Конспект занятия на тему: "В королевстве шахматных фигур" для группы общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет
план-конспект занятия (старшая группа)

Цели: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

- закрепить знания и понятия, изученные ранее: «шахматное поле», «шахматные линии», названия фигур, правила ходьбы;

- развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, певческие навыки;

- воспитывать интерес к шахматам, внимание, уверенность в своих силах, стойкий характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 10 «БЕРЕЗКА»

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему:

«В королевстве шахматных фигур»

группы общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет № 13 «Брусничка»

Подготовила: воспитатель

Абдурахманова Кристина Нисрединовна

г. Радужный 2022 г.

Конспект занятия на тему: «В королевстве шахматных фигур»

Цели: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

- закрепить знания и понятия, изученные ранее: «шахматное поле», «шахматные линии», названия фигур, правила ходьбы;

- развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, певческие навыки;

- воспитывать интерес к шахматам, внимание, уверенность в своих силах, стойкий характер.

Методы обучения: наглядный метод, словесный метод, самостоятельная работа на шахматной доске.

Прием обучения: игровой прием.

Предварительная работа:

Заучивание наизусть стихов и пение песен о шахматных фигурах.

Оборудование: Демонстрационная магнитная доска с фигурами, магниты, чудесный мешочек, шахматные доски, ПАК «Колибри», шапочки и костюмы шахматных фигур для детей, напольные шахматы.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пришли в Шахматное королевство, которое есть в нашем детском саду. И… (Без музыки) вбегает Незнайка, гремя шахматной доской в руках.

Незнайка. Привет, ребята! Я рад вас видеть, что это вы здесь делаете?

Ведущий: Здравствуй, Незнайка! А что это у тебя в руках?

Незнайка. Вы что не знаете? Это игрушка моя. Погремушка ( показывает как гремят в коробке шахматы)

Ведущий: Ребята, скажите, что у Незнайки? (шахматы)

Незнайка: Что еще за шахматы? Воспитатель: А я тебе сейчас расскажу, что такая за игра Шахматы. (Показ видеофильма) Сегодня существует международная шахматная организация, а также систематически проводят чемпионаты мира по шахматам. Есть свои чемпионы и среди детей.

Незнайка: Это что ли чемпионы? (показывает на портреты гроссмейстеров)

Воспитатель: рассказывает про них.

Незнайка: А это что за штуковина? (показывает на настенную шахматную доску)

Воспитатель: Как называется это доска?

Дети: Шахматная доска.

Воспитатель: Что мы видим на шахматной доске?

Дети: Мы видим много квадратов, они белые и черные.

Воспитатель: Как называются квадраты на шахматной доске?

Дети: Шахматные поля.

Воспитатель: А мы знаем, что в шахматном королевстве есть улицы.

Д/и «Покажи горизонталь, вертикаль, диагональ». Дети выкладывают фишками (квадратиками разного цвета диагонали, вертикали, горизонтали). Другие дети показывают вертикаль, диагональ, горизонталь в движении (руками).

В поле много есть дорожек.

Будь и смел и осторожен.

Вверх и вниз пойдёшь – это…(вертикаль),

Вправо- влево -…(горизонталь).

А с угла на угол, вдаль

Нас ведёт…(диагональ).

А кто покажет центр? Центр – это четыре поля в середине шахматной доски

Воспитатель: Незнайка, а теперь мы тебя познакомим с жителями шахматного королевства!

Звучит музыка. Выходят шахматные фигуры

1. Ладья

Фигуру вам представлю я

С красивым именем ладья!

Как танк могучий и стальной

Она несется по прямой,

Любые ей доступны дали

На вертикали, диагонали.

Зато умеет делать ловко

Ход необычный-рокировку!

2. Конь

Коня горячего лишь тронь,

Он вверх взовьется как огонь!

И скачет конь породы редкой

Через фигуры, через клетки,

Как буква Г его скачек!

Коней люби любовью пылкой,

Но бойся их коварной «вилки»!

3. Слон

Он на слона похож едва ли

Хотя зовем его мы слон.

Своей родной диагонали

Всегда, как рыцарь верен он!

Похожий на солдата в каске,

Слон очень любит делать связки!

#1060;ерзь выбирает свой собственный цвет

Белый на белом квадрате стоит,

Черному черный удачи сулит.

Есть свой квадрат у любого ферзя,

Путать ферзей с королями нельзя!

Воспитатель: Ферзь, друг и стражник Короля. А где же наш Король?

Включается музыка. Пешка, поддерживая шлейф, вводит Короля.

Все фигуры по обе стороны от Короля делают реверанс с поклоном и встают

; Знакомьтесь – я Король!

Король любит гладкий, расчищенный путь:

В любую он сторону может шагнуть,

Всего одно поле – вот шага длина,

Не очень проворен король-старина.

Зато начеку королевская рать-

Должна короля она оберегать.

Запомни: король всех главней, всех важней,

Нет в шахматном войске важнее вождей!

6. «Пешка», Маленький солдат лишь команды ждет,

Чтоб с квадрата на квадрат двинутся вперед.

На войну, не на парад,

Пешка держит путь,

Ей нельзя пойти назад,

В сторону свернуть.

Чтоб в борьбу вступить скорей,

В рукопашный бой,

Первым ходом можно ей

Сделать шаг двойной.

Песня Шахматных фигур.

Воспитатель: Незнайка, ты запомнил названия шахматных фигур?

А вот мы сейчас проверим.

Проводится дидактическая игра «Угадай фигуру».

Незнайка достает фигуру из чудесного мешочка и называет ее.

Ведущий. Дети, правильно назвал шахматную фигуру Незнайка?

Дети. Нет, не правильно!

Ведущий. Ребята, давайте Незнайке поможем. А ты Незнайка запоминай!

(Дети играют)

Воспитатель: А сейчас ребята мы превратимся в те фигуры, которых наибольшее количество на шахматном поле. В кого мы превратимся

(ответы детей)

Физкультминутка:

- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём. (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

И на место поспешим. (садятся на стулья)

Воспитатель: Молодцы ребята и Незнайка! А теперь давайте поиграем в игру «Угадай-ка» на ПАК «Колибри»

«Блиц – опрос».

- Каких клеток больше, черных или белых? (равно)

- Без какой фигуры не бывает игры? (король)

- Где возникли шахматы? (Индия)

- Что такое шах? (нападение на короля соперника)

- Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)

- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

Игра «Собери войско». Дети на скорость выставляют шахматные фигуры на шахматную доску.

Подведение итогов. Награждение участников.

Итог занятия:

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Ребята, как Вы думаете, Незнайке мы сегодня много рассказали о шахматах? Он понял, как играть?

А в следующий раз мы пригласим его к нам в гости и будем вместе знакомиться с новыми тайнами и открытиями шахматного королевства. «Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться:

Думать, размышлять, играть –

Сильным шахматистом можно стать!»

Ребята, сегодня вы были внимательные, активные, дружные.

Рефлексия: Кому, сегодня что – то было трудно, возьмите черную пешку, кому, все легко и понятно – белую.

Методическое обеспечение:

Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;

Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. - Обнинск: Духовное возрождение, 1999;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет «Игры со словами»

совершенствовать речевое развитие детей, учить  сочинять сказки с опорой на заданное слово; объяснять значение пословиц...

Конспект занятия по конструированию «Наши котята» в группе общеразвивающей направленности в возрасте от 4 до 5 лет

знакомить детей с домашними животными, учить работать с бумагой методом оригами, продолжить знакомить детей с народным творчеством (пословицами, поговорками)....

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 «Бусы – женское украшение»

занятие по социально-коммуникативному развитию детей, по формированию понимания ребенком своей гендерной идентичности....

Конспект занятия «Знакомство с ухом» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Конспект занятия «Знакомство с ухом»Программное содержание:Дать простейшее понятие о строении и функционировании уха;Учить детей отвечать на вопросы, развивать речь детей.Показать значимос...

Конспект занятие по художественно-эстетическому развитию в группе общеразвивающей направленности детей 2 -3 лет. Лепка «Рыбки»

Программное обеспечение: продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина и скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем. Развивать умение различать и называть цвета....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в группе общеразвивающей направленности 4-5 лет. «Россия — Родина моя»

Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств, гордость за свою Родину.ЗадачиОбразовательные:Закреплять и обобщать знания детей о нашей стране. Формировать представление о России...

Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста группы общеразвивающей направленности на тему «Путешествие в страну LEGO»

Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста группы общеразвивающей направленностина тему «Путешествие в страну LEGO»...