экологический паспорт ДОУ
материал по теме
Данный материал послужит образцом, опираясь на который можно оформлять собственные материалы по экологическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экологический паспорт ДОУ | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ МКДОУ
ДЕТСКИЙ САД № 7 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
г. ВЕТЛУГИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Общее количество детей посещающих детский сад - 122
Общее количество персонала - 34
Количество групп - 6, из них -2 группы раннего возраста, 2 группы младшего возраста от 3 до 4-х лет, средняя и старшая группы Кадровый состав МКДОУ: заведующая, старший воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, старшая медсестра, воспитатели, младшие воспитатели.
1. Экологическая ситуация района
1.1 Общая характеристика района.
Местонахождение дошкольного учреждения: Нижегородская область,
г. Ветлуга, микрорайон ,д. № 18. Экологическая обстановка в районе, где расположен ДОУ характеризуется как удовлетворительная. Промышленные предприятия города находятся на достаточном отдалении от территории детского сада. Единственным источником загрязнения можно считать близкое расположение центральной котельной, но со строительством новой котельной с режимом работы по современной технологии и этот источник будет сведён к минимуму. Транспортные дороги, проходящие рядом с детским садом являются второстепенными. По периметру расположения автодороги проходит полоса зелёных насаждений, предохраняющих территорию детского сада от проникновения выхлопных газов проезжающего мимо транспорта.
Состояние здоровья детей ДОУ.
По медицинским показаниям состояние здоровья у воспитанников детского сада в целом удовлетворительное. Основное распространение имеют сезонные заболевания, такие как ОРЗ и ОРВИ.
1.2.Характеристика непосредственного окружения детского сада.
ДОУ расположен в жилом секторе города, в ближайшем окружении находятся районная больница, детская поликлиника, аптека, магазин, детский сад №5, подъездные дороги к жилым домам и к детскому саду. Главными загрязняющими объектами являются: близкое расположение центральной котельной , подъездные дороги .
По периметру ограждения детского учреждения с наружной стороны проходит санитарная зона в виде зелёного газона, и полоса хвойных и лиственных деревьев с внутренней стороны.
2. Характеристика территории дошкольного учреждения. 2.1Общие данные.
Детский сад построен в 199О году.
Общая площадь территории детского сада - 5779,06 кв.м. Общая площадь здания 1182,30 кв.м - Площадь хозяйственной территории - 455 кв.м Территория учреждения сформирована в соответствии с картосхемой, где есть спортивная площадка, игровые площадки для каждой группы с отдельным входом. Все площадки оборудованы верандами для прогулок в ненастную погоду, а также игровым оборудованием, выполненным из экологически чистого материала, в основном из дерева хвойных и лиственных пород. Игровые площадки разделены между собой декоративным деревянным забором, высотой 0,5 метра, вдоль которого высажена живая изгородь из растений кустарниковых пород: сирени, садового подснежника, декоративной вишни. На каждом участке имеются небольшие цветочные клумбы, оживляющие и украшающие не только общий, но и индивидуальный ланшафт каждого участка. По периметру здания разбиты цветочные клумбы, грядки для выращивания овощей взрослыми и детьми. С южной стороны здания высажены фруктовые деревья и ягодные кустарники. Подходы к зданию и игровым площадкам имеют асфальтное покрытие, узкие полосы грунта между асфальтированными дорожками и игровыми участками выполняют роль газонов. Растущие на территории детского сада деревья создают благоприятный микроклимат для прогулки детей в летний период года. При оформлении участка зелёными посадками учитывалось сохранение светового режима, поэтому в централь-ной части высажены деревья лиственных пород. Вся территория детского сада огорожена деревянным забором высотой 1,5 метра. В тёмное время года близлежащая к зданию территория освещена с двух сторон прожекторами.
В ДОУ имеется поливочный шланг, что позволяет использовать его для полива растений При сухой и жаркой погоде проводится полив территории 2 раза в день .
Ежегодно , весной, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок соответствует гигиеническим нормативам по паразитическим , микробиологическим , санитарно-химическим ,радиологическим показателям. В отсутствии детей песочницы закрываются крышками.
2.2 Растительный и животный мир, почвенный покров. Растительный мир.
Схема посадок видового состава деревьев, кустарников, цветов на территории участка детского сада выполнена с учётом программных требований по экологическому воспитанию детей. Присутствие на участке различных жизненных форм растений даёт воспитателям возможность проводить на открытом воздухе разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке много, их возраст 15 – 2О лет, все они находятся в хорошем состоянии. Во избежании травм среди детей низкорастущие сучки и ветки удалены до безопасного расстояния. Видовой состав деревьев: берёза бородавчатая, рябина обыквенная, клён платанолистный, сосна, ель, ива остролистная. Фруктовые деревья: яблони, вишни (кустарниковая, древовидная), черёмуха. Кустарники: рябина черноплодная, сирень обыкновенная, чубушник (семейство гортензиевых) кустарниковый подснежник. Культурные травянистые растения присутствуют в оформлении клумб, рабаток, газонов. На оставшейся свободной территории произрастают дикорастущие виды трав: крапива двудомная, ромашка пахучая, полынь обыкновенная, подорожник большой, одуванчик лекарственный, лебеда раскидистая, пастушья сумка, сурепица обыкновенная, лапчатка гусиная, донник белый, жёлтый, звездчатка средняя, клевер луговой, спорынья пурпурная. На территории имеется небольшая альпийская горка.
Животный мир.
Животный мир на территории детского сада в разное время года представлен самыми разнообразными обитателями. Самое благоприятное время для изучения местной фауны-весна, лето, осень, где дети имеют возможность вести наблюдение за самыми разнооб-разными её представителями: насекомыми - бабочками, жуками, пчёлами, шмелями, осами, муравьями, пауками. Разнообразен в летнее врем я мир пернатых: грачи, трясогузки, малиновки, щеглы, коноплянки, скворцы, стрижи, ласточки. Некоторые виды птиц выводят потомство в искусственных домиках, а также в зарослях кустарников. Для изучения пернатых в зимнее время на участке построен птичий столб, где дети с помощью родителей мастерят и вывешивают кормушки самых разнообразных конструкций. Ежедневно в кормушки насыпается корм, которым лакомятся зимующие птицы: галки, воробьи, синицы, снегири, зеленушки, сойки, голуби, свиристели.
Почва.
Благоприятному росту и здоровому виду растений способствуют натуральные супесчаные и суглинистые почвы. Опадающая и перегнивающая листва является натуральным естест венным удобрением. Для игровых целей на участки завозится экологически чистый песок. Территория, где дети ежедневно гуляют имеет плотный песчаный грунт, вытоптанный до 2О%. Уплотнение грунта можно наблюдать также вблизи деревьев, где часто играют дети. Там где разбиты клумбы, рабатки, газоны, овощные грядки почва рыхлая, мягкая. Для улучшения структуры и плодородности почвы к основному, естественному составу добавляется привозной торф, песок, а так же перегной листьев, сорной травы.
2.3. Зонирование территории
В зависимости от использования вся территория детского сада разделена на зоны. Для успешного экологического развития детей воссоздан уголок нетронутой природы, где растут деревья и растения лесов средней полосы. На данном участке воссоздан естественный биологический ритм жизни растений и насекомых. Травы на участке сохраняются до полного вызревания, экологическую чистоту почвенного покрова помогают сохранять различные виды жуков и муравьёв. Чтобы не нарушать экологического равновесия на участке проложена экологическая тропа, откуда дети могут наблюдать за природой в её естественном виде. На территории есть зона, где дети с помощью взрослых могут посадить цветочные или овощные растения, ухаживать за ними в период вегетации , цветения, созревания. На территории имеется транзитный проход по асфальтной дорожке, но по правилам устава детского сада находиться на его территории имеют право только воспитанники учреждения, их родители, сотрудники, поэтому всё, что создано на участках бережно сохраняется.
На территории хозяйственной зоны предусмотрено место для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий.
2.4. Загрязнение территории
2.4. Загрязнение территории
Запыленность территории низкая, так как автодороги не являются центральными и отделены от нее несколькими рядами деревьев , но иногда возможно попадание вредных веществ (твердых и газообразных). Деревянный забор пропускает пыль, снег, шум.
Ветровой режим благоприятный, так как участок со всех сторон окружен высокими зданиями и деревьями, смягчающими порывы ветра.
Территория посещается легковыми машинами и грузовиками, привозящими продукты. В результате асфальт загрязняется бензиновыми пятнами, но хозяйственная зона располагается со стороны входа в помещение столовой и имеет самостоятельный въезд с улицы.
Участок в целом чистый. Ежедневно уборку территории утром за 1-2 часа до прихода детей и по мере загрязнения проводит штатный дворник. В хозяйственной зоне оборудована площадка для сбора мусора на расстоянии 20 м от здания и установлены контейнеры с крышками, очистку которых производят коммунальные службы.
3. Оформление помещения
3.1. Характеристика здания и помещений
Здание кирпичное. Этажность здания: 2. Общая площадь здания — 1182кв. м.
Помещения для занятий: музыкальный зал, уголок леса, логопедический кабинет, групповые комнаты .
В помещениях групп существует разделение на зоны: выделены зоны по 4 направлениям (физическое развитие, художественно-эстетическое ,познавательно-речевое, социально-личностное), имеется отдельная зона уголка природы., отдельные спальни. В холле имеется экологическая стена , на которой размещены рисунки с животными и птицами, проживающими в нашем крае, а также - с правилами поведения в природе. «Уголок леса» представлен в виде небольшого отделённого помещения в котором расположено дерево с дуплом , пни , мох , шишки ,поделки из природного материала, плакаты «Зачем нужны деревья в лесу?», «Зачем ходят в лес?» и др. «Диорама времён года» расположенная в коридоре позволяет знакомить детей с временами года и дарами леса , сада, огорода.
В оформлении групповых помещений и коридоров используются рисунки и поделки детей, фотографии с природой родного края , живые растения, натуральные камни, картины .При оформлении внутренних помещений использованы акриловые краски , синтетические ковры.
3.2. Уголок природы
Во всех группах существуют уголки природы с комнатными растениями в соответствии с программными требованиями. Наиболее распространенные растения: хлорофитум, традесканция, фиалки, бальзамин, герань, бегонии. Алоэ, кактусы и др. колющиеся растения в групповых помещениях не держим во избежание несчастных случаев. Животных в уголке природы так же не содержим, так как не позволяют условия для содержания животных, нет отдельного помещения. Знакомим детей с обитателями уголков природы, используя презентации «Наши друзья», «Как ухаживать за рыбками» и т.д. , а так же игрушки (медведь, заяц, змея и др. ), находящиеся в «уголке леса» Создан действующий мини- огород на окне.
Оборудование и учебные материалы: ракушки, семена, кора, листья различных деревьев, коллекция камней, дидактические пособия.
4. Влияние ДОУ на окружающую среду
Отходы: за день выбрасывается приблизительно 20 кг отходов.
Отопление центральное. На зиму производится утепление окон и дверей во всех помещениях.
Используемые химические вещества: хлорамин — используется для дезинфекции. Хранится в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой и передается младшим воспитателям. Также используются стиральные и моющие порошки, сода, горчица. Вся дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ-станцией.
5. Программы и методики
В работе с детьми используются «Программа воспитания и обучения в детском саду»
( под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой ),Николаева С.Н. «Юный эколог
5.1. Используемая методическая литература:
Николаева С.Н.Методика экологического воспитания в детском саду.Москва.Просвещение.2002
Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Москва. 1993
Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе. Москва. 1993
Соломенникова О.А.Экологическое воспитание в детском саду. М.:Мозаика- Синтез.2008
Соломенникова О.А .Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. . М.:Мозаика- Синтез.2007
Соломенникова О.А .Занятия по формированию элементарных экологических представлений во 2 младшей группе детского сада. . М.:Мозаика- Синтез.2007
Соломенникова О.А .Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. . М.:Мозаика- Синтез.2009
Бондаренко Т.Б.Экологические занятия с детьми 5-6 лет.Воронеж ,2002 г.
Шишкина В.А.Прогулки в природу .М..2003 .
Фисенко М.А.Природа вокруг нас. М.,2004 .
Дыбина О.В.Неизведанное рядом. 2004 .
Посылкина Р.Ю.Сказка в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста. М., 2002 г.
Н.А.Рыжова «Не просто сказки. Экологические рассказы , сказки и праздники»Москва 2002
Дидактические материалы:
1)Экологические тетради
2) Экологические игры:
«Что, где растёт»
«С какого дерева листок»,
«Лишний предмет»,
«Одуванчик»
«Грибы, овощи, фрукты».
«Что в корзину мы берём»
«Зоопарк»
«Пирамидки»
«Птицы в природе»
3) Лото:
«Где что растет»,
«Что за птица»,
«Какое время года»,
«Магазин “Семена”»,
«Вершки и корешки»,
«Зоологическое лото».
4) Экологические кубики.
5) Аудиозаписи «Голоса птиц», презентации «Природа нашего края», «Животный мир», «Наши друзья», «Как ухаживать за рыбками»
6)наглядно-дидактические пособия
Муляжи овощей ,фруктов, грибов , ягод
Серия «Мир в картинках»
Морские обитатели. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Ягоды садовые. М.: Мозаика-Синтез, 2005,
Домашние животные. — М.: Мозаика-Синтез, 2006
Домашние птицы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Животные — домашние питомцы. — М.: Мозаика Синтез, 2005,
Животные жарких стран. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Животные средней полосы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Насекомые. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Деревья и листья. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Овощи. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Фрукты. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Цветы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Собаки — друзья и помощники. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Ягоды лесные. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Зима.— М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Осень. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Весна.— М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Лето. — М Мозаика-Синтез, 2005
5.3. Основные направления работы
В течение года в детском саду проходят экологические праздники и театральные экологические представления. Совместно с другими детскими садами проводятся КВН, викторины, конкурсы . С ребятами проводятся занятия по экологии на территории детского сада .В подготовке экологических праздников участвуют родители.
5.4. Связь с другими организациями
ДОУ активно взаимодействует с Ветлужским краеведческим музеем, домом детского творчества, детской библиотекой, больницей, школой. Имеются договора с учреждениями и совместные планы работы. С детьми старшей группы 1раз в месяц проводятся занятия в музее.
6. Дополнительные сведения
Заболеваемость детей (данные на 01. 09. 2011 г. за последние 6 месяцев): ОРЗ (грипп) — 63; бронхит — 1; ангина — 2; скарлатина — 1; в/о — 2; прочие случаи — 15. Общее количество случаев: 84. В среднем пропущено одним ребенком по болезни — 6 дней. Пропущено одним ребенком по желанию родителей (отпуск, санаторий)- 32 дня
7. Выводы и рекомендации
Территория детского сада достаточно хорошо ухожена. Растительный покров на территории достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. Однако следует продумать оформление клумб у входа в здание. Продолжить организацию альпийской горки на территории участка. Заменить имеющийся забор на наиболее прочный.
Внутреннее оформление детского сада производит благоприятное впечатление. В помещениях есть необходимые условия по уходу за растениями, но отсутствуют условия по уходу за животными. Стараться не использовать ковры из полимерных материалов, недостатком которых является образование на их поверхности электростатических разрядов. Это приводит к притягиванию пыли к ковру и существенно ухудшает гигиенические условия в помещении. Кроме того, при хождении по таким коврам происходит механическое истирание и разрушение синтетического волокна и образование мельчайших ворсинок, которые поступают в воздух комнаты и могут попадать в верхние дыхательные пути. Следует учесть, что организм ребенка гораздо более чувствителен к неблагоприятным воздействиям, чем организм взрослого человека.
Составить списки имеющихся комнатных растений и животных с рекомендациями по уходу и использованию в целях экологического образования.
Добавить вьющиеся формы растений.
Паспорт составили :старший воспитатель Постникова Людмила Владимировна
музыкальный руководитель: Муравьёва Наталья Георгиевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический паспорт детского сада
Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая п...
экологический паспорт
Экологический паспорт2012г.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №61141370 Московская область, Сергиево-Посадский район, город Хотьково...
Экологический паспорт
Здесь представлен описательный материал объектов экологической тропинки, дающих большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников...
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПАСПОРТУ
ОПИСАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДОУ...
Экологический паспорт дошкольного учреждения
Экологический паспорт дошкольного учреждения...
Методическая разработка: Экологическая тропа. Экологический паспорт (приложение)
Методическая разработка: «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Представлен материал из опыта работы МБДОУ детский сад "Рябинушка"...