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.

 • Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

Данные задачи решаются ежесекундно во всех видах детской деятельности: на ООД, в режимных моментах (в играх, в труде, в быту), на праздниках и т.д. С чего начинается любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине? Она начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, а затем уже к городу, родному краю, стране.

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников должно проходить по модели: В младшем дошкольном возрасте цель работы - это ознакомление детей с ближайшим окружением. Мы знакомим детей с понятием семья, с взаимоотношениями членов семьи, с детским садом, формируем доброжелательные взаимоотношения со сверстниками, знакомим с правилами поведения детей в детском саду, в общественных местах.

В среднем дошкольном возрасте работа ведется по направлениям: семья, мой детский сад, родной город, достопримечательности, приобщение к истокам русской культуры.

В старшем и подготовительном возрасте основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России.

Реализации поставленных целей и задач по нравственно – патриотическому воспитанию должна помогать и предметно - развивающая среда в группах (т.е. в каждой группе должен быть уголок патриотического воспитания)

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию педагогом используются такие методы и приемы как:

Беседы с детьми о родном городе, о столице нашей родины Москве, рассказы, объяснения;

Чтение художественной литературы;

Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

Просмотр диафильмов, репродукций картин, иллюстраций, презентаций (их рассматривание и обсуждение);

Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством; продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, конструирование, аппликация и т.д.)

Наблюдения за окружающим миром, за трудовой жизнью людей, за изменениями в облике города;

Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для них окружении;

Целевые экскурсии (по территории детского сада, по району, в музей, в театр). Но не всегда можно организовать экскурсию в музей или театр, например при знакомстве со столицей нашей Родины, тут на помощь приходят виртуальные экскурсий. Что такое виртуальная экскурсия? (Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия).

Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах

Личный пример педагога, мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.

В планировании работа по нравственно – патриотическому воспитанию по каждой теме должна включать в себя все виды детской деятельности - ООД, трудовые поручения, экскурсии, по некоторым темам – праздники. Ну и, конечно игры, т.к. основная деятельность детей дошкольного возраста – это игровая деятельность (дидактические, конструкторские, сюжетно – ролевые, народные подвижные игры, игры – забавы и т.д.). Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Все мы знаем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимы «живые» наглядные предметы и материалы для ознакомления детей с бытом, традициями (это и знакомство с национальным костюмом, старинной мебелью, посудой, и т. д.). Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в ДОО. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, поэтому одним из методов реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ может быть использован – проектный метод. Темы проектов по нравственно – патриотическому воспитанию могут быть разнообразны, но они должны соответствовать возрасту детей, их интересам. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

 Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому педагогам нужно просвещать родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей и привлекать к активному участию в деятельности дошкольного учреждения

2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: "Духовно – нравственное воспитание и семейные ценности в психолого-педагогических воззрениях святителя Феофана Затворника".

Выступление на педсовете на тему: "Духовно - нравственное воспитание и семейные ценности в психолого - педагогических воззрениях святителя  Феофана Затворника". Этот материал будет интересен не только...

Материалы к педагогическому совету по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе знакомства с историей и культурой родного края".

Представлены материалы к игре-викторине "Родной край люби и знай", в ходе которой педагоги смогут уточнить и пополнить свои знания о культуре и истории родного края....

Выступление на педагогическом совете "Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольников"

Выступление об основных направлениях инновационной деятельности в области физического воспитания в ДОУ....

Педагогический совет на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

laquo;Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». ...

Педагогический совет на тему «Нравственно - патриотическое воспитание в ДОУ при реализации ФГОС ДО»

Цель: Систематизация знаний педагогов об организации образовательнойдеятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотическоговоспитания. Использование нетрадиционных технологий в раб...

Выступление на методическом совете №2 тема: «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ из опыта работы»

Выступление на методическом совете №2 тема:«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ из опыта работы»...