Исследовательский проект "Удивительная соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе
«Удивительная соль»
Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы. Вот и мы с детьми решили всё узнать о соли, мы её едим , а не чего о ней не знаем.
Актуальность:
Дети по своей натуре – исследователи, они очень любознательны и настроены на познание окружающего мира. Главное достоинство метода проекта- возможность самостоятельно, с небольшой помощью взрослого установить представления о различных сторонах изучаемого объекта. Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом. Соль, которая есть в каждом доме, на каждом столе- известная и знакомая, непознанная и таинственная.
Цели проекта:
1. Формирование представлений детей о соли, изучение ее свойств.
2.Способствовать развитию познавательно- исследовательской деятельности детей посредством экспериментирования с солью. .
Исходя из цели, были поставлены задачи:
· Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?
· Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? Почему соль разная?
. Расширить представления о добыче соли
· Исследовать свойства соли опытным путём.
· Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
· Развивать творческие способности, воображение, любознательность.
· Развивать коммуникативные навыки детей.
. Вырастить кристалл поваренной соли.
· Найти сведения о соли в разных художественных произведениях. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
Тип проекта: исследовательско- творческий
Участники проекта: дети разновозрастной группы, их родители, воспитатель.
Срок реализации проекта: среднесрочный, 1 месяц (с 1 по 30 ноября)
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный этап.
• Создание проблемной ситуации «Что мы знаем о соли?»
• Постановка целей и задач проекта.
• Подбор познавательной, научной, художественной литературы, иллюстраций, фотографий про соль.
• Ознакомление родителей с темой и целями проекта.
• Консультация для родителей «Интересно о соли».
2.Основной этап
• Проведение бесед «Какая бывает соль», «Польза и вред соли», рассматривание иллюстраций о соли.
• Просмотр видео «Добыча соли на озере Баскунчак».
• Ознакомление детей с сказками, загадками, пословицами, народными приметами о соли.
• Просмотр мультфильмов о соли «Как казаки соль покупали», «Приключения Адибу. Откуда берется соль».
• Опытно-экспериментальная деятельность «Солѐные фокусы».
• Наблюдения дома и на прогулке: «Как мама использует соль», «Снег похож на соль».
• Подготовленные рассказы детей по теме проекта
• Творческая деятельность : рисование солью в нетрадиционной технике
3. Заключительный этап:
• Изготовление картотеки проведенных опытов «Солѐные фокусы».
• Выставка рисунков детей.
• Выставка совместного творчества детей и родителей «Соль- волшебница».
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
анализ познавательной литературы
опытно-экспериментальная деятельность,
исследовательская деятельность,
наблюдения,
творческая деятельность,
игровая деятельность.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Совместно с детьми мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цель: изучить свойства соли, полезные и вредные качества соли для здоровья человека, нахождение в природе и способы добычи соли. С помощью взрослых мы подобрали познавательную, научную литературу и организовали книжную выставку «Эта удивительная соль». Работая на выставке, ребята с большим увлечением рассматривали иллюстрации, фотографии мест добычи соли; разновидность соли: (мелкая, крупная, каменная, поваренная, морская); просили прочитать статьи, которые их заинтересовали.
Дети познакомились с румынской сказкой «Соль в кушанье» и русской народной сказкой «Соль», с удовольствием рассматривали иллюстрации к сказкам. Мы узнали, что о соли составлено много пословиц, поговорок, загадок.Большой интерес вызвал у детей просмотр мультфильма «Приключения Адибу. Откуда берется соль».
В ходе ООД «Путешествие по соляным месторождениям» дети узнали, что соль добывается разными способами, смотрели видео «Добыча соли на озере Баскунчак». Дети наглядно увидели, как добывают соль, какая техника участвует в этом процессе, познакомились с трудом соледобытчиков. В дальнейшем ребята использовали в творческой игре «Добыча соли», фантазировали и разворачивали сюжеты, придумывали необычайные истории о соли и ее путешествиях
Также дети подготовили дома с родителями рассказы из личного опыта по теме проекта. Сабира рассказала о своих впечатлениях после посещения соляной комнаты в г. Дюртюли. Ислам подготовил рассказ о своей поездке в Соль-Илецк.
Интерес к этой теме у ребят возрос. Им захотелось провести эксперименты и опыты с солью. Следующим этапом нашего проекта стало экспериментирование «Солѐные фокусы» .
С чего начались наши исследования?
Сначала мы изучили свойства и качества соли.
Опыт №1 «Такая разная соль». Оказалось, что соль бывает разная: крупная, мелкая, морская, для ванн. В мире существует столько разных видов соли. Из опыта №2 «Соль растворяется в воде» дети выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях.
Опыт №3 « Выпаривание соли».
Опыт № 4 «Плавающее яйцо».
Но самым интересным для детей стало проведение эксперимента
№5 «Выращивание кристалла».Дети сами вырастили причудливые кристаллы.
Опыт №6 «Окрашивание соли».Ребята научились окрашивать соль с помощью цветных мелков. А потом вместе сделали красивую поделку «Радуга из цветной соли».
Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях, и усилила познавательный интерес. В процессе исследовательской, познавательной деятельности ребята смело высказывали свои мысли, предположения, доказывали, самостоятельно делали выводы.
В свободное время я предложила поиграть русская народную подвижную игру «Без соли- соль!»
Событием стало создание в группе творческой мастерской. Дети научились рисовать в нетрадиционной технике «акварель+ соль». Так были созданы рисунки на тему: «Рыбки». Далее попробывали нарисовать, используя клей ПВА, соль, акварель. Снеговички на рисунках получились как настоящие, словно из снега. Рисунки на тему: «Бабочки» тоже сделаны в нетрадиционной технике « соль, клей ПВА, цветные мелки».
Все рисунки получились объемными, яркими и подарили много приятных эмоций и впечатлений.
Заключительным этапом проекта стала выставка совместного творчества детей и родителей «Соль - волшебница». Дети с родителями сделали интересные поделки из соленого теста.
Вывод:
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с способом выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и волшебными!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дневник наблюдений и опытов в исследовательском проекте «Соль - волшебница».
Цель ведения дневника наблюдений и опытов:-узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё, почему соль разная;- исследовать свойства соли опытным путем;- стимулировать познавательную активность;-...
Исследовательский проект "Соль-вред или польза?"
Проект для детей старшего дошкольного возраста, в котором гармонично сочетаются традиционные и современные педагогические технологии, интеграция различных видов деятельности детей и взрослых (исс...
Познавательно - исследовательский проект "Соль дороже золота"
Реализация проектов показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение ...
Исследовательский проект "Соль - волшебница"
Цель проекта: узнать больше о соли и о ее свойствах. Доказать, что соль - не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества. Участники проекта: дети, родители,...
Презентация детского исследовательского проекта "Соль"
Детский позновательно исследовательский проек о соли, ее свойствах, особенностях. Примеры опытов с солью....
детский исследовательский проект "Соль"
Описание детского позновательно-исследовательского проекта по теме Соль...
Выступление на городском мастер-классе "Представление опыта проведения исследовательской деятельности с дошкольниками «Исследовательская работа «Соль - волшебница"
выписка из протокола городского мастер-класса...