Обогащаем словарь ребенка.
консультация
Как обогатить речь ребенка ?
Важно создавать благоприятное речевое окружение и хороший эмоциональный настрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashchaem_slovar_detey.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОГАЩАЕМ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ
Одним из необходимых условий развития ребенка является создание мотивации общения, формирования стремления рассказать о себе, своих друзьях, о наблюдениях из жизни детского сада и семьи. Важно создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировки дошкольников в звучащей речи, так как не только активизируют их умственную и речевую деятельность, но и помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук». Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения можно использовать следующие упражнения:
Упражнения с существительными
Родитель (показывает картинки). Придумай к картинкам название, состоящее из одного слова («Улица», «Зима», «Вечер»). Назови две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).
Родитель (показывает игрушечного медведя). Назови по-разному эту игрушку. (Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т. д.) Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук Ш. (мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины).
Упражнение с глаголами
Родитель. Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко, лазить (по деревьям, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться). Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поет). А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит). Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается). Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться). Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость, гоняться (за кошкой, ласкаться). Как ведет себя щенок, когда ему дают кость? (грызет, наслаждается, рычит, радуется, торопиться). Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).
В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т. п.
Каждый ребенок осознает их по своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова.
Упражнения с наречиями
Родитель. Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно). Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно). Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво). Как вы встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело).
Упражнения с прилагательными
Родитель. О чем можно сказать- круглая (тарелка, сковородка, круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч, круглое (зеркало, колесо); красная (косынка, красное (знамя, красный (флаг); узкое (место, узкая (лента? Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, веселое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее). Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, солнечное). Каким может быть ручеек? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим). Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. (Желтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий). Какие слова можно сказать о щенке, грызущим кость? (Радостный, довольный, рычащий, сердящийся, взлохмаченный, счастливый).
Упражнение на подбор родственных слов
Родитель. Какие новые слова можно образовать от слов кот (котик, коток, котя, котофей, котенок, котята, котятки, котики, коты, котяточки, солнце (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная? Какие клички можно придумать лисе, чтобы было понятно, что она пушистая? (Пушистик, Пушонок, Пушок).
Упражнение на подбор сравнений
Родитель. На что похоже солнышко? (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок матьмачехи или одуванчика). На что похож ежик? (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щетку). На что похож ручеек? (на ленту, змейку, зеркало). Упражнения на «зарисовку» слов
Во время вечерних игр можно предложить ребенку нарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определенными словами.
Родитель. Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас? - Сырая, дождливая, пасмурная, серая, туманная… - Попробуй нарисовать это состояние погоды. - Можно предложить «нарисовать» слова, противоположные по значению выражения «погода сырая и дождливая»; - «нарисовать» то, что связано со словами едет и мчится; - нарисовать любой предмет, который назван коротким (или длинным) словом; словом, состоящим из двух (трех) слогов; зарисовать предметы, в названии которых слышатся звуки У, С, Р. - отразить в своем рисунке различные состояния моря и назвать их определенным словом (море – бурное, спокойное, синее, веселое и т. п.) Важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме "Обогащаем словарь дошкльников"
Представленные игры и упражнения предназначены для развития словаря детей в домашних условиях....
Обогащаем словарь детей
Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окр...
Обогащаем словарь детей.
В данной консультации рассматриваются: значение развития словаря, особенности словаря у детей с речевыми нарушениями, а также рекомендации по развитию словаря детей....
Обогащаем словарь ребенка
На прогулке речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас малыша, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка....
Обогащаем словарь ребенка
Консультация для родителей«Обогащаем словарь детей» Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, г...
Информация для родителей «Обогащаем музыкальный словарь ребенка. Гармония, импровизация, музыкальный ключ»
Ознакомить родителей с понятиями: гармония, импровизация, музыкальный ключ; для обогащения музыкального словаря ребенка...
Мастер-класс для педагогов: "Развиваем и обогащаем словарь ребенка».
В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме формирования связной речи детей....