Проект "Удивительная соль"
проект (средняя группа) по теме

Гурина Людмила Валерьевна

Актуальность нашей работы заключается в том,чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitel-ya_sol.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей «Золотой ключик»

Исследование на тему:

«Удивительная соль»

  Выполнили:

    Зинченко Тимур,

                                                                                   Исмаилова Медина.

Руководитель:

                                                                                                   Гурина Л.В.

 

г. Югорск

2018

Введение.

Актуальность  нашей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах.  Мы выбрали  соль, т.к. она есть на каждом столе, в каждом доме. Мы ежедневно пользуемся множеством вещей, но часто не задумываемся о том, что в каждом из них таится много нового и интересного. Для наших наблюдений и опытов потребовался один пакет поваренной соли.

Цель нашего исследования - изучение особенностей соли, её свойств и качеств.

Задачи исследования:

  1. изучить исторические сведения о соли;
  2. провести опыты с солью;
  3. проанализировать полученные результаты. 

Для проведения исследования мы использовали книги и ресурсы интернета. Есть немало книг, энциклопедий,   где содержится много фактов  и интересных сведений о соли. Мы узнали, что соль – незаменимый продукт в жизни человека, эта приправа вместе с ним с древнейших времен. Соль может быть полезной, а может  нанести непоправимый вред.

В нашей работе основной метод – наблюдение, проведение опытов.

Гипотеза: мы предположили, что соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов и  наблюдений.

Практическое значение: опыты и исследования, которые мы провели, помогут нам больше узнать об окружающем нас мире. Они интересны и познавательны.

Основная часть.

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых современных учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца — Солонь.

Соль – полезное ископаемое. Ее добывают под землей или из моря. Если из моря, то воду заливают в бассейны – солевые разработки; вода испаряется и остается лишь соль, которую собирают большими граблями.

Соль важна для организма человека. В приготовлении пищи - это важнейшая приправа. Без соли пища кажется невкусной, но много соли есть нельзя. Это вредно для здоровья человека.

Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен на Руси с давних времен. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил. «Хлебосольством» и сейчас называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении. По старинной традиции  хлебом с  солью до сих пор на Руси встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Это пожелание добра, выражение гостеприимства. Этот старинный обряд означает, что гость вступил в дружеские отношения и готов съесть вместе с встречающими «пуд соли», готов разделить все их беды и заботы.

С солью связано множество суеверий и примет, одна из самых известных: просыпать соль – дурная примета.

Много – много лет назад соль водилась не в каждом доме. Выставляли её на стол только для самых дорогих гостей. Если же гость ее случайно или, хуже того, специально просыпал — это считалось неуважением к хозяевам.

Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре.

Народ всегда уделял соли особое внимание. В русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито - трава», «Соли нет и слова нет», «Без соли стол кривой».  Есть про соль и загадки:

Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
                       ( соль)

Меня одну не едят,
а без меня мало едят.
                           (соль)

В воде родится,

Воды боится.

                           (соль)

Действительно, соль с давних пор занимает важное место в жизни человека. Но, оказывается, соль – очень интересный материал для проведения опытов.

Опыт № 1 «Растворение соли в воде».

Мне стало интересно, а в какой воде – холодной или горячей – соль растворится быстрее? Мы взяли два стакана с водой разной температуры, в каждом из них я размешивал чайную ложку соли одновременно. Перед началом опыта я думал, что соль растворится с одинаковой скоростью в обоих стаканах, но моя гипотеза не подтвердилась. Оказалось, что в горячей воде соль растворяется быстрее. Это знание пригодится маме, когда она готовит суп: чтобы узнать достаточно ли соли, надо солить горячую воду.

Опыт № 2  «Соль и мороз».

Теперь мне захотелось узнать, а как поведет себя соленая вода на морозе? Я уже знаю, что вода на улице зимой замерзает. Чтобы провести исследование, мне понадобились два стакана, в один – я налил воду из-под крана, а в другом – сделал солевой раствор. Оба стаканчика мы выставили на улицу за окошко. Я считал, что вода в обоих стаканчиках замерзнет, превратится в лед, ведь на улице было очень холодно! Через несколько часов мы увидели, что вода из-под крана стала льдом, а соленая вода не замерзла. Теперь я знаю, что соленая вода не замерзает зимой. Именно поэтому дороги посыпают солью, ведь вода, смешанная с солью, почти не  замерзает. Таким образом, соль на дорогах уменьшает количество опасных скользких участков.

Опыт № 4 «Плавающее яйцо».

Самым весёлым был опыт, который мы провели с яйцом. Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий солевой раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать на поверхности. В эту банку потихоньку начали подливать пресной воды.  Яйцо стало опускаться вниз, но не утонуло. Оно плавало в середине раствора. Очень интересно! Это знание поможет мне показывать фокусы друзьям.

Опыт № 5 «Путешествие соли».

Мама читала мне о том, что в домашних условиях можно вырастить  кристалл. Для этого нужно сделать насыщенный солевой раствор,  опустить в него маленький предмет на ниточке и ждать, когда на нем появится кристалл соли. Мы так и сделали, поставили баночку на окно и стали ждать. К карандашу привязали шерстяную нитку, опустили на ниточке маленький болтик. Но, к сожалению, кристалл у меня не вырос. Я сделаю это, когда стану старше. Зато я увидел, как соль «путешествует» по ниточке, благодаря воде. Через несколько дней на ниточке появился белый налет, который становился все толще со временем. Это была соль, которая оставалась после испарения воды. Вода в баночке уменьшалась с каждым днем, а на стенках тоже появился белый налет из соли. Со временем на ниточке соль накапливалась все больше.

Заключение.

Что может быть удивительного в обычной соли? Такой вопрос мы задавали себе перед началом исследования. И после пришел к таким выводам:

- соль издавна занимает важное место в жизни каждого человека;

- соль растворяется в воде;

- растворы соленой и пресной воды обладают разными свойствами;

- соль – замечательный материал для дальнейших исследований.

Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, мы поняли, что знаем о ней мало.  В ходе исследовательской работы я научился   узнавать   то, что до меня уже знали другие люди. Я понял, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.  В будущем мы хотим узнать,  как добывают соль, как она образуется, какие бывают виды соли, как соль можно применять в творчестве, поделках.


Список литературы.

  1. Владимиров А. Соленое золото. М.: Детская литература, 1986 г.
  2. Гурьянов И. Книга экспериментов. Просто о сложном. М.: Эксмо,2012.
  3. Зазнобина Л., Ковенько Л. Моя самая первая книжка о превращениях в природе. М.: Дрофа, 1996.
  4. Минар И., Парад М. Мир вокруг меня. Энциклопедия малыша. М.: Клуб семейного досуга, 2010.
  5. Савина Л. Я познаю мир. Химия. М.:АСТ, 2007.

 

. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."

Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...

Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).

С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"

Конспект занятия по познавательному развитию...

НОД "Волшебная соль,свойства соли"

НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...

проект "Соль-друг, соль-враг"

Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...

«Соль и его свойства. Рисуем солью»

laquo;Соль и его свойства. Рисуем солью»...