ПРОЕКТ «УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛЬ»
проект (подготовительная группа)

Харченко Екатерина Васильевна

Старший дошкольный возраст общеразвивающей направленности

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Участники проекта: дети (6-7 лет), родители, воспитатели.

Проблема: на занятии по формированию целостности картины мира обсуждался вопрос: «Почему наш город называется Усолье-Сибирское?». После рассказа у детей возникли вопросы: «Что такое соль? Какая бывает соль? Как добывают соль? Где используют?». И мы решили узнать что-то новое и интересное про соль.

Актуальность: Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность — это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, а ничего о ней не знаем.

Большую роль в формировании общей направленности личности играет практическая деятельность. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаем одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент. С предложенными заданиями дети справляются легко, с огромным интересом, любопытством и что особенно важно – при минимальной помощи со стороны взрослого.

Цель: создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

  1. Выяснить откуда берется соль?
  2. Можно ли обойтись без нее, для чего она нужна?
  3. Исследовать свойства соли опытным путем.
  4. Провести опыты по выращиванию кристаллов соли.
  5. Обогащать словарь детей.
  6. Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы.
  7. Познакомить с картинами известных художников.
  8. Продолжать знакомить с произведениями разных авторов, посвященных соли.

Предполагаемые результаты:

  1. Дети узнают разные виды соли, где можно использовать соль (кроме пищи) и будут делиться своими знаниями с другими.
  2. У ребят будет совершенствоваться умение проводить опыты, отбирать необходимые материалы, определять последовательность действий, радоваться процессу и результату.
  3. Появится интерес к использованию соли в продуктивной деятельности.

План проекта

I Этап. Подготовительный (разработка проекта)

  • Определение проблемы, постановка цели и задач;
  • Определение методов работы;
  • Подбор методической, научной и художественной литературы, а также иллюстрационного материала;
  • Подбор материалов для изобразительной, продуктивной и исследовательской деятельности детей;
  • Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности.
  • Подготовка и подбор презентаций, короткометражных фильмов на данную тему;
  • Введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
  • Определение круга актуальных и посильных по данному возрасту задач.

II Этап. Основной (выполнение проекта)

Работа с детьми

Двигательная деятельность: Подвижные игры с мешочками с солью «Кто самый меткий», «Быстро возьми». Физкультминутка «Я прошу в круг всех встать». Пальчиковая гимнастика «Солим суп»

Игровая деятельность: Дидактические игры «Соленое – не соленое», «Соль — друг и враг». Сюжетно-ролевая игра «Семья» на тему «Готовим обед».

Самообслуживание и элементарный бытовой труд: подготовка к занятию и наведение порядка после экспериментирования

Изобразительная деятельность: Рисование «Сосновая ветка» (рисование снега на ветке солью). Рассматривание картин художников Нефёдова Михаила «Аральское море. Погрузка соли» и Рогулиной Наталии «Соль».

Восприятие художественной литературы и фольклора: Виталий Бианки «Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать», Румынская народная сказка «Соль в кушанье», Чешская сказка «Соль», Русская народная сказка «Соль». Пословицы, поговорки, загадки о соли.

Познавательно-исследовательская деятельность: Опыты с солью «Из чего состоит соль», «Соль хрустит», «Плавающая картошка и яйцо», «Незамерзающая вода», «Соль растворяется в воде», «Соль в холодной и горячей воде», «Выращивание кристаллов», «Лавовая лампа», «Действие соли на растения», «Снежная ветка сосны», «Соль - Чистящее средство». Рассматривание и сравнивание соли (морская, поваренная, каменная). Просмотр презентации «Как соль приходит к нам на стол». Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали».

Коммуникативная деятельность: Беседы «От куда взялось название нашего города Усолье-Сибирское», «Соль друг - соль враг». Рассказ Поясникина Л. «Поваренная соль».

Работа с родителями

Проведение опыта «Выращивания кристаллов соли» детьми в домашних условиях. Составление рассказа «Как мы дома выпаривали соль». Просмотр документального фильма «От куда берется соль». Консультация «История происхождения соли». Буклет «Соляная комната». Создание мини музея «Удивительная соль».

III ЭТАП. Заключительный (обобщающий)

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. А также познакомились с другими видами соли: каменная, морская, йодированная (с добавлением йода). Узнали, где она используется и как она используется в повседневной жизни людей. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. По результатам каждого опыта, дети сделали свои выводы. Пополнили свой словарный запас новыми словами: «поваренная», «выпаривание», «косметическая», «йодированная».

Ребята освоили технику рисования с помощью соли.

В ходе проведения данного проекта была создана картотека «Опыты с солью» и мини музей «Удивительная соль».

Литература:

  1. А Красноштанов «Наше Усолье-Сибирское», Иркутск, 2016.
  2. Л. Юрьева «Преодоление», Иркутск, 2017.
  3. В. Шаманский «Хранитель истории Усолье-Сибирское», Иркутск, «иркутский писатель» 2006.
  4. Сборник песен «Подарил тебе имя соленый родник».
  5. Практический материал «Удивительное место на земле», Усолье-Сибирское, 2008.
  6. Энциклопедия «Я узнаю мир», М.: АСТ «Астрем», 2009.
  7. Энциклопедия «Все обо всем», М.: «Пресса», 1995.
  8. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М. 2009.
  9. Интернет-ресурсы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Удивительная соль"23.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛЬ»

Старший дошкольный возраст общеразвивающей направленности

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Участники проекта: дети (6-7 лет), родители, воспитатели.

Проблема: на занятии по формированию целостности картины мира обсуждался вопрос: «Почему наш город называется Усолье-Сибирское?». После рассказа у детей возникли вопросы: «Что такое соль? Какая бывает соль? Как добывают соль? Где используют?». И мы решили узнать что-то новое и интересное про соль.

Актуальность: Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность — это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, а ничего о ней не знаем.

Большую роль в формировании общей направленности личности играет практическая деятельность. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаем одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент. С предложенными заданиями дети справляются легко, с огромным интересом, любопытством и что особенно важно – при минимальной помощи со стороны взрослого.

Цель: создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

  1. Выяснить откуда берется соль?
  2. Можно ли обойтись без нее, для чего она нужна?
  3. Исследовать свойства соли опытным путем.
  4. Провести опыты по выращиванию кристаллов соли.
  5. Обогащать словарь детей.
  6. Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы.
  7. Познакомить с картинами известных художников.
  8. Продолжать знакомить с произведениями разных авторов, посвященных соли.

Предполагаемые результаты:

  1. Дети узнают разные виды соли, где можно использовать соль (кроме пищи) и будут делиться своими знаниями с другими.
  2. У ребят будет совершенствоваться умение проводить опыты, отбирать необходимые материалы, определять последовательность действий, радоваться процессу и результату.
  3. Появится интерес к использованию соли в продуктивной деятельности.

План проекта

I Этап. Подготовительный (разработка проекта)

  • Определение проблемы, постановка цели и задач;
  • Определение методов работы;
  • Подбор методической, научной и художественной литературы, а также иллюстрационного материала;
  • Подбор материалов для изобразительной, продуктивной и исследовательской деятельности детей;
  • Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности.
  • Подготовка и подбор презентаций, короткометражных фильмов на данную тему;
  • Введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
  • Определение круга актуальных и посильных по данному возрасту задач.

II Этап. Основной (выполнение проекта)

Работа с детьми

Двигательная деятельность: Подвижные игры с мешочками с солью «Кто самый меткий», «Быстро возьми». Физкультминутка «Я прошу в круг всех встать». Пальчиковая гимнастика «Солим суп»

Игровая деятельность: Дидактические игры «Соленое – не соленое», «Соль — друг и враг». Сюжетно-ролевая игра «Семья» на тему «Готовим обед».

Самообслуживание и элементарный бытовой труд: подготовка к занятию и наведение порядка после экспериментирования

Изобразительная деятельность: Рисование «Сосновая ветка» (рисование снега на ветке солью). Рассматривание картин художников Нефёдова Михаила «Аральское море. Погрузка соли» и Рогулиной Наталии «Соль».

Восприятие художественной литературы и фольклора: Виталий Бианки «Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать», Румынская народная сказка «Соль в кушанье», Чешская сказка «Соль», Русская народная сказка «Соль». Пословицы, поговорки, загадки о соли.

Познавательно-исследовательская деятельность: Опыты с солью «Из чего состоит соль», «Соль хрустит», «Плавающая картошка и яйцо», «Незамерзающая вода», «Соль растворяется в воде», «Соль в холодной и горячей воде», «Выращивание кристаллов», «Лавовая лампа», «Действие соли на растения», «Снежная ветка сосны», «Соль - Чистящее средство». Рассматривание и сравнивание соли (морская, поваренная, каменная). Просмотр презентации «Как соль приходит к нам на стол». Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали».

Коммуникативная деятельность: Беседы «От куда взялось название нашего города Усолье-Сибирское», «Соль друг - соль враг». Рассказ Поясникина Л. «Поваренная соль».

Работа с родителями

Проведение опыта «Выращивания кристаллов соли» детьми в домашних условиях. Составление рассказа «Как мы дома выпаривали соль». Просмотр документального фильма «От куда берется соль». Консультация «История происхождения соли». Буклет «Соляная комната». Создание мини музея «Удивительная соль».

III ЭТАП. Заключительный (обобщающий)

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. А также познакомились с другими видами соли: каменная, морская, йодированная (с добавлением йода). Узнали, где она используется и как она используется в повседневной жизни людей. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. По результатам каждого опыта, дети сделали свои выводы. Пополнили свой словарный запас новыми словами: «поваренная», «выпаривание», «косметическая», «йодированная».

Ребята освоили технику рисования с помощью соли.

В ходе проведения данного проекта была создана картотека «Опыты с солью» и мини музей «Удивительная соль».

Литература:

  1. А Красноштанов «Наше Усолье-Сибирское», Иркутск, 2016.
  2. Л. Юрьева «Преодоление», Иркутск, 2017.
  3. В. Шаманский «Хранитель истории Усолье-Сибирское», Иркутск, «иркутский писатель» 2006.
  4. Сборник песен «Подарил тебе имя соленый родник».
  5. Практический материал «Удивительное место на земле», Усолье-Сибирское, 2008.
  6. Энциклопедия «Я узнаю мир», М.: АСТ «Астрем», 2009.
  7. Энциклопедия «Все обо всем», М.: «Пресса», 1995.
  8. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М. 2009.
  9. Интернет-ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Удивительная соль"

Название проекта           Удивительная сольВозраст детей             Старший дошкольный возраст 6-7 летТип проекта...

Исследовательский проект«Удивительная соль»

  Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один  в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит...

Проект "Удивительная соль"

Актуальность нашей работы заключается в том,чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах....

Исследовательский проект "Удивительная соль"

      Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один  в эти слова вкладывает смысл «научи...

Исследовательский проект «Удивительная соль»

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне...

Проект "Удивительная соль"

Проект «Эта удивительная соль»Цель проекта: Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Задачи:Выяснить: что такое соль...

Исследовательский проект "Удивительная соль"

Проведение с детьми "Опыты с солью"...