В ГОСТЯХ У СКАЗКИ
рабочая программа (старшая группа)

развивать речевые  и формировать коммуникативные способности детей средствами организации  театрально-игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_skazki.docx47.31 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида «Капитошка»

ПЛАН РАБОТЫ

ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА

« В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

                               

                                                                             

ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРУЖОК

« В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Актуальность: Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью.

В нашей группе дети имеют нарушения речевого развития различной сложности. Театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач - развитие речи детей, так, как в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

ЦЕЛЬ:  развивать речевые  и формировать коммуникативные способности детей средствами организации  театрально-игровой деятельности.

Задачи:

  1. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи.
  2.  Развивать диалогическую и монологическую речь, интонационную выразительность речи.
  3. Формировать умение передавать образ героя всеми средствами выразительности: мимика, жесты, поза, движения.
  4. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, ТЮЗ, драматический, театр зверей…)
  5. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности, воображение, творческую инициативу.
  6. Воспитывать коммуникативные качества детей.
  7. Привлекать родителей к подготовке игр-инсценировок.

Структура занятия по театрализованной деятельности:

  • ритмическая разминка: задания, способствующие развитию умения владеть своим телом;
  • речевая разминка: упражнения на дикцию и артикуляцию;
  • упражнения и этюды на развитие речевой интонации;
  • упражнения на мимику и жесты;
  • поэтапное разучивание спектакля: отдельные сценки, диалоги, танцы;
  • уточнение знаний детей о театре, как о виде искусства: по ходу занятия.

Ожидаемые результаты:

-Проявление у детей интереса к театральному искусству, овладение детьми разными видами театральной деятельности.

-Развитие всех компонентов устной речи.

-Развитие психических процессов: мышление, память, воображение,  внимание.

План работы

Дата

Тема ,вид деятельности

Цели и задачи

Сентябрь

       «Что такое театр»

  •  Презентация «Театр»: кукольный, ТЮЗ, драматический
  • Викторина «Что я знаю о театре»
  • Игровой стречинг:  серия игр «Представь, как ты….»
  • Просмотр инсценировки

«Вежливые слова»(Э.Мошковская)

«Театральные профессии»

  • Презентация, рассказ воспитателя
  • Сюжетная игра :

В гостях у сказки К.Чуковского«Телефон»

Познакомить детей с миром театра , формировать представления о видах театра.

Уточнить правила поведения в театре.

Работать над исполнением образных упражнений с помощью жестов и мимики.

Формировать представления детей о театральных профессиях: гример, костюмер, артист, художник-декоратор, музыкант, парикмахер.

Поддерживать интерес к театральному искусству.

Октябрь

«Петрушкин театр»

  • Ритмическая разминка: «Жирафы» (Е.Железнова)
  • Речевая разминка: атрикуляц. упраж.
  • Концерт кукол бибабо

 (дети голосом своего персонажа  читают стихотворение, поют песню, загадывают загадку…)

«Пиктограммы»

  • Ритмическая разминка«Шарики» (Е.Железнова)
  • Речевая разминка:

У ежа- ежата, у ужа- ужата,

У чижа-чижата, у жука- жучата.

  • Знакомство с пиктограммами
  • Упражнение «Покажи мимикой время года»
  • Пантомима по стих-ю «Муравей» З.Александровой
  • Упражнение  «Диалог»(дети в парах ведут диалог от имени персонажей бибабо)

Знакомство со сказкой С.Козлова «Ежик и море»

  • Чтение сказки С.Козлова «Ежик и море»
  • Мимические упражнения «Добрый-злой», «Печаль». «Радость», «Удивление», «Испуг»
  • Ритмическая разминка: танец-импровизация
  • Психогимнастика «Моя мечта»
  • Беседа о мечте и ее значимости в жизни каждого человека
  • Определение понятий: «колючий человек», «колючие глаза». «колючий ветер».

     В гостях у сказки К.Чуковского

               «Муха-Цокотуха»

  • Ритмическая разминка : «Два лягушонка» (Е.Железнова)
  • Речевая разминка :

В темноте шуршал камыш.

Кошка думала, что мышь.

  • Упражнение «Договорим то, чего не придумал автор»
  • Диалог «На базаре»
  • Расскажи стихи с помощью мимики и жестов

Знакомить детей с театром кукол

 бибабо. Учить водить куклу, соотносить слова с движениями.

Развивать диалогическую и монологическую речь, ее интонационную выразительность.

Привлекать детей к режиссерской игре. Воспитывать коммуникативные качества.

Знакомить детей с пиктограммами.

Продолжать учить манипулировать куклами бибабо. Побуждать детей к активному участию втеатрализованной игре. Развивать интонационную выразительность речи, воображение, фантазию, пантомимические навыки.

Расширять представление детей об эмоциях, и связанных с ними физических состояниях. Формировать мотивацию своей мечты Учить описывать различные эмоциональные состояния.Развивать пластичность и выразительность движений, умение двигаться в нужном темпе, ритме. Воспитывать у детей умение общаться.

Привлекать детей к режиссерской игре. Развивать диалогическую и монологическую речь, фонематический слух. Развивать мимику и пластические способности детей, творческое мышление, воображение.Воспитывать коммуникативные качества

Ноябрь

         Пальчиковый театр(знакомство)

  • Ритмическая разминка:

«Тук-ток» (Е.Железнова)

  • Речевая разминка:

Цыпленок и курица

Пьют водицу на улице.

  • Пантомима «Мухи»
  • Пальчиковая гимнастика «Червячки», «Рыбки» (Е.Железнова)
  • Диалоги по р.н. сказкам с творческим заданием:

-Подружи героев сказок;

-Помоги колобку убежать от лисы;

- Попроси героев других сказок вытащить репку

Сказки с помощью рук

  • Ритмическая разминка: « Четыре медвежонка»(Е.Железнова)
  • Речевая разминка:

Цыган на цыпочках

Цыпленку цыкнул: «Цыц!»

  • Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое» (Е.Сикачева)
  • Игра-инсценировка «Веселые
  • превращения»
  • Игра-пантомима «Жадный пес»
  • Пальчиковый театр. Сказка «Как зайчик свою маму потерял

(Е.А.Ульева ,Сценарии сказок для интерактивных занятий)

Театр на ложках

Инсценировка р.н.с. «Теремок»

  • Ритмическая разминка :

«Пугало» (Е.Железнова)

  • Речевая разминка:

Очень целебны и очень полезны

Перец,укроп, горчица, чеснок.

  • Пальчиковая гимнастика

«Мизинчик» (Л.П.Савина)

  • Театр на ложках. Сказка «Теремок»

Театрализованная викторина

  • 1 задание: Игра-пантомима «Заячья любовь» (В.Берестов)
  • 2 задание: «Из какой сказки?»
  • 3 задание: Произнеси фразу с разной интонацией.
  • 4 задание:  Отгадай загадку.
  • 5 задание : Инсценировка.

Познакомить детей с пальчиковым театром.Формировать умение сочетать движения рук с текстом.

Учить интонационно  и выразительно проговаривать заданные фразы. Развивать диалогическую речь детей,коммуникативные способности ,навыки импровизации, творческое воображение, пантомимические способности.

Воспитывать интерес к театрализованным играм.

Расширить знания детей о пальчиковом театре и его разновидностях. Учить показывать сказки с помощью пальцев (как в театре теней).Побуждать детей к инсценировке знакомых произведений. Развивать мелкую моторику пальцев, диалогическую и монологическую речь. Воспитывать самостоятельность и настойчивость.

Познакомить детей с театром на ложках. Развивать навыки владения этим видом театральной деятельности, мелкую моторику рук в сочетании с речью. Воспитывать интерес к различной театральной деятельности.

Побуждать детей к активному общению и участию в театрализованных играх, развивать интонационную выразительность речи.

Воспитывать  умение действовать в команде, дружеские взаимоотношения.

Декабрь

3анятие

4занятие

Знакомство с теневым театром

  • Ритмическая разминка: «Зарядка для хвоста» (сл. Г.Остер, муз.Г. Гладков)
  • Речевая разминка :

Заморозила зима и заборы, и дома.

Сонный сад в снегу стоит.

Сад под снегом тоже спит.

  • Упражнение «Прогулка в зоопарк»( дети озвучивают свои впечатления от увиденных животных с помощью звука –о-, произносимого с разной интонацией)
  • Упражнения на мимику

 «Покажи эмоцию без слов»

  • Просмотр теневого представления

«Комната смеха» сл.Т.Ефимова, муз. Д.Усманова

Теневой театр по сказке «Лиса и журавль»

  • Ритмическая разминка

«Двигаемся и отдыхаем»

  • Речевая разминка:

Пошел спозаранку Назар на базар

Купил там козу и корзину Назар.

  • Кинезиологические игры:

«Ребро-ладонь», «Коза-заяц-вилка», «Лезгинка»

  • Чтение р.н.с. «Лиса и журавль»
  • Показ воспитателем теневого театра  по сказке «Лиса и журавль» с привлечением детей.

Подготовка к новогодним праздникам

  • Ритмическая разминка: танцы и хороводы к утреннику
  • Артикуляционная гимнастика:

«Чашечка», «Футбол», «Маляр», «Лошадка»

  • Речевая разминка:

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

  • Дыхательная гимнастика:

«Музыкальный пузырек», «Снегопад»

  • Индивидуальная работа по развитию речевой интонации при чтении стихотворений.
  • Работа над диалогами по сценкам

Познакомить детей с театром теней.

Дать детям представления о том, что в теневом театре можно разыгрывать представления и  руками,  и с помощью  куклами.

Воспитывать интерес к театру теней.

Продолжать знакомить детей с театром теней. Развивать мелкую моторику кистей рук, творческое воображение. Вызвать желание изготавливать атрибуты к теневому театру Воспитывать усидчивость, интерес к разным видам театральной деятельности.

Учить детей выразительно читать стихотворения, проговаривать все звуки в словах, разучить диалоги по сценкам. Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность речи, пантомимические навыки.

Воспитывать настойчивость и терпеливость. Вызвать радостные эмоции от ожидания новогодних праздников.

Январь

Детский драматический театр

Техника речи.Диалог.

  • Ритмическая разминка

«Новогодний хоровод»

  • Речевая разминка:

Черепаха, не скучая,

час сидит за чашкой чая.

  • Игра «Придумай веселый диалог»
  • Игра-пантомима по стихотворению К.И.Чуковского «Черепаха»
  • Упражнения на развитие мимики
  • Чтение  р.н.с. «Рукавичка»,

работа над диалогами.

Подготовка к инсценировке р.н.с. «Рукавичка»

  • Изготовление афиши и декораций
  • Репетиция  сцен, диалогов

Инсценировка р.н.с. «Рукавичка» для детей ясельных и младших групп

Развивать интонационную выразительность речи, артикуляционный аппарат. Развивать умения строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Совершенствовать диалогическую связную речь. Воспитывать коммуникативность. Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки.

Учить детей создавать образ героя, используя жесты, мимику, движения. Закрепить с детьми знания о театральных профессиях. Вызвать интерес к подготовке театрализованного представления для детей детского сада.

Воспитывать коммуникативность.

Вызвать желание участвовать в играх-драматизациях. Развивать интерес к театральной деятельности. Воспитывать коммуникативность.

Февраль

Знакомство с театром картинок

  • Ритмическая разминка:

 «Шарики» (Е.Железнова)

  • Речевая разминка:

Вера в сквер вчера ходила,

Вера веер уронила.

  • Развитие речевой интонации:Игра «Давайте хохотать»
  • Разыгрывание по ролям р.н.с. «Колобок»

(театр картинок)

Настольный театр на дисках.СказкаШ.Перро «Красная Шапочка»

  • Ритмическая разминка
  • Речевая разминка

Где ты был, лесной олень?

Бегал по лесу весь день.

Кого видел ты в лесу?

Белку, дятла и лису.

  • Пантомима «Убежало молоко»(М.Боровицкая)
  • Настольный театр на дисках. Сказка Ш.Перро «Красная Шапочка»

Настольный театр по р.н.с. «Гуси-лебеди»

  • Ритмическая разминка:

 «Пора начинать»(Е.Железнова)

  • Речевая разминка:

Жует поросенок морковку спросонок.

Барашек баранку грызет спозаранку.

  • Игра «Представь себе» (развитие речевой интонации)
  • Живой оркестр»
  • Показ настольного театра по р.н.с.«Гуси-лебеди»(для детей своей группы)

Театр на фланелеграфе.

И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»

  • Ритмическая разминка:

Игра «Карусели»

  • Речевая разминка:

До города дорога в гору, от города-с горы (с разной силой голоса)

  • Игра-пантомима «Шепот и шорох» В.Суслова
  • Показ басни И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука» на фланелеграфе воспитателем с привлечением детей

Продолжать знакомить детей с разновидностями театров. Учить навыкам владения этим видом театральной деятельности. Развивать навыки импровизации, монологическую речь, интонационную выразительность речи. Побуждать детей к участию в театрализованных играх.

Познакомить детей с одним из видов настольного театра- театром на дисках. Учить навыкам владения этим видом театральной деятельности. Учить детей интонационно выразительно передавать характер персонажей сказки. Развивать пантомимические навыки, творческую инициативу, воображение.

Углубить знания детей о настольном театре..

Развивать умение эмоционально и выразительно общаться, участвовать в драматизации литературных произведений. Воспитывать партнерские отношения в игре.

Познакомить с жанром устного творчества- басней. Работать над интонационной выразительностью речи и развивать умение четко произносить слова скороговорки, развивать пантомимические навыки, творческое  воображение. Воспитывать у детей чувство коллективизма, коммуникативные способности.

Март

Освоение детьми навыков управления куклами бибабо

  • Пальчиковая гимнастика
  • Речевая разминка:

До города дорога в гору

А из города с горы

  • Театрализованная игра «Загадки без слов»
  • Чтение сказки «Три поросенка»

 С. Михалкова

  • Диалоги по сказке

Репетиция эпизодов сказки  С.Михалкова

«Три поросенка».

  • Ритмическая разминка: танец поросят
  • Речевая разминка: «Немой диалог»

(упражнение на развитие артикуляции)

  • Диалоги по сказке ( с использованием кукол бибабо)

Репетиция кукольного представления по сказке «Три поросенка» (С.Михалков)

  • Ритмическая разминка:

 «Пугало» (Е.Железнова)

  • Речевая разминка: «Эхо»
  • Речевая интонация:

Игра «Птичий двор»

  • Диалоги по сказке, сценки

Кукольное представление для малышей

  • Игра «Отгадай героя сказки»
  • Кукольное представление по сказке  С.Михалкова «Три поросенка» для детей младших  и средних групп

(куклы бибабо)

Продолжать знакомит детей с Петрушкиным театром. Учить детей управлять куклами театра бибабо, соотносить движения рук с речью.

Развивать выразительность речевой интонации, воображение. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

Продолжать учить водить куклу, соотносить слова с движениями.

Развивать диалогическую и монологическую речь, ее интонационную выразительность.

Привлекать детей к режиссерской игре. Воспитывать коммуникативные качества.

Углубить знания детей о театральных профессиях «гример» и «костюмер».. Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх; вызвать у детей положительный эмоциональный настрой. Развивать интонационную выразительность речи, творческую фантазию. Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности.

Вызвать у детей радостное настроение.

Развивать умения манипулировать куклами бибабо.

Воспитывать  интерес к театрально-игровой деятельности, трудолюбие.

Апрель

Подготовка к спектаклю «Лиса,заяц и петух» (Л.Поляк)

  • Ритмическая разминка: театрализованная игра «Карусель»
  • Речевая разминка: упражнение «Немой диалог»
  • Чтение р.н.с. «Заюшкина  избушка»
  • Беседа о характерах персонажей
  • Обыгрывание диалогов лисы и зайца

Репетиция спектакля «Лиса,заяц и петух»  (Л.Поляк)

  • Ритмическая разминка :  «Рыбки» «Е.Железнова»
  • Пальчиковая гимнастика
  • Речевая разминка –
  • Диалоги лисы и зайца
  • Диалоги петуха и лисы

Сводная репетиция. Сценки и диалоги по тексту.

  • Ритмическая разминка:
  • Речевая разминка:

Купила Марусе бусы бабуся,

На рынке споткнулась бабуся о гуся.

Все бусы склевали по бусинкам гуси.

  • Сценки встречи зайца с собаками, медведем, петухом.

Премьера  спектакля «Лиса,заяц и петух»

(Для родителей и детей  подготовительных групп)

Вызвать у детей интерес к предстоящему выступлению, желание участвовать в театрализованной игре.

Развивать интонационную выразительность речи, творческую инициативу, фантазию. Совершенствовать память и внимание детей. Воспитывать дружеские отношения в игре

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для представления. Совершенствовать память, внимание детей, диалогическую речь. Добиваться общения героев. Вызвать у детей положительные эмоции от предстоящего выступления, разучивать поэтический текст.

Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх. Совершенствовать элементы актерской игры,  диалогическую речь, интонационную выразительность речи. Развивать умение использовать жесты, как средство выразительности.

Воспитывать дружеские отношения друг к другу, умение согласовывать свои действия с действиями других детей.

Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой. Совершенствовать пантомимические навыки, интонационную выразительность речи, навыки речевого общения. Воспитывать коммуникативные качества, умение согласовывать свои действия с действиями других детей.

Май

4

Платочный театр

  • Ритмическая разминка:

«Автобус» (Е.Железнова)

  • Речевая разминка:

Черепаху учит мальчик:

перепрыгни через пальчик.

В чаще часто хлещет дождь.

Без плаща там пропадешь.

  • Чтение стих-ия  Э. Машковской «Жадина»
  • Игра-инсценировка по содержанию

Инсценировка «Три мамы»

  • Ритмическая разминка: зверобика
  • Речевая разминка: игра «Сплетем веночек из слов»
  • Стих  Л.Фадеевой«Выражение лица»
  • Мимическая игра «Передавалки»
  • Упражнение «Расскажи стихи с помощью жестов и мимики»
  • Инсценировка стихотворения  

«Три мамы» Е.Серовой

Викторина «Сами с усами»

  • Задание №1- Игра «Кто сказал»
  • Задание№2-Игра «Зеркало»
  • Задание№3-Игра «Телефон»
  • Задание №4-Игра «Пантомима»
  • Показ взрослыми инсценировки

Викторина «Игралочка»

  • «Угадай из какого театра герой»
  • Театральные загадки
  • Игра «Рифмы»
  • Игра-пантомима «Нос умойся»
  • Игра «Расскажи стихи руками»
  • Инсценировка стих-я И.Жукова «Киска»

Познакомить детей с платочным театром и его видами. Вызвать у детей интерес к разыгрыванию сценок с помощью платочного театра. Совершенствовать диалогическую речь. Развивать фантазию. Воспитывать интерес к театрализованным играм,

Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх, привлекать родителей к подготовке инсценировок.

Развивать связную речь, творческую инициативу ,пантомимические навыки детей.  Воспитывать коммуникативные навыки.

Расширять представление детей о театральной деятельности. Развивать творческое воображение, инициативу, фантазию, связную речь. Формировать коммуникативные навыки.

Уточнить и систематизировать знания детей о видах театра, о театральной деятельности, на конец года. Закреплять  пантомимические навыки, навыки речевого общения, звуковую культуру речи. Воспитывать интерес к театрализованным играм.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова «Театрализованные игры в д/с», Москва 2000г.
  2. Е.А. Ульева  «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2-6 лет», Москва 2014г.
  3. С.М. Валявко (с, р), Т.А.Куликовская (л, ш)  «Шипим, свистим, рычим. Стихи, скороговорки  с трудными звуками», ООО Издательский Дом «Карапуз».
  4. Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников», М: Просвещение,1991г.
  5. Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности»( с 5-6 лет), МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва ,2016г.
  6. Л.В. Щеткин «Театральная деятельность в д/с.Для занятий с детьми 5-6 лет»,МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007г.
  7. Интернет-ресурсы:

https://xmuzic.me/a/521501-ZHeleznovy_Podvizhnye_Igry_Pesenki_Dlya_Detej/

http://muz-color.ru/?s=Железновы.+Подвижные+игры-песенки+для+детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Гость группы "В гостях у сказки"

Гость группы в первой младшей группе №1 Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к художественной литературе, расширяет словарь детей, является сред...

Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...