«Обогащаем словарь ребенка»
консультация
Словарные упражнения играют важную роль в работе по формированию первоначальной ориентировки дошкольников в звучащей речи, так как не только
активизируют их умственную и речевую деятельность, но и помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashchaem_slovar_rebenka.docx | 45.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обогащаем словарь ребенка»
Одним из необходимых условий развития ребенка является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, своих друзьях, о наблюдениях из жизни детского сада и семьи. Важно создавать благоприятное речевое окружение, положительный эмоциональный настрой.
Словарные упражнения играют важную роль в работе по формированию первоначальной ориентировки дошкольников в звучащей речи, так как не только
активизируют их умственную и речевую деятельность, но и помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук».
Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения можно использовать следующие упражнения:
Упражнения с существительными
Родитель (показывает картинки):
- Придумай к картинкам название, состоящее из одного слова («Улица», «Зима», «Вечер»).
- Назови две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).
Родитель (показывает игрушечного медведя):
- Назови по-разному эту игрушку.
(Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т. д.)
- Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук Ш. (мишутка, мишка,
сынишка, малыш, мишуля).
- Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины).
Упражнение с глаголами
Родитель:
- Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко, лазить (по деревьям, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться).
- Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поет).
- А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит).
- Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается).
- Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться).
- Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость, гоняться (за кошкой, ласкаться).
- Как ведет себя щенок, когда ему дают кость? (грызет, наслаждается, рычит, радуется, торопится).
- Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).
В таких упражнениях вы закрепляете в речи ребенка глаголы, необходимые для
характеристики явлений и действий животных и т. п. Каждый ребенок осознает их по своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова.
Упражнения с наречиями
Родитель:
- Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно).
- Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
- Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).
- Как вы встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело).
Упражнения с прилагательными
Родитель:
- О чем можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка); круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч); круглое (зеркало, колесо); красная (косынка, красное (знамя, красный (флаг); узкое (место); узкая (лента)?
- Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, веселое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).
- Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, солнечное).
- Каким может быть ручеек? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим).
- Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. (Желтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий).
- Какие слова можно сказать о щенке, грызущем кость? (Радостный, довольный, рычащий, сердящийся, взлохмаченный, счастливый).
Упражнение на подбор родственных слов
Родитель:
- Какие новые слова можно образовать от слов кот (котик, коток, котя, котофей, котенок, котята, котятки, котики, коты, котяточки); солнце (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная)?
- Какие клички можно придумать лисе, чтобы было понятно, что она пушистая? (Пушистик, Пушонок, Пушок).
Упражнение на подбор сравнений
Родитель:
- На что похоже солнышко? (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок матьмачехи или одуванчика).
- На что похож ежик? (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щетку).
- На что похож ручеек? (на ленту, змейку, зеркало).
Упражнения на «зарисовку» слов
Во время вечерних игр можно предложить ребенку предложить зарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определенными словами.
Родитель: - Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас? (Сырая, дождливая, пасмурная, серая, туманная…)
- Попробуй нарисовать это состояние погоды.
Можно предложить «зарисовать» слова, противоположные по значению выражения «погода сырая и дождливая»;
- «зарисовать» то, что связано со словами едет и мчится;
- нарисовать любой предмет, который назван коротким (или длинным) словом; словом, состоящим из двух (трех) слогов; зарисовать предметы, в названии которых слышатся звуки У, С, Р.
- отразить в своем рисунке различные состояния моря и назвать их определенны словом (море – бурное, спокойное, синее, веселое и т. п.)
Важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме "Обогащаем словарь дошкльников"
Представленные игры и упражнения предназначены для развития словаря детей в домашних условиях....
Обогащаем словарь детей
Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окр...
Обогащаем словарь ребенка
На прогулке речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас малыша, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка....
Обогащаем словарь ребенка
Консультация для родителей«Обогащаем словарь детей» Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, г...
Информация для родителей «Обогащаем музыкальный словарь ребенка. Гармония, импровизация, музыкальный ключ»
Ознакомить родителей с понятиями: гармония, импровизация, музыкальный ключ; для обогащения музыкального словаря ребенка...
Мастер-класс для педагогов: "Развиваем и обогащаем словарь ребенка».
В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме формирования связной речи детей....
Обогащаем словарь ребенка.
Как обогатить речь ребенка ?Важно создавать благоприятное речевое окружение и хороший эмоциональный настрой....