Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности « Мы маленькие ученые».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности
« Мы маленькие ученые».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_my_malenkie_uchenye_1.docx | 76.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности
« Мы маленькие ученые».
Программное содержание.
- Учить детей проводить самостоятельные исследования.
-Закрепить умения детей собирать доступную информацию на данную тему.
-Закрепить методы исследования, умение фиксировать информацию знаками и символами.
-Расширять кругозор детей.
-Развивать творческие способности детей, умение смело высказывать свои определения, развивать мышление, речь детей.
-Воспитывать умения детей работать в коллективе, дружеские отношения, интерес к новой информации.
Материал и оборудование: картинки с изображением ягод, ноутбук , интерактивная доска, детская литература о ягодах ( книги , энциклопедии), альбомные листы и цветные карандаши, ягоды брусники и клюквы, банки с холодной и горячей водой.
План.
1.Вступительная беседа ( сообщение цели, распределение команд).
2.Загадки.
3.Способы исследований.
4.Работа детей (сбор информации).
5.Физкультминутка.
6.Сообщение детей.
7.Итог.
Ход занятия ( эксперимента).
Воспитатель:
1.Ребята сегодня мы с вами будем учеными, которые занимаются исследовательской работой. Как вы думаете, что значит - заниматься исследовательской работой?
Дети: Это когда люди - ученные ищут что-то новое.
Воспитатель: Правильно. А теперь нам надо разделиться с вами на две команды. Первая команда будет называться «Елочка», а вторая - «Ягодка».
2.Воспитатель: Я загадаю вам загадки, а вы должны их отгадать, отгадки и будут темой вашей исследовательской работы.
Слушайте внимательно, команда «Елочка».
Словно мелкий виноград,
Гроздья красные висят.
В сентябре их соберешь,
Витамины запасешь.
Средь валежника - смотри-ка! -
Что за ягодка? (Брусника)
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно.
А теперь слушает команда «Ягодка».
В северных районах,
Ягода растёт,
Средь зелёных кочек,
Торфяных болот! (клюква).
3.Воспитатель: Дети, а с чего же нам с вами нужно начать сбор информации. (Надо самим подумать).
-Как можно еще добыть информацию? ( Показ значков: посмотреть в книгах, в компьютере, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент).
Вот сколько способов есть, чтобы добыть новую информацию.
А теперь, дорогие ученные, займите свои места и начинайте работать.
4.Работа детей. Сбор материала
Основной этап занятия – это конечно сбор материала. Его необходимо фиксировать на листочках в виде элементарных рисунков, значков, символов, отдельных букв или слов – пиктограмм, а затем размещать их в кармашках на общей папке исследователя.
Звучит тихая музыка. Дети работают самостоятельно, они сами изучают все, что связано с их темой. В лаборатории дети сами распределяют свои обязанности: один идет смотреть в книгах; другой – спрашивает у другого человека, вместе смотрят видеоролик, проводят эксперимент. Затем ребята все вместе оформляют доклад, делают зарисовки.
Задача педагога – выполнять обязанности консультанта, помогать тем, кто нуждается в помощи.
Итак, подумав самостоятельно, дети приходят к выводу, что брусника и клюква - северные ягоды. Брусника растёт в лесах, клюква - на болотах.
По ходу воспитатель может задавать наводящие вопросы. Ребята делают отметки на листочках и вставляют их в кармашек первого метода исследования.
-Следующий метод – прочитать в книге, энциклопедии. Их них ребята могут узнать, как внешне выглядят эти ягоды, какие они на вкус, в какое время их лучше всего собирать.
-Следующий метод - спросить у другого человека. Спрашивая других людей, можно узнать что-то новое, неизвестное. Например, можно узнать, кто питается из животных этими ягодами, как их употребляет человек в пищу (добавляет в компоты, морсы, в начинки для пирогов и т.д.)
-На следующем этапе можно посмотреть небольшой видеоролик о северных ягодах, из которого можно узнать ещё что-то новое (дети узнают, что брусника цветет в мае-июле, на её ветках расцветают бело-розовые цветочки, собранные в кисти по 4-8 цветков; издавна люди собирают весной и осенью листья и побеги брусники, сушат их, заваривают брусничный чай или готовят отвары, обладающие противомикробным и противопростудным действием; цветки клюквы розового цвета, а иногда могут иметь светло-пурпурную окраску; цветет клюква весной в мае-июне месяце, а начинает поспевать ближе к осени; ее собирают три раза: в сентябре, с наступлением первых заморозков - в ноябре и ранней весной; в ягодах клюквы содержатся витамины В, С; она полезна при простудных заболеваниях)
-Последние методы в нашем плане – наблюдение и эксперимент. Давайте рассмотрим эти ягоды, потрогаем на ощупь, сравним по размеру, положим в банку с холодной и горячей водой и проверим, изменится ли цвет воды).
5.Исследовательская работа завершена, ребята давайте немного отдохнем, а затем послушаем ваши доклады.
Физкультминутка.
А в лесу растёт брусника.
А в лесу растёт брусника,
Голубика и черника.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
Доклад 1 команды «Елочка».
« Брусника - северная ягода, растущая в лесу. Цвет ягод – ярко-красный, форма - круглая, ягоды на вкус — сладко-кислые с горьковатым привкусом. Брусника – широко распространённое растение. Растёт по всей лесной зоне, в тундре, доходит до берегов Северного Ледовитого океана. Живёт до 300 лет.
Ягоды очень мелкие, поэтому чтобы собрать бруснику, нужно много терпения. Это очень полезная и богатая витаминами ягода, из нее варят варенье, компоты, делают морсы. Так же полезны и листья брусники, их то же собирают».
Доклад 2 команды « Ягодка».
«Клюква- то же является северной ягодой. Клюква образует заросли на торфяных болотах. Цветёт в мае-июне, плоды созревают в конце августа и в сентябре. Ягоды круглые, красные, на вкус- кислые. По содержанию полезных веществ, клюква – одна из самых полезных ягод. Клюквенный сок с мёдом пьют при кашле, ангине, простуде. Для лечения используют зрелые ягоды клюквы, из которых готовят кислые напитки».
7.Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть ученными? Работать в своих лабораториях? О каких лесных ягодах вы собирали информацию?
Молодцы, вы справились!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Исследовательские проекты в средней группе ДОО. Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»
Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе на тему: «Мы – маленькие исследователи воды"
Вода необходима не только людям, но и растениям, животным – всему живомуна земле. Поэтому ее нужно беречь и охранять....
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Помощь Курочке" (технология исследовательской деятльности)
Тема: «Помощь Курочке» Возрастная группа: дети 4-5 лет.Цель: создание условий для вызова интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:Образовательная:...
Конспект НОД по познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности «Путешествие по сказкам"
Развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности. Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Вода-какая она?» Младшая группа
Цель: Создать условия для формирования у детей представления о свойствах воды.Программные задачи:Обучающие: - закрепить знания детей о свойствах воды: бесцветная, прозрачная;- познакомить с новы...
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...