Технология: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

На сегодняшний день проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна, особенно в коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР). Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования в направлении подготовки личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. В условиях введения ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

В настоящее время идет поиск эффективных путей коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с разными речевыми нарушениями. Важную роль в решении данной проблемы играет создание необходимых условий для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с ТНР. Установлено, что наиболее интенсивно и ярко они начинают проявляться у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности, т. к. данный возраст является сензитивным к театральному искусству, а театрализованная игра является ведущим видом деятельности. Все вышесказанное подтверждает социальную значимость развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ТНР в театрализованной деятельности.

В процессе организации театрализованной деятельности у детей развиваются: организаторские умения и навыки; совершенствуются формы, виды и средства общения; складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом; приобретаются коммуникативные умения и навыки, что особо важно для детей с речевыми нарушениями – Телепнева Н. А., Немцева Н. Ю., Томаровская И. А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Театрализованная деятельность28.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 34 «КАПИТОШКА» _____________________________________________________________________________________________

143981, Московская обл., г. Балашиха,  мкр. Кучино, ул.  Речная, д. 6А,тел. 8(498) 500-26-02;

ds-kapitoshka34@mail.ru, http:// zddou34.edumsko.ru

Технология: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений»

Подготовила:

учитель-логопед

Кистенева Людмила Васильевна

СОДЕРЖАНИЕ:

ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА

АКТУАЛЬНОСТЬ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

РЕАЛИЗАЦИЯ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА

На сегодняшний день проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна, особенно в коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР). Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования в направлении подготовки личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. В условиях введения ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

В настоящее время идет поиск эффективных путей коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с разными речевыми нарушениями. Важную роль в решении данной проблемы играет создание необходимых условий для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с ТНР. Установлено, что наиболее интенсивно и ярко они начинают проявляться у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности, т. к. данный возраст является сензитивным к театральному искусству, а театрализованная игра является ведущим видом деятельности. Все вышесказанное подтверждает социальную значимость развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ТНР в театрализованной деятельности.

В процессе организации театрализованной деятельности у детей развиваются: организаторские умения и навыки; совершенствуются формы, виды и средства общения; складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом; приобретаются коммуникативные умения и навыки, что особо важно для детей с речевыми нарушениями – Телепнева Н. А., Немцева Н. Ю., Томаровская И. А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной и личности ребенка дошкольника с ТНР предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.

У детей с ТНР наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.

В работе с детьми с ТНР необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания и строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной, радостной жизнью. Для этого как нельзя лучше подходит театрализованная деятельность, направленная на раскрытие творческих способностей воспитанников.    

Коррекционно-развивающие возможности театрализованной деятельности известны давно, хотя и используются далеко не полно. Так, А.Н Граберов отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала.

По своему содержанию театрализованная деятельность способствует развитию:

  • Психофизических способностей (мимики, пантомимики)
  • Психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);
  • Речи (монолог, диалог);
  • Творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

     

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: коррекция нарушений речи старших дошкольников с ТНР  через раскрытие их творческих способностей

Задачи:

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование игровой мотивации детей с ТНР к речевому высказыванию и диалогу;
  • выявить особенности эмоционально-личностного развития детей с ТНР в группе
  • способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально – приемлемыми способами.

Коррекционно-развивающие

  • совершенствование монологической и диалогической речи и лексико-грамматических средств языка;
  • развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе;
  • развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения;

Коррекционно-воспитательные 

  • воспитывать в детях с ТНР самоорганизацию и саморегуляции  действий, поступков, эмоциональных состояний;
  • воспитывать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности.

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ

Сроки реализации: 2021 – 2022 уч. год

I этап - анкетирование и сбор информации;

 - обследование детей;

- подбор и анализ методической литературы, наглядного материала и оборудования;

- разработка системы занятий с детьми с ТНР;

- знакомство с проектом психолога, составление единого плана работы.

II этап – проведение цикла логопедических занятий по формированию выразительности, эмоциональности связной речи, с использованием сказкотерапии, цветотерапии, театрализованной деятельности, логоритмики.

Работа с родителями – включение их в совместную творческую деятельность.

  • Заучивание ролей;
  • Оформление, подготовка костюмов;
  • Выставки;
  • Консультации;
  • Открытые просмотры спектаклей, праздников, сказок, игр и т.п.

III этап – изучение результатов

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ

Месяц

Формы работы

С детьми

С педагогами

С родителями

Сентябрь

Наблюдение за поведением детей во время совместных игр и другой досуговой деятельности.

Знакомство с проектом психолога, родителей составление единого плана работы.

Октябрь

ООД по развитию речи с элементами драматизации «Галерея эмоций».

Картотека речевых игр: «Игры - знакомства»

Ноябрь

ООД по развитию речи с элементами драматизации В. Осеевой «Он сам себя наказал».

Консультация: «Развитие эмоциональной сферы ребенка с ТНР с помощью подвижных игр»

Декабрь

Выступление на семинаре-практикуме: развитие связной речи и эмоционально – волевой сферы у детей с ТНР с элементами драматизации

Тема: «Знакомство со сказкой Деда Логопеда «Лисичка со скалочкой»

Консультация на тему: «Социально – личностное развитие дошкольника с ТНР».

Январь

ООД по развитию речи с элементами художественно-эстетической деятельности «Мой любимый детский сад».

«Эмоциональное благополучие ребенка с ТНР  в детском саду» Выступление на семинаре.

Презентация: «Игровые упражнения для снятия агрессии у ребенка с ТНР»

Февраль

ООД по развитию речи с элементами драматизации «Вежливость и грубость».

Картотека речевых игр: «Картотека игр - разминок»

Март

Обыгрывание ситуаций  «Правда и ложь»

Картотека речевых игр: «Игры для снятия мышечного напряжения»

Апрель

ООД по развитию речи с элементами художественно-эстетической деятельности «Книга дружбы»

Картотека речевых игр: «Игры для релаксации»

Консультация на тему: «Страхи и их возникновение у детей с ТНР».

Май

ООД по развитию речи с элементами художественно-эстетической деятельности «Мозаика настроений».

Картотека речевых игр: «Эмоции в стихах»

Развлечение декламированием стихов: «Праздник настроения».

РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ:

- у детей с ТНР появилась мотивация к речевому высказыванию, и диалогу;

- повысился уровень сформированности лексико-грамматических средств языка;

- повысилась заинтересованность родителей в улучшении связной речи детей с ТНР;

- улучшились результаты работы по формированию связной речи детей с ТНР в связи с исчезновением страха говорить.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.

2. Выгодская И.Г., Пелленгер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. – м., 1984.

3. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М., 1983.

4. Маланева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001.

5. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2009.

6. Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения. – М., 2008.

7. Буренина А.И. Театр всевозможного (от игры до спектакля). – СПб., 2002.

8. Жога Л.Н. , Саяпова Н.Г. и др. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада// Логопед. – 2007. - № 4.

9. Овчинникова Е.В. Использование театрализованных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников// Логопед. – 2006. - № 3.

10. Жога Л.Н., Овчинникова Е.В. и др. Ресурсы театрализованной деятельности в развитии у дошкольников мотивации к логопедическим занятиям// Логопед. – 2005. - № 4.

11. Трошина О.В., Голубева И.В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития// Логопед. – 2006. - № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ дошкольного возраста.

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 12.0px Helvetica; color: #e4af09} В связи  переходом на ФГОС цели и задачи в дошкольном учреждении несколько изменились. Исследования и диагности...

Мастер – класс для учителей – логопедов «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»

middot;        Побудить к широкому использованию театральной деятельности в коррекции речевых нарушений.·        Прив...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя                 следующие разделы:игры в куколь...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье выявляется роль театрализованной деятельности в организации коррекционной работы над речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста. А так же рассматриваются методы и способы организации т...

Статья: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

   Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развер...