Семинар-практикум на тему: «Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации в математической и конструктивной деятельности дошкольников»
материал
Семинар-практикум на тему:
«Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации в математической и конструктивной деятельности дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_razvitie_interesov_detey.docx | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум на тему:
«Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации в математической и конструктивной деятельности дошкольников»
Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного, умственного развития ребенка. Это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации у детей к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются воспитатели, учителя в школе, родители, работающие в системе образования. Среди разнообразных мотивов ключевой в дошкольный период является познавательная мотивация, побуждающая ребенка к познанию окружающего мира, к получению новых знаний, к учебной деятельности.
Дошкольный возраст — это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребенком и взрослым. Познавательные мотивы побуждают детей к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором становления личности ребенка. Исследования, посвященные мотивации учения и причинам неуспеваемости младших школьников, свидетельствуют, что у части обучающихся познавательный интерес не имеет характера действенной познавательной мотивации, не играет существенной роли в структуре мотивов учения. Одной из причин подобного положения следует признать недостаточный уровень сформированности познавательной мотивации к концу дошкольного возраста. Психологи и педагоги отмечают, что на развитие личности ребенка его мотивационной сферы плодотворно влияет конструирование. Переходом ребенка от присущего всем детям любопытства к любознательности и дальнейшему её преобразованию в познавательную потребность может стать конструирование из различных материалов. Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструктивная деятельность с дошкольниками способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение образовательных задач), в достижении определённого уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний. Таким образом, конструктивная деятельность больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития умственных, творческих познавательных способностей дошкольников. Выстроенная модель педагогической системы по формированию познавательной активности у дошкольников охватывала множество взаимосвязанных элементов — это не только цели и задачи, но и методы, средства, организационные формы образовательной деятельности, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Основой этой модели стала технология «Ситуация», построенная на проблемных ситуациях.
Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой. У него развивается также творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе. Установлено, что старшие дошкольники способны в процессе предметно-чувствительной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.
Виды конструктивной деятельности:
- конструирование из строительного материала и деталей конструкторов
- конструирование из бумаги, картона,
- конструирование из различных природных (мох, ветки, шишки, камни, желуди, семечки) и бросовых (картонные коробки, деревянные катушки, какие - то металлические вещи и т. п.) материалов.
Виды конструирования - техническое и художественное.
К техническому конструированию относится конструирование из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, а также конструирование на базе компьютерных программ.
К художественному конструированию относится конструирование из бумаги и конструирование из природного и бросового материалов.
Дошкольный возраст характеризуется своими особенностями. Формирование знаний у детей происходит в тесной взаимосвязи с их практическими действиями.
Как подчеркивает российский ученый Т.Д.Кондратенко, работа педагога должна обеспечивать усвоение детьми обобщенных, систематизированных знаний по всем разделам в объеме программы:
- обладание простейшими формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями);
- мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением);
- развитие у них умственных качеств личности (любознательности, пытливости, инициативы, самостоятельности, логичности мышления);
- формирование навыков и умений учебной деятельности.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.
Дети существа удивительные, они каждый день совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на мир по-новому. Чтобы лучше их понять, необходимо самим стать чуть-чуть ребенком и взглянуть на мир их глазами.
Мир ребенка – это мир познания. Ежедневно мы отвечаем на пытливые вопросы наших ребят, а сегодня разрешите задать вопросы вам, уважаемые коллеги?
Скажите, пожалуйста, какое сегодня число. Теперь напишите, какой сегодня день недели, номер машины, на которой вы приехали, во сколько вы вышли из дома, чтобы успеть на сегодняшнее мероприятие.
Какие знания вам помогли ответить на поставленные вопросы?
Вы правы, коллеги. Математика – удивительная наука. И как говорил Михаил Васильевич Ломоносов : «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения в школе.
Коллеги, что позволит увлечь ребенка математикой в дошкольном возрасте? (игра)
Верно, главная деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни – это игра.
Не зря Василий Александрович Сухомлинский сравнивает игру с искрой, которая разжигает огонек пытливости и любознательности. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.
Что же такое педагогическая технология, и игровая в частности???
Педагогическая технология, в дошкольном образовании, представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.
Ценность педагогической технологии в том, что она:
- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;
- создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля) . Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ:
- делает ребёнка более активным;
- повышает познавательный интерес;
- развивает память, мышление и внимание;
- способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.
Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС, обучение в такой форме:
- развивает логическое и критическое мышление;
- формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
- воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
- поощряет проявление инициативы;
- способствует физическому развитию.
Основная цель игровых технологий математического развития - формирование представления, способов действий, развитие мыслительных операции.
Одной из наиболее эффективных технологий является проблемно- игровая технология. В основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.
Целью этой технологии является развитие познавательно-творческих способностей детей в логико- математической деятельности. Проблемно-игровая технология представляется в системе следующих средств : логико-математические игры, логико-математические сюжетные игры (занятия, проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность). Технология позволяет ребенку овладеть средствами (речь, схемы и модели) и способами познания, (сравнением, классификацией, накопить логико-математический опыт) .
В проблемно - игровой технологии логико - математические игры представлены в виде групп:
- Настольно-печатные
- «Цвет и форма», «Логический домик» и др.;
- Игры на объемное моделирование
- «Кубики для всех», «Геометрический конструктор» и др.;
- Игры на плоскостное моделирование - «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис» и др.;
- Игры из серии «Кубики и цвет», «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Цветное панно и др.;
- игры на составление целого из частей - «Дроби», «Чудо-цветик» и др.;
- Игры-забавы - перевертыши, лабиринты, игры на замену мест («Пятнашки» ) и др.
Сейчас, я предлагаю отойти от теории и окунутся в мир детства. Давайте поиграем!
1. Игра называется «Не собьюсь!»
2. Упражнения нейробикой, развивая межполушарные связи, направлены на улучшение мыслительной деятельности и пространственной памяти, развитие познавательных способностей, что крайне необходимо для успешного математического развития.
Первая игра на внимание «Кулак, ребро, ладонь» . Я вам показываю три положения рук на плоскости. Вы сначала выполняете со мной в медленном темпе, затем без меня, ускоряясь.
2. Второе упражнение «Ухо, нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью наоборот».
3. Более сложное упражнение «Восьмерка». Правой рукой рисуем в воздухе восьмерку, запоминаем мысленно движение рукой. Левой рукой рисуем знак бесконечности, запоминает движение рукой. Теперь выполняем оба движения одновременно.
3. Игра «Составь по образцу»
4. Игра «Кто самый внимательны?» (составление фигуры по памяти)
5. Игра «Угадай, сколько?» (игра с фасолью).
6. Игры со стаканчиками:
Игра: «Гусеничка»
Понадобятся стаканчики с цифрами (цифры или арифметическое действие можно написать маркером или приклеить цифры).
Задание: - поставь стаканчики по порядку, в обратном порядке.
Игра: «Башня»
Задание: построить башню из четных чисел или из нечетных. Я обычно ввожу соревновательный мотив – делю детей на 2 команды и предлагаю посмотреть: кто справиться быстрей.
Игра «Прятки»
Цель: развивать внимание, память, закрепить состав числа в пределах десяти.
Для игры ставим стаканчик по кругу, под один из них прячем камешек, цифру.
Камешек находиться под стаканчиком с числом - ответом 8. Задача детей найти спрятанный предмет. А для того, что бы его найти, нужно решить примеры. Кто нашел – забирает себе. У кого больше – тот и победил!
А еще, стаканчики очень удобны в хранении, так как штабелируются и занимают очень мало места и в них можно вставить ложечки!
Математические интерактивные игры
Увлекательные интерактивные игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Играя, ребенок активно стремится что-то узнать, ищет, проявляет усилия и находит; обогащается его духовный мир. А это все содействует общему и умственному развитию. Интерактивные игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представление детей о количестве, величине, геометрических фигурах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад к педсовету на тему" Развитие воображения у детей при организации познавательной и конструктивной деятельности"
Этот доклад предназначен воспитателям детских садов. В этом докладе раскрывается роль воображения в жизни ребенка и способы его развития....
Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙТема: «Развитие...
Семинар - практикум для воспитателей. Тема: Развитие музыкальности у детей старшего дошкольного возраста через актуализацию авторских дидактических игр.
Семинар - практикум для воспитателей. Тема: Развитие музыкальности у детей старшего дошкольного возраста через актуализацию авторских дидактических игр....
Семинар -практикум для педагогов Тема: «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник в художественном творчестве»
Актуальность выбранной темы очевидна: творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Задачи формирования творческой личности приобретают в настоящее время не только теорети...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: «Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников посредством игры»
Познакомить родителей с особенностями развития эмоционально-волевой сферы ребенка старшего дошкольного возраста....
«Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации в математической и конструктивной деятельности дошкольников»
Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного, умственного развития реб...
Семинар- практикум для родителей. тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома».
Семинар- практикум для родителей.тема:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома»....