Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Медведева Олеся Петровна

« Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» В.А.Сухомлинский

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medvedeva_olesya_petrovna_igra.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Медведева Олеся Петровна

Воспитатель,

ГБДОУ№ 34 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга.

Статья на тему:

Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.

Санкт -Петербург

2021

« Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» В.А.Сухомлинский

          Игрой дошкольник живет и дышит, познает мир и готовится к взрослой жизни, она ему более близка и понятна. Недаром авторы подчеркивали, что, «игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». С игрой он познает весь окружающий его мир. Поэтому именно ей уделяется огромное значение в развитие речи ребенка, его воспитании и взрослении. Особое место в игровой деятельности дошкольников, по мнению многих авторов, занимает сюжетно-ролевая игра. Чтобы выявить влияния сюжетно-ролевой игры на составления рассказов из опыта детьми старшего дошкольного возраста, рассмотрим функции сюжетно-ролевой игры и установим связь между игрой и речью детей.

Сюжетно-ролевая игра является отражательной деятельностью, основной ее источник – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Центральным звеном сюжетно-ролевой игры будет являться мнимая или реальная ситуация, которая содержится в том, что ребенок берет на себя определенную роль и исполняет ее в игровой обстановке.  С.Л. Рубинштейн характеризовал сюжетно-ролевую игру как тип игры, который стимулирует наиболее самопроизвольное проявление ребенка, и вместе с тем она основывается на взаимодействии ребенка с взрослыми Для сюжетно-ролевой игры свойственны следующие черты: эмоциональная яркость, энтузиазм детей, самостоятельность, энергичность, творчество. Согласно концепции Д.Б. Эльконина, сюжетно - ролевая игра является проявлением усиливающейся связи ребёнка старшего дошкольного возраста с социумом. Проявление социально-ролевой игры связано не с действием внутренних, прирожденных, подсознательных сил, а с совершенно реальными условиями жизни ребёнка в обществе.

         Виды сюжетно ролевых игр:

  1. Игры на бытовые сюжеты: семья, дни рождения, поход в гости.
  2. Игры на темы, в которых отражается труд людей: школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница.
  3. 3.Игры на героико-патриотические темы: войны, космические полеты и прочее
  4. Игры на темы литературных произведений.
  5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок проводит различные манипуляции с куклами.

Можно выделить следующие особенности сюжетно-ролевой игры детей в старшем дошкольном возрасте:

1. Игра имеет замысел, который строится на таких характеристиках как устойчивость, развитие, динамика.

2. Важно совместное планирование игры детьми как процесс.

3. В сюжетно-ролевой игре проявляется высокий уровень игрового творчества, формируется перспектива игры.

4. В коллективе детей происходит совместное моделирование разнообразных взаимоотношений между людьми.

5. В коллективе детей происходит совместное построение развития сюжета игры.

6. Важным моментом является ролевое взаимодействие, содержание, применение разнообразных средств выразительности.

7. Речь дошкольника так же занимает значительное место в реализации его роли в игре.

8. Важно применение предметной среды.

 9. В коллективе детей при ведении сюжетно-ролевой игры становится важным соблюдение правил.

В ролевых играх дети входят в контакты между собой и по личной инициативе имеют возможность формировать свои взаимоотношения в существенной степени независимо, сходясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.

Сюжетно-ролевая игра имеет определенные структурные компоненты– сюжет; – содержание; – роль. Сюжет игры – это та область действительности, которая отображается детьми. Содержание сюжетно-ролевой игры воспроизводится ребенком при помощи той роли, которую он на себя принимает. Роль является средством осуществления сюжета и основным элементом сюжетно-ролевой игры. Для ребенка старшего дошкольного возраста роль – это его игровая позиция. На протяжении дошкольного детства формирование роли в сюжетно-ролевой игре совершается от осуществления ролевых действий к  ролям-образам.

         В сюжетно-ролевой игре реализовываются два вида взаимоотношений – игровые и реальные– игровые отношения – это отношения по сюжету и роли; – реальные взаимоотношения – это отношения детей как партнеров, товарищей, которые исполняют совместное дело. Сюжетно-ролевая игра оказывает существенное воздействие на формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Ребенок начинает понимать и не теряться в объяснениях тех или иных действий людей. Постигая систему человеческих взаимоотношений, он начинает осмысливать свое место в ней. В игре дети обучаются общению друг с другом, навыкам подчинять свои увлечения интересам других. В этой связи, сюжетно ролевая игра содействует формированию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, повиновения правилам формируется собственно в сюжетно-ролевой игре, а потом выражается и в остальных типах деятельности. В сформированной сюжетно - ролевой игре с ее трудными сюжетами и ролями, которые основывают обширный простор для импровизации, у детей развивается творческое воображение В обстоятельствах игрового и реального общения со сверстниками ребенок неизменно встречается с необходимостью использовать на практике постигаемые нормы поведения, адаптировать эти нормы и правила к всевозможным отдельным ситуациям. В сюжетно-ролевой игре постоянно появляются ситуации, призывающие к координированию действий. В данных обстоятельствах дети далеко не всегда отыскивают необходимые варианты поведения. Зачастую между ними зарождаются конфликты. Продолжительность конфликтов у дошкольников находятся в зависимости от постигнутых ими образцов семейного общения. Тем самым приобретение опыта содействует развитию социально-коммуникативных навыков ребенка- дошкольника. Вместо взрослого регуляторами сюжетно-ролевой игры и игр с правилами в старшем дошкольном возрасте становятся сверстники. Они сами распределяют роли, следят за выполнением правил игры, наполняют сюжет соответствующим содержанием. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, тем, что в ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры – при обсуждении содержания, распределении ролей, игрового материала – дети учатся учитывать интересы партнеров по игре, сочувствовать, уступать, вносить вклад в общее дело.

Согласно мнению А.Н. Харчевниковой, ролевые игры детей старшего дошкольного возраста не просто имитируют окружающую жизнь ребенка, они являются выражением свободной деятельности детей. Ведь сочиняя и копируя определенные действия, дошкольники проявляют свой характер, свое осмысление жизни. Сюжетно-ролевую игру не стоит считать только экспериментальной площадкой, на которой дети пробуют, подвергают рассмотрению сведения о жизни, в данном виде игры происходит выработка потребностей ребенка, переосмысление окружающего мира. Также основываясь на мнении Д.Б. Эльконина, стоит отметить, что игра по своей сути имеет социальную природу. Сюжетно-ролевая игра имеет определенные структурные компоненты: – сюжет; – содержание; – роль. Сюжет игры – это та область действительности, которая отображается детьми. Дети старшего дошкольного возраста уже осознанно подходят к выбору сюжета, первоначально его обсуждают, на примитивном уровне планируют развитие содержания. В последующей деятельности формируются новые сюжеты, это происходит при формировании новых впечатлений, которыми могут служить чтение книг, просмотры фильмов, рассказы взрослых . Игра, является видом деятельностью, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которой складывается и совершенствуется самоуправление поведением ребенка. В процессе игры вовлекается вся личность ребенка, совершенствуются познавательные и логические процессы, удовлетворяются потребности и интересы. Сюжетно-ролевая игра является отражательной деятельностью, основной ее источник – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Центральным звеном сюжетно-ролевой игры будет являться мнимая или реальная ситуация, которая содержится в том, что ребенок берет на себя определенную роль и исполняет ее в игровой обстановке. Сюжетно-ролевая игра оказывает существенное воздействие на развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Ребенок начинает понимать и не теряться в объяснениях тех или иных действий людей. Возможность сюжетно-ролевой игры в развитии социально-коммуникативных навыков в дошкольной образовательной организации велика, это проявляется в:

  • – развитии отношений со сверстниками в сюжетно-ролевой игре;
  • – усвоении своей роли в группе;
  • – возможности попробовать себя в разных ролях или той деятельности;
  • – построении эффективной связи и взаимодействий;
  • – создании условий для развития социально-коммуникативных навыков.

 Также важно учитывать факт специально организованной игровой деятельности и деятельности в дошкольной образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. В данный период дети приобретают первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отнош...

«Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий»

В статье описан практический опыт по процессу оптимизации подготовки старших дошкольников к сюжетно-ролевой игре....

Презентация " Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий"

Описание опыта работы по использованию инструментов бережливых технологий в организации сюжетно-ролевой игры....

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «День рождения - сюрприз»          Программное содержание: Продолжать обогащать содержание игры «День рождения», побуждать де...

Новые информационные технологии в педагогическом процессе ДОУ реферат на тему:" Создание социально - педагогических условий для развития партнерских отношений в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ"

     Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерыв...

Бережливые технологии «Сокращение времени при организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий»

laquo;Сокращение времени при организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий»...

Консультация для педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста»

Сюжетно-ролевая игра является наиболее значимой для личностного развития детей дошкольного возраста при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими людьми, природой....