НОД НА ТЕМУ «ВЕРНОСТЬ РОДНОЙ ЗЕМЛЕ»
план-конспект
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ «ВЕРНОСТЬ РОДНОЙ ЗЕМЛЕ»
ЦЕЛИ: ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГЕРОИЧЕСКОМ ПРОШЛОМ РУССКОГО НАРОДА ДРЕВНЕЙ РУСИ, ВЕЛИКИХ РУССКИХ БОГАТЫРЯХ- ЗАЩИТНИКАХ ЗЕМЛИ РУССКОЙ; ОЖИВИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БЫЛИНЕ, О БЫЛИННЫХ ГЕРОЯХ – ИЛЬЕ МУРОМЦЕ, АЛЁШЕ ПОПОВИЧЕ, ДОБРЫНЕ НИКИТИЧЕ; ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВО ГОРДОСТИ ЗА БОГАТЫРСКУЮ СИЛУ РОССИИ, УВАЖЕНИЕ К РУССКИМ ВОИНАМ, ЖЕЛАНИЕ ИМ ПОДРАЖАТЬ. РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ УМЕНИЕ СЛУШАТЬ ДРУГ ДРУГА, ПРИХОДИТЬ К СОГЛАСИЮ. ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОШЛОГО, НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО. РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ ДЕТЕЙ, АКТИВИЗИРОВАТЬ СЛОВАРЬ ТЕРМИНАМИ, ОБОЗНАЧАЮЩИМИ БОГАТЫРСКИЕ ДОСПЕХИ: ШЛЕМ, БУЛАВА, КОЛЬЧУГА, МЕЧ, ПАЛИЦА, ЛУК, КАЛИКИ.
Ход. Дети входят в зал. Звучит музыка. Дети располагаются полукругом.
Воспитатель. Сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава о них как защитниках земли Русской и своего Отечества из глубокой старины дошли до наших дней.
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Дети садятся на стулья.
-Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
Он защищает землю
От злобных басурман!
В. И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри .
Герои-богатыри сделали целью своей жизни служение Родине-Руси. Много песен и былин сказывал народ об их силе и подвигах, мужестве и отваге. Какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев?
Один в поле не воин.
Один за всех и все за одного.
Смелость города берёт.
Трудно в учении- легко в бою.
За правое дело стой смело.
Храбрый побеждает- трус погибает.
Кто смел- тот и цел.
Головой думай, а силой борись.
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Трудно в учении- легко в бою.
Вопросы к детям:
-Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
-Откуда мы узнали об этих богатырях? (Из былин)
-Из какой былины мы узнали об Илье Муромце? (Из былины «Илья Муромец и Соловей разбойник»)
-Послушайте, как сказитель сказывал былину об Илье Муромце.
Подъехал он ко городу Чернигову. Он как стал-то эту силу великую
У того ли города Чернигова И конём топтать, и копьём колоть,
Нагнано врагов черным-черно, И побил он эту силу великую.
Звучит музыка. В зал входит Илья Муромец.
Я из города, из Мурома. Из села того Карачарова.
И зовут меня Илья Муромец.
Я стоял за Русь много лет и зим,
Не жалея сил, да и времени.
Чтобы Русь никогда, на все времена,
Воевать, разорять было некому.
Вопросы к детям:
Кого защищали русские богатыри?
В чём проявилась верность славных богатырей родной земле?
Почему наш народ любит и помнит русских богатырей?
Чтение детьми стихотворения Т. Курбатовой» Три защитника, три брата, три богатыря»:
Три защитника, три брата, три богатыря…
«Русь на воинов богата!» -говорят не зря.
Меч и лук, копьё, булава,
Щит и верный конь…
Враг не тронь родной державы!
Охраняет Русь по праву
Богатырской русской славы
Боевой огонь!
Выступление богатыря.
Д/и «Помоги богатырю собраться в поход»
Задание. Помогите богатырю добраться до поля сражения, выбрав необходимое снаряжение для битвы (шлем, копьё, булава, палица, лук, меч, конь, танк, шинель, автомат, бинокль, пушка).
Игровое действие. Выбрать картинку из предложенных на столе, объяснить свой выбор и загадать загадку:
Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Её из колечек железных плетут. (кольчуга)
Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом. (шлем)
Не крылата, а перната, как летит, так свистит. (стрела)
Оружие - это трудно поднять,
Не просто поднять, а в руке удержать,
Снести им легко было голову с плеч,
Ну что догадались? Конечно же…(меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит,
Тяжёлый, блестящий, раскрашенный…(щит)
В. Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Он почитался за свою мощь, жизнестойкость. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой его листок и горсть родной землицы. Считалось, что лист дуба даёт силу людям, а родная земля защитит его от врагов, убережёт от смерти, поможет выстоять в трудный час. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.
Ребята, давайте, встанем в круг и сделаем хороводный обряд- поклонение дубу:
У нас рос дубок – Вот таков! (Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.)
Корень его – Вот так глубок! (Наклоняются вниз, показывая корень.)
Листья его – Вот так широки! (Развести руки в стороны).
Ветки его - Вот так высоки! (Руки вверх.)
Ах, ты дуб- дубок, ты могуч. (Медленно поднимают сцепленные руки вверх.)
На ветру ты, дубок, скрипуч. (Покачивания руками.)
Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце.)
Чтобы землю родную защищать от врага!
Илья Муромец: А сейчас я подарю на память каждому из вас талисман «листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри-защитники земли русской.
Работа в ресурсном круге. Социокультурный текст:
Родная земля-это место, где родился и живёт человек, беззаветно любит и защищает её. Богатыри и воины - защитники земли Русской - это люди веры и правды, чести и долга. Они, как солнце, нужны во все времена. Люди благодарны им за их ратный труд, за их высокое предназначение-жизнь отдать за Веру и Отечество!
Дети по кругу, слева направо, отвечают на вопрос: «Чем вы хотите быть похожи на русских богатырей?»
Обобщаю все высказывания детей, называю лучшие качества богатырей.
В заключении:
Что вы узнали сегодня нового?
Что почувствовали во время беседы о богатырях?
Задание. Оформите страницу альбома «Мои истоки» «Славный могучий богатырь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия на тему: "Верность родной земле"
по программе "Социокультурные истоки"....
Конспект активного занятия по программе «Истоки» на тему «Верность родной земле»
Данное занятие направлено на первоначальное освоение дошкольниками духовно-нравственной категории «вера»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Верность родной земле» для детей старшего дошкольного возраста
Цель занятия: Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека.Образовательные задачи:Приобщение к вечным ценностям, передаваемым из поколения в поколение: защита ...
Сценарий досуга. Тема: "Верность родной земле".
ЦЕЛИ:1.Освоение духовно- нравственных категорий.2.Развитие мотивации на общение в группе.3.Овладение умением приходить к согласию, сотрудничеству; взаимодействовать, слушать друг друга.4. Формировать ...
Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория - «Вера». Тема - «Верность родной земле».
Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория - «Вера». Тема - «Верность родной земле»....
Конспект занятия по программе «Истоки» в старшей группе на тему «Верность родной земле»
Занятие по программе «Истоки»в старшей группена тему «Верность родной земле»...
Социокультурные истоки тема: "Верность родной земле"
Итоговое занятие с детьми 5-6 летпо теме: «Верность родной земле» по программе «Социокультурные истоки» Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом...