Экологический паспорт дошкольного учреждения
методическая разработка по теме
Экологический паспорт дошкольного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_ekologicheskiy_pasport.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический паспорт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка - детского сада №5 «Чебурашка»
(санаторного с тубинтоксикацией).
Цели и задачи составления экологического паспорта МБДОУ:
1. Оценить готовность МДОУ к работе по проблеме экологического воспитания.
2. Дать оценку экологического состояния района, в котором располагается детский сад.
3. Оценить влияние МДОУ на состояние окружающей среды.
4. Составить перспективу развития экологического образования в дошкольном образовательном учреждении.
5. Создать благоприятные условия для пребывания детей в детском саду, их здоровья.
6. Привлечь внимание родителей к проблемам экологического воспитания.
7. Оценить состояние территории МБДОУ и прилегающей территории.
1.Экологическая ситуация.
1.1.
Местонахождение дошкольного учреждения: г. Новошахтинск, Ростовская область, ул. Горняцкая, д. 23а. Это центральная часть города. Здание граничит с жилым массивом.
а) По климатическим условиям район размещения относится к полузасушливой части Ростовской области, для которой характерны малоснежная зима с сильными ветрами, жаркое лето, резкие колебания сезонных температур, незначительное количество атмосферных осадков, повышенное испарение, относительно низкая влажность воздуха.
Рельеф местности относительно спокойный с общим уклоном на юго-восток.
На подъездной дороге всегда много машин, особенно утром и в середине дня. В дни, которые считаются базарными, количество личных автомобилей увеличивается, потому что подъездная к детскому саду дорога служит стоянкой.
б) Централизованное водоснабжение детского сада осуществляет ОАО «Региональный водоканал «Дон ВК». Учреждение использует воду питьевого качества для хозяйственно-бытовых нужд из сетей городского водопровода. Для приготовления пищи и для питья поставляется бутилированная вода, так как по санитарно-химическим показателям (согласно анализам, проводимым специалистами СЭС) наблюдается ухудшение качества питьевой воды. В группах стоят кулеры, используются одноразовые стаканы.
в) Высокие неудовлетворительные бактериологические показатели питьевой водопроводной воды обусловлены неудовлетворительным состоянием водопроводных сетей, множеством прорывов на сетях, несвоевременностью их устранения.
Снабжение учреждения технической водой не осуществляется.
г) Уровень шумового фона соответствует нормативным показателям, так как территория МДОУ окружена зелеными насаждениями (по данным СЭС).
д) Пробы почвы (по данным СЭС) по санитарно-химическим показателям имеют предельно допустимые концентрации тяжелых металлов и других соединений.
е) Радиационный фон в норме от 5 до 17 микрорентген.
ж) Состояние здоровья новорожденных характеризуется ростом заболеваемости. На первом месте по статистическим данным заболевания нервной системы, невралгии. На втором месте – болезни органов дыхания.
1.2. В ближайшем окружении МДОУ находятся частные жилые сооружения, муниципальные жилые дома, МОУ СОШ №24, «ООО Регионгаз», и ряд других учреждений.
Главными загрязняющими объектами являются:
- мусорные баки;
- подъездная дорога;
- стихийные стоянки автомобилей.
Недалеко от МДОУ располагается городской парк культуры и отдыха с асфальтовыми аллеями для прогулок, зелеными газонами, клумбами. В парке произрастает несколько различных видов деревьев, кустарников и травянистых растений. Парк можно использовать при изучении таких тем, как «Этажи леса», «Растения», «Экосистема - парк», «Наблюдения за растениями» и т.д.
2. Характеристика территории учреждения.
Здание детского сада построено в 1937 году. На территории есть защитная зеленая зона из деревьев и кустарников, зоны для игр и отдыха детей раннего возраста, младше-среднего и старше-подготовительного возраста, цветники, веранды для прогулок в ненастную погоду, уголки нетронутой природы, площадка для спортивных игр.
Общая площадь территории детского сада – 2555 м2,
в том числе:
- площадь застройки – 954,7 м2,
- площадь усовершенствованных покрытий – 148,84 м2,
- площадь грунтовых площадок и зеленых насаждений – 1451 м2.
2.2. Список растений, произрастающих на территории МДОУ.
Культурные:
бархатцы
герань
ирис
календула
настурция
очиток
папоротник
петрушка
петунья
пион
роза
ромашка
салат
хоста
хризантемы
цинния
Однолетние растения периодически меняются.
Дикорастущие травянистые растения:
горец птичий
костер безостый
крапива
ландыш майский
мать-и-мачеха
одуванчик
подорожник
пырей ползучий
ромашка лекарственная
спорыш
тимофеевка луговая
шалфей
Деревья:
акация белая
береза бородавчатая
вяз
ель
ива
сосна
ясень
Кустарники:
сирень
шиповник
дикий виноград
спирея
На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи — это дает возможность проводить разнообразные занятия по ознакомлению детей с природой.
Перечень растений неполный, требует дополнительного изучения.
2.3.Список животных, обитающих на территории МДОУ.
Птицы:
воробей
ворона
галка
голубь
грач
дятел
ласточка
синица
скворец
снегирь
сорока
стриж
трясогузка
Насекомые:
бабочки
божья коровка
долгоносик
жужелица
зеленый клоп
клоп-солдатик
майский жук
муравей
муха комар
оса
пчела
стрекоза
шмель
На территории детского сада обитают пауки.
Также участок детского сада посещают собаки, кошки из близлежащих домов.
Перечень животных также требует дальнейшего изучения.
2.4. Зонирование территории.
На земельном участке выделяют следующие функциональные зоны:
- зона застройки;
- зона игровой территории;
- хозяйственная зона;
- зеленая зона.
Зеленая зона территории детского сада защищает от пыли, шума, ветра, прямых солнечных лучей (в летний период).
Увлажненные участки находятся на востоке и юго-востоке участка детского сада. Затененная зона в летний период охватывает почти всю территорию участка, так как деревья высажены вкруговую. Южная зона открыта для доступа света. На ней располагается спортивная площадка.
Общая площадь зеленых насаждений примерно 1200 м2. Это позволяет детям дышать свежим воздухом, защищает от шума, от прямых солнечных лучей. Затененность территории достаточно высока, что в летний период создает благоприятный микроклимат для прогулок.
Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит, весной и зимой на участке много света. В темное время суток территория освещается фонарями.
На территории детского сада преобладают искусственные покрытия. Удобрения не используются. Остатков мусора на участке нет.
Территория образовательного учреждения закрыта для доступа посторонних лиц с одной стороны деревянным забором, с двух сторон забором из сетки и четвертая сторона – это хозяйственные постройки (прачка, овощехранилище. Осенью автомобили с продуктами питания заезжают на территорию детского сада со стороны овощехранилища не чаще 2 раз в неделю для сдачи овощей, а к парадному входу ежедневно, но простой автомобилей занимает не более 1 часа в неделю.
2.5. Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником. Дети частично привлекаются к наведению порядка на территории своих участков.
Мусоросборника на территории детского сада нет.
3. Характеристика здания.
3.1. МДОУ представляет собой одноэтажное здание.
Характеристика строительных материалов: кирпичное здание с шиферной кровлей. Для строительства были использованы кирпич, бетон, дерево, стекло, чугунные и стальные трубы, перекрытия, ДСП, известь.
Помещения МДОУ: центральный вход, холл, 3 группы, музыкальный зал, 3 спальных помещения, 3 холодных коридора, 3 приемных, кабинет заведующей, медицинский кабинет, бухгалтерия, методический кабинет, учебный класс, кабинет психолога и логопеда, кухня, два складских помещения.
В оформлении групповых помещений и коридоров используются, аквариумы, искусственные, живые и засушенные растения, картины, панно.
3.2.
Коридоры, приемные оклеены обычными обоями, потолки побелены, также в оформлении использовалась фанера, деревянные рейки. Полы в групповых комнатах, приемных, коридорах покрыты линолеумом, в туалетных комнатах керамической плиткой. В групповых комнатах и спальнях также используется ковровое покрытие.
Стены в младше-средней и старше-подготовительной группах оклеены обоями под покраску (рогожкой), в группе раннего возраста – обычными.
Окна в групповых комнатах пластиковые, что помогает снижать уровень шума с улицы.
Групповые комнаты и спальни регулярно проветриваются.
3.3.
Комнатные растения детского сада:
агава
амариллис
аспидистра
бальзамин
бамбук
бегония
герань
диффенбахия
зигокактус
золотой ус
кактус (разные виды)
китайская роза
молочай
нефролепис
пальма финиковая
плющ
рео
сансевьера
стрелолист
толстянка
фиалка узамбарская
фикус
хлорофитум
хойя
циссус
эпифиллюм
Животные уголка природы:
попугай
золотая рыбка
гуппи
Во всех группах оформлены уголки природы.
4. Влияние МДОУ на окружающую среду.
4.1.
Канализация учреждения самотечная, общесплавная, двумя выпусками. Водоотведение производится в городскую канализационную сеть МП ПУ «Водоканал», с последующей очисткой на очистных сооружениях.
Фактический расход воды из городского водопровода:
в год – 1018 м3;
в сутки – 3, 263 м3
Эти цифры не превышают нормативное количество потребления воды нашим учреждением и составляют примерно 46% от нормы.
Водопроводная вода используется хозяйственно-бытовых нужд.
Все водопроводные краны функционируют исправно, ремонт по необходимости проводится своевременно.
4.2. Отопление детского сада централизованное. Окна в групповых комнатах пластиковые, что помогает сохранять тепло в помещениях. В тех помещениях, где окна не заменены тщательно проводится утепление: замазка щелей и оклейка окон.
Температурный режим удерживается за счет кратковременного и длительного проветривания. Групповые и спальные комнаты регулярно проветриваются согласно графика проветривания помещений.
4.3. В детском саду используются лампы дневного света и энергосберегающие лампы. В моечной каждой группы и на кухне установлены водонагревающие баки. Расход энергии соответствует нормативам потребления. Коллектив следит за экономией энергии в течение всего дня.
4.4. Отходы в МДОУ бывают четырех видов:
- пищевые;
- упаковочные;
- строительные;
- хозяйственные.
Строительные отходы появляются, в основном, в летний период во время проведения ремонтных работ. Также как упаковочные и хозяйственные они выносятся на мусоросборники, а оттуда вывозятся мусороуборочными машинами ЖКХ.
Некоторые виды бросового материала используются при изготовлении кормушек, различных поделок и т.д.
4.5. Во время проведения ремонтных работ используются только сертифицированные экологически чистые материалы.
4.6. Используемые химические вещества:
жавелион — используется для дезинфекции. Хранится в медицинском кабинете, выдается по мере необходимости помощникам воспитателей и ими готовится раствор нужной концентрации для обработки оборудования, посуды и т.п.
Также используются стиральные и моющие порошки, сода, мыло для мытья рук.
Определен порядок хранения этих веществ в недоступном для детей месте. Средства предназначенные для уборки и чистки туалета хранятся в шкафу в туалетной комнате, для мытья посуды – в шкафу в моечной. Ответственность за хранение и использование этих средств возложена на помощника воспитателя, медработника и заместителя заведующей по хозяйственной части.
Вся дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится СЭС.
4.7. Количество детей в детском саду – 52 человека.
Персонал – 24 человека.
5. Профессиональная и методическая подготовка.
В основном МДОУ работает по программе Т. Дороновой «Радуга».
При работе по экологическому воспитанию детей используется программа Н.А. Рыжовой «Наш дом природа» и авторская программа А.Ю. Цобехия – педагога дополнительного образования нашего детского сада «Экологическое воспитание дошкольников».
Вся работа по экологическому воспитанию проводится во взаимосвязи с другими специалистами. Организуются выставки, конкурсы, природоохранные акции. С детьми проводятся праздники экологического содержания.
5.1. Используемая методическая литература:
Гусев В. «Животные у нас дома», Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду», Петров И. «Растительный мир нашей родины», Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой», Гусев В.Г., Витте Л.А. «Наши питомцы», Рыжова Н.А. «Невидимые ниточки природы», «Наш дом - природа» и др.
5.2. Дидактические материалы:
Экосистемы.
Экологические игры.
2) Лото:
«Где что растет»,
«Что за птица»,
«Какое время года»,
«Магазин “Семена”»,
«Вершки и корешки»,
«Зоологическое лото».
4) Аудиозаписи «Голоса птиц», «Шумы природы».
5.3. Основные направления работы
В течение года в детском саду проходят экологические праздники С ребятами проводятся занятия по экологии на территории детского сада и в находящемся рядом городском парке.
В подготовке экологических праздников участвуют все специалисты.
5.4. Связь с другими организациями
6. Выводы и рекомендации
6.1. Выводы и рекомендации, основанные на информации об экологической ситуации в районе.
6.2. Благоустройство и использование территории ДОУ
Растительный покров на территории достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. Однако следует окультурить значительную часть газонов, заменив сорные виды на газонные злаки. Отдельные группы сорных растений должны быть оставлены для проведения занятий. При подборе видов для озеленения территории следует учитывать освещенные и увлажненные зоны (они отражены на картосхеме).
Рекомендуется расширить видовой состав культурных растений, посадить лекарственные, пищевые и декоративные растения. Возможна организация альпийской горки на территории участка.
Для привлечения на участок птиц следует увеличить количество кормушек, развесив их на разных деревьях. Кормушки рекомендуется сделать из использованных пакетов из-под молочных продуктов или подобного материала.
7.3. Оформление помещений
Внутреннее оформление детского сада производит благоприятное впечатление. В помещениях есть необходимые условия и оборудование для экологического образования детей. Рекомендуется применять при оформлении помещений как можно больше природных материалов. Составить списки имеющихся комнатных растений и животных с рекомендациями по уходу и использованию в целях экологического образования.
Добавить вьющиеся формы растений и кактусы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный паспорт дошкольного учреждения
Данный материал будет интересен социальным педагогам МБДОУ. Форма для заполнения данных об учреждении...
ПАСПОРТ образовательного учреждения по обеспечению безопасности дорожного движения Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Стеклозаводский детский сад №8 «Солнышко»
МЕРОПРИЯТИЯ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...
Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.
ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...
Выступление в городском методическом объединении по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Нижнекамска
Выступление в городском методическом объединениипо экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Ниж...
экологический паспорт учреждения (корпус № 1) МБДОУ "ДС №2 "Рябинка"
Цели и задачи составления экологического паспорта: 1. Оценить готовность учреждения к работе по экологическому образованию;2. Дать оценку экологического состояния района, на территории кот...
"Экологическая тропа". Экологическое воспитание детей является одной, из основных задач дошкольного учреждения.
Наши дети под присмотром воспитателей трудились и ухаживали за растениями....