Технология: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
На сегодняшний день проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна, особенно в коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР). Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования в направлении подготовки личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. В условиях введения ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В настоящее время идет поиск эффективных путей коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с разными речевыми нарушениями. Важную роль в решении данной проблемы играет создание необходимых условий для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с ТНР. Установлено, что наиболее интенсивно и ярко они начинают проявляться у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности, т. к. данный возраст является сензитивным к театральному искусству, а театрализованная игра является ведущим видом деятельности. Все вышесказанное подтверждает социальную значимость развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ТНР в театрализованной деятельности.
В процессе организации театрализованной деятельности у детей развиваются: организаторские умения и навыки; совершенствуются формы, виды и средства общения; складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом; приобретаются коммуникативные умения и навыки, что особо важно для детей с речевыми нарушениями – Телепнева Н. А., Немцева Н. Ю., Томаровская И. А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Театрализованная деятельность | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 34 «КАПИТОШКА» _____________________________________________________________________________________________
143981, Московская обл., г. Балашиха, мкр. Кучино, ул. Речная, д. 6А,тел. 8(498) 500-26-02;
ds-kapitoshka34@mail.ru, http:// zddou34.edumsko.ru
Технология: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений»
Подготовила:
учитель-логопед
Кистенева Людмила Васильевна
СОДЕРЖАНИЕ:
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
РЕАЛИЗАЦИЯ
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА
На сегодняшний день проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна, особенно в коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР). Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования в направлении подготовки личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. В условиях введения ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В настоящее время идет поиск эффективных путей коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с разными речевыми нарушениями. Важную роль в решении данной проблемы играет создание необходимых условий для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с ТНР. Установлено, что наиболее интенсивно и ярко они начинают проявляться у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности, т. к. данный возраст является сензитивным к театральному искусству, а театрализованная игра является ведущим видом деятельности. Все вышесказанное подтверждает социальную значимость развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ТНР в театрализованной деятельности.
В процессе организации театрализованной деятельности у детей развиваются: организаторские умения и навыки; совершенствуются формы, виды и средства общения; складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом; приобретаются коммуникативные умения и навыки, что особо важно для детей с речевыми нарушениями – Телепнева Н. А., Немцева Н. Ю., Томаровская И. А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной и личности ребенка дошкольника с ТНР предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.
У детей с ТНР наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.
В работе с детьми с ТНР необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания и строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной, радостной жизнью. Для этого как нельзя лучше подходит театрализованная деятельность, направленная на раскрытие творческих способностей воспитанников.
Коррекционно-развивающие возможности театрализованной деятельности известны давно, хотя и используются далеко не полно. Так, А.Н Граберов отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала.
По своему содержанию театрализованная деятельность способствует развитию:
- Психофизических способностей (мимики, пантомимики)
- Психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);
- Речи (монолог, диалог);
- Творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: коррекция нарушений речи старших дошкольников с ТНР через раскрытие их творческих способностей
Задачи:
Коррекционно-воспитательные:
- формирование игровой мотивации детей с ТНР к речевому высказыванию и диалогу;
- выявить особенности эмоционально-личностного развития детей с ТНР в группе
- способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально – приемлемыми способами.
Коррекционно-развивающие
- совершенствование монологической и диалогической речи и лексико-грамматических средств языка;
- развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе;
- развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения;
Коррекционно-воспитательные
- воспитывать в детях с ТНР самоорганизацию и саморегуляции действий, поступков, эмоциональных состояний;
- воспитывать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности.
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
Сроки реализации: 2021 – 2022 уч. год
I этап - анкетирование и сбор информации;
- обследование детей;
- подбор и анализ методической литературы, наглядного материала и оборудования;
- разработка системы занятий с детьми с ТНР;
- знакомство с проектом психолога, составление единого плана работы.
II этап – проведение цикла логопедических занятий по формированию выразительности, эмоциональности связной речи, с использованием сказкотерапии, цветотерапии, театрализованной деятельности, логоритмики.
Работа с родителями – включение их в совместную творческую деятельность.
- Заучивание ролей;
- Оформление, подготовка костюмов;
- Выставки;
- Консультации;
- Открытые просмотры спектаклей, праздников, сказок, игр и т.п.
III этап – изучение результатов
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ
Месяц | Формы работы | ||
С детьми | С педагогами | С родителями | |
Сентябрь | Наблюдение за поведением детей во время совместных игр и другой досуговой деятельности. Знакомство с проектом психолога, родителей составление единого плана работы. | ||
Октябрь | ООД по развитию речи с элементами драматизации «Галерея эмоций». | Картотека речевых игр: «Игры - знакомства» | |
Ноябрь | ООД по развитию речи с элементами драматизации В. Осеевой «Он сам себя наказал». | Консультация: «Развитие эмоциональной сферы ребенка с ТНР с помощью подвижных игр» | |
Декабрь | Выступление на семинаре-практикуме: развитие связной речи и эмоционально – волевой сферы у детей с ТНР с элементами драматизации Тема: «Знакомство со сказкой Деда Логопеда «Лисичка со скалочкой» | Консультация на тему: «Социально – личностное развитие дошкольника с ТНР». | |
Январь | ООД по развитию речи с элементами художественно-эстетической деятельности «Мой любимый детский сад». | «Эмоциональное благополучие ребенка с ТНР в детском саду» Выступление на семинаре. | Презентация: «Игровые упражнения для снятия агрессии у ребенка с ТНР» |
Февраль | ООД по развитию речи с элементами драматизации «Вежливость и грубость». | Картотека речевых игр: «Картотека игр - разминок» | |
Март | Обыгрывание ситуаций «Правда и ложь» | Картотека речевых игр: «Игры для снятия мышечного напряжения» | |
Апрель | ООД по развитию речи с элементами художественно-эстетической деятельности «Книга дружбы» | Картотека речевых игр: «Игры для релаксации» | Консультация на тему: «Страхи и их возникновение у детей с ТНР». |
Май | ООД по развитию речи с элементами художественно-эстетической деятельности «Мозаика настроений». | Картотека речевых игр: «Эмоции в стихах» | Развлечение декламированием стихов: «Праздник настроения». |
РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ:
- у детей с ТНР появилась мотивация к речевому высказыванию, и диалогу;
- повысился уровень сформированности лексико-грамматических средств языка;
- повысилась заинтересованность родителей в улучшении связной речи детей с ТНР;
- улучшились результаты работы по формированию связной речи детей с ТНР в связи с исчезновением страха говорить.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.
2. Выгодская И.Г., Пелленгер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. – м., 1984.
3. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М., 1983.
4. Маланева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001.
5. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2009.
6. Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения. – М., 2008.
7. Буренина А.И. Театр всевозможного (от игры до спектакля). – СПб., 2002.
8. Жога Л.Н. , Саяпова Н.Г. и др. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада// Логопед. – 2007. - № 4.
9. Овчинникова Е.В. Использование театрализованных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников// Логопед. – 2006. - № 3.
10. Жога Л.Н., Овчинникова Е.В. и др. Ресурсы театрализованной деятельности в развитии у дошкольников мотивации к логопедическим занятиям// Логопед. – 2005. - № 4.
11. Трошина О.В., Голубева И.В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития// Логопед. – 2006. - № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ дошкольного возраста.
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 12.0px Helvetica; color: #e4af09} В связи переходом на ФГОС цели и задачи в дошкольном учреждении несколько изменились. Исследования и диагности...
Мастер – класс для учителей – логопедов «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»
middot; Побудить к широкому использованию театральной деятельности в коррекции речевых нарушений.· Прив...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:игры в куколь...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье выявляется роль театрализованной деятельности в организации коррекционной работы над речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста. А так же рассматриваются методы и способы организации т...
Статья: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развер...