"Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей".
статья (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей
(из опыта работы воспитателя ДОО)
«Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» (Л. С. Выготский). Сюжетно-ролевая игра − ведущая форма деятельности детей 3-7 лет, в которой они в специально созданных, воображаемых условиях примеряют на себя функции взрослых, воспроизводят их деятельность и социальные отношения. С помощью совместной сюжетно-ролевой игры у детей вырабатываются различные навыки и умения, разнообразные действия и виды деятельности, происходит становление отдельных психических процессов, развитие личности в целом. Они познают окружающий мир, учатся вступать в контакт и вести диалог с собеседником, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей. В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, заботы и внимания друг к другу.
Так как ребёнок пока не в полной мере познал окружающий его мир, сам научиться играть в сюжетно-ролевые игры он не может (или игры его будут бедны по содержанию). Успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога. Л.С. Выготский настаивал на ведущей роли взрослого в игре ребенка. Он указывал на необходимость помощи ребенку в решении проблем, возникающих в зоне ближайшего развития, что имеет обучающее значение. При этом детям нельзя давать рецепты игры. Воспитатель лишь помогает им в организации и ходе игры, при необходимости советует, исправляет ситуацию торможения в сюжете игры, применяя методы как прямого, так и косвенного педагогического руководства, стараясь дать детям больше самостоятельности. Ребята постепенно учатся сами управлять игрой, организовывать ее. По отношению к игре в педагогическом процессе необходимо различать две тесно связанные составляющие: самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений и совместную игру воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения.
Воспитанникам нашей группы-4-5лет. Основная задача для развития сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста-переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры. Процесс самостоятельной игры у детей пятого года жизни носит хаотичный характер, но при этом они уже неплохо воспроизводят интонацию, мимику, жесты людей, подражают животным, пытаются использовать нормы этикета, стремятся сохранить логику действий. Расширяется тематика игр, усложняются сюжеты. Ролевой диалог становится более длительным и содержательным. Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители, легко дают им словесные обозначения. Руководство играми детей средней групп, в том числе, проявляется в обогащении содержания игр и обогащении сюжетов, в формировании умения играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения (развивать умение считаться с интересами товарищей). Используя косвенные методы руководства игрой, мы подводим детей к самостоятельному созданию игровых замыслов, к планированию, к созданию элементарного замысла игры.
Предложенное Е.В Зворыгиной и С.Л. Новосёловой комплексное руководство развитием сюжетно-ролевых игр дошкольников включает в себя четыре взаимосвязанных компонента (направления деятельности):
1) Обобщение и обогащение жизненного опыта детей (беседы, рассказы воспитателя, чтение художественной литературы, целевые прогулки, наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, посильное участие детей в трудовых действиях взрослых, продуктивные виды детской и совместно со взрослым деятельности и т.д.)
2)Обогащение игрового опыта детей (при планировании совместной с детьми игровой деятельности следует использовать следующие близкие по персонажам и тематическому содержанию к планируемой сюжетно-ролевой игре виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, пальчиковые, строительно-конструктивные).
3)Активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр (общение
взрослого с ребенком способствует формированию прогрессивных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач; в среднем дошкольном возрасте это -развертывание сюжета как цепочки ролевых действий (ролевых диалогов).
4) Создание развивающей предметно-игровой среды (её насыщенность должна наталкивать ребёнка на новые игровые замыслы; для создания атрибутов привлекаются дети).
Основываясь на подобных теоретических и практических аспектах, организация сюжетно-ролевых игр с детьми средней группы является одним из ключевых составлявших элементов успешного проведения мероприятий данного вида. Работа педагога по организации сюжетно-ролевых игр должна быть системной и комплексной. Педагогом составляется перспективное планирование сюжетно-ролевых игр, циклограмма планирования сюжетно-ролевой игры. Необходимо продумать приёмы мотивации дошкольников к игре, разработать прописать примерные сценарии игр, план. В сценарий следует включить проблемные игровые ситуации, направленные на самостоятельное решение игровой задачи. При педагогической разработке плана игры необходимо стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка, определить предполагаемые роли и средства игровой организации. Педагог должен учитывать, что важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой игры- это создание воображаемой проблемной ситуации. А развитие её должно происходить в зависимости от фантазии детей. Следует продумать, как сохранить интерес воспитанников к проведению сюжетно-ролевой игры, а так же наиболее вероятную её концовку, которая, помимо прочего, должна включать обсуждение её результатов. При этом предоставить детям возможность самим рассказать о наиболее интересных и важных для них эпизодах игры. Запланированный сюжет для детей должен выглядеть импровизацией – интересными предложениями, вносимыми по ходу игры партнером – взрослым.
Выбор игры в средней группе определяется конкретной воспитательной задачей. Для того, чтобы заинтересовать детей игрой, нужно продемонстрировать ребятам образец интересного ролевого поведения. Воспитатель вступает с детьми в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Для этого игра должна развертываться особым образом, так, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета. Это произойдёт при соблюдении воспитателем двух условий:
1. Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными.
2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете, а взрослый последовательно менял свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предлагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Если у ребенка возникают собственные предложения в ходе игры необходимо их принять и использовать, включив в общую схему сюжета. Важно уметь охватить формирующими воздействиями сразу несколько детей – играть с небольшой подгруппой. Роли в игре сменяются аналогично при введении новых сюжетных ситуаций. Вовлечение детей в игру осуществляется педагогом только по их желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры. Такое взаимодействие в игровой деятельности способствует проявлению самостоятельности детской деятельности.
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности. В средней группе, при условии правильного педагогического руководства, игры с предметами постепенно трансформируются в игры со сверстниками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...
Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей из опыта работы воспитателя младшей группы
Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей из опыта работы воспитателя младшей группы...
Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей
из опыта воспитателя средней группы...
Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.
laquo; Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» В.А.Сухомлинский...
Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей (из опыта работы воспитателя старшей группы)
Актуальность: Суть статьи заключает в придумывании ребёнком вымышленной ситуации, выборе атрибутов и действии в соответствии с замыслом. Среди множества источников интереса детей к процессу изучения -...
«Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей»
Сюжетно-ролевая игра-это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста.В чём её особенность.Основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры.Организация игры в младшей группе....
Технология организации сюжетно-ролевых игр детей ( из опыта работы воспитателя подготовительной группы)
Тема развития сюжетно-ролевой игры не теряет своей актуальности и в наши дни,т.к игра является ведущим видом деятельности детей ддошкольного возраста.Игра - подлинная социальная практика, ...