«Технология Виммельбух – современный подход к организации речевого развития дошкольника»
консультация

Виммельбухи – это так называемые книжки-гляделки.

Придумали этот жанр детской литературы в Германии: в переводе с немецкого wimmeln – роиться, Вuch – книга. Виммельбух еще называют живой книгой, но не потому, что она с сюрпризом, а потому, что про жизнь – буквально роится героями и событиями. Этот новый на российском рынке жанр детской книги – воплощение мечты иллюстраторов. 

Виммельбух – это очень большая книга, много картинок и деталей, без текста или очень мало текста, повторяющиеся детали, одни и те же герои.

Виммельбухи  объединяют образовательные  области: речевое, познавательное, социально-коммуникативное. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_.docx267.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов 

«Технология Виммельбух – современный подход к организации речевого развития дошкольника»

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы нас педагогов, занимающихся

формированием речи подрастающего поколения. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоением звуковых законов и норм, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным материалом.

Развитие связной речи – одна из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста и является наиважнейшим условием успешности обучения в школе.

Сегодня я познакомлю вас с возможностями  применения современной образовательной технологии «Книга Виммельбух».

 

https://documents.infourok.ru/9f7edda1-7388-4cdc-82d0-86bd69788d9c/0/image001.png

 

Использование Виммельбухов позволяет в игровой форме решать задачи всестороннего

развития ребенка:

- развитие психических процессов (речи, мышления, памяти, воображения);

- формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой, интерес к книжной информации и занятиям;

- формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения;

- формирование умений улавливать замыслы и идеи содержания (в том числе нравственный, этический, эстетический, научный и другие);

- умение формировать свое отношение к увиденному.

Классификация Виммельбухов:

- энциклопедические – представлена широкая информация по одной теме,  например, о жизни леса;

- одностраничные -  тематические книги с одностраничным сюжетом.  Каждый персонаж «живет» на одной странице здесь и сейчас;

- классические - тематические книги с обилием сюжетных постраничных линий, множеством героев, каждый из которых занят своим делом из страницы в страницу, могут

взаимодействовать с другими персонажами.

 

Классический Виммельбух можно использовать не как цельную книгу, а как отдельные сюжетные и тематические картинки, при этом применяя классические методы и приемы работы с сюжетными картинками. Например,  рассматривание, беседа, описательный рассказ и загадки, описание по плану. Но Виммельбух ценен тем, что картинка не статична, в книжке она в динамике. В динамике каждый персонаж и окружающая среда.

Виммельбух – что это?

Впервые виммельбух проиллюстрировал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш. Идея создать подобную книгу посетила его после кругосветного путешествия. Пытаясь собрать все впечатления, он вдохновился творчеством немецких граверов XVII века и понял, что максимально точно может сделать это не словами, а множеством зарисовок. А потом, глядя на эти картинки, любой сможет истолковать их по- своему. Вышли такие виммельбухи, как «В деревне», «Пиратская книга», «Корабли», «Колесо» и другие. Книги сразу завоевали любовь немецких детишек и их родителей. А потом они распространились по Европе, а далее и всему миру.

Название происходит от немецкого словосочетания Wimmelbuch, которое дословно переводится как «книга с мельтешащими картинками». А название такое дано, потому что на страницах виммельбуха невообразимо много героев, каждый из которых занят чем- то своим, и поначалу от такого разнообразия просто мельтешит в глазах.

Сейчас очень популярны «Виммельбухи» для детей, этот необычный книжный жанр, изначально зародился в Германии. Отличительной особенностью этих книг, является отсутствие (полное или частичное) текста и обилие всевозможных рисунков и деталей по различным темам. «Виммельбухи» развивают воображение и тренируют память ребёнка.

Большой плюс этих книг в том, что они дают возможность ребёнку придумать сюжет и истории героев самостоятельно, а в процессе обсуждения, происходит пополнение словарного запаса.

Виммельбухи имеют свои отличительные особенности. «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Как правило, количество

разворотов небольшое — от 5 до 10, напечатанных на плотном картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало – чаще всего предлагаются различные задания (отыскать какого-либо персонажа или предмет, сосчитать их и т.п.). Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают связную речь ребенка и обогащают его словарный запас.

Рекомендации по организации технологии Виммельбух

Виммельбухи можно использовать в работе с детьми уже с 1,5 лет. Один разворот можно рассматривать на протяжении недели и составлять по нему истории целую неделю, изучать новые предметы, слова. Потом переходить к новым картинкам и снова придумывать новые истории и расширять словарный запас.

К 4 годам можно увеличивать объём рассказа, искать на картинке более мелкие детали, считать предметы или, например, находить слова, начинающие с определённой буквы или в которых есть звук «р».

К 5-7 годам ребёнок научится сам составлять рассказы. Для расширения словарного запаса в этом возрасте необходимо  подсказывать ребёнку слова-синонимы, задавать вопросы «зачем?», «почему так произошло?», «а что было бы, если?». Также можно,

рассмотрев картинку, найти похожие предметы в окружении, комнате, детском саду. Можно попросить ребёнка найти какой-то предмет, запомнить что нарисовано в правом нижнем углу, к примеру, а потом закрыв эту часть страницы, вспомнить и назвать

нарисованные предметы.

Развороты виммельбухов содержат множество сюжетных линий или столько деталей, что по ним можно сочинять невероятное количество историй. Это прекрасно помогает в развитии речи ребёнка. Тематика картинок в виммельбухах очень разнообразна, поэтому каждый ребёнок сможет найти для себя что-то интересное. А знакомясь с новыми картинками - у ребёнка прекрасно развивается словарный запас и фантазия. Виммельбухи также помогают в развитии внимания, логики и фантазии, знакомят детей с многообразием окружающего мира.

Как этим пользоваться?

• составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;

• сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом), искать похожие предметы;

• закрыть разворот после рассматривания и предложить малышу назвать то, что там было изображено. Если ребенок еще не говорит, пусть выберет нужные карточки из заранее

приготовленных вами;

• ищите повторяющихся героев и предметы на каждом развороте;

• устройте соревнование — кто быстрее найдет!

• загадайте предмет на картинке и попросите ребенка найти его;

• посчитайте, сколько на картинке тех или иных предметов.

В Виммельбухах хорошо прорисованы даже мелкие детали, в том, числе и лица персонажей. Вопросы, направленные на чувства, эмоции персонажей, помогут решить не только развивающие задачи социально-личностного характера, но и определить

психологическое состояние ребенка в данный момент.

Работа с книгой - Виммельбухом может проводиться в разных формах и объединять разное количество участников.

Перед началом работы важно учитывать возрастные особенности детей, психологические особенности детей, особенности развития ребенка (например: ребенок с ОВЗ).

В зависимости от ситуации, участников и места использования, технология может быть самостоятельной единицей (например, в ситуации домашнего обучения) или являться дополнительным, вспомогательным инструментом для реализации ФГОС ДО. Поэтому

она не требует комплексного планирования и может применяться эпизодически (например, в рамках лексической темы).

Технология может объединять различные виды детской деятельности вокруг единой темы (книги) и интегрировать образовательные области.

Работа над развитием связной монологической речи:

         составить историю с любым понравившимся персонажем – кто он,

как зовут и что делает, с кем играет, во что играет;

         объединиться в подгруппы и придумать один общий рассказ,

представить рассказ группе (что произойдет дальше);

         рассказать кто, чем занят в группе;

         кто больше назовет действий персонажей;

         найти предмет на заданный звук.

Работа над памятью и вниманием:

         находить знакомые предметы, устроить соревнование «кто найдет

быстрее»;

         угадать и найти предмет (человека, игрушку) по описанию;

         сравнить изображения в книге с реальным пространством,

окружающим ребенка (домик, игрушки, мебель, искать похожие

предметы);

         рассмотреть детали на страничках, а потом закрыть книгу и

вспомнить их.

Для развития пространственного мышления, математических

способностей можно использовать такие игры:

         рассказать, что находится далеко, а что близко, что слева, а что

справа, что сверху, а что снизу;

         рассказать, что двигается быстро, а что медленно, что стоит, а что

перемещается, что происходит раньше, а что позже;

         сосчитать, сравнить по форме, величине, цвету.

Дидактические игры по картинкам Виммельбух

«Найди домашние животные» (возраст 3 – 5 лет)

Цель: продолжить детей знакомить с домашними животными и их детенышами.

Ход: Воспитатель предлагает рассмотреть детям картину, и определить где находятся домашние животные и их детеныши.

Игра «Узнай зверя по описанию» (возраст 3 – 5 лет)

Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

Ход: - Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

-  Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)

- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)

Игра «Что пропало» (возраст 3 – 5 лет)

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Ход: Воспитатель предлагает посмотреть на картину и запомнить. Затем ребята закрывают глаза, пока воспитатель убирает элементы картины на липучках (например, собаку). Задача детей найти что пропало.

Игра «Найди клумбу» (возраст 3 – 5 лет)

Цель: развитие зрительного восприятия, знакомство с различными цветами.

Ход: Поможем садовнику рассадить цветы правильно. Повторить с детьми название цветов.

Игра « Тепло или холодно» (возраст 3 – 4 года)

Цель: расширить представление о летних изменениях в природе: солнце, гроза, пасмурно.

Ход: Детям предлагаем посмотреть на картину и определить какая погода изображена. Почему холодно? Почему жарко?

Игра «Дорога в детский сад» (возраст 5 – 7 лет)

Цель: учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значени зеленого, желтого и красного сигналов светофора.

Ход: Покажи безопасный маршрут до детского сада. На какой свет светофора можно переходить дорогу? Для чего предназначен тротуар?

Игра «Все машины важны» (возраст 3 – 5 лет)

Цель: научить детей какая машина для чего предназначена.

Ход: для чего предназначены эти машины? Пожарная машина предназначена для тушение пожаров. Скорая помощь – для транспортировки людей до больницы. Полицейская машина – для патрулирование дорог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные походы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования...

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

В статье представлены иновационные формы работы по речевому развитию дошкольников....

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС В ДОУ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО...

Педагогический совет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Цель педагогического совета:-Обновление и актуализация знаний воспитателей в вопросах использования  инновационных подходов к построению речевого пространства....

Презентация к педагогическому совету «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

данная презентация сопровождает педсовет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»...

Презентация семинара - практикума для воспитателей "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в виду реализации ФГОС"

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активн...