Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности « Мы маленькие ученые».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Азарова Кристина Владимировна

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности

 « Мы маленькие ученые».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_my_malenkie_uchenye_1.docx76.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности

 « Мы маленькие ученые».

Программное содержание.

- Учить детей проводить самостоятельные исследования.

-Закрепить умения детей собирать доступную информацию на данную тему.

-Закрепить методы исследования, умение фиксировать информацию знаками и символами.

-Расширять кругозор детей.

-Развивать творческие способности детей, умение смело высказывать свои определения, развивать мышление, речь детей.

-Воспитывать умения детей работать в коллективе, дружеские отношения, интерес к новой информации.

Материал и оборудование:  картинки с изображением ягод, ноутбук , интерактивная доска, детская литература о ягодах ( книги , энциклопедии), альбомные листы и цветные карандаши, ягоды брусники и клюквы, банки с холодной и горячей водой.

План.

1.Вступительная беседа ( сообщение цели, распределение команд).

2.Загадки.

3.Способы исследований.

4.Работа детей (сбор информации).

5.Физкультминутка.

6.Сообщение детей.

7.Итог.

Ход занятия ( эксперимента).

Воспитатель:

1.Ребята сегодня мы с вами будем учеными, которые занимаются исследовательской работой. Как вы думаете, что значит - заниматься исследовательской работой?

Дети: Это когда люди - ученные ищут что-то новое.

Воспитатель: Правильно. А теперь нам надо разделиться с вами на две команды. Первая команда будет называться «Елочка», а вторая - «Ягодка».

2.Воспитатель: Я загадаю вам загадки, а вы должны их отгадать, отгадки и будут темой вашей исследовательской работы.

Слушайте внимательно, команда «Елочка».

Словно мелкий виноград,

Гроздья красные висят.

В сентябре их соберешь,

Витамины запасешь.

Средь валежника - смотри-ка! -

Что за ягодка? (Брусника)

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно.

А теперь слушает команда «Ягодка».

В северных районах,

Ягода растёт,

Средь зелёных кочек,

Торфяных болот! (клюква).

3.Воспитатель: Дети, а с чего же нам с вами нужно начать сбор информации. (Надо самим подумать).

-Как можно еще добыть информацию? ( Показ значков: посмотреть в книгах, в компьютере, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент).

C:\Users\Администратор\Pictures\0.png

Вот сколько способов есть, чтобы добыть новую информацию.

А теперь, дорогие ученные, займите свои места и начинайте работать.

4.Работа детей. Сбор материала

Основной этап занятия – это конечно сбор материала. Его необходимо фиксировать на листочках в виде элементарных рисунков, значков, символов, отдельных букв или слов – пиктограмм, а затем размещать их в кармашках на общей папке исследователя.

Звучит тихая музыка. Дети работают самостоятельно, они сами изучают все, что связано с их темой. В лаборатории дети сами распределяют свои обязанности: один идет смотреть в книгах; другой –  спрашивает у другого человека, вместе смотрят видеоролик, проводят эксперимент. Затем ребята все вместе оформляют доклад, делают зарисовки.

Задача педагога – выполнять обязанности консультанта, помогать тем, кто нуждается в помощи.

Итак, подумав самостоятельно, дети приходят к выводу, что брусника и клюква - северные ягоды. Брусника растёт в лесах, клюква - на болотах.

По ходу воспитатель может задавать наводящие вопросы. Ребята делают отметки на листочках и вставляют их в кармашек первого метода исследования.

-Следующий метод – прочитать в  книге, энциклопедии. Их них ребята могут узнать,  как внешне выглядят эти ягоды, какие они на вкус, в какое время их лучше всего собирать.

-Следующий метод - спросить у другого человека. Спрашивая других людей, можно узнать что-то новое, неизвестное. Например, можно узнать, кто питается из животных этими ягодами,  как их употребляет человек в пищу (добавляет в компоты, морсы, в начинки для пирогов и т.д.)

-На следующем этапе можно посмотреть небольшой видеоролик о северных ягодах, из которого можно узнать ещё что-то новое (дети узнают, что брусника цветет в мае-июле, на её ветках  расцветают бело-розовые цветочки, собранные в кисти по 4-8 цветков; издавна люди собирают весной и осенью листья и побеги брусники, сушат их, заваривают брусничный чай или готовят отвары, обладающие противомикробным и противопростудным действием; цветки клюквы розового цвета, а иногда могут иметь светло-пурпурную окраску; цветет клюква весной в мае-июне месяце, а начинает поспевать ближе к осени; ее собирают  три раза: в сентябре, с наступлением первых заморозков - в ноябре и ранней весной; в ягодах клюквы содержатся витамины В, С; она полезна при простудных заболеваниях)

-Последние методы в нашем плане – наблюдение и эксперимент. Давайте рассмотрим эти ягоды, потрогаем на ощупь, сравним по размеру, положим в банку с холодной  и горячей водой и проверим, изменится ли цвет воды).

5.Исследовательская работа завершена, ребята давайте немного отдохнем, а затем послушаем ваши доклады.

Физкультминутка.


 А в лесу растёт брусника.
А в лесу растёт брусника,
Голубика и черника.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Доклад 1 команды «Елочка».
« Брусника - северная ягода, растущая в лесу. Цвет ягод – ярко-красный, форма - круглая, ягоды на вкус — сладко-кислые с горьковатым привкусом. Брусника – широко распространённое растение. Растёт по всей лесной зоне, в тундре, доходит до берегов Северного Ледовитого океана. Живёт до 300 лет.

Ягоды очень мелкие, поэтому чтобы собрать бруснику, нужно много терпения. Это очень полезная и богатая витаминами ягода, из нее варят варенье, компоты, делают морсы. Так же полезны и листья брусники, их то же собирают».

Доклад 2 команды « Ягодка».

«Клюква- то же является северной ягодой. Клюква образует заросли на торфяных болотах. Цветёт в мае-июне, плоды созревают в конце августа и в сентябре. Ягоды круглые, красные, на вкус- кислые. По содержанию полезных веществ, клюква – одна из самых полезных ягод. Клюквенный сок  с мёдом пьют при кашле, ангине, простуде. Для лечения используют зрелые ягоды клюквы, из которых готовят кислые напитки».

7.Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть ученными? Работать в своих лабораториях? О каких лесных ягодах вы собирали информацию?

Молодцы, вы справились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе на тему: «Мы – маленькие исследователи воды"

Вода необходима не только людям, но и растениям, животным – всему живомуна земле. Поэтому ее нужно беречь и охранять....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Помощь Курочке" (технология исследовательской деятльности)

Тема: «Помощь Курочке» Возрастная группа: дети 4-5 лет.Цель: создание условий для вызова интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:Образовательная:...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности «Путешествие по сказкам"

Развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности. Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Вода-какая она?» Младшая группа

Цель: Создать условия для формирования у детей представления о свойствах воды.Программные задачи:Обучающие: -  закрепить знания детей о свойствах воды: бесцветная, прозрачная;- познакомить с новы...

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...