Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей
статья (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Курощенкова Т.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад №82 Петроградского района
Санкт-Петербурга
Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей (из опыта работы воспитателя средней группы)
Часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово «игра» ассоциируется с чем-то неповторимым, радостным. Но игра- это развлечение и времяпровождения, вызывающее массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша. Игра-это умение весело и непринуждённо учиться. Учится видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить, творить. Игра приходит в мир ребёнка от любящих родителей.
Положительных результатов в организации сюжетных-ролевых играх можно добиться, действуя только в тесном контакте с родителями. Я беседовала с родителями о том, какие игрушки лучше покупать детям, какую необходимую ценность может иметь та или иная игрушка, от каких покупок игрушек лучше воздержаться. Провела родительское собрание на тему «Значение игры в жизни ребёнка», оформила стенд «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребёнка», подготовила папки –передвижки.
Во что играют дети? Если внимательно присмотреться к играм дошкольников, становится ясно, что они играют в «настоящую жизнь», конечно, жизненный опыт, возможность понять, оценить многие явления у разных детей по возрасту разные.
Цель проведения сюжетно-ролевой игры в средней группе-формирование в ребёнке способностей к разнообразному ролевому поведению.
Задачи проведения сюжетно-ролевой игры в средней группе
- Развитие коммуникативных способностей
- Формирование умения самостоятельно распределять роли, подбирать предметы для игры.
- Обогащение социального опыта детей.
- Развитие навыка диалогической речи.
Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Педагогическое руководство бывает прямое и косвенное.
Прямое и косвенное руководство организации сюжетно-ролевых игр у детей я осуществляла в следующих направлениях:
- включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)
- вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога).
Приемы комплексного руководства:
Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:
- внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений
- экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми
- создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)
- чтение художественных произведений, драматизация сказок
- наблюдение за играми других детей
-напоминания об интересных фактах из жизни.
Организация предметно-игровой среды
- сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек
- внесение в среду новой игрушки
- изготовление детьми атрибутов для игры
Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:
- ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)
- создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.
Организация воспитателем игр обучающего характера:
- театрализованные игры (обыгрывание заранее придуманный сюжет, без смены ролей в течении игры)
- игры типа «Угадай, кто пришел? » «Угадай, кого я изображаю? »
- дидактические игры «Кому что нужно для работы»…(для закрепления знаний о профессиях)
Создание игровой проблемной ситуации: - с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек) - с помощью активизирующего общения педагога с детьми.
- поощрение
- привлечение в игру малоактивных детей.
Дети 4-5 лет начинают разграничивать людей по половой принадлежности, поэтому в картотеке воспитателя средней группы должны быть сценарии игр для девочек и для мальчиков. Подготавливая сценарии воспитатель прогнозирует разыгрывание таких сюжетов в игре, чтобы одновременно участвовали и девочки и мальчики.
Заключение: В процессе работы я обратила внимание, что систематическое проведение и организация сюжетно-ролевых игр влияет на развитие коммуникативных данных ребёнка и на умение строить взаимоотношения со своими сверстниками. К 5 годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...
Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей из опыта работы воспитателя младшей группы
Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей из опыта работы воспитателя младшей группы...
Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.
laquo; Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» В.А.Сухомлинский...
Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей (из опыта работы воспитателя старшей группы)
Актуальность: Суть статьи заключает в придумывании ребёнком вымышленной ситуации, выборе атрибутов и действии в соответствии с замыслом. Среди множества источников интереса детей к процессу изучения -...
«Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей»
Сюжетно-ролевая игра-это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста.В чём её особенность.Основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры.Организация игры в младшей группе....
Технология организации сюжетно-ролевых игр детей ( из опыта работы воспитателя подготовительной группы)
Тема развития сюжетно-ролевой игры не теряет своей актуальности и в наши дни,т.к игра является ведущим видом деятельности детей ддошкольного возраста.Игра - подлинная социальная практика, ...
Методическая разработка. Технология организации сюжетно – ролевых игр детей (из опыта работы воспитателя младшей группы).
Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предмета...