Главные вкладки
Экологический паспорт ДОУ.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Экологический паспорт ДОУ
Составила: воспитатель высшей
квалификационной категории
Старкова Инна Юрьевна
Содержание:
1. Информация о ДОУ.
2. Экологическая ситуация района.
3. Характеристика территории детского сада.
4. Влияние ДОУ на окружающую среду.
5. Программы и методики.
6. Дополнительные сведения .
7.Выводы и рекомендации
1. Информация о ДОУ.
Общее количество детей, посещающих детский сад – 272. Общее количество персонала – 45 человек. Количество групп – 8, из них: 3 группы – логопедические. Кадровый состав: заведующая, старший воспитатель, воспитатели – 16 человек, младшие воспитатели – 8, музыкальный руководитель – 2, преподаватель по изобразительной деятельности – 1, преподаватель физкультуры – 1, старшая медсестра – 1. В детском саду отсутствует ставка эколога. Занятия по экологии проводят сами воспитатели.
- Экологическая ситуация района.
- Общая характеристика района.
Местонахождение дошкольного учреждения: г. Новосибирск, Центральный район, ул. Державина, 51.
Центральный район выглядит наиболее благополучным в экологическом отношении по сравнению с другими районами города. Главными загрязнителями в городе выступает не промышленность, а энергетика и транспорт; 2/3 загрязнения в атмосфере - от транспортных средств.
К зонам не благоприятной и крайне неблагоприятной экологической обстановки должны быть так же отнесены все транспортные магистрали и прилегающие к ним территории.
На территории Центрального района расположении лесопарковые зоны: Центральный парк, Первомайский сквер.
2.2 Характеристика непосредственного окружения детского сада.
В непосредственной близости к МБДОУ находятся несколько автотранспортных магистралей – это прежде всего Красный проспект, ул. Гоголя, по которым передвигаются в основном легковой и пассажирский транспорт. Наиболее загружены грузовым транспортом – ул. Фрунзе и Ипподромская магистраль. По данным Горком природы имеет место превышение допустимых концентраций таких ингредиентов, как оксид углерода от 1,2 до 2 ПДК – на ул. Фрунзе; оксида азота от0,2 до 3,3 ПДК; пыли – от 2 до 23 ПДК; сажи – от 4 до 6 ПДК – на ул. Семьи Шамшиных.
В связи с этим, сложившаяся экологическая обстановка в районе крайне не благоприятна, следует уделить большое внимание оздоровлению детей.
Рекомендуется познакомить родителей воспитанников с экологической обстановкой в районе и провести разъяснительную работу.
3. Характеристика территории детского сада
- Общие данные:
Год строительства – 1979
На месте детского сада раньше располагался жилой массив (частный сектор).
Общая площадь земельного участка – 9348 м.кв.
Общая площадь основного здания – 2818,4 м. кв. + 127,1 м. кв. (овощехранилище). Детский сад расположен по адресу: г. Новосибирск, Центральный район ул. Державина, 51, внутри жилого массива, остановка метро «им. Покрышкина». МКДОУ д/с № 421 – это отдельно стоящее двухэтажное типовое здание, находится в экологически выгодном месте, т.е. вдали от автомагистрали, окружённое со всех сторон многоэтажными жилыми домами. На территории находится двухэтажная пристройка к детскому саду. В пристройке функционируют следующие помещения: физкультурный зал, плавательный бассейн, соляная пещера, физиокабинет, массажный кабинет, изостудия, зимний сад. Площадь пристройки 1021 м2. Детский сад и пристройка соединяются подземным переходом. Территория возле пристройки оборудована двумя спортивными площадками, которые включают в себя: футбольную площадку, баскетбольную площадку, волейбольную площадку. Территория детского сада озеленена, на участках имеются малые игровые формы, огород.
Территория детского сада ровная, здание находится в центре.
Газоны занимают 75-80 % территории, остальная площадь приходится на асфальтовые и грунтовые площадки, дорожки.
Затененность территории достаточно высока, что в летний период создает благоприятный микроклимат для прогулок. Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит весной и зимой на участке много света.
На территории имеются игровые площадки. Есть спортивная площадка.
Территория детского сада огорожена забором высотой 2м.
В темное время суток территория освещается фонарями дневного света.
- Растительный и животный мир, почвенный покров.
Растительный мир.
На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи – что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия по ознакомлению детей с природой.
Деревьев на участке достаточно много, практически все они в неплохом состоянии. Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и группы деревьев.
Видовой состав деревьев: тополь, береза, рябина, клен, ива, вяз, лиственница, пихта, кедр, елка; ягодные кустарники: черемуха, боярышник; фруктовые деревья: ранетка, декоративные кустарники: сирень, снежноягодник, дерен, желтая акация. В отдельных местах кустарники образуют живую изгородь.
Газоны занимают 75-80 % территории. Культурные травянистые растения многочисленны и вытесняют сорные виды.
Сорные травянистые растения: крапива двудомная, полынь обыкновенная, подорожник большой, одуванчик лекарственный, пырей ползучий, лопух паутинный, осот розовый, бодяг полевой, лебеда раскидистая, пастушья сумка, щавель конский, гравилат городской.
Животный мир.
На территории детского сада встречаются: вороны, сороки, голуби, воробьи, синицы, снегири, свиристели, трясогузки., различные виды насекомых: бабочки, жуки, божьи коровки, муравьи, пчелы, шмели, осы, комары, мошки, пауки, сороконожки. Перечень обитателей не полный и требует дополнительный исследований.
Почва.
На территории детского сада преобладает естественный грунт, в качестве удобрений используется лиственный перегной, привозится песок, земля, есть участки насыпных почв. На территории разбросаны отдельные камни. На игровых площадках вытоптанность составляет 5 %. Данные участки засеяны газонной травой.
- Зонирование территории.
Различные зоны территории детского сада, тропинки, отдельно стоящие пни и вся растительность отмечены на картосхеме. Территория огорожена забором высотой 2м, изолирована от посторонних.
- Загрязнение территории
Запыленность территории низкая, так как огорожена от магистралей рядом высотных домов, деревьев и кустарников, но возможно попадание вредных веществ (твердых и газообразных). Ветровой режим благоприятный, так как с четырех сторон окружен высокими зданиями и деревьями, смягчающими порывы ветра. Основными источниками шума являются автомагистрали. Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником и сотрудниками.
3.5. Характеристика здания и помещений
Здание блочное, этажность здания – 2 этажа. Общая площадь - 2818,4 м.кв. Помещения для занятий – зимний сад, уголки природы в каждой группе детского сада, физкультурный зал, музыкальный зал, кабинет ИЗОдеятельности, кабинет шахматистов, массажный кабинет, соляная пещера, библиотека.
В помещениях групп существует разделение на зоны: выделена зона игр, учебная зона, зона сна, зона уголка природы, столовая. В оформлении групповых помещений и коридоров используются: деревянные спилы, искусственные, живые и засушенные растения, гобелены, картины, панно, рисунки и поделки детей, организована постоянно действующая выставка, организуются ярмарки.
При оформлении внутренних помещений использованы в основном синтетические материалы, моющиеся обои, синтетические ковры, потолочная плитка, мозаичное панно. Из природных материалов использованы: деревянные спилы, сухие ветки, натуральные камни, ракушки, пни.
3.6. Уголок природы и зимний сад
- Обитатели аквариума: гуппи, сомики, гурами, барбусы, неоны, анцитрусы, улитки, тритон.
- Наиболее распространенные растения: сансевьера, фикусы, хлорофитумы, фиалки, бегонии, герань, традесканции, алоэ. Кактусы и другие колющиеся и ядовитые растения в групповых помещениях не содержатся во избежание несчастных случаев. Площадь зимнего сада составляет – 16 м.кв.
- Оборудование и учебные материалы:
В ДОУ есть глобусы, крупномасштабные карты мира, России, зоологические карты. В методическом кабинете детского сада присутствуют таблицы, картины, пазлы и кубики с изображением различных природных зон, времен года, материков, труда человека в природе, диких и домашних животных, модель скелета человека и отдельных органов (органы зрения и слуха), микроскопы, наборы пластиковых фигурок животных разных природных зон и экосистем, включая домашних, В каждой возрастной группе созданы уголки экспериментирования, лаборатории.
На базе дошкольных групп созданы экологические музей камней и ракушек.
В группах имеются интерактивные доски. Также есть музыкальные центры и СД диски с записью голосов и звуков: «Голоса животных и птиц», «Звуки природы» и др. Не выходя из детского сада, дети могут услышать шум моря, лесные шорохи и пенье птиц, стук дождя и журчанье ручья; увидеть различные явления природы.
Наш детский сад имеет коллекцию разных художественных произведений, связанных с природой с целью использования на занятиях, направленных на развитие нравственных и эстетических чувств дошкольников.
Конечно, в достаточной мере педагоги используют изделия народных промыслов: гжельская посуда, дымковские игрушки, жостовские подносы, полховские матрешки, деревянные предметы с городецкой росписью. Для экологического воспитания большое значение имеет хохломская роспись с ее растительным орнаментом.
Холлы детского сада украшают картины природы. Также собраны репродукции отечественной пейзажной классики:
- «Грачи прилетели» А.К. Саврасова
- «Утро в сосновом лесу», «Рожь» И.И. Шишкина
- «Золотая осень», «Март» И.И. Левитана и др.
- Влияние ДОУ на окружающую среду
Отходы: за день выбрасывается приблизительно 30 кг отходов (в основном пищевых).
Отопление центральное. На зиму производится утепление окон и дверей во всех помещениях.
Используемые химические вещества: хлорамин – используется для дезинфекции. Хранится в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой, при необходимости передается младшим воспитателям. Так же используются стиральные и моющие порошки, горчица.
Вся дезинфекция помещений, борьба с грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ-станцией.
- Программы и методики
5.1- Организацию образовательного процесса на данном этапе определяет:
- Основная общеобразовательная Программа дошкольного образования (Педсовет № 1 от 28 августа 2015 г.).
- Комплексной программой, реализуемой в ДОУ, является примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.
Программа содержит курс ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программы ориентируется на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирования навыков ухода за обитателями уголка природы. В настоящее время это является недостаточным для реализации стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания. Поэтому используется
- Программа «Экологическое воспитание дошкольников», автор С. Н. Николаева, 1994 г. С целью перехода от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. Данная программа ориентирована на формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые находятся в ближайшем окружении ребенка, являются его малой родиной, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
5.2 Используемая методическая литература.
Продолжая работу по созданию соответствующей развивающей среды, в ДОУ были приобретены разные книги экологической направленности: справочные, методические, детские, художественного содержания.
Например:
- «Растительный мир нашей Родины» В.В.Петров
- «Планета – наш дом» И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская
- «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников» С.Н. Николаева, И.А.Комарова
- «Загадки мира животных» М.Н. Сигимова
- Энциклопедический материал серии «Все обо всем» и многое другое.
5.3 Дидактические материалы:
Экологические игры:
«С какого дерева листок»
«Лишний предмет»
«Грибы, овощи и фрукты»
«Парочки насекомые»
«Парочки растения»
«Природные и климатические зоны планеты»
«Где что растет»
«Времена года»
«Зоологическое лото»
«Экологические кубики»
и многие другие.
5.4 Основные направления работы
В течение года с детьми проводится организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах по экологии, экологические праздники и театрализованные экологические представления, выставки поделок из природного материала. В рамках ДОУ ежегодно проводятся конкурсы на лучший цветник, уголок природы, огородное пугало.
Ежегодно на базе МКДОУ проводится творческая мастерская для педагогов Новосибирской области «Предметно-развивающая среда ДОУ».
На базе МКДОУ проходит педагогическая практика студентов колледжа №1 им. А.С.Макаренко.
На Всероссийской научно-практической конференции «Реализация ФГОС: результаты и проблемы» в марте 2015г. был размещен стендовый доклад воспитателя Старковой И.Ю. «Экологическое воспитание дошкольников в условиях мегаполиса».
Лауреат окружного этапа городского конкурса «Сохраним планету» в номинации «Давайте делать добро» 2017 год.
I открытый окружной конкурс экологических плакатов
«Сохраним наш мир»,
посвященный Году экологии 2017 год
В декабре 2016года прошел педагогический совет «Формирование основ экологической культуры в детском саду».
Работа с родителями: анкетирование, консультации, участие в оформлении цветников и уголков природы, экологических мероприятий ДОУ.
5.5 Связь с другими организациями города и района:
- Дополнительные сведения
Заболеваемость детей в 2013-2014 году составила 20,9%, в 2014-2015 году составила 23,5%, в 2015-2016 году составила 23,8%.
Показания заболеваемости в последние годы стабилизировались, благодаря:
1 Повшенному вниманию физкультурно-оздоровительной и просветительской работе с родителями и педагогами по здоровье сбережению детей.
2 Проведению лечебно-профилактических процедур, которые не допускают заражения ребенка в осенне-зимний период (посещение бассейна, соляная пещера, солевые лампы, кислородный коктейль, бактерицидная лампа, витаминизация).
3 Успешному вакцинированию.
4 Применению физиоаппаратуры для лечения заболеваний на ранних стадиях.
- Выводы и рекомендации
Выводы и рекомендации, основанные на информации об экологической ситуации в районе.
В городе систематически ведется работа, направленная на снижение загрязнения атмосферы. Существенно сократилось вредное влияние автотранспорта после перевода его в 2000 году на неэтилированный бензин и малосернистое дизельное топливо. Это в частности на 90 % избавило горожан от выбросов автомобилями свинца. Муниципальный транспорт оснащается оборудованием, где в качестве моторного топлива используется сжатый природный газ, что позволяет сократить выбросы оксида углерода в 5 раз, оксидов азота и углеводородов— вдвое, а канцерогенных веществ почти в 100 раз. За последние годы в Новосибирске прошли экологический контроль более 100 тыс. автомобилей. На ТЭЦ постоянно проводятся работы по росту КПД котлоагрегатов, улучшению газоочистки, повышению эффективности золоулавливания, а также подавлению пьшения золоотвалов. Введение новых технологий на ряде промышленных предприятий наряду с усилением технологической дисциплины позволило уменьшить загрязнение воздуха в городе.
Актуальной экологической проблемой города является качество воды в её источниках, В реках Обь и Иня большая часть загрязнений поступает транзитом от «сопредельных территорий». На участке Об и от Барнаула до Новосибирского водохранилища вода характеризуется как «загрязненная». Новосибирское водохранилище, являющееся водоемом с высокой самоочищающей способностью, принимая загрязненные воды с территории Алтайского края, способствует улучшению качества воды до «умеренно загрязненной». Однако и город вносит немалый вклад в общую массу загрязняющих веществ, вследствие неорганизованных стоков. В пределах городской черты проявляется недостаток водоохранных зон. В настоящее время весь организованный и неорганизованный поверхностный сток с территории Новосибирска в объёме более 65 млн. м /год поступает в реки Обь, Иня и их притоки без очистки, загрязняя их взвешенными веществами (27 тыс. тонн/год), нефтепродуктами (1,1 тыс. тонн), плавающими веществами (около тысячи м, органическими и биогенными веществами, а также химическими веществами различной степени вредности, попадающими без очистки в водоемы (20% от общегородского сброса). В 1982 году в городе построены крупнейшие в Сибири очистные сооружения с полной биологической очисткой общегородского стока, а в 1995 году введена вторая очередь загородного самотечного коллектора. Однако до настоящего времени системой ливневой канализации не охвачено около 70% территории города. Поэтому замеры обнаруживают содержание загрязнений вод в городе выше допустимых рыбохозяйственных нормативов.
- Благоустройство и использование территории МКДОУ.
- Территория детского сада достаточно хорошо ухожена. Растительный покров на территории разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. При подборе видов для озеленения территории следует учитывать освещенные и увлажненные зоны.
- Рекомендуется расширить видовой состав культурных растений, разбить новые цветники.
-Создать на территории детского сада экологическую тропы.
-Привлечь родителей к созданию экологической тропы и оформлению прогулочных участков группы.
- Все прогулки с детьми проводить в глубине участка, избегая зон влияния транспортных магистралей.
- Оформление помещения.
Внутреннее оформление детского сада производит благоприятное впечатление. В помещениях есть необходимые условия и оборудование для оологического образования детей. Однако сильно увлечение искусственными материалами. Поэтому рекомендуется применять при оформлении помещений как можно больше природных материалов. По возможности не использовать обои с полимерным покрытием, так как обои с пленочным покрытием не впитывают влагу и не пропускают воздух, что может привести к нарушению воздушно-влажностного режима помещений. Также стараться не использовать и ковры из полимерных материалов, недостатком которых является образование на их поверхности электростатических разрядов. Это приводит к притягиванию пыли к ковру и существенно ухудшает гигиенические условия в помещении. Кроме того, при хождении по таким коврам происходит механическое истирание и разрушение синтетического волокна и образование мельчайших ворсинок, которые поступают в воздух комнаты и могут попадать в верхние дыхательные пути. Следует учесть, что организм ребенка гораздо более чувствителен к неблагоприятным воздействиям, чем организм взрослого человека
7.3. Влияние на окружавшую среду.
Необходимо провести более детальный анализ использования воды и электроэнергии и, по возможности, сократить их потребление. Также необходимо проанализировать состав отходов с целью сокращения их объема.
Организовать сортировку отходов. Возможно использование органических отходов (например, яичной скорлупы) в качестве удобрения.
7.4. Профессиональная и методическая база
Для проведения занятий с детьми и организации методической работы необходимо ввести ставку эколога. Возможен обмен опытом с другими дошкольными учреждениями г. Новосибирска, занимающимися аналогичными проблемами.
Пополнить существующий книжный фонд периодическими изданиями. "Свирель" (экологический детский журнал) и "Вестник АсЭКО (методический журнал). Регулярно проводить семинары по экологическому образованию среди педагогического состава, рекомендовать педагогам пройти повышения квалификации НИПиКРО на кафедре экологического воспитания под руководством М.Н. Сигимовой.
Посвятить ряд родительских собраний экологическим вопросам; привлечь внимание родителей к оздоровлению детей. Продолжать заинтересовывать их в проведении работ по благоустройству территории детского сада.
7.5. Медицинские работники МБДОУ рекомендуют:
1. Продолжить уделять повышенное внимание физкультурно-оздоровительной и просветительской работе с родителями и педагогами по здоровье сбережению детей.
2. Своевременно проводить лечебно-профилактические процедуры (проветривание, кварцевание помещений, закаливающие процедуры, соляная пещера, кислородный коктейль, фито чай, витаминизация).
3. Повысить контроль особенно в сезон повышенной заболеваемости. Необходимо уделять внимание утренним приемам детей, своевременному выведению заболевших детей с целью предотвращения контакта с ними здоровых детей, усиление дезинфекционного режима.
4. Своевременно заниматься организацией диспансерного наблюдения за детьми.
5. Организовывать противоэпидемиологические мероприятия в период эпидемий.
Примечания: паспорт составлен в 2020 году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический паспорт детского сада
Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая п...
экологический паспорт ДОУ
Данный материал послужит образцом, опираясь на который можно оформлять собственные материалы по экологическому воспитанию....
экологический паспорт
Экологический паспорт2012г.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №61141370 Московская область, Сергиево-Посадский район, город Хотьково...
Экологический паспорт
Здесь представлен описательный материал объектов экологической тропинки, дающих большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников...
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПАСПОРТУ
ОПИСАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДОУ...
Экологический паспорт дошкольного учреждения
Экологический паспорт дошкольного учреждения...